«Психолого-педагогическое сопровождение как необходимое условие обеспечения качества образования на примере Центра профориентационной поддержки в г.Боровске Калужской области»
статья на тему

Белоскурская ольга алексеевна

Публикация статьи педагога-психолога Белоскурской О.А. в сборнике материалов региональной научно-практической конференции, посвященной памяти народного учителя Российской Федкрации А.Ф Иванова 2015г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Психолого–педагогическое сопровождение

как необходимое условие обеспечения качества образования

на примере «Центра профориентационной поддержки» в г.Боровске

Калужской области.

Психолого–педагогическое сопровождение образовательного процесса – система социально–психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения, формирования личностных характеристик, на основе выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка и формирования устойчивости мотивации познания; для психолого–педагогической поддержки всех участников образовательного процесса[5].

Система психолого–педагогического сопровождения с одной стороны, интегрирует диагностику, консультации, тренинги и другие формы психологической работы, с другой стороны, включает сопровождение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов. Данная система должна обеспечить формирование у школьника стремления к личностному развитию и социализации.

Среди критериев успешности психолого–педагогического сопровождения:

1) успешность деятельности учащегося;

2) осуществление деятельности без значимых нарушений физического и психического здоровья;

3) удовлетворенность своей деятельностью, своим положением;

4) связывание своих личных планов и интересов с этой деятельностью в перспективе.

Главная цель сопровождения – создание социально–психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения, формирования личностных характеристик, отвечающих требованиям новых стандартов, на основе выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка и формирования устойчивости мотивации познания; для психолого–педагогической поддержки всех участников образовательного процесса.

Центральный принцип – ценность личного выбора человека, его самоопределения в значимых жизненных ситуациях.

Уровни психолого–педагогического сопровождения:

  1. индивидуальное;
  2. групповое;
  3. на уровне класса;
  4. на уровне школы.

Формы сопровождения:

Консультирование (помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители). Индивидуальное консультирование – оказание помощи и создание условий для развития личности,  способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению. Групповое консультирование – информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении. Выявление особенностей психического развития ребенка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества[4;6].

Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы, прежде всего с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики. Направленно на: уменьшения степени выраженности патологии, ее поведенческие последствия; предупреждение появления вторичных отклонений в развитии; обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала ребенка. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) – формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении. Психопрофилактическая работа – обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей.

Психологическое просвещение и образование – формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта[1;2].

Профориентационная работа является естественным продолжением всей психолого–педагогической работы с учащимися и в каком–то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни) [3].

Сегодня значительно возросла значимость реализации профориентационной деятельности. Выбор профессии – это один из важнейших выборов человека, определяющий его жизненный путь. Профессия должна отвечать интересам человека, но выбор профессии должен быть обоснован и тем, насколько человек по своим индивидуально–психологическим качествам отвечает требованиям профессии.

Неудачный, необоснованный выбор профессии имеет неблагоприятные последствия и для человека, и для общества. Для успешного вхождения человека в новый и неизвестный ему мир профессий и продвижения в нём к желаемой для него цели наш центр предоставляет ему ориентиры, отражающие количественную и качественную потребность общества в кадрах, а также характеризующие особенности профессий или конкретного вида труда и способа подготовки к ним.

В период отрочества, на завершающем этапе обучения в школе, вопросы выбора профессии приобретают особую остроту. Для некоторых учащихся уже после окончания девяти классов актуальным становиться выбор профессионального учебного заведения. Оправдан ли будет этот выбор? 

Перед многими выпускниками школ стоит проблема выбора пути подготовки к будущей профессии. Часто профессиональное учебное заведение выбирается случайно. Часть выпускников сразу устраиваются на работу, не имея специальной подготовки и значительных профессиональных перспектив. К тому же выпускник школы не всегда может реально сделать самостоятельно выбор профессии, часто он навязывается друзьями, родителями – в силу возрастных причин сложно принять самостоятельное решение.

Для молодых людей, поступивших в профессиональное учебное заведение, проблема выбора профессий окончательно не решена. Некоторые из них разочаровываются в правильности своего выбора уже на первом году обучения, другие – в начале самостоятельной профессиональной деятельности, третьи – после 3–5 лет работы по специальности. Некоторая часть молодёжи после окончания профессиональной школы (начальной, средней, высшей) не сможет найти работу по полученной профессии и пополнит ряды безработных. Таким образом, вопрос выбора профессии снова станет для неё актуальным[7;8].

Поэтому необходимо помочь школьникам сделать правильный выбор профессии, помочь разобраться в своих желаниях и оценить свои возможности.

Профориентация в МОУ ДОД «Центр творческого развития» – это деятельность, направленная на помощь учащемуся в выборе профессии и планировании успешной карьеры. Для того чтобы определить специфику контингента выпускников Боровского района на рынке труда, было проведено анкетирование учащихся трех школ, которое показало, что она состоит в следующем:

  • Низкий уровень информированности о рынке труда, об условиях дальнейшего обучения;
  • Отсутствие опыта работы, специального образования;
  • Низкий уровень активности, мотивированности собственного трудоустройства, психологическая неготовность к самостоятельным действиям.

Начинать же профориентационную работу имеет смысл уже в младшей и средней школе. Здесь наиболее уместным оказываются игровые активизирующие подходы. Имеет смысл пробуждать интерес школьников к труду,  знакомить ребят с миром профессий, показывать тематические видеофильмы, приглашать специалистов из разных областей деятельности,  давать возможность попробовать себя в разных видах труда.

После девятого класса школьники переходят в профильные классы или продолжают свое обучение в специализированных профессиональных колледжах.  Для этого уже нужно уметь рефлексировать, строить жизненные планы, сопоставлять свои способности, личностные особенности, интересы и ценности с будущей профессией, должен научиться принимать решения самостоятельно и взвешенно.

В старших классах основная задача школьника – определиться с вузом. Для этого необходима конкретная информация об учебных заведениях, днях открытых дверей, подготовительных курсах. Структура мотивации, личности и интеллекта к этому возрасту становится уже более устойчивой.

Итак, какую же профориентационную поддержку получают дети сейчас в своём большинстве? Такая работа в основном веётся в школах. И в большинстве случаев, если её и ведут, то ведут на классных часах классные руководители, не имеющие для этого необходимого инструментария и подготовки. А во многих школах такая работа вообще не ведётся. И выпускники предстают перед выбором будущей профессии, абсолютно не понимая свои особенности и не зная элементарных характеристик даже самых распространенных профессий. Многие выбирают профессию, а по сути  будущее – наугад, как повезёт. И хорошо, если повезло и выпускник найдет для себя в выбранной профессии те необходимые плюсы, которые обеспечат ему интересную, высокооплачиваемую профессиональную жизнь. А если нет? Если выбранная профессия не радует уже на первом курсе или, окончив образовательное учреждение и получив не ту профессию, молодой специалист отказывается по ней работать? Предупреждение таких ситуаций лежит в основе работы любого  консультанта по профессиональному самоопределению. Этим занимаются и педагоги, ведущие курс профессионального самоопределения в нашем «Центре профориентационной поддержки». Он организован в сентябре 2014 года на базе МОУ ДОД «Центр творческого развития».

Основными направлениями работы этого центра являются:

– экскурсии в образовательные организации среднего и высшего профессионального образования Калужской и Московской областей. Также экскурсии на предприятия района. За прошедшее время существования центра было организовано уже восемь экскурсий, в которых были задействованы учащиеся большинства школ Боровского района. Профориентационные экскурсии формируют у учащихся положительное отношение к рабочим профессиям, знакомят с производственным процессом, содержанием и условиями труда рабочих специалистов.

– тренинговая и диагностическая работа на базе образовательных организаций района. Диагностическая работа ведётся посредством дополнительной общеобразовательной программы общеразвивающего уровня «Основы профессионального самоопределения», аналогов которой в Боровском районе нет. Игровая тренинговая форма позволяет детям лучше понять свои способности, наклонности, таланты, дает возможность «примерить» на себя разные профессии и приблизить к себе будущее. В этой работе задействованы старшеклассники пока двух школ Боровского района.

– консультационные занятия. Они подразумевают разовые или немногочисленные встречи с ребенком по поводу сложившихся трудностей, возникших вопросов. Сейчас консультируют два педагога. Ребята приходят в оговоренное время в определенные дни и это учащиеся Боровских школ. При консультировании следует помнить о конфиденциальности и не выносить полученную информацию дальше места встречи.

В перспективе работы центра возможны одноразовые выезды педагогов в образовательные организации (школы) района для проведения профориентационных занятий, направленных на актуализацию проблемы профессионального самоопределения учащимися.

Наш профориентационный центр существует всего несколько месяцев, но уже заметны положительные тенденции в его работе: число учащихся, которые на момент сентября 2014г. ещё не определились с выбором профессии, сейчас значительно снизилось, многие, кто «грезил Москвой» – сейчас планируют учиться и работать в Калужской области (данные из анкетирования), и, в целом, заметно положительное отношение к процессу выбора профессии – своего будущего.

Таким образом, организация профориентационной работы заключается в подготовке учащихся к выбору профессии. Однако окончательный выбор каждый из них делает самостоятельно, но им нужна помощь. И работа «Центра профориентационной поддержки» по психолого–педагогическому сопровождению учащихся в г.Боровске является одним из условий обеспечения качества образования в Боровском районе.

        

Ольга Алексеевна Белоскурская

педагог–психолог в МОУ ДО «Центр творческого развития»

г.Боровск Калужская область

(8–48–438–)4–39–49

Список литературы:

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., 1980. Т. 2. - 232 с.
  2. Битянова М. Р. Психолог в школе: содержание и организация работы. – М: Сентябрь, 1998.
  3. Бурменская Г.В. и др. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. — М.: МГУ, 1990.
    Калягин В. А., Матасов Ю. Т., Овчинникова Т. С. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях. – СПб: КАРО, 2005.
  4. Кевля Ф.И. Психолого-педагогический консилиум как средство прогнозирования личностного развития ребенка //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1996. – № 3.
  5. Кузнецова И.В., Ахутина Т.В., Битянова М.Р., Пахомова А.П., Полонская Н.Н. и др. Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе. Кн.1. — М.: НМЦ «ДАР» им. Л.С. Выготского, Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997.
  6. Основные направления деятельности педагога-психолога: учеб.-метод. Пособие / авт.-сост.: Е.А. Осипова, Е.В. Чуменко; ГУО АПО – Минск, 2006.
  7. Психолого-медико-педагогическая консультация. Методические рекомендации. /Под ред. Л.М. Шипициной. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга, 1999.
  8. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одарёнными детьми как необходимое условие повышения качества образования

В данной статье указываются критерии одарённости детей и предлагается работа с одарёнными детьми через научное общество учащихся....

«Инновационная деятельность и развитие профессионально-личностных качеств педагогов, как необходимое условие повышения качества образования»

Компетентностный подход –  создание условий для овладения учащимися комплексом  компетенций, направленных на форми-рование личности, способной адапти-роваться в условиях социально-полити-чес...

Семинар РМО для учителей немецкого языка."Деятельностный подход на занятиях - необходимое условие повышения качества образования"

В основе ФГОС  – федеральных образовательных стандартов основного общего образования – лежит системно-деятельностный подход. Основной педагогической задачей является создание и организация услови...

Использование новых педагогических технологий обучения как одно из необходимых условий повышения качества образования в процессе реализации ФГОС НОО и введения ФГОС ОО

Статья расскрывает новые педагогические технологии, которые могут повысить мотивацию учащихся к изучению предмета, снять напряжение на уроке, сделать его более интересным и как следствие повысить каче...

«Использование современного цифрового оборудования на уроках химии как необходимое условие повышения качества образования»

В работе рассматриваются возможности применения цифровой лаборатории  для развития исследовательских навыков у учашихся. Показано, что использование на занятиях цифровой лаборатории позволяет фор...

Профессиональное развитие педагога как необходимое условие повышения качества образования в современной школе

Презентация к педсовету по теме "Профессиональное  развитие педагога как необходимое условие  повышения качества образования в современной школе"Цель педсовета "Повышение моти...