Метапредметные связи
консультация по французскому языку (5, 6, 7 класс) на тему
Формирование и использование метапредметных связей на уроке французского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_i_ispolzovanie_metapredmetnyh_svyazey_na_uroke_frantsuzskogo_yazyka.docx | 20.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование и использование метапредметных связей на уроке французского языка
"Не мыслям следует учить, а мыслить" (И.Кант)
Важнейшей задачей ФГОС является формирование универсальных (метапредметных) учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В настоящее время необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, где и как их применять. Но еще важнее – знание о том, как эту информацию добывать, интегрировать или создавать. Любое знание состоит частично из «информации» («чистое знание») и частично из «умения». Процесс изучения того или иного предмета преследует своей целью как сообщение учащимся той или иной информации, касающейся этого предмета, так и создание определенных умений. Умение – это мастерство, это способность использовать имеющиеся сведения для достижения своих целей. Умение – это совокупность определенных навыков.
Метапредмет – это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Авторы идеи Н.Громыко и М. Половков считают, что ученик, работая в разных предметных областях, с разным учебным материалом, использует сходные приёмы: анализ, синтез, воображение, схематизацию, проблематизацию и другие.
Метапредметы соединяют в себе идею предметности и надпредметности, и, самое важное, идею рефлексивности: ученик не запоминает, а промысливает важнейшие понятия. Создаются условия, чтобы ученик начал рефлексировать собственный опыт работы: несмотря на разные предметы, он проделывает одно и то же – производит формирование определенного блока способностей. Опыт давно уже доказал, что если ученик сам «дошел» до определенной мысли, самостоятельно вывел результат поставленной задачи, то материал им усвоится намного лучше и качественнее, чем у того, кто получил знание от учителя, услышал ответ от одноклассника или прочитал в учебнике.
Новшество становится новой инновационной методикой, только если получает практическое использование в жизни и приводит к конкретному результату. Метапредметные связи – это практическое владение, а также использование полученных навыков и умений в других областях жизни и деятельности учащихся. Именно на конкретный результат - на метапредметные связи – и должны быть направлены старания учителя.
Самое главное – учить детей рефлексировать, использовать полученные знания, навыки и умения в практических заданиях, в формировании жизненного опыта. Прекрасная возможность для формирования метапредметных связей это проектно-исследовательская деятельность.
Необходима тесная связь урочной и внеурочной деятельности. Нельзя говорить о проблемах экологии и не замечать их, выходя за пределы школы, говорить об уважении других культур, писать проекты и высмеивать одноклассника другой национальности. Таким образом осуществляются метапредметные связи – дети учатся самостоятельно рефлексировать полученные знания и навыки в своей собственной жизни.
В своей работе я стараюсь максимально соблюдать требования к учителю, реализующему метапредметный подход:
- Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!
- Добиваться от учеников аргументированных ответов.
- Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
- Чётко и точно формулировать задание.
- Проявлять способность к импровизации.
- Помнить, что основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока. Учитель не актёр, а режиссёр!
Приемы и задания метапредметного характера, используемые мною на практике:
- Одним из приемов, которым я пользуюсь, это составление алгоритмов. В начальной школе я называю это «Рассуждалками». При изучении грамматических тем я вместе с учащимися составляю алгоритм, где мы вместе отвечаем на вопросы, что будет если соблюдено или не соблюдено определенное условие. Таким образом, большинство правил записаны не в чисто словесной форме, а в виде схемы-алгоритма.
- Использование математических действий при изучении языка. Например, при изучении темы пассивный залог в 7 классе. Я предлагаю учащимся посмотреть на нее глазами «математиков», то есть увидеть за знаком языковым знак в более широком смысле слова и понять, что с ним можно оперировать точно также, как и с математическими знаками, то есть складывать и вычитать. Учащиеся самостоятельно выводят формулы и правила употребления различных форм пассивного залога, используя математические формулы сложения.
- Постановка цели урока самими учащимися. Обучать самостоятельному целеполаганию нужно постепенно, задействуя весь возможный потенциал УМК и различную наглядность. В 5 классе это может некая ситуация, например открытка, которую нужно написать французским детям. На более старших этапах процесс целеполагания начинается с иллюстрации в учебнике и обсуждения ситуации, близкой и понятной учащимся (например использование мобильных телефонов). Иногда я в начале урока инициирую небольшой спор по некоторой проблеме. Еще один способ: я начинаю изучение раздела с конца. Учащимся предлагается взглянуть на самый последний урок раздела (который обычно содержит проектную работу) и оценить, что нужно узнать и сделать, чтобы потом суметь выполнить аналогичный проект.
- Рефлексия в конце урока. Напрямую зависит от поставленной в начале урока цели. Обычно учащиеся просто отвечают на мой вопрос: «Можем ли мы теперь…?». Иногда мы подсчитываем, сколько новых слов мы узнали, определяем новое грамматическое явление в тексте. Главное, чтобы учащиеся сами воспроизвели в речи, чему они научились на уроке.
Одной из проблем, с которой довелось столкнуться мне, это неготовность учащихся к новым методам работы, их желание получить знание побыстрее и более простым путем. В результате даже такое фундаментальное задание как проект теряет всю свою ценность, если оно просто списывается с Интернета. Дети не умеют мыслить и, что самое печальное, не хотят учиться. В этом и состоит наибольший труд педагога: не заставить, и сделать так, чтобы ученик захотел учиться мыслить, почувствовал радость от преодоления трудностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование метапредметных связей на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности
Работа выполнена для защиты после курсов ИОЧ...
Метапредметные связи как приоритетное направление в преподавании английского языка на современном этапе.
Метапредметные связи как приоритетное направление в преподавании английского языка на современном этапе....
Система развития метапредметных связей на основе проектной и исследовательской деятельности учащихся на базе единого информационного пространства гимназии
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" гласит, что: «Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в буд...
Осуществление метапредметных связей на уроках физики как средство повышения мотивации обучающихся в условиях перехода на ФГОС ООО
Наши дети, приходя в школу с 1-го класса, катастрофически теряют интерес к обучению на уровне 7-8-го класса. Чем старше ребенок, тем ниже мотивация. Ценность обучения для ребенка теряется, и смы...
Метапредметные связи на уроках химии
Метапредмет - это новая образовательная форма, являющаяся надстройкой традиционных учебных предметов. Это - учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учеб...
Метапредметные связи на уроках иностранного языка
Нам предстоит работать в соответствии с новым образовательным Стандартом. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход. Госстандарт ориентирован на становление личностных характеристи...