Программа объединения "Юный лингвист"
рабочая программа по французскому языку на тему
Программа знакомит детей с творчеством французских писателей, художников, музыкантов через заочные экскурсии, участие в конкурсах, возможность реализовать себя в постановке сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_lingvist_2.doc | 459 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Часто учителя иностранных языков сетуют на то, что сначала учащиеся абсолютно все горят желанием изучать язык, но, столкнувшись уже с первыми трудностями, таких ребят становится меньше, а через несколько лет - уже единицы.
Как сделать так, чтобы желание заниматься языком не угасало, а наоборот, нарастало?
Вероятно, когда какое-либо дело у тебя получается, причем успешно, хочется делать ещё и ещё, появляется непреодолимое желание совершенствоваться. Действительно, обучение должно быть успешным! Чтобы изучить иностранный язык, необходимо не только прикладывать немалые усилия, но и потратить для этого много времени. Где же найти резерв, т.е. дополнительные часы, в обычной школе, когда учебный план строго ограничен? Как же сделать, чтобы интерес к изучаемому иностранному языку не падал через несколько лет обучения.
В результате поисков ответов на эти вопросы возникла идея интеграции общего и дополнительного образования. Полагаю, что интеграция учебной деятельности и дополнительного образования, прежде всего, создадут условия для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения. Интеграция общего и дополнительного образования способствует расширению сферы применения навыков и умений, приобретенных в обязательном курсе. Интеграция так же обеспечивает:
- преемственность различных видов образования;
- помогает детям в их индивидуальном развитии и адаптации к жизни в обществе;
- развивает способности к самообразованию;
- стимулирует творческую активность;
- усиливает мотивацию в изучении иностранного языка;
- воспитывает современного школьника.
Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и её результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает целенаправленную активность. Мотивация является основой, запускным механизмом всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание. Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности.
Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. В соответствующих методиках и учебных пособиях разработаны способы её развития и стимулирования с учетом специфики предмета. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в средней школе. Исследователи вопроса мотивации приводят данные о снижении её от класса к классу. При этом примечательно то, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке со сверстниками; заманчивой представляется возможность декларировать стихотворения и петь песни на иностранном языке; читая, узнавать о других странах. Словом, почти у всех есть желание владеть иностранным языком, желание уметь общаться на иностранном языке. Но вот начинается процесс овладения иностранным языком и отношения учащихся меняется. Многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления знаний, преодоления трудностей. В результате уменьшается мотивация, пропадает активность, ослабевает воля, направленная на овладение иностранным языком, снижается в целом успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию. Такова широко наблюдаемая картина, связанная с изучением иностранного языка в школе. Но этому процессу, возможно, противостоять путем интеграции общего и дополнительного образования. Следовательно, существует возможность сохранения и развития мотивации учащихся к изучению иностранного языка. Рассмотрим эту возможность.
Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь ввиду следующее: мотивация - сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все
трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на неё, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе.
У учителя это тем лучше получится, чем в большей мере ему удается встать на место ученика, перевоплотиться в него. В этом случае он сможет не только узнавать мотивы деятельности ученика, но и изнутри вызывать, развивать и корректировать их. Обязательным условием такого мысленного перевоплощения является хорошее знание своих учащихся.
Исходя из всего выше сказанного, было решено организовать работу объединения французского языка «Юный лингвист» на базе Дома детского творчества с учащимися Суксунской средней школы № 2.
Краткие сведения о коллективе: в составе группы 15 человек: 10 девочек и 5 мальчиков. Уровень способностей детей средний. Отношение к учебным занятиям неустойчивое. Некоторые дети из-за частых пропусков по болезни имеют очень слабые знания по предмету. Но их объединяет любовь к французскому языку и большое желание его изучать, несмотря на то, что не все получается. Возрастной состав дети 11-12 лет. Внутри коллективные взаимоотношения детей спокойные, неконфликтные. Дети воспитанные и дисциплинированные. Занятия проводятся в ССШ № 2. Учебная нагрузка 2 часа в неделю.
Основная цель программы - обеспечение интеграции общего и дополнительного образования с целью повышения качества знаний по французскому языку и создания возможностей творческого развития детей.
Основными задачами являются:
- Сохранение и усиление мотивации к изучению французского языка.
- Оказание помощи в организации тренировки получаемых знаний в основном образовании.
- Компенсация отсутствующих знаний, умений, навыков в основном образовании в области лингвострановедческой компетенции.
- Организация условий для полезного заполнения свободного времени детей
- Разучивание стихов, песен на французском языке.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | ТЕМА | Количество часов | |
Теория | Практика | ||
1. 2. 3. 4. 5. | Faisons connaissance Les saisons La nourriture Ma fete preferee Bonjour, Paris! | 1 2 2 2 1 | 14 16 15 14 5 |
8 | 64 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН
Месяц | Тема | № занятия | Раздел темы | Кол-во часов | Форма занятия |
Сентябрь- октябрь 15.09-31.10 | 1. Faisons connaissance | 1 2 3 4 5 6-7 | Знакомство со страной изучаемого языка. Франция на фотографиях. Заочная экскурсия по Парижу. Просмотр видеоматериала. Зн-во с ЛЕ по теме «Позна- комимся» и тренировка. Песня «Маленький папа». Занятия у себя в семье. Употребление глаголов. Какие мы в семье. Прилагательные. Диалог расспрос о семье друга. Песня о днях недели. | 2 2 2 2 2 4 | Объяснение Тренировка Практическая работа Объяснение, тренировка Практическая работа |
Ноябрь- декабрь 01.11-31.12 | 2. Les saisons | 8 9 10 11 | Знакомство с ЛЕ по теме и тренировка. Автоматизация ЛЕ. Песня Vive la rose Тренировка ЛЕ. Начало работы над постановкой сказки «Репка». Занятия в разные времена года (употребление глаголов). | 2 2 2 2 | Объяснение, практическая работа Тренировка Коллективная; работа Объяснение, тренировка |
Декабрь | 12 13 14 15 16 | Занятия в разные времена года. Сказка «Репка». Любимые занятия. Сказка «Репка». Сказка «Репка». Стихотворение «Времена года», песня Vive la rose Писатели Франции. Поэты Суксунского района. Постановка сказки «Репка» Стихотворение «Времена года». Беседа о любимых занятиях. Постановка сказки «Репка». Зачет стихотворения «Времена года» | 2 2 2 2 2 | Тренировка Тренировка, коллективная работа. Коллективная работа Беседа, коллективная работа Беседа, коллективная работа |
Январь 3.01-06.03 | 3. La nourrute | 17 18 19 20 21 | Введение ЛЕ по теме. Знакомство с текстом песни «Яблоко и груша». Автоматизация ЛЕ по теме. Работа над текстом песни «Яблоко и груша». Уметь назвать то, что едим. Стихотворение «Я маленький мальчик». Тренировка в умении называть блюда. Песня «Яблоко и груша». Стих. «Пеликан». Какими предметами пользуемся. Песня «Яблоко и груша». Живопись Франции. Творчество К. Собакина | 2 2 2 2 2 | Объяснение, тренировка Тренировка, коллективная работа Тренировка, индивидуальная работа Тренировка, индивидуальная работа Тренировка Беседа |
Февраль 7.02-28.02 | 22 23 24 25 | Что берем, чтобы сварить суп, сделать салат. Стихотворение «Маленький мальчик» Как накрываем на стол. Стихи «Пеликан», «Маленький мальчик», песня Vive la rose Правила хорошего поведения за столом Любимые блюда. Блюда Суксунской кухни. Стихи «Утро», «Маленький мальчик», песня «Les jours de la semaine» | 2 2 2 2 | Объяснение Индивидуальная работа Индивидуальная и коллективная работа Объяснение, тренировка Конкурс | |
Март 7.03 | 4. Ma fete preferee | 26 27 28 29 | Введение ЛЕ по теме. Тренировка ЛЕ по теме. Знакомство с текстом песни «Sur le pont d’ Avignon» Работа над ЛЕ и текстом песни «Les jours de la semaine» Знакомство с текстом басни «Ворона и лисица». Автоматизация ЛЕ по теме. | 2 2 2 2 | Объяснение, тренировка Автоматизация Коллективная и индивидуальная работа Практическая работа |
Апрель | 30 31 | Индивидуальная работа с текстом басни. Великие люди Франции. Известные люди Суксуна. Диалог-расспрос о любимом празднике. | 2 4 | Индивидуальная работа, беседа Коллективная работа |
32 | Инсценировка басни «Ворона и лисица» Стихотворение о празднике 8 Марта, 23 февраля, дне рождения, о празднике Нового года. Праздники во Франции. | Индивидуальная работа | |||
2 | |||||
Май | 5. Bonjour, Paris! | 33 34 35 36 | Знакомство с ЛЕ по теме «Достопримечательности Парижа». Знакомство с достопримечательностями родного поселка. Беседа о достопримечательностях Парижа с просмотром видеофильма «Достопримечательности Парижа». В/фильм «Лувр». Подготовка к итоговому занятию. Повторение изученных песен, стихов, басен. Концерт перед учащимися начальных классов | 2 2 2 2 | Объяснение, автоматизация Экскурсия по поселку Практическая работа Коллективная работа Коллективная работа |
72 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы основывается на принципах единства воспитания, обучения и развития личности, направлено на обеспечение преемственности различных видов образования, усиливает мотивацию в изучении французского языка, стимулирует творческую активность детей, помогает адаптации к жизни в обществе, способствует развитию способностей к самообразованию.
Программа - знакомит детей с творчеством французских писателей, музыкантов, художников.
организует заочные экскурсии по достопримечательностям столицы страны, изучаемого языка
- учит правилам хорошего поведения;
- обогащает детей знанием новых стихов и песен на французском языке;
- даёт возможность реализовать себя в постановке сказок;
- предоставляет возможность участия в конкурсах.
Содержание занятий учитывает интересы детей, их возрастные особенности, способствует расширению кругозора о стране изучаемого языка, дополняет и расширяет знания, умения, навыки, полученные в школе на уроках иностранного языка.
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ
Ведущими принципами обучения иностранному языку являются следующие:
- принцип воспитывающего и дифференцированного обучения;
- принцип сознательности и активности;
- принцип доступности и посильности;
Основными методами являются ознакомление, тренировка и применение. Используются такие методические приёмы как
- приём ролевого общения;
- систематизация знаний;
стимулирование речемыслительной деятельности техническими средствами;
- игра;
- беседа;
- конкурс;
- заочное путешествие.
Особенностью учебных занятий является создание воспитательного пространства, характеризующегося доброжелательностью и взаимным интересом единомышленников. Такой стиль взаимоотношений помогает учащимся осознать самих себя членами дружного коллектива, укрепляет уверенность в себе, в своих возможностях, развивает умение сопереживать другому. Способствует развитию мотивации к познанию и творчеству.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для организации занятий и успешного достижения поставленной цели необходимо иметь светлый, просторный кабинет с техническими средствами (компьютер, проектор, экран с нужными видеофильмами о стране изучаемого языка; телевизор; стенды с видами достопримечательностей Парижа; планшет - карта Франции, портреты известных людей Франции).
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Реализация программы объединения «Юный лингвист» приведет к следующим результатам:
- Сохранение мотивации к изучению иностранного языка, а в отдельных случаях и повышении мотивации;
- Возможность углубленного изучения французского языка для учеников, способных и желающих его изучать, без определения их в специальные школы и классы с углубленным изучением французского языка;
- Улучшение успеваемости по данному предмету (появляется время для отработки трудных моментов);
- Активизация познавательной деятельности шестиклассников;
- Улучшение техники чтения детей на французском языке;
- Учащиеся будут иметь возможность разучивать много рифмовок, стихотворений, песен, заниматься инсценировками сказок и басен.
- Дети познакомиться с историей родного края, стихами поэтов Суксунского района, творчеством Суксунского художника К.Собакина;
- Научаться называть блюда Суксунской кухни по-французски.
ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
Результаты педагогического контроля оцениваются по пятибалльной системе. На итоговом занятии по каждой теме проверяется знание изученной лексики, стихов и песен.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Аудиопособие «Французский язык - детям». Москва, 1997 г.
- Методические рекомендации ПОИПКРО «Внеурочные занятия по французскому языку в школе», Пермь, 1997 год.
- Пантелеева Е.Я. «Французский язык», Орел, 1997 г.
- Подборка стихов, песен, сказок из методического журнала «Иностранные языки в школе» с 1981 по 2004 год.
- Рогова Г.В., Никитенко З.Н. «О некоторых причинах снижения интереса к предмету «Иностранный язык у школьников». Журнал «Иностранный язык в школе 2002 г. № 2).
- Тухулова И.А. «В часы досуга», Москва, «Просвещение», 1991г.
ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Береговская Э.М. «Поэзия вокруг нас», 1 часть.
- Воронцова И.Б. «Французский язык. Тексты для чтения и понимания».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О.А.Булатов. «Лаборатория Исследователей - лингвистов: Межкультурная коммуникация» Программа лингвострановедческого факультатива-семинара
Программа - "почасовка" факультатива-семинара лингвострановедческой направленности для "продвинутых" учеников 8 и 9 классов. Программа призвана сформировать основу для дальнейшего всестороннего р...
Программа городского летнего профильного лагеря «Лингвист»
Эта программа – программа организации жизнедеятельности детей и подростков в возрасте от 6 до 15 лет в городском летнем профильном лагере «Лингвист». Лагерь ставит своей задачей развитие у детей спосо...
Программа кружка "Юный лингвист"
Программа предназначена для детей в возрасте от 8 до 13 лет, для углубленного изучения грамматики немецкого языка....
Рабочая программа учителя Юный лингвист
Рабочая программа по русскому языку "Юный лингвист" для 9 класса...
Рабочая программа кружка "Лингвист"
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности. Предназначена для работы в 9 классе с целью подготовки к Огэ. На занятиях обучающиеся отрабатывают навыки написания сжатого ...
Программа "Юный лингвист"
Социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, одаренных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи. Раннее выявление, по...
Программа Юный лингвист по ПФДО
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный лингвист» далее - программа) является общеразвивающей. Иностранный язык становится необходимостью в ...