Урок как основа формирования мотивации изучения французского языка
статья по французскому языку на тему

Гендель Ирина Павловна

Урок иностранного языка на современном этапе обучения, без сомнения, является главным фактором формирования положительной мотивации учащихся к изучению ино­странного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_urok-_osnova_formir_motiv.docx101.13 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации»

Статья

Урок как основа формирования мотивации изучения

 французского языка

Автор: преподаватель

французского языка

                                                                                       Гендель И.П.                            

               

Москва 2013

Содержание

  1. Урок - основа формирования мотивации изучения французского языка на раннем этапе.
  2. Почему именно урок?
  3. Принципы построения урочной деятельности на раннем этапе обучения.
  4. Формы и методы развития социокультурной компетенции.
  5. Проектная методика на основе «диалога культур»
  6. Нетрадиционные формы уроков и современные образовательные технологии.
  7. Творческие формы организации учебно-познавательной деятельности.
  8. Внеклассная работа по французскому языку.
  9. Принципы построения внеклассной работы в ОУ.
  10. Содержание внеклассной работы.
  11. Организация внеклассной деятельности.
  12. Роль кабинета в формировании мотивации изучения французского языка.
  13. Принципы работы кабинета.
  14. Структура оформления кабинета.
  15. Содержание и формы работы.
  16. Выводы.

  1. Урок - основа формирования мотивации изучения французского языка на раннем этапе.
  1.  Почему именно урок?

Урок иностранного языка на современном этапе обучения, без сомнения, является главным фактором формирования положительной мотивации учащихся к изучению иностранного языка.

Почему именно урочная деятельность?

Урок - традиционная часть учебно-воспитательного процесса в современной общеобразовательной школе, все самое главное и значительное в жизни школьника происходит на уроке; уроку отводится не менее 98% учебного времени; именно от урока тянутся связующие нити к внеклассной работе, к формированию и внедрению новых технологий обучения и воспитания - то есть, ко всем звеньям  внутришкольной  жизни.

Традиционный урок иностранного языка, на наш взгляд, не способствует формированию внутренней положительной мотивации, так как характеризуется «трансляцией» знаний от учителя к ученику. Транслируемое знание не выполняет роли развивающего личность средства, а значит, не способствует формированию личной заинтересованности учащихся в получении знаний.

Поэтому, современный урок иностранного языка должен быть организован таким образом, чтобы учащийся выступал как субъект обучения, активно осваивающий знания, что способствует овладению ими на уровне смысла. По мнению И.С. Якиманской в этом - суть личностно-ориетированного обучения, направленного на развитие индивидуальных особенностей учащихся согласно их интересам, запросам и тенденциям современной жизни.

  1.  Принципы и структура урочной деятельности на раннем этапе обучения.

Особенностями обучения на раннем этапе является интенсивное развитие всех психических процессов учащихся: внимания, памяти, восприятия, мышления. Формируется способность к словесно-логическому мышлению, внимание приобретает устойчивый характер. У детей на раннем этапе обучения велик интерес к чтению, занимательной литературе, они любознательны, импульсивны, оценка учителя вызывает у них непосредственный эмоциональный оклик. Они быстро утомляются, поэтому в процессе обучения необходимо использовать такие виды деятельности, которые соответствовали бы возрастным особенностям учащихся и формировали интерес к изучению иностранного языка.

Учитывая перечисленные выше требования, современный процесс обучения иностранному языку целесообразно строить в рамках концепции «диалога культур», где учащиеся глубже познают не только иноязычную культуру, но и родную.

Посредством чего можно обучать культуре другой страны в условиях общеобразовательной школы, учитывая то, что учащиеся не вступают в реальную межкультурную коммуникацию с носителями языка?

На наш взгляд, через использование современных технологий обучения, нетрадиционных форм уроков, творческих, игровых форм работы на занятиях, которые будут активизировать процесс обучения и по возможности приближать его к реалиям страны изучаемого языка.

Урочная деятельность на раннем этапе обучения строится следующим образом:

D:\Users\user\Desktop\media\image2.jpeg

  1.  Формы развития социокультурной компетенции.
  • новые образовательные технологии (проектная методика, информационные технологии);
  • нетрадиционные формы уроков (урок - проектирование, урок - презентация, урок - драматизация);
  • игровые, творческие формы работы.
  1.  Проектная методика на основе «диалога культур».

Проектная методика получила широкое распространение в системе современного образования. По мнению специалистов, метод проектов может быть достаточно широко использован на любой ступени обучения, в том числе и  на начальной.

  • По мнению Е.С. Полат, использование проектной методики возможно при наличии следующих условий в процессе обучения языку:
  • наличие практической и теоретической значимости предлагаемых заданий;
  • самостоятельная деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время;
  • использование исследовательских методов работы.

В курсе изучения иностранного языка метод проектов может быть использован в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для учащихся.

Главное, это - сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой.

На начальном этапе обучения, на наш взгляд, целесообразно остановиться на двух типах проектов; творческие и игровые проекты, которые наиболее соответствуют возрастным особенностям учащихся 5-6 классов и формируют положительную мотивацию изучения французского языка.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников и предполагают оформление результатов в виде статей, репортажей, комиксов, альбомов, газет, коллажей, позволяющие развить познавательную активность учащихся в области изучения иноязычной культуры и культуры своей страны.

Игровые проекты представляют собой проекты, где структура остается открытой до окончания проекта. Именно такой вид проекта как нельзя лучше способствует реализации концепции «диалога культур», позволяющей познать представителей другой страны через определенные социальные роли, образы литературных персонажей и выдуманных героев. В качестве примера можно использовать следующие темы для творческих проектов «Французские формулетки», «Париж - это ...», «Я и моя семья», «Мой рецепт», т.д.

1.5.        Информационные технологии и нетрадиционные формы уроков.

Современные информационные технологии способствуют формированию интереса к изучению иностранного языка и культуры другой страны через возможности и ресурсы Интернета, участие в телеконференциях, различные образовательные программы по французскому языку.

Реализовать концепцию «диалога культур» позволяют также нетрадиционные формы уроков иностранного языка, среди которых можно назвать такие, как урок-презентация, урок-проектирование, урок-драматизация, т.д.

Значительную роль в формировании положительной мотивации изучения французского языка играет урок-презентация (см. Приложение №2), посредством которого осуществляется первое знакомство с французским языком и культурой в игровых, творческих формах.

Данный урок может быть проведен с элементами драматизации, в форме репортажа с места событий, заочного путешествия, с использованием мультимедийных фрагментов, аудио- и видеоматериалов.

1.6 Творческие формы организации учебно-познавательной деятельности.

Творческие, игровые формы работы на уроках, способствующие познанию учащихся в области другого языка и культуры, также формируют положительную мотивацию изучения французского языка.

В процессе формирования социокультурной компетенции учащихся различаются 2 вида навыков: вслед за А.А. Деркач и С.Ф. Щербак в данной системе мы говорим о формировании таких навыков, как «изучающего языка» и «элементарного пользования языком». В процессе их развития используются следующие задания игрового, творческого характера:

Речевые навыки и умения, система контроля знаний

Навык «изучающего язык»

Навык элементарного пользователя языком»

Произносите-

льный навык

1.Фонетическая игра «Какой звук я за-думал?» Один из учащихся называет цепочку слов, где встречается один и тот же звук, другие его отгадывают. При этом каждый отгаданный в процессе игры звук сравнивается с произ-ношением похожих звуков в русском языке.

2.Фонетическая игра «КВН»

конкурс: «Ты - мне, я - тебе». Команды готовят по одному стихотворению друг для друга. Задача команды соперников: правильно прочитать стихо-творение и представить его содержание в любой форме;

домашнее задание: команды представляют сценки из жизни французских и русских звуков, сравнивая при этом особенности русского и французского произношения.

1.Творческий проект «Я хорошо говорю по французски», в процессе которого учащиеся оформляют мини-книгу,страничку информационного стенда или газету, помещая туда задания для развития хорошего французского произношения, а также выводы по исследованию особен

ностей русского и французского произ-

ношений.

Лексический и грамматический навык

1.Лексическая игра «Аукцион»

Цель игры: назвать как можно больше слов по изучаемой теме (причем тема может быть связана, как с реальными странами изучаемого языка, так и своей страны).

2.Песня или песня с движением. В данном случае учащимся могут быть разучены жесты, принятые в стране изучаемого языка, подходящие к содержанию песни.

1.Творческий проект «Моя копилка» (на бумажных квадратах учащимися зарисовывается и записывается изученная на занятиях лексика)

2.Творческий проект «Путешествие в страну...» (далее следует название грамматического правила). Оформляется как страничка грамматического справочника на творческой основе.

Диалогичес-

кие и монологические умения

1.Кукольный театр;

2.Работа с комиксом;

3.Озвучивание сюжетов мультфильмов, диафильмов, рисованных фильмов, способствующих формированию социокультурной концепции учащихся.

1.Творческий проект «Мой комикс» (создание своего собственного комикса на основе опор, разработанных в классе);

2.Творческие проекты в форме заочных путешествий, репортажей с мест событий, поделок, аппликаций.

Умения в чтении, аудировании, письме

1.Игра для обучения чтению: учащимся предлагается выбрать из текста информацию в соответствии с предложенным заданием: «Если бы я поехал в Париж, я бы посетил ...» и т.д.

2.Игра для обучения аудированию «Творческий диктант». Учитель зачитывает текст, описывающий реалии страны изучаемого языка, учащиеся его изображают их графически;

3.Игра для обучения письму. Учащимся предлагается текст, где некоторые слова представлены в виде картинок. Цель игры: заменить картинки словами (текст может быть связан с культурными и историческими традициями страны изучаемого языка)

1.Индивидуальные или групповые творческие проекты в виде аппликаций, поделок, рецептов национальных блюд, писем зарубежным друзьям.

Контроль знаний

1.Защита творческих проектов;

2.Составление контрольной работы друзьям.

Примерный вариант контрольной работы, составленный с учетом используемой в системе преподавания французского языка концепции «диалога культур»:

  • сформулировать основную идею текста, сравнивая французские реалии с реалиями родной страны (учащиеся подбирают простые тексты для этого этапа работы);
  • убрать лишнее слово из предложенного ряда (слова могут быть предложены по страноведческой тематике);
  • составить фразы с предложенными словами.

  1. Внеклассная работа по французскому языку.

Система внеклассной работы но французскому языку включает в себя совокупность взаимосвязанных форм, методов и видов внеурочной деятельности, объединенных общими целями. С точки зрения системного подхода к формированию личности неправомерно искусственное разграничение целей учебного и воспитательного процессов, которые тесно переплетаются и могут быть сформулированы следующим образом:

  • стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;
  • расширение и углубление знаний учащихся в овладении иностранным языком и культурой;
  • развитие личности ребенка в плане самоопределения себя как носителя определенного языка и культуры.

  1. Принципы построения внеклассной работы в школе.

Внеурочная деятельность в ОУ строится на следующих принципах:

  • наличие практической связи с жизнью, а также опоры на личный опыт ребёнка, позволяющей ему более глубоко понимать предоставляемую информацию;
  • использование концепции «диалога культур» в обучении языку, формирующей у учащихся умение достойно представить родной язык и культуру в межкультурной коммуникации;
  • коммуникативная активность обеспечивает активное включение ребенка в процесс общения на основе материала, личностно-значимого для ребенка;
  • учет возрастных особенностей, позволяет подобрать содержание внеклассной деятельности, соответствующее потребностям и интересам учащихся.

2.2  Содержание и формы организации внеклассной работы

Форма внеклассной работы

Цель

Содержание деятельности

1. Кружок французского языка

Целью работы кружка является стимулирование интереса учащихся к изучению языка, углубление их знаний в области иноязычной культуры.

Кружок «Французский –это интересно»

2. Неделя иностранного языка

Цель проведения недели - активизация полученных на уроке знаний, расширение кругозора учащихся в области культурных и языковых традиций.

 

3. КВНы

Цель - актуализация знаний, формирование творческих способностей, повышение интереса учащихся к изучению французского языка.

Представление юмористических ситуаций из жизни французских и русских школьников;

Исполнение шуточных французских песен, а также шуточных песен на русском языке;

Разгадывание шарад, кроссвордов и т.д., позволяющие лучше узнать культуру страны изучаемого языка, а также свою культуру в сравнении с иноязычной.

4. Миниолимпиады

Цель - выявление творческих способностей, обеспечение условий для более глубокого изучения содержания обучения.

Учащимся предлагаются задания: работа с текстом, умение написать письмо и т.д., позволяющие оценить уровень владения языком и знания страноведческого материала.

5. Детский пресс- центр

Цель работы - социализация и публикация результатов деятельности детей, информации о Франции.

В задачи пресс-центра входит выпуск стенгазет, плакатов о стране изучаемого языка, оформление выставок, стендов, объявлений.

6. Секция переписки с зарубежными сверстниками

Цель - установление непосредственных контактов учащихся с носителями языка и возможность его практического использования.

С помощью переписки учащиеся узнают о жизни сверстников в стране изучаемого языка, их привычках, интересах, получают другую, интересующую их информацию. Переписка с зарубежными сверстниками может вестись не только посредством писем, но и через электронную почту по Интернету. Следует также отметить, что через Интернет возможно установление контактов не только с отдельными носителями, но и с классами каких-либо французских школ.

  1. Роль кабинета в формировании изучения французского языка

Среди множества вопросов, связанных с преподаванием и пропагандой французского языка, особое место отводится правильно оборудованному и хорошо оформленному кабинету.

Основная цель функционирования кабинета иностранного языка в школе - это помощь учащимся в развитии речевых навыков и умений, формирование интереса к изучению языка, расширение кругозора, а для учителя - совершенствование приемов и форм обучения.

3.1 Принципы работы кабинета.

В работе кабинета французского языка используются следующие принципы:

  • наглядности, обеспечивающий формирование заинтересованности учащихся в изучении иностранного языка и являющейся неотъемлемым источником учебной информации;
  • доступности представляемого в кабинете материала, включающего как наглядные пособия, так и работы учащихся;
  • системности, обеспечивающий функционирование всех структур кабинета французского языка в определенном режиме для достижения поставленной цели.
  1.  Структура оформления кабинета.

Как же оформить кабинет французского языка, способный заинтересовать учащихся в его изучении?

Структура оформления кабинета  отражается в следующей схеме:

image3

        Центральное место в кабинете занимает страноведческий стенд, объединяющий материалы по странам изучаемого языка. (Франция, Бельгия, Швейцария и т.д.). В кабинете так же представляются сменные стенды, сделанные в виде «раскладушек», где помещаются наиболее интересные творческие работы учащихся. Стенды выполняются профессионально, на высоком художественном уровне. Это имеет большое воспитательное значение для развития эстетического вкуса у учащихся и служит решению не только образовательных задач, но и прививает любовь и интерес к изучаемому языку.

Для повышения интереса к работе на уроках французского языка учащимся можно предложить оформление стенда: «Что я знаю?» («Qu'est-се que je connais? »). Это стенд с «карманами», куда учащиеся кладут подобранный ими материал по различным изучаемым темам: небольшие рассказы, песни, стихи, загадки, пословицы и т.д. Все это помогает учителю в подготовке интересных уроков иностранного языка.

Создавая оптимальные условия для изучения иностранного языка, недостаточно иметь в кабинете только хорошо оформленные стенды и наглядные материалы.

Необходимо снабдить класс современными учебно-наглядными пособиями (грамматические таблицы, диафильмы, аудиокассеты, видеоматериалы). Для работы в кабинете используются аудиомагнитофон, видеомагнитофон с телевизором, компьютер, что также будет способствовать росту интереса учащихся к работе на уроках французского языка.

В кабинете иностранного языка организуется небольшая библиотека методической, художественной и справочной литературы для помощи в организации самостоятельной работы учащихся и учителя. Рядом с небольшой библиотекой могут быть размещены полки с яркими наглядными пособиями к урокам иностранного языка (игрушки, картинки и т.д.), а также поделки учащихся, которые могут быть изготовлены на уроках иностранного языка.

3.3 Содержание и формы работы.

  • Экскурсии учащихся 5-х классов («участников» пропедевтического курса) в кабинет иностранного языка;
  • Оформление тематических выставок творческих работ учащихся;
  • Организация работы групп учащихся по интересам: организаторская, оформительская, библиотечная, творческая группы учащихся.

Выводы:

Модернизация школьного образования на современном этапе связывается прежде всего с обеспечением его деятельностного, развивающего и культуросообразного  характера.

Основная цель обучения иностранному языку в современных условиях - готовность содействовать налаживанию межкультурных связей, представлять свою страну при межкультурных интеракциях. Это возможно только при адекватном развитии социокультурной компетенции учащихся, реализующейся через  урочную деятельность, а также внеклассную работу, которая может стать весомым аргументом в пользу изучения французского языка.

Литература

  1. Вартанов А.В. От обучения языкам к преподаванию иностранных языков и культур //Иностранные языки в школе. - 2003. - №2
  2. Викторова Л.Г. Диалоговая концепция культуры. М.М. Бахтина, В.С. Библера // Парадигма. Журнал межкультурной коммуникации. - 1998. -№1
  3. Веденина Л.Г. Франция и Россия: диалог двух культур - М.: Inter Dialect+. - 2000
  4. Воробьев Г.А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2003. - №2
  5. Воронина Г.И., Соловцова Э.И. Обучение иностранным языкам учащихся начальных классов - М.: Academia, АПК и ПРО, 2012
  6. Деркач А.А., Щербак С.Ф. Педагогическая эвристика. - М.: Форум, 2010
  7.  Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. - М.: АРКТИ, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме " Работа с текстами на уроках как основа формирования информационной компетентности"

Разнообразие приемов работы с текстовой информацией на уроках географии....

Формирование мотивации на основе организации совместной деятельности школьников на уроках английского языка

Формирование мотивации на основе организации совместной деятельности школьников на уроках английского языка...

Английский +. Интегрированные уроки как средство формирования мотивации к изучению английского языка

Данное пособие представляет собой сборник наиболее характерных форм интеграции  различных школьных предметов с английским языком. Оно апеллирует ко всем, кто служит делу образования не зависимо о...

Урок по теме «Формирование мотивации к изучению немецкого языка на базе комплекса упражнений к аутентичному тексту»

Урок по теме «Формирование мотивации к изучению немецкого языка на базе комплекса упражнений к аутентичному тексту»       Задачи учителя:·...

Сторителлинг на уроке как технология формирования мотивации к обучению в средней школе.

Знакомство с отдельной технологией для дальнейшего внедрения в профессиональную деятельность....