Исследовательский урок как основа формирования исследовательских умений в процессе обучения биологии.
статья
Предварительный просмотр:
Исследовательский урок как основа формирования исследовательских умений в процессе обучения биологии.
В соответствии с ФГОС итогами проектной и учебно – исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты по биологии, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в сфере исследования или проекта, формирование умения сотрудничать в коллективе и работать самостоятельно, уяснение сущности исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешной деятельности. Прежде всего, это связано с условиями новой информационной деятельности, в которой все меньше места остается для человека, не способного к постоянному самостоятельному развитию профессиональных и социальных компетентностей. Современный работник любой сферы производства вынужден постоянно перерабатывать совершенно новую для себя информацию, принимать нестандартные решения, умет эти решения обосновать и защитить. Взаимопроникновение технологий и теоретических знаний достигло такой ступени, что становится необходимым по-новому строить процесс обучения школьников, готовя их к профессиональной деятельности.
Основной формой обучения урок стал считаться после 1931 г. Определение дал ему Н.М. Верзилин «Урок – основная форма организации учебной работы учителя с классом – постоянным однородным по возрасту и подготовке коллективом детей по государственной программе, твердому расписанию и в школьном помещении».
Урок биологии выполняет определенные функции: образовательную, воспитательную, развивающую. За последнее время функции урока биологии расширились, все большее значение приобретают его самообразовательная и стимулирующая функции.
Современный урок биологии требует от учителя иной организации учебной деятельности учащихся: учитель организует работу учащихся с учебником, натуральными и разнообразными изобразительными средствами наглядности, которые выступают источниками знаний. В процессе данной деятельности школьники приобретают знания и преобразуют их в умения и навыки. Можно сказать, что современный урок реализует деятельностный подход в обучении.
На уроках биологии в 5-7 классах учитель мотивирует школьников к учебно – исследовательской и проектной деятельности, формирует у них элементарные исследовательские умения: соблюдение правил работы с увеличительными приборами и инструментами, наблюдение за живыми организмами, наблюдение за состоянием собственного организма, постановка биологических экспериментов, работа с разными источниками биологической информации.
Урок-исследование – это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному изучению. Все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием.
Исследование – один из четырех универсальных типов мыслительной деятельности, наиболее адекватно соответствующий социокультурной миссии образования. Целью исследовательского обучения является развитие аналитического мышления, умения видеть логические взаимосвязи между фактами, формирование навыков порождения информации путем анализа материала (первоисточника), подготовка к индивидуальной исследовательской работе. В исследовательском обучении акцент переносится с приобретения знаний, умений и навыков на развитие личности и мышления.
Исследовательский подход в обучении биологии выполняет следующие функции: создание положительной мотивации учения и образования, формирование глубоких, прочных и действенных знаний, развитие познавательной активности и самостоятельности.
В структуре урока-исследования выделяют следующие этапы урока:
1 этап. Актуализация опорных знаний.
2 этап. Демонстрация проблемного опыта.
3 этап. Формулировка учащимися цели исследования.
4 этап. Самостоятельная поисковая деятельность.
5 этап Дифференцированная групповая работа.
6 этап Интерпретация полученных данных.
7 этап. Обсуждение результатов.
8 этап. Вывод по результатам исследовательской работы.
9 этап. Подведение итогов урока.
10 этап. Домашнее задание.
Цель урока – исследования приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний (получаемых самостоятельно и поэтому являющихся личностно значимыми, а значит прочными), развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Таким образом, главным результатом урока – исследования является интеллектуальный, творческий продукт (знания), устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования.
Формирование исследовательских умений происходит непосредственно в процессе осуществления учащимися исследовательской деятельности. Начиная работу над исследованием, следует ответить не только на вопрос «Как мы это делаем», но и «Почему мы это делаем?» важно, чтобы каждый участник исследования был в состоянии ответить на вопрос: «Что я лично могу сделать для решения этой проблемы?» при этом учителя должны учитывать интересы учащихся, подбирать посильные задачи, максимально способствующие развитию и становлению личности. Также необходимо соблюдать логику проведения исследования.
В процессе данного урока у учащихся будут формироваться исследовательские умения. Существуют различные толкования термина «исследовательские умения». Рассмотрим некоторые из них: способность самостоятельных наблюдений, опытов, приобретаемых в процессе решения исследовательских задач; исследовательские умения представляют собой умения применять тот или иной метод исследования при решении данной проблемы или исследовательского задания; владение сложной системой психологических и практических действий, необходимых для познавательной деятельности во всех видах учебного труда; базовые компоненты личности, выражающие ведущие ха
характеристики процесса профессионального ее становления, отражающие универсальность ее связей с окружающим миром, инициирующие способность к творческой самореализации, определяющие эффективность познавательной деятельности в любой области познавательной и практической деятельности. В процессе формирования у школьников исследовательских умений возрастает роль учителя. Он ставит проблему, создает проблемную ситуацию, обеспечивает учащихся необходимым фактическим материалом, руководит их деятельностью.
Формирование исследовательских умений происходит непосредственно в процессе осуществления учащимися исследовательской деятельности. Начиная работу над исследованием, следует ответить не только на вопрос «Как мы это делаем», но и «Почему мы это делаем?» важно, чтобы каждый участник исследования был в состоянии ответить на вопрос: «Что я лично могу сделать для решения этой проблемы?» при этом учителя должны учитывать интересы учащихся, подбирать посильные задачи, максимально способствующие развитию и становлению личности. Также необходимо соблюдать логику проведения исследования.
Структура и показатели сформированности исследовательских умений
Основные структурные элементы общих исследовательских умений | Показатели сформированности (в действиях ученика) |
Уметь ставить цель работы | «видит» проблему; формулирует проблему; «видит» результат |
Уметь анализировать условия заданной ситуации | разбивает формулировку задачи на условие и требование; разбивает условия и требования на элементарные утверждения; оценивает необходимость и достаточность имеющих данных; оценивает непротиворечивость имеющихся данных; исключает лишние условия; |
Уметь выдвигать и обосновывать гипотезы | проводит эксперимент; проводит индуктивное рассуждения; проводит дедуктивное рассуждения; аппелирует к своему прошлому опыту; использует интуицию |
Уметь планировать решение проблемы | разбивает задачу на ряд вспомогательных задач; комбинирует элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной |
Уметь анализировать результат | устанавливает соответствие полученных результатов поставленным целям работы; рассматривает иные возможные пути решения проблемы; устанавливает аргументы (факты, ссылки на литературу, законы науки) подтверждающие истинность, возможность полученного результата. |
Принципы методики формирования умений заключаются в том, что умения должны соответствовать характеру учебного материала. Очень важно определить систему познавательных умений, которые необходимо выработать в процессе изучения определенного раздела биологии, темы или урока. Методика должна обеспечить учащимся овладение способами действий, которые могли бы использовать в каждой новой ситуации. Наиболее распространенной и продуктивной формой организации исследования учащихся на занятии является исследование в малых группах. Применение групповых форм работы открывает широкие возможности для формирования предусмотренных стандартами второго поколения коммуникативных действий, развития мышления и личности ребенка, осуществления действительной дифференциации и индивидуализации обучения. Приведем пример работы в малых группах где учащиеся самостоятельно выполняют исследование. Привлекая учащихся к исследованиям, учитываются их интересы. Все, что изучается, должно стать для ученика личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Однако, предлагаемые темы и рекомендуемые ученику методы исследования не должны превышать его психолого-физиологические возможности. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью. Так, например, теоретические экспресс-исследования ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Темы таких исследований позволяют изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действии, давать большой материал и позволяют увидеть множество тем для собственных изысканий, построения различных гипотез. Учебный эксперимент – один из продуктивных методов обучения. Существенную роль играют лабораторные и практические работы, которые позволяют учащимся не только изучать биологические объекты, но и знакомиться с методами биологической науки, что способствует развитию исследовательских умений. В состав исследовательских умений, развитие которых возможно и целесообразно на лабораторных работах по общей биологии, входят: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса; формулирование и обоснование гипотезы; определение задач исследования; отбор и анализ литературных данных; проведение эксперимента или наблюдения; фиксирование и обработка результатов; формулирование выводов; оформление отчета о выполненном исследовании; рефлексия алгоритма решения проблемы. Уровень самостоятельной деятельности учащихся при выполнении лабораторной работы зависит от вариативности, степени новизны заданий, наличия заданий проблемного характера, мотивированности учащихся. Трудно оспорить тот факт, что для проведения лабораторных работ необходима серьезная и достаточно часто обновляемая материальная база. Однако в настоящее время в школах ощущается серьезный недостаток не только лабораторного оборудования, но и материалов для проведения учебной и исследовательской работы учащихся. Решению обозначенной проблемы могут способствовать рабочие листы, содержащие иллюстрации и инструкции для выполнения лабораторных работ. Включение в содержание каждой лабораторной работы проблемной ситуации позволит перевести их в разряд исследовательских работ и содействует концентрации внимания учащихся и активизации их поисковой деятельности. Содержание предлагаемых рабочих листов позволяет не только создать проблемную ситуацию, но и организовать деятельность учащихся по осмыслению проблемы исследования, поиску учебной информации и проверке гипотезы, по получению, обсуждению и обобщению полученных результатов, стимулировать рефлексивную активность учащихся. Лабораторные работы по общей биологии могут служить важной формой профориентации учащихся. В ходе выполнения лабораторной работы учащимся возможно ознакомление с элементами профессиональной деятельности микробиологов, систематиков, биохимиков и т. д. Содержание лабораторной работы может быть направлено на ориентацию учащихся на ряд профессий, связанных с решением практических и прикладных задач (например, в области ландшафтоведения, цветоводства, сельского хозяйства, экологического мониторинга окружающей среды и т. д.). Развитие побуждений личности (ее потребностей, мотивов, целей, интересов, склонностей), служит созданию психологической основы для сознательного выбора учащимися будущей профессии или специальности. Профессиональной ориентации при выполнении учащимися лабораторных и практических работ способствуют информационные методы и специальные методы формирования профессиональных умений. К информационным методам относятся устное или текстовое осведомление учащихся об особенностях содержания труда, о необходимых качествах личности специалистов-биологов, о современных достижениях в области биологии, истории открытий и фактах биографии известных ученых-биологов. К методам формирования профессиональных умений можно отнести моделирование профессиональных операций, организацию решения проблемных, творческих заданий. Включение заданий проблемного и исследовательского характера целесообразно в содержание лабораторных работ на такие темы, как: «Работа с микроскопом», «Изучение строения растительной, животной и грибной клеток под микроскопом», «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в живых растительных клетках», «Изучение электронных микрофотографий эукариотических клеток», «Наблюдение действия каталазы в тканях организмов при различных условиях», «Составление родословных и их анализ», «Критерии вида», «Изучение приспособленности организмов к среде обитания», «Изучение модификационной изменчивости, построение вариационного ряда и кривой», «Описание фенотипов селекционных сортов растений», «Выявление ароморфных и идиоадаптационных черт организмов» и т. д. Большое внимание можно уделить практическим работам в разделе «Общая биология», которые можно использовать в экологии при изучении «отдельных» тем. Время проведения практических работ — в течение года. Цель проведения подобных работ — совершенствование умений и навыков, учащихся по организации поисковой и исследовательской деятельности. Задания практических работ имеют экологическую направленность и выполняются индивидуально или в группах. Они создают условия для личной заинтересованности ученика в конечном результате его деятельности и в самом процессе его достижения. Таким образом, можно заключить, что формирование и развитие исследовательских умений необходимо осуществлять на всех этапах учебно- воспитательного процесса в школе. Изучение биологии должно в той или иной мере способствовать формированию исследовательских умений, в конечном итоге – и формирование у них исследовательской компетенции. | |
| |
| |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская технология как средство формирования познавательных умений.
Презентация опыта работы...
ФГОС. Проектно-исследовательская деятельность, как основа формирования ключевых компетенций обучающихся
Доводы, до которых человекдодумывается сам, обычноубеждают его больше, нежели те,которые пришли в голову другим.Б.ПаскальГлавное изменение в обществе, влияюшщее на ситувцию в сфере образования -...
Исследовательский проект «Методические особенности формирования проектировочных умений у учащихся 5-6 классов при освоении математического материала»
В числе приоритетных задач, стоящих перед современной системой образования, особую значимость приобрела задача развития критического и творческого мышления ученика, приобщение его к достижениям информ...
Проектно-исследовательские технологии как средство развития творческой активности в процессе обучения
Доклад в рамках VI научно-практической конференции педагогов и руководителей научных обществ "Развитие творческой активности старшеклассников: методы, формы, перспективы", проходивший в Казанском феде...
Организация исследовательской деятельности в процессе обучения биологии в общеобразовательной школе
Организация исследовательской деятельности в сельской малокомплектной общеобразовательной школе: проведение практических и лабораторных работ, участие в конкурсах исследовательских работ и проектов....
Методическая тема "Развитие умений смыслового чтения в процессе обучения биологии в 9-ом классе"
Анализ работы по развитию умений смыслового чтения у обучающихся с девиантным поведением....
Формирование и развитие метапредметных умений в процессе обучения химии
Главной задачей новых образовательных стандартов является обеспечение общекультурного, личностного и познавательного развития школьника, формирование умения учиться. Поэтому сегодня важно не столько д...