Рабочая программа по родному (татарскому) языку
рабочая программа
Рабочая программа учебного предмета «Родной (татарский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tat.yaz_.doc | 515 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Родной (татарский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и науки Российской Федерации (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897)
- Примерной рабочей программой учебного предмета «Татарский язык (неродной)» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 1-11 классов. Р.З. Хайдарова, К.С. Фатхуллова, Г.М. Ахметзянова (протокол от16 мая 2017 г. №2/17)
- Основной общеобразовательной программы основного общего образования на 2020-2024 учебные годы МАОУ «Лицей №121 имени Героя Советского Союза С.А.Ахтямова» Советского района г.Казани
- Учебным планом МАОУ «Лицей №121 имени Героя Советского Союза С.А.Ахтямова», утвержденный на заседании педагогического совета лицея 27 августа 2021 года.
Используемые учебники:
5 класс
-Татарский язык. 5 класс: учебник для образовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык)/ Р.З.Хайдарова , Г.М.Ахметзянова .-Казань : Татармультфильм, 2014
6 класс
Татарский язык. 6 класс: учебник для образовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык)/ Р.З.Хайдарова , З.Р.Назипова.-Казань : Татармультфильм, 2014
7 класс
Татарский язык. 7 класс: учебник для образовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык)/ Р.З.Хайдарова , Р.Л.Малафеева.-Казань : Татармультфильм, 2014
8 класс
Татарский язык. 8 класс: учебник для образовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык)/ Р.З.Хайдарова , Р.Л.Малафеева.-Казань : Татармультфильм, 2015
9 класс
Татарский язык. 9 класс: учебник для образовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык)/ Р.З.Хайдарова ,Г.И.Ибрагимова.,Р.Л.Малафеева-Казань : Татармультфильм, 2016
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной (авторской) программой: рабочая программа по родному (татарскому) языку рассчитана на 1 час в неделю. Количество часов изменено. Согласно учебному плану лицея , в каждом классе на преподавание родного (татарского) языка отводится следующее количество часов:
V класс – 1 час –35 часов;
VI класс – 1 час –35 часов;
VII класс – 1 час –35 часов;
VIII класс – 1 час –35 часов;
IХ класс – 1 час –34 часа;
Итого: 174 часов
При оценке предметных результатов обучения родного (татарского) языка как государственного языка Республики Татарстан следует учитывать несколько основных уровней владения учащимися татарским языком.
I уровень - элементарный, уровень русскоязычных учащихся. Основным принципом обучения татарскому языку как государственному языку здесь выступает коммуникативный принцип: научить разговорной речи.
Рабочая программа базируется на современных коммуникативно-деятельностных технологиях. Основное содержание обучения родному (татарскому) языку в общеобразовательной организации направлено на формирование коммуникативной, лингвистической и социокультурной компетенций учащихся на татарском языке.
Учебный процесс организуется с учетом как общедидактических принципов, так и основных принципов коммуникативной технологии: принцип обучения общению через общение (максимальное приближение учебного процесса к условиям естественного общения); принцип личной индивидуализации (организация учебного процесса с учетом личных потребностей, пожеланий и индивидуально-психологических особенностей учащихся); принцип изучения языка на основе активной мыслительной деятельности (обеспечение практического употребления изученных лексико-грамматических единиц в ситуациях общения с учетом коммуникативной задачи); принцип функционального подхода к изучению языка (определение лексико-грамматического материала с учетом коммуникативной цели, необходимости общения и частоты употребления в речи); принцип учета особенностей родного языка учащихся. Кроме этого, следует уделять особое внимание принципу взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности.
Основными целями изучения родного (татарского) языка в общеобразовательной организации являются:
- формирование коммуникативной компетенции в основных видах речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, т.е. способности и готовности учащихся общаться на татарском языке с учетом речевых возможностей и потребностей в устной и письменной формах; формирование умений использовать изучаемый язык как инструмент межкультурного общения в современном поликультурном мире, необходимого для успешной социализации и самореализации;
- развитие личности школьника, его мыслительных, познавательных, речевых способностей, формирование универсальных учебных действий (УУД); развитие мотивации к дальнейшему овладению татарским языком как государственным языком Республики Татарстан; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
- приобщение учащихся к культуре и национальным традициям татарского народа, создание необходимых условий для формирования таких личностных качеств, как доброжелательное отношение, уважение и толерантность к другим народам, компетентность в межкультурном диалоге.
Планируемые результаты
5 класс
Говорение. Диалогическая речь.
Ученик научится:
˗ вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию (35 реплик). Ученик получит возможность научиться:
˗ вести диалог-обмен мнениями.
Говорение. Монологическая речь.
Ученик научится:
˗ пользоваться основными коммуникативными типами речи: описанием, сообщением, рассказом (включающим эмоционально-оценочные суждения), рассуждением (характеристикой) с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст, либо заданную коммуникативную ситуацию (5-6 фраз). Ученик получит возможность научиться:
˗ делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного.
Аудирование.
Ученик научится:
˗ воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений, о значении которых можно догадаться;
˗ воспринимать на слух и понимать нужную,интересующую,запрашиваемую информацию в аутентичных аудио- и видеотекстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений (с опорой на языковую догадку); Ученик получит возможность научиться:
˗ выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте, выделять главные факты в тексте, опуская второстепенные.
Время звучания текстов для аудирования с пониманием основного содержания – (0,5-0,7 минут).
Время звучания текстов для аудирования с выборочным пониманием нужной интересующей, запрашиваемой информации – (1 минута.) Чтение. Ученик научится:
˗ читать и понимать несложные тексты в языковом плане с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение)(45-50 слов).
˗ формулировать простые выводы на основе информации, которая содержится в тексте;
˗ прогнозировать содержание книги по ее названию и оформлению, содержанию сообщения, по внешним признакам.
Ученик получит возможность научиться:
˗ восстанавливать текст из разрозненных абзацев.
Письменная часть. Ученик научится:
˗ писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объёмом 8-10 слов, включая адрес);
˗ заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес);
˗ писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чёмлибо).
˗ составлять короткие рассказы;
˗ описывать картины;
˗ составлять план, тезисы письменного сообщения;
˗ писать под диктовку и переписывать тексты на изученное правило (словарные диктанты из 6-8 слов, сочинение из 4-5 предложений). Ученик получит возможность научиться:
˗ делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;
˗ письменно фиксировать ключевые слова, фразы в качестве опоры для устного высказывания/сообщения;
- составлять план устного и письменного сообщения.
6 класс
Говорение. Диалогическая речь.
Ученик научится:
˗ вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию (36 реплик).
Ученик получит возможность научиться:
˗ вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста (таблицы, диаграммы и т. д.) Говорение. Монологическая речь.
Ученик научится:
˗ пользоваться основными коммуникативными типами речи: описанием, сообщением, рассказом (включающим эмоционально-оценочные суждения), рассуждением (характеристикой) с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст, либо заданную коммуникативную ситуацию (6-7 фраз). Ученик получит возможность научиться:
˗ делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного.
Аудирование.
Ученик научится:
˗ воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений, о значении которых можно догадаться;
˗ воспринимать на слух и понимать нужную,интересующую,запрашиваемую информацию в аутентичных аудио - и видеотекстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений (с опорой на языковую догадку); Ученик получит возможность научиться:
˗ выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте, выделять главные факты в тексте, опуская второстепенные.
Время звучания текстов для аудирования с пониманием основного содержания – (0,6-0,8 минут).
Время звучания текстов для аудирования с выборочным пониманием нужной, интересующей, запрашиваемой информации – (1 минута.) Чтение. Ученик научится:
˗ читать и понимать несложные тексты в языковом плане с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение) -50-60 слов;
˗ формулировать простые выводы на основе информации, которая содержится в тексте;
˗ прогнозировать содержание книги по ее названию и оформлению, содержанию сообщения, по внешним признакам.
Ученик получит возможность научиться:
˗ восстанавливать текст из разрозненных абзацев.
Письменная часть
Ученик научится:
˗ писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объёмом 10-12 слов, включая адрес);
˗ заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес);
˗ писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чёмлибо).
˗ составлять короткие рассказы;
˗ описывать картины;
˗ составлять план, тезисы письменного сообщения;
˗ писать под диктовку и переписывать тексты на изученное правило (словарные диктанты из 8-12 слов, сочинение из 5-7 предложений) Ученик получит возможность научиться:
˗ делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;
˗ научиться письменно фиксировать ключевые слова, фразы в качестве опоры для устного высказывания/сообщения;
˗ - составлять план устного и письменного сообщения.
7 класс
Говорение. Диалогическая речь.
Ученик научится:
˗ вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию (57 реплик).
Ученик получит возможность научиться:
˗ вести диалог-обмен мнениями.
Говорение. Монологическая речь.
Ученик научится:
˗ пользоваться основными коммуникативными типами речи: описанием, сообщением, рассказом (включающим эмоционально-оценочные суждения), рассуждением (характеристикой) с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст, либо заданную коммуникативную ситуацию (7-8 фраз). Ученик получит возможность научиться:
˗ делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного.
˗ комментировать факты из прочитанного/ прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/ прослушанному.
Аудирование.
Ученик научится:
˗ воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений, о значении которых можно догадаться;
˗ воспринимать на слух и понимать нужную,интересующую,запрашиваемую информацию в аутентичных аудио - и видеотекстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений (с опорой на языковую догадку). Ученик получит возможность научиться:
˗ выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте, выделять главные факты в тексте, опуская второстепенные.
Время звучания текстов для аудирования с пониманием основного содержания – (0,7-0,9 минут).
Время звучания текстов для аудирования с выборочным пониманием нужной интересующей, запрашиваемой информации – (1 минута.) Чтение. Ученик научится:
˗ читать и понимать несложные тексты в языковом плане с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение) (60-70 слов).
˗ формулировать простые выводы на основе информации, которая содержится в тексте;
˗ прогнозировать содержание книги по ее названию и оформлению, содержанию сообщения, по внешним признакам.
Ученик получит возможность научиться:
˗ восстанавливать текст из разрозненных абзацев.
Письменная часть
Ученик научится:
˗ писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объёмом 12-14 слов, включая адрес);
˗ заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес);
˗ писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чёмлибо).
˗ составлять короткие рассказы;
˗ описывать картины;
˗ составлять план, тезисы письменного сообщения;
˗ писать под диктовку и переписывать тексты на изученное правило (словарные диктанты из 12-16 слов, сочинение из 7-8 предложений). Ученик получит возможность научиться:
˗ делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;
˗ письменно фиксировать ключевые слова, фразы в качестве опоры для устного высказывания/сообщения;
˗ составлять план устного и письменного сообщения.
8 класс
Говорение. Диалогическая речь.
Ученик научится:
˗ вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию (68 реплик). Ученик получит возможность научиться:
˗ вести диалог-обмен мнениями.
Говорение. Монологическая речь.
Ученик научится:
˗ пользоваться основными коммуникативными типами речи: описанием, сообщением, рассказом (включающим эмоционально-оценочные суждения), рассуждением (характеристикой) с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст, либо заданную коммуникативную ситуацию (8-9 фраз). Ученик получит возможность научиться:
˗ делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного.
˗ комментировать факты из прочитанного/ прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/ прослушанному.
Аудирование.
Ученик научится:
˗ воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений, о значении которых можно догадаться;
˗ воспринимать на слух и понимать нужную,интересующую,запрашиваемую информацию в аутентичных аудио - и видеотекстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений (с опорой на языковую догадку); Ученик получит возможность научиться:
˗ выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте, выделять главные факты в тексте, опуская второстепенные.
Время звучания текстов для аудирования с пониманием основного содержания – (0,8-0,9 минут).
Время звучания текстов для аудирования с выборочным пониманием нужной, интересующей, запрашиваемой информации – (1 минута.) Чтение.
Ученик научится:
˗ читать и понимать несложные тексты в языковом плане с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение) (70-80 слов).
˗ формулировать простые выводы на основе информации, которая содержится в тексте;
˗ прогнозировать содержание книги по ее названию и оформлению, содержанию сообщения, по внешним признакам. Ученик получит возможность научиться:
˗ устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичном тексте;
˗ восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов.
Письменная часть
Ученик научится:
˗ писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объёмом 14-16 слов, включая адрес);
˗ заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес);
˗ писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чёмлибо).
˗ составлять короткие рассказы;
˗ описывать картины;
˗ составлять план, тезисы письменного сообщения;
˗ писать под диктовку и переписывать тексты на изученное правило (словарные диктанты из 5-7 слов, сочинение из 10-15 слов) Ученик получит возможность научиться:
˗ делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;
˗ научиться письменно фиксировать ключевые слова, фразы в качестве опоры для устного высказывания/сообщения;
˗ составлять план устного и письменного сообщения;
˗ писать небольшие письменные высказывания с элементами рассуждения с опорой на образец / план / наглядность и без них.
9 класс
Говорение. Диалогическая речь.
Ученик научится:
˗ вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию (710 реплик). Ученик получит возможность научиться: ˗ вести диалог-обмен мнениями; ˗ брать и давать интервью.
Говорение. Монологическая речь.
Ученик научится:
˗ пользоваться основными коммуникативными типами речи: описанием, сообщением, рассказом (включающим эмоционально-оценочные суждения), рассуждением (характеристикой) с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст, либо заданную коммуникативную ситуацию (9-10 фраз). Ученик получит возможность научиться:
˗ делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного.
˗ комментировать факты из прочитанного/ прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/ прослушанному;
˗ кратко излагать результаты выполненной проектной работы.
Аудирование.
Ученик научится:
˗ воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений, о значении которых можно догадаться;
˗ воспринимать на слух и понимать нужную,интересующую,запрашиваемую информацию в аутентичных аудио - и видеотекстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений (с опорой на языковую догадку); Ученик получит возможность научиться:
˗ выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте, выделять главные факты в тексте, опуская второстепенные.
Время звучания текстов для аудирования с пониманием основного содержания – (1минута).
Время звучания текстов для аудирования с выборочным пониманием нужной интересующей, запрашиваемой информации – (1,2 минуты.) Чтение. Ученик научится:
˗ читать и понимать несложные тексты в языковом плане с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение) (80-90 слов).
˗ формулировать простые выводы на основе информации, которая содержится в тексте;
˗ прогнозировать содержание книги по ее названию и оформлению, содержанию сообщения, по внешним признакам.
Ученик получит возможность научиться:
˗ восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов.
Письменная часть.
Ученик научится:
˗ писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объёмом 16-18 слов, включая адрес);
˗ заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес);
˗ писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чёмлибо);
˗ составлять короткие рассказы;
˗ описывать картины;
˗ составлять план, тезисы письменного сообщения;
˗ писать под диктовку и переписывать тексты на изученное правило (словарные диктанты из 20-22 слов, сочинение из 9-10 предложений) Ученик получит возможность научиться:
˗ делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;
˗ научиться письменно фиксировать ключевые слова, фразы в качестве опоры для устного высказывания/сообщения;
˗ составлять план устного и письменного сообщения. ˗ кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности.
Содержание учебного материала
5 класс
- Школьная жизнь. Учёба. Правила успешной учёбы. Учебные принадлежности. В библиотеке.
- Я помощник в домашних делах. Домашние дела. Помощь старшим, родителям. Покупки в магазине. Участие в домашних делах. Оценивание человеческих поступков. Похвала за добрые дела.
- Мои друзья, мои ровесники. Мой самый близкий друг. Отдых с друзьями. Настоящая дружба. Правила общения и дружбы с ровесниками. Участие подростков в полезном труде.
- Природа и мы. Человек и окружающая среда. Наши четвероногие и пернатые друзья
- Спорт и здоровье. Правила здорового образа жизни. Зимние и летние виды спорта.
Любимый вид спорта. Спорт и отдых. Современные спортивные сооружения.
- Праздники. Национальные праздники. Сабантуй.
6 класс
- Школьная жизнь. Учёба. Правила успешной учёбы. Учебные принадлежности. Мир книг. В библиотеке. Интернет.
- Я – помощник в домашних делах. Домашние дела. Помощь старшим, родителям. Покупки в магазине. Участие в домашних делах. Оценивание человеческих поступков. Похвала за добрые дела.
- Мои друзья, мои ровесники. Мой самый близкий друг. Отдых с друзьями. Настоящая дружба. Правила общения и дружбы с ровесниками. Участие подростков в полезном труде.
- Республика Татарстан. Географическое положение, население, климат Татарстана. Животный и растительный мир Татарстана. Жизнь в городе и в селе. Транспорт. Достижения Республики Татарстан. Народы, проживающие в Татарстане. Казань – столица Татарстана. Культура и искусство татарского народа.
- Природа и мы. Природа Татарстана. Охрана природы. Экологические проблемы. Человек и окружающая среда. Наши четвероногие и пернатые друзья.
- Спорт и здоровье. Правила здорового образа жизни. Зимние и летние виды спорта. Любимый вид спорта. Спорт и отдых. Современные спортивные сооружения. Знаменитые татарские спортсмены. Международный спорт.
7 класс
- Школьная жизнь. Учёба. Правила успешной учёбы. Учебные принадлежности. Мир книг. В библиотеке.
- Отдых. Свободное время. Любимые занятия. Различные способы виртуального общения. Места отдыха (кино, театр, парк, кафе и т.д.).
- Старшие и мы. Взаимоотношения старших и младших в семье. Умение просить разрешение. Уважительное отношение к старшим.
- Республика Татарстан. Географическое положение, население, климат Татарстана. Животный и растительный мир Татарстана. Жизнь в городе и в селе. Достижения Республики Татарстан. Казань – столица Татарстана.
8 класс
- Школьная жизнь. Учёба. Правила успешной учёбы. Учебные принадлежности. Проблема самообразования.
- Мои друзья, мои ровесники. Мой самый близкий друг. Отдых с друзьями. Настоящая дружба. Правила общения и дружбы с ровесниками. Участие подростков в полезном труде.
- Природа и мы. Природа Татарстана. Времена года. Охрана природы. Экологические проблемы. Человек и окружающая среда. Наши пернатые друзья.
- Республика Татарстан. Географическое положение, население, климат Татарстана. Достижения Республики Татарстан. Народы, проживающие в Татарстане. Казань – столица Татарстана. Культура и искусство татарского народа.
9 класс
- Республика Татарстан. Географическое положение, население, климат Татарстана. Животный и растительный мир Татарстана. Жизнь в городе и в селе. Транспорт. Достижения Республики Татарстан. Народы, проживающие в Татарстане. Казань – столица Татарстана. Культура и искусство татарского народа. Татарстан в годы Великой Отечественной войны.
- Выбор профессии. Проблема выбора профессии. Новые профессии. Потребность в профессиях на рынке труда. Учебные заведения.
- Спорт и здоровье. Правила здорового образа жизни. Зимние и летние виды спорта. Любимый вид спорта. Спорт и отдых. Современные спортивные сооружения. Знаменитые татарские спортсмены. Международный спорт.
Тематическое планирование учебного предмета
5 класс
№ | Наименование раздела | Кол-во часов на изучение |
1 | Школьная жизнь. | 9 |
2 | Я помощник в домашних делах. | 9 |
3 | Мои друзья, мои ровесники. | 6 |
4 | Природа и мы | 4 |
5 | Спорт и здоровье. | 3 |
6 | Праздники. Национальные праздники | 4 |
6 класс
№ | Наименование раздела | Кол-во часов на изучение |
1 | Школьная жизнь. | 8 |
2 | Я помощник в домашних делах. | 4 |
3 | Мои друзья, мои ровесники. | 6 |
4 | Республика Татарстан | 4 |
5 | Природа и мы. | 4 |
6 | Спорт и здоровье. | 9 |
7 класс
№ | Наименование раздела | Кол-во часов на изучение |
1 | Школьная жизнь. | 9 |
2 | Отдых. | 10 |
3 | Старшие и мы. | 9 |
4 | Республика Татарстан. | 7 |
8 класс
№ | Наименование раздела | Кол-во часов на изучение |
1 | Школьная жизнь. | 8 |
2 | Мои друзья, мои ровесники. | 11 |
3 | Природа и мы. | 9 |
4 | Республика Татарстан. | 7 |
9 класс
№ | Наименование раздела | Кол-во часов на изучение |
1 | Республика Татарстан. | 10 |
2 | Выбор профессии. | 14 |
3 | Спорт и здоровье. | 5 |
4 | Никто не забыт,ничто не забыто | 5 |
Нормы контроля обученности по видам речевой деятельности
5-9 классы
№ | Виды речевой деятельности | Классы | ||||||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||||
1. | Аудирование | 0,5-0,7 мин | 0,8-0,9 мин | 1 мин | 1,2 мин | 1,5 мин | ||||
2. | Диалогическая речь | 5-6 реплик | 6-7 реплик | 7-8 реплик | 9-10 реплик | 11-12 реплик | ||||
3. | Монологическая речь | 7-8 фраз | 8-10 фраз | 8-10 фраз | 10-12 фраз | 10-12 фраз | ||||
4. | Чтение | 55-60 слов | 60-70 слов | 70-80 слов | 80-90 слов | 90-95 слов | ||||
5. | Письмо: | |||||||||
словарный диктант | 8-10 слов | 10-15 слов | 15-18 слов | 18-22 слова | 22-25 слов | |||||
сочинение | 5-7 предложений | 7-8 предложений | 8-9 предложений | 9-10 предложений | 10-12 предложений |
Календарно-тематическое планирование по родному (татарскому) языку
5Е, 5З, 5К, 5Л классы
Учителя родного (татарского) языка и литературы Ахметовой М.Б.
№ урока | Наименование темы урока | Кол-во часов на изучение | Виды деятельности учащихся | Планируемая дата проведения уроков | Фактическая дата проведения уроков |
Школьная жизнь (9 ч) | |||||
С новым учебным годом!Имя существительное/ Яңа уку елы котлы булсын! Исем. | 1 | Вести диалог – обмен мнениями о подготовке к новому учебному году, о школьной жизни в новом учебном году. | 1.09 | ||
Вопросы Где? Куда? Откуда?/Кая? Кайда? Кайдан? Сораулары | 1 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, беседа | 8.09 | ||
Склонение имён существительных /Исемнәрнең килеш белән төрләнеше. | 1 | Повторение материала, изученного в начальных классах по теме «Имя существительное », выполнение упражнений на закрепление материала | 15.09 | ||
Склонение имён существительных множественного числа с аффиксами принадлежности/Исемнәрнең күплек санда тартым белән төрләнеше. | 1 | Повторение материала, изученного в начальных классах по теме «Имя существительное », выполнение упражнений на закрепление материала | 22.09 | ||
Имена существительные с аффиксами принадлежности./Тартымлы исемнәр. | 1 | Выполнение упражнений на повторение и закрепление материала | 29.09 | ||
Утвердительная и отрицательная форма глаголов повелительного наклонения./ Боерык фигыльнең барлык,юклык формасы | 1 | Работа с раздаточным материалом | 6.10 | ||
Прошедшее определённое время.Словарный диктант/Билгеле үткән заман хикәя фигыль/Сүзлек диктанты. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 13.10 | ||
Будущее определённое время./Билгеле киләчәк заман хикәя фигыль. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 20.10 | ||
Имя числительное/Сан | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 27.10 | ||
Я помощник в домашних делах ( 9 ч) | |||||
Работа над текстом “Я дома помощник “/Мин өйдә булышчы” текст өстендә эш. | 1 | Вести диалог-расспрос о домашних делах. | 10.11 | ||
Режим дня/Көндәлек режим | 1 | Устные ответы, упражнения | 17.11 | ||
Изъявительное наклонение/Хикәя фигыль | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 24.11 | ||
Спряжение глагола прошедшего определённого времени./Билгеле үткән заман хикәя фигыльнең зат-сан белән төрләнеше | 1 | Устные ответы, упражнения | 1.12 | ||
Спряжение глагола определённого времени./Билгеле киләчәк заман хикәя фигыльнең зат-сан белән төрләнеше | 1 | Устные ответы, упражнения | 8.12 | ||
Вводные слова Словарный диктант/Кереш сүзләрСүзлек диктанты. | 1 | Устные ответы, упражнения | 15.12 | ||
Употребление форм глагола.Словарный диктант/Фигыль формаларын куллану.Сүзлек диктанты. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 22.12 | ||
Место в предложении и роль послелога “для” при составлении предложения./ “Өчен” бәйлегенең җөмлә оештырудагы роле һәм урнашу урыны | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 12.01 | ||
Употребление в речи местоимения “свой”./“Үз” алмашлыгын сөйләмдә куллану | 1 | Устные ответы, упражнения | 19.01 | ||
Мои друзья, мои ровесники ( 6 ч) | |||||
Имя прилагательное./Сыйфат | 1 | Определяют морфологические признаки имени прилагательного, егосинтаксическую роль.Анализируют словосочетания, предложения и тексты с именами прилагательными. Составляют предложения с именами прилагательными. Готовят устный рассказ об имени прилагательном как о части речи. | 26.01 | ||
Порядок предложений в речи./Сөйләмдә җөмлә тәртибе | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 2.02 | ||
“Настоящая дружба” Составление рассказа./“Чын дуслык”. Хикәя язу | 1 | Рассказывать о своем друге, описывать черты характера друга. | 9.02 | ||
Татарские национальные блюда./Татар халык ашлары | 1 | Описание блюда своей национальной кухни по вопросам и опорной лексике. | 16.02 | ||
Склонение имен существительных по падежам./Исемнәрнең килеш белән төрләнүе | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 23.02 | ||
24 | Послелоги./Бәйлекләр. Работа над текстом “Около стола”/“Табын янында”текст өстендә эш. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 2.03 | |
Природа и мы ( 4 ч) | |||||
25 | Имя прилаггательное./Сыйфат. Степени прилагательных/Сыйфат төркемчәләре | 1 | Устные ответы, упражнения | 9.03 | |
26 | Местоимение Словарный диктант./Алмашлык.Сүзлек диктанты | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 16.03 | |
27 | Местоимение./Алмашлык. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 23.03 | |
28 | Работа над текстом “Умный Карабай”/”Акыллы Карабай”текст өстендә эш. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 6.04 | |
Спорт и здоровье. ( 3ч) | |||||
29 | Повторение лексико-грамматического материала по теме “Мы любим спорт”./ “Без спорт яратабыз” темасы буенча лексик – грамматик материалны кабатлау. | 1 | Устные ответы, упражнения | 13.04 | |
30 | РР. Моя любимая спортивная игра./БСҮ. Минем яраткан спорт уены. | 1 | Устные ответы, упражнения | 20.04 | |
31 | Работа над текстом “Будем здоровы”/”Сәламәт булыйк”текст өстендә эш. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 27.04 | |
Праздники. Национальные праздники (4 ч) | |||||
32 | Национальные праздники/Милли бәйрәмнәр | 1 | Рассказывать о национальных праздниках, о днях рождения; поздравлять с праздником; приглашать гостей. | 4.05 | |
33 | Работа над текстом “Сабантуй”/ Словарный диктант ”Сабантуй”тексты өстендә эш.Сүзлек диктанты. | 1 | Вести диалог – обмен мнениями о приготовлении праздничного стола, о любимых блюдах, о правилах поведения за столом. | 11.05 | |
34 | Обобщение-повторение пройденного.Словарный диктант/Өйрәнгәннәрне гомумиләштереп кабатлау.Сүзлек диктанты | 1 | Вести диалог – обмен мнениями о приготовлении праздничного стола, о любимых блюдах, о правилах поведения за столом. | 18.05 | |
35 | Обобщение-повторение пройденного. /Өйрәнгәннәрне гомумиләштереп кабатлау. | 1 | Вести диалог – обмен мнениями о приготовлении праздничного стола, о любимых блюдах, о правилах поведения за столом. | 25.05 |
Календарно-тематическое планирование по родному (татарскому) языку
6Е, 6З, 6К, 6Л классы
Учителя родного (татарского) языка и литературы Нигаматуллиной А.Р.
№ урока | Наименование темы урока | Кол-во часов на изучение | Виды деятельности учащихся | Планируемая дата проведения уроков | Фактическая дата проведения уроков |
Школьная жизнь. (8 ч) | |||||
1 | Склонение имён существительных по принадлежности./Исемнәрнең тартым белән төрләнеше | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 1.09 | |
2 | Порядок присоединения аффиксов к именам существительным./Исемнәргә кушымчалар ялгану тәртибе. | 1 | Высказывать своё отношение о содержании прочитанной книги, ее авторе. | 8.09 | |
3 | Падежи./Килешләр | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 15.09 | |
4 | Образование имен существительных прибавлением аффиксов –лык\лек, чы\че/ Исем ясагыч кушымчалар☹лык\лек, чы\че). | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 22.09 | |
5 | Послелоги.Р.Р.”Спасибо тебе, книга”/Бәйлекләр..БСҮ “Рәхмәт сиңа, китап” | 1 | Составлять диалог-побуждение о посещении библиотеки, книжного магазина; советовать прочитать интересную книгу. | 29.09 | |
6 | Отрицательная форма глагола настоящего времени./Хәзерге заман хикәя фигыльнең юклык формасы | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 6.10 | |
7 | Глагол повелительного наклонения.Словарный диктант/Боерык фигыль. Сүзлек диктанты | 1 | Устные ответы, упражнения | 13.10 | |
8 | Спряжение глагола утвердительной формы повелительного наклонения. Аудирование./Боерык фигыльнең барлыкта зат-сан белән төрләнеше.Аудирование | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 20.10 | |
Я помощник в домашних делах. ( 4ч) | |||||
9 | Спряжение глагола отрицательной формы условного наклонения./Шарт фигыльнең юклыкта зат-сан белән төрләнүе. | 1 | Устные ответы, упражнения | 27.10 | |
10 | Роль имен прилагательных в речи./Сыйфатларның сөйләмдә тоткан урыны. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 10.11 | |
11 | Настоящее время глагола изъявительного наклонения./Хәзерге заман хикәя фигыль | 1 | Определяют форму настоящего времени глагола. Составляют связный текст. Составляют словосочетания с глаголами в настоящем времени. Отрабатывают правильное произношение глаголов в настоящем времени. | 17.11 | |
12 | Желательное наклонение глагола. Сочетание инфиннитив+хочу./Теләк фигыль.Инфинитив+телим төзелмәсе | 1 | Устные ответы, упражнения | 24.11 | |
Мои друзья, мои ровесники. (6 ч) | |||||
13 | Будущее определенное время глагола./Билгеле киләчәк заман хикәя фигыль. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 1.12 | |
14 | Спряжение глагола будущего определенного времени./Билгеле киләчәк заман хикәя фигыльнең барлыкта зат-сан белән төрләнеше. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 8.12 | |
15 | Будущее неопределенное время глагола изъявительного наклонения.Словарный диктант/Билгесез киләчәк заман хикәя фигыль.Сүзлек диктанты. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 15.12 | |
16 | Лексико-грамматический материал текста “Синие листья”. /“Зәңгәр яфраклар” хикәясендәге лексик-грамматик материал. | 1 | Устные ответы, упражнения | 22.12 | |
17 | Употребление в речи союзов потому что, поэтому ./Чөнки, шуңа күрә теркәгечләрен сөйләмдә куллану | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 12.01 | |
18 | Антонимы. Рассказ “На дне рождения”./Антонимнар “Туган көндә” хикәясе | 1 | Устные ответы, упражнения | 19.01 | |
Республика Татарстан (4 ч) | |||||
19 | Р.Р.”Край родной-Татарстан”./БСҮ “Туган җирем-Татарстан” | 1 | Сообщать о государственных символах Татарстана, о географическом положении, климате и природе Татарстана. | 26.01 | |
20 | Наречие.Вопрос Как?/Рәвеш.Ничек? соравы. | 1 | Вести диалоги о видных представителях культуры и искусства татарского народа. | 2.02 | |
21 | Лексико-грамматический материал по теме “Реки Татарстана”.Послелог через/ “Татарстан елагалары” темасы буенча лексик-грамматик материал. Аркылы бәйлеге | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 9.02 | |
22 | Лексико-грамматический материал по теме “Реки Татарстана”.Послелог через/ “Татарстан елагалары” темасы буенча лексик-грамматик материал. Аркылы бәйлеге | 1 | Устные ответы, упражнения | 16.02 | |
Природа и мы. (4 ч) | |||||
23 | Лексико-грамматический материал по теме “Родная земля-Татарстан”./“Татарстан-туган җирем” темасы буенча лексик-грамматик материал. | 1 | Описывать природу родного края, времена года. Вести диалог – обмен мнениями о пользе природы. | 23.02 | |
24 | Знаки препинания между подлежащим и сказуемым./Ия белән хәбәр арасында тыныш билгесе | 1 | Устные ответы, упражнения | 2.03 | |
25 | Неопределенное будущее время глагола./Билгесез киләчәк заман хикәя фигыль. | 1 | Устные ответы, упражнения | 9.03 | |
26 | Повторение лексико-грамматического материала по теме “Природа”.Словарный диктант/ “Табигать” темасы буенча лексик-грамматик материалны кабатлау.Сүзлек диктанты. | 1 | Давать советы об охране природы. Вести диалог о четвероногих и пернатых друзьях. | 16.03 | |
Спорт и здоровье.(9 ч) | |||||
27 | Р.Р.”Я люблю спорт”./БСҮ “Мин спорт яратам” | 1 | Рассуждать о правилах здорового образа жизни. | 23.03 | |
28 | Имя действия. “Олимпийские игры”. Аудирование/ Исем фигыль“Олимпия уеннары”Аудирование | 1 | Вести диалог–обмен мнениями о посещении спортивных кружков. | 6.04 | |
29 | Условное наклонение глагола./Шарт фигыль. | 1 | Устные ответы, упражнения | 13.04 | |
30 | Аффиксы принадлежности./Тартым кушымчалары | 1 | Устные ответы, упражнения | 20.04 | |
31 | Структура инфинитив+нужно, надо./Инфинитив+кирәк төзелмәсе | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 27.04 | |
32 | Повторение лексико-грамматического материала по теме “Спорт”./ “Спорт” темасы буенча лексик-грамматик материалны кабатлау | 1 | Аргументировать суждения о негативном влиянии на здоровье вредных привычек. Вести диалог на приёме у врача. | 4.05 | |
33 | Мой друг-Светофор.Словарный диктант /Светофор минем дустым.Сүзлек диктанты. | 1 | Устные ответы, упражнения | 11.05 | |
34 | Р.Р. “Правила дорожного движения”. Повторение пройденного в 6 классе./ БСҮ “Юл кагыйдәләре” 6 нчы сыйныфта үткәннәрне кабатлау | 1 | Устные ответы, упражнения | 18.05 | |
35 | Р.Р. “Правила дорожного движения”. Повторение пройденного в 6 классе./ БСҮ “Юл кагыйдәләре” 6 нчы сыйныфта үткәннәрне кабатлау | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 25.05 |
Календарно-тематическое планирование по родному (татарскому) языку
7Е, 7З классы
Учителя родного (татарского) языка и литературы Нигаматуллиной А.Р.
№ урока | Наименование темы урока | Кол-во часов на изучение | Виды деятельности учащихся | Планируемая дата проведения уроков | Фактическая дата проведения уроков |
Школьная жизнь. (9ч) | |||||
1 | “Новый учебный год”. Образование прилагательных /“Яңа уку елы”. Сыйфатлар ясалышы. | 1 | Вести диалог – обмен мнениями о подготовке к новому учебному году, о школьной жизни в новом учебном году. | 1.09 | |
2 | “Мой летний отдых”. Прошедшее определенное время глагола изъявительного наклонения /“Минем җәйге ялым”. Билгеле үткән заман хикәя фигыль. | 1 | Устные ответы, упражнения | 8.09 | |
3 | Деепричастия.Виды дееприастия / Хәл фигыль. Хәл фигыльнең 4 төре | 1 | Устные ответы, упражнения | 15.09 | |
4 | Развитие связанной речи “Мой первый день в школе”/БСҮ “Мәктәптә беренче көн” | 1 | Устные ответы, упражнения | 22.09 | |
5 | Спряжение глаголов повелительного наклонения. “Мы вместе готовим домашнее задание”/Боерык фигыльнең зат-сан белән төрләнеше. “Без бергә дәрес әзерлибез” | 1 | Устные ответы, упражнения | 29.09 | |
6 | Развитие связанной речи “Мы читаем книги”. Виды наречий /БСҮ “Без китаплар укыйбыз”. Рәвеш төркемчәләре. | 1 | Составлять диалог-побуждение о посещении библиотеки, книжного магазина; советовать прочитать интересную книгу. | 6.10 | |
7 | Порядок присоединения суффиксов к именам существительным .Словарный диктант./ Исменәргә кушымчалар ялгану тәртибе.Сүзлек диктанты. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 13.10 | |
8 | Лексико-грамматический материал по теме “Дневник – документ, дневник – твое зеркало”. /“Көндәлек – документ, көндәлек – синең көзгең” темасы буенча лексик –грамматик материал. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 20.10 | |
9 | Развитие связанной речи “Правила чтения” Конструкция “Инфинитив+надо” / БСҮ“Яхшы уку кагыйдәләре”. “Инфинитив + кирәк” төзелмәсе | 1 | Устные ответы, упражнения | 27.10 | |
Отдых (10 ч) | |||||
10 | Причастие. Причастие настоящего времени/ Сыйфат фигыль. Хәзерге заман сыйфат фигыль. | 1 | Вести диалог – обмен мнениями о свободном времени, о провождении его с пользой или без пользы, о любимых занятиях и путешествиях. | 10.11 | |
11 | Главные члены предложения. Лексико-грамматический материал по теме “Свободное время”/Җөмләнең баш кисәкләре. Буш вакыт” темасына караган лексик-грамматик материал | 1 | Вести диалог – обмен мнениями о свободном времени, о провождении его с пользой или без пользы, о любимых занятиях и путешествиях. | 17.11 | |
12 | Дефис между подлежащим и сказуемым ./ Ия белән хәбәр арасында сызык. | 1 | Распознают опознавательный признак употребления тире как знака разделения между главными членами: выражение подлежащего и сказуемого существительными в именительном падеже. Отрабатывают в упражнениях | 24.11 | |
13 | Союзы. Развитие связанной речи “Мое свободное время”/ Теркәгечләр. БСҮ “Минем буш вакытым” | 1 | Рассказывать о любимых фильмах, об их героях, о любимой музыке. | 1.12 | |
14 | Формы имен действия ./ Исем фигыльнең барлык һәм юклык формасы | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 8.12 | |
15 | Вводные слова. Свободное время, проведенное с пользой и зря.Словарный диктант./ Кереш сүзләр. Файдалы һәм файдасыз үткәрелгән буш вакыт.Сүзлек диктанты. | 1 | Вести диалог – обмен мнениями о свободном времени, о провождении его с пользой или без пользы, о любимых занятиях и путешествиях. | 15.12 | |
16 | Лексико-грамматический материал в стихотворении “Ошибочный шаг”/ “Ялгыш адым” шигырендәге лексик-грамматик материал. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 22.12 | |
17 | Лексико-грамматический материал по проблеме “Что такое мужество?”/ “Нәрсә ул егетлек?” проблемасы буенча лексик-грамматик материал | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 12.01 | |
18 | Склонение по падежам притяжательных имен существительных . /Тартымлы исемнәрнең килеш белән төрләнеше. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 19.01 | |
19 | Лексико-грамматический материал на тему “Подъезд нашего дома”./ “Безнең йортның подъезды” шигыре буенча лексик-грамматик материал. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 26.01 | |
Старшие и мы. (9ч) | |||||
20 | Второстепенные члены предложения. Определение . Развитие связанной речи “Отношение пожилых и младших”/ Җөмләнең иярчен кисәге- аергыч. БСҮ “Өлкәннәр һәм кечкенәләр мөнәсәбәте” | 1 | Аргументировать свои суждения о необходимости уважительного отношения к старшим. Распознают определение в предложении, выделяют определение графически. Распространяют предложения определениями. | 2.02 | |
21 | Второстепенный член предложения - дополнение . Развитие связанной речи. Качества воспитанности /Җөмләнең иярчен кисәге- тәмамлык. БСҮ “Тәрбиялелек сыйфатлары” | 1 | Вести диалог-расспрос о помощи старшим в семье. Распознают дополнение в предложении, выделяют дополнение графически. Распространяют предложения дополнениями. | 9.02 | |
22 | Второстепенный член предложения – обстоятельство. Лексико-грамматический материал по теме “Мы помогаем друг другу”. /Җөмләнең иярчен кисәге- хәл. “Бер-беребезгә булышабыз” темасына лексик-грамматик материал. | 1 | Распознают обстоятельство в предложении, выделяют обстоятельство графически. Распространяют предложения обстоятельствами. Составляют устный рассказ и отдельные предложения, используя подлежащие, дополнения и обстоятельства | 16.02 | |
23 | Склонение по падежам имен действий. Употребление имен действий в речи . /Исем фигыльнең килешләр белән төрләнеше. Исем фигыльнең сөйләмдә кулланылышы . | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 23.02 | |
24 | Лексико-грамматический материал по теме “Уважение к родителям”. Правописание союзов. /“Ата-анага хөрмәт темасына лексик-грамматик материал.Теркәгечләрнең язылышы.. | 1 | Вести диалог-рассуждение о взаимоотношениях старших и младших в семье. | 2.03 | |
25 | Правила общения . Развитие связанной речи “Современно ли быть воспитанным?”./ Аралашу әдәбе. БСҮ “Тәрбияле булу заманчамы?” | 1 | Аргументировать свои суждения о необходимости уважительного отношения к старшим. | 9.03 | |
26 | Определительные местоимения .” Правила поведения при общении”.Словарный диктант. / Билгеләү алмашлыклары. “Аралашуда үз-үзеңне тоту әдәбе”.Сүзлек диктанты. | 1 | Устные ответы, упражнения | 16.03 | |
27 | Лексико-грамматический материал на тему “Может ли ошибаться воспитанный человек?”/ “Тәрбияле кеше ялгышырга мөмкинме?” темасына лексик-грамматик материал | 1 | Устные ответы, упражнения | 23.03 | |
28 | Лексико-грамматический материал на тему “Может ли ошибаться воспитанный человек?”/ “Тәрбияле кеше ялгышырга мөмкинме?” темасына лексик-грамматик материал | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 6.04 | |
Республика Татарстан. (7ч) | |||||
29 | Лексико-грамматический материал на тему “Татарстан-мой родной край” /Туган ягым – Татарстан” темасына лексик-грамматик материал. | 1 | Сообщать, спрашивать о достопримечательностях столицы, музеях, театрах, местах отдыха. | 13.04 | |
30 | Развитие связанной речи “Почему родной край нам так близок?”/ БСҮ“Туган ягыбыз ни өчен якын?” | 1 | Рассказывать о народах, проживающих в Татарстане; о Казани – столице Татарстана. | 20.04 | |
31 | Географическое положение Татарстана../ Татарстанның географик урыны, климаты, байлыклары. | 1 | Сообщать о государственных символах Татарстана, о географическом положении, климате и природе Татарстана. | 27.04 | |
32 | Мы живем в Татарстане/“Без Татарстанда яшибез” темасына лексик-грамматик материал. “Туган як турында сөйлибез” | 1 | Вести диалоги о видных представителях культуры и искусства татарского народа. | 4.05 | |
33 | Желательное наклонение. Словарный диктант. /Теләк белдерү формалары. Сүзлек диктанты. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 11.05 | |
34 | Форма изъявления цели . Развитие связанной речи. “Мы гордимся родной страной”. Обобщающий урок /Максат белдерү формалары. БСҮ “Без туган илебез белән горурлабыз”.Уку елы дәвамында үтелгәннәрне кабатлау | 1 | Рассказывать о вкладе Татарстана в Великую Победу, о земляках-героях Советского Союза, о подвиге Мусы Джалиля и джалиловцах. | 18.05 | |
35 | Форма изъявления цели . Развитие связанной речи. “Мы гордимся родной страной”. Обобщающий урок /Максат белдерү формалары. БСҮ “Без туган илебез белән горурлабыз”.Уку елы дәвамында үтелгәннәрне кабатлау | 1 | Рассказывать о вкладе Татарстана в Великую Победу, о земляках-героях Советского Союза, о подвиге Мусы Джалиля и джалиловцах. | 25.05 |
Календарно-тематическое планирование по родному (татарскому) языку
8Д, 8Е, 8З классы
Учителя родного (татарского) языка и литературы Нигаматуллиной А.Р.
№ урока | Наименование темы урока | Кол-во часов на изучение | Виды деятельности учащихся | Планируемая дата проведения уроков | Фактическая дата проведения уроков |
Школьная жизнь.(8 ч) | |||||
1 | Имена существительные с аффиксами принадлежности/ Исемнәрнең тартым белән төрләнеше | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 7.09 | |
2 | 3 времени глаголов изъявительного наклонения. / Хикәя фигыльнең 3 заман формасы | 1 | Устные ответы, упражнения | 14.09 | |
3 | Склонение глаголов изъявительного наклонения определенного и неопределенного будущего времени по лицам и числам./ Билгеле һәм билгесез киләчәк заман хикәя фигыльнең зат-сан белән төрләнеше | 1 | Устные ответы, упражнения | 21.04 | |
4 | Деепричастие./Хәл фигыль | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 28.04 | |
5 | Деепричастие. Работа над текстом “Успею еще”./ Хәл фигыль.“Өлгерәм әле”тексты өстендә эшләү. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 5.10 | |
6 | Условное наклонение глагола./ Шарт фигыль | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 12.10 | |
7 | Лексико-грамматический материал по рассказу “Успеем ещё..”Словарный диктант./ Өлгерәм әле...” хикәясендәге лексик-грамматик материал.Сүзлек диктанты. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 19.10 | |
8 | Мы пишем рассказ. “Барый смотрит телевизор ”/ Без хикәя язабыз “Барый телевиор карый.” | 1 | Устные ответы, упражнения | 26.10 | |
Мои друзья, мои ровесники. (11 ч) | |||||
9 | Я и мои сверстники. Образование имён прилагательных. Имя прилагательное. / Мин һәм минем яшьтәшләрем. Сыйфатларның ясалышы.Сыйфат | 1 | Рассказывать о своем друге, описывать черты характера друга. | 9.11 | |
10 | Имя действия. /Исем фигыль | 1 | Устные ответы, упражнения | 16.11 | |
11 | Причастия. Лексический материал в рассказе “Хотел выиграть.” /Сыйфат фигыль “Җиңәсем килде” хикәясендәге лексик материал | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 23.11 | |
12 | Причастия. Лексический материал в рассказе “Хотел выиграть.” /Сыйфат фигыль “Җиңәсем килде” хикәясендәге лексик материал | 1 | Устные ответы, упражнения | 30.11 | |
13 | Причастие настоящего времени/Хәзерге заман сыйфат фигыль | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 7.12 | |
14 | Причастие прошедшего времени.Словарный диктант./ Үткән заман сыйфат фигыль.Сүзлек диктанты. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 14.12 | |
15 | Причастие будущего времени /Киләчәк заман сыйфат фигыль | 1 | Устные ответы, упражнения | 21.12 | |
16 | Определительные местоимения./ Билгеләү алмашлыклары | 1 | Устные ответы, упражнения | 28.12 | |
17 | Лексико- грамматический матерал по теме “Мой цвет- зелёный, а твой?”./ “Минем төс – яшел. Ә синеке?” текстына караган лексик-грамматик материал | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 18.01 | |
18 | В мире музыки./ Музыка дөньясында | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 25.01 | |
19 | Лексико- грамматический материал по теме “Я и мои сверстники ”./ “Мин һәм минем яшьтәшләрем” темасына караган лексик грамматик материал | 1 | Устные ответы, упражнения | 1.02 | |
Природа и мы. (9 ч) | |||||
20 | Главные члены предложения. / Җөмләнең баш кисәкләре | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 8.02 | |
21 | Лексико-грамматический материал по рассказу “Ты дитя природы”./ “Син- табигать баласы ” хикәясенә караган лексик-грамматик материал | 1 | Рассуждать об экологии, об охране природы, о влиянии человека на окружающую среду. | 15.02 | |
22 | Желательное наклонения глагола. Употребление форм желательного наклонения в речи/ Теләк фигыль. Теләк белдерү формаларының сөйләмдә кулланылышы. | 1 | Устные ответы, упражнения | 22.02 | |
23 | Сочинительные и подчинительные союзы. /Тезүче һәм ияртүче теркәгечләр. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 1.03 | |
24 | Лексико-грамматический материал по теме “Лес”/ “Урман” текстына караган лексик-грамматик материал | 1 | Давать советы об охране природы. | 8.03 | |
25 | Повторение образования существительных, степени прилагательных. Лексико-грамматический материал на тему “Как прекрасен этот мир!”Словарный диктант. /Ясалма исемнәрне, сыйфат дәрәҗәләрен кабатлау. “И ямьле дә соң дөнья!” текстына караган лексик-грамматик материал.Сүзлек диктанты. | 1 | Устные ответы, упражнения | 15.03 | |
26 | Повторение образования существительных, степени прилагательных/ Ясалма исемнәрне, сыйфат дәрәҗәләрен кабатлау. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 22.03 | |
27 | Лексико- грамматический материал по теме “Природа и мы”./ “Табигать һәм без” текстына караган лексик-грамматик материал | 1 | Рассуждать об экологии, об охране природы, о влиянии человека на окружающую среду.Давать советы об охране природы. | 12.04 | |
28 | Союзы. Лексико-грамматический материал по теме “Природа и человек”./ Теркәгечләр. “Табигать һәм кеше” темасына караган лексик-грамматик материал . | 1 | Рассуждать об экологии, об охране природы, о влиянии человека на окружающую среду.Давать советы об охране природы. | 19.04 | |
Республика Татарстан.(7 ч) | |||||
29 | Родной край- Татарстан. Лексико- грамматический материал в стихотворении “Мой Татарстан”/ Туган җирем- Татарстан.“Татарстаным”шигырендәге лексик-грамматик материал. | 1 | Устные ответы, упражнения | 26.04 | |
30 | Логические пары слов. /Сүзләрнең логик парлары | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 3.05 | |
31 | Работа над текстом: Казань- древний город. / Казан-борынгы шәһәр тексты өстендә эш. | 1 | Сообщать, спрашивать о достопримечательностях столицы, музеях, театрах, местах отдыха. | 10.05 | |
32 | Распространенные и нераспространенные предложения. Казань- столица спорта. Словарный диктант. /Җыйнак һәм җәенке җөмләләр. Казан-спорт шәһәре.Сүзлек диктанты. | 1 | Устные ответы, упражнения | 17.05 | |
33-34 | Работа над текстом “Башня Суюмбики”/ “Сөембикә манарасы” тексты өстендә эш. | 2 | Устные ответы, упражнения | 24.05 | |
35 | Лексико-грамматический“ материал по теме “Родной край- Татарстан”. /Туган жирем Татарстан” темасы буенча лексик грамматик материал. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 31.05 |
Календарно-тематическое планирование по родному (татарскому) языку
9Е, 9З классы
Учителя родного (татарского) языка и литературы Ахметовой М.Б.
№ урока | Наименование темы урока | Кол-во часов на изучение | Виды деятельности учащихся | Планируемая дата проведения уроков | Фактическая дата проведения уроков |
Республика Татарстан. ( 10 ч) | |||||
1 | Татарстан – моя республика. Повторение пройденного /Татарстан минем республикам. | 1 | Сообщать о государственных символах Татарстана, о географическом положении, климате и природе Татарстана. | 6.09 | |
2 | Члены предложения/Җөмлә кисәкләре. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 13.09 | |
3 | Сложные предложения. ССП.СПП./Кушма җөмләләр.Тезмә кушма җөмлә . Иярченле кушма җөмлә. | 1 | Различают простые и сложные предложения. Определяют средства связи | 20.09 | |
4 | Союзы. Сочинительные и подчинительные. /Теркәгечләр. Тезүче һәм ияртүче теркәгечләр. | 1 | Устные ответы, упражнения | 27.09 | |
5 | Союзы. Сочинительные и подчинительные. ./Теркәгечләр. Тезүче һәм ияртүче теркәгечләр. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 4.10 | |
6 | БСПП. “Перед казнью”.Словарный диктант./Теркәгечсез кушма җөмлә .“Хөкем алдыннан” .Сүзлек диктанты. | 1 | Устные ответы, упражнения | 11.10 | |
7 | СПП. Аналитические и синтетические виды./Иярченле кушма җөмлә. Аналитик һәм синтетик төрләре. | 1 | Устные ответы, упражнения | 18.10 | |
8 | СПП. Аналитические и синтетические виды./Иярченле кушма җөмлә. Аналитик һәм синтетик төрләре. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 25.10 | |
9 | “Татарстан – моя родина” Пишем сочинение /Сочинение язу “Татарстан – минем туган җирем” | 1 | Устные ответы, упражнения | 8.11 | |
10 | Словообразование имён существительных./Исем ясагыч кушымчалар. | 1 | Устные ответы, упражнения | 15.11 | |
Выбор профессии. (14 ч) | |||||
11 | Придаточное предложение/Иярчен җөмлә. | 1 | Аргументировать свои суждения о необходимости правильного выбора будущей профессии. | 22.11 | |
12 | Придаточное сказуемное/ Иярчен хәбәр җөмлә. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 29.11 | |
13 | Синтетический вид придаточных определительных/ Иярчен аергыч җөмләнең синтетик төре. | 1 | Устные ответы, упражнения | 6.12 | |
14 | Аналитический вид придаточных определительных./ Словарный диктант.Иярчен аергыч җөмләнең аналитик төре. Сүзлек диктанты | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 13.12 | |
15 | Синтетический вид придаточных дополнения/Словарный диктант /Иярчен тәмамлык җөмләнең синтетик төре.Сүзлек диктанты | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 20.12 | |
16 | Аналитический вид придаточных дополнения. Пишем сочинеие “Татастан – республика чёрного золота”/ Иярчен тәмамлык җөмләнең аналитик төре. “Татарстан – “кара алтын “ республикасы” хикәя язу | 1 | Устные ответы, упражнения | 27.12 | |
17 | Обстоятельство. Виды обстоятельств./ Хәл. Хәлнең төрләре. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 17.01 | |
18 | Глаголы условного наклонения. Сочинение “Моя будущая профессия”/Шарт фигыль.“Минем булачак һөнәрем” инша язу | 1 | Устные ответы, упражнения | 24.01 | |
19 | Глаголы изъявительного наклонения. “Любимый учитель”/ Хикәя фигыль. Фигыль заманнары. “Яраткан укытучым” | 1 | Устные ответы, упражнения | 31.01 | |
20 | Падежи. “Учитель будущего”. Сочинение /Килешләр. “Киләчәк буын укытучысы” инша язу | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 7.02 | |
21 | Сочинительные союзы /Тезүче теркәгечләр. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 14.02 | |
22 | Подчинительные союзы/ Ияртүче теркәгечләр. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 21.02 | |
23 | Послелоги./Бәйлекләр. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 28.02 | |
24 | Послелоги./Бәйлекләр. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 7.03 | |
Спорт и здоровье. (5 ч) | |||||
25 | Инфинитив. ./Инфинитив. | 1 | Устные ответы, упражнения | 14.03 | |
26 | Склонение по падежами имени действия./ Словарный диктант/Исем фигыльнең килешләр белән төрләнеше.Сүзлек диктанты. | 1 | Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока | 21.03 | |
27 | Глаголы желательного наклонения. /Теләк фигыль. | 1 | Устные ответы, упражнения | 4.04 | |
28 | “Здоровье большое богатство”/Сәламәтлек –зур байлык | 1 | Аргументировать суждения о негативном влиянии на здоровье вредных привычек. | 11.04 | |
29 | Спряжение по лицам и числам глаголов условного наклонения/ Шарт фигыльнең зат-сан белән төрләнеше. | 1 | Устные ответы, упражнения | 18.04 | |
Никто не забыт,ничто не забыто (5 ч) | |||||
30 | “Дружба, рожденная в плену” Типы придаточных предложений /“Әсирлектә туган дуслык” иярчен җөмләләрнең төрләре. | 1 | Рассказывать о вкладе Татарстана в Великую Победу, о земляках-героях Советского Союза, о подвиге Мусы Джалиля и джалиловцах. | 25.04 | |
31 | Числительное.Диалогическая и монологическая речьСловарный диктант./Саннар.Диалогик һәм монологик сөйләм/Сүзлек диктанты.. | 1 | Устные ответы, упражнения | 2.05 | |
32 | Джалиловцы.Сбор материлов о ВОВ. Написание реферата/ Җәлилчеләр. Бөек Ватан сугышы турында мәгълүмат туплау.Реферат язу. | 1 | Рассказывать о вкладе Татарстана в Великую Победу, о земляках-героях Советского Союза, о подвиге Мусы Джалиля и джалиловцах. | 9.05 | |
33 | Виды связей в сложных предложениях./Мөстәкыйль җөмләләр арасында параллель бәйләнеш. | 1 | Устные ответы, упражнения | 16.05 | |
34 | Использование фразеологизмов в речи. Повторение пройденных тем и заключение/Фразеологизмнарның сөйләмдә кулланылышы. Үткән темалар буенча кабатлау һәм йомгаклау . | 1 | Устные ответы, упражнения | 23.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному ( татарскому) языку
Рабочая программа учебного предмета «Родной (татарский) язык» для 4 класса создана на основе:• Федерального государственного образовательного стандарта начального о...
Рабочая программа по родному (татарскому) языку. 3 класс
3 нче сыйныф өчен туган телдән эш программасы түбәндәге документларга нигезләнеп төзелде: МБГБУ “Р.Ш.Фәрдиев исемендәге татар гимназиясе”нең башлангыч гомуми белемнең төп белем...
рабочая программа по родному (татарскому языку) для 5-го класса
Курсның эчтәлегеЯлгызлык һәм уртаклык исемнәре.Тартым һәм килеш белән төрләнгән исемнәрнең берлек һәм күплек сандагы кушымчаларын аера белү.Тамыр, кушма парлы, тезмә исемнәрнең ясалышы, аларның сөйләм...
Рабочая программа по родному (татарскому) языку для 8 класса
Рабочая программа по родному (татарскому) языку для 8 класса разработана в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по родному (татарскому) языку для учащихся 9 класса русской школы, изучающих татарский как родной
Рабочая программа по родному (татарскому) языку для учащихся 9 класса русской школы, изучающих татарский как родной...
Рабочая программа по родному(татарскому) языку 7-9 классы
Рабочая программа по родному (татарскому) языку 7-9 классы...
Рабочие программы по родному(татарскому) языку и литературе
Рабочие программы по родному языку и литературе составлены на основе Образовательной программы МАОУ «Аромашевская СОШ им.В.Д.Кармацкого», учебного плана МАОУ «Аромашевская СОШ ...