Урок бурятского языка, Тема: Знакомство с буквой «Үү»
учебно-методический материал

Лодоева Данара Очировна

Тема: Знакомство с буквой  «Үү»

Цель: Познакомить с заглавной и строчной буквой Үү . Научить записывать заглавную и строчную букву Үү . Научить различать звуки [ү]и [у] при аудировании. Подвести к правилу «С какими буквами дружат ү и у». Создание условий для самореализации обучающихся при достижении поставленных в ходе урока задач.

Оборудование: красные и синие карандаши; карточки для всех учащихся букв  у и ү строчными; рисунок лисы и жеребенка; зеркало у каждого.

  1. Орг. момент. Бодогты, сайн байна,һуугты. Дэбтэрнүүдээ нээгты,үдэр һараа бэшэе.  Ноябриин 27. Классай ажал.
  2. Фонетическэ һорилго хэе.
  3. Постановка проблемной ситуации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_bukvoyuu.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Знакомство с буквой  «Үү»

Цель: Познакомить с заглавной и строчной буквой Үү . Научить записывать заглавную и строчную букву Үү . Научить различать звуки [ү]и [у] при аудировании. Подвести к правилу «С какими буквами дружат ү и у». Создание условий для самореализации обучающихся при достижении поставленных в ходе урока задач.

Оборудование: красные и синие карандаши; карточки для всех учащихся букв  у и ү строчными; рисунок лисы и жеребенка; зеркало у каждого.

  1. Орг. момент. Бодогты, сайн байна,һуугты. Дэбтэрнүүдээ нээгты,үдэр һараа бэшэе.  Ноябриин 27. Классай ажал.
  2. Фонетическэ һорилго хэе.
  3. Постановка проблемной ситуации.

Учитель

Дети

К нам в гости пришли лиса и жеребенок. А так как они пришли на урок бурятского языка, им хочется научиться писать и произносить свои имена на бурятском языке.

Поможем им, ребята?

Давайте я продиктую, а вы запишите карандашом их имена. Унаган   үнэгэн. Некоторые из вас напишите на доске свои слова.

рисунок жеребенка                       рисунок лисы

……………        ……………..

…………….                                      ………………

(свои варианты написания дети пишут под рисунками).

Написали по-разному или не смогли написать т.к. звук  [ү] незнакомый.

Давайте послушаем еще раз, как звучит на бурятском языке слово «жеребенок»- унаган. Слышите незнакомый вам звук? (если дети затрудняются, то говорю: обратить внимание на 1 звук в этом слове унаган)

Повторите этот звук

А теперь посмотрите как правильно пишется слово «УНАГАН» - жеребенок на бур.языке.

Рисунок жеребенка

УНАГАН (напечатать и повесить под рисунком.)

Мы написали букву «у». Она вам знакома?

А теперь переходим к слову «лиса»

Повторите за мной:үнэгэн-3раза

Выделите 1 звук.

-Как вы думаете, этот звук [ ү]на письме будем обозначать другой буквой?

-А вы знаете, какой буквой?

-Давайте я покажу слово лиса на бурятском  үнэгэн

Рисунок лисы

Үнэгэн

-Мы с такой буквой знакомы?

3.ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

-Внимательно еще раз посмотрите на подписи к рисункам животных и сформулируйте тему нашего урока.

 -Чему должны будем научиться на уроке?

А так же будем учиться различать на слух звуки [у]и [ү]

4.УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

а) А сейчас мы более внимательно поработаем со звуком и буквой «У »

С написанием буквы Уу вы знакомы из русского языка. Писать её умеете?

Уу-Уу на доске вывешиваю.

А вот произношение другое.

Выдвигаем чуть-чуть челюсть вперёд, округляем губы, и произносим [у], [у]. Звук рождается в горле. Щель между губами круглой формы. Посмотрите в зеркало.

( Рис. «Положение губ при произношении звука [у] », или дети смотрят в зеркало, как выглядят губы при произношении звука [у])

Повторяйте за мной. Дабтагты.

БУ,МУ,ТУ,ХУ,ЛУ,РУ. Бэрхэнүүд!

б) Теперь переходим ко второй букве Үү-Үү

Произносить звук [ү] вы умеете.

Округляем губы, щель между губами небольшая, произносим [ү], звук рождается на губах.

Смотрим в зеркало.

Откройте в р/тетради стр.19 упр.37, внимательно посмотрите, как пишется заглавная буква «Ү».

Рисуем штрих, опускаем прямую на нижнюю рабочую строку, образуем петлю, ведём её вверх и делаем ямочку.

Петля стоит на нижней рабочей строке. Допишите в р/тетради заглавную букву «Ү».

Строчная буква «ү» пишется точно так же, только петля пишется внизу нижней рабочей строки, доходит она до середины широкой строки. В р/тетради допишите строчную букву «ү».

-Немного отдохнём.

Физминутка.

 На прошлом уроке мы начали новую  физминутку, которая  назыв-ся «Бүмбэгэ»- «Мяч»

Хүнгэн солбон бүмбэгэм,

Хүхин хайшаа бүмбэрнэш?

Хүхэ улаан үнгэтэй

Хүсэхэнь ехэл бэрхэтэй.(по 2раза повторить строку)

Мой легкий шустрый мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Сине-красный мячик мой

Не угнаться за тобой.

5.ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1)Писать буквы научились. А теперь будем учиться различать звуки [ү] и [у].

  У вас на партах лежат карточки со строчными буквами [ү] и [у].

Задание 1: Я произношу слово,  вы за мной повторяете ,затем  угадываете, какой в этом слове звук [ү] или [у]. После того как вы покажете карточку с выбранной буквой, я это слово вывешу на доске.(2 раза повторяю слова)

ХҮХЭ  УЛААН  ГУРБАН  ДҮРБЭН

ЗУРГААН  УНАГАН   ҮНЭГЭН

-Как переводятся эти слова?

Задание 2: Разделите эти слова на  2 группы, в два столбика (на доске слова в 2 столбика распределяются учениками)

По какому признаку  вы разделите слова?

Внимательно посмотрите на слова 1 столбика.

 Что объединяет эти 3 слова?

А в словах 2 столбика что общего, кроме буквы «у»

-Ребята, вы сейчас вывели правило о дружбе гласных. Давайте попробуем сформулировать.

-А между собой гласные ү,э и у,а дружат? Пишутся в одном слове?

А теперь давайте полностью выведем правило о дружбе гласных. Мы будем называть это правило «Закон гармонии гласных». Гармония-это согласие между собой, т.е. дружба.

Т.е. в одном слове не пишутся. Чтобы было  легче запомнить, мы поселим  гласные буквы в домики.

ЗАКОН ГАРМОНИИ ГЛАСНЫХ

        

Откройте учебники на с.35 упр.3.

Внимательно прочитайте слова на бурятском языке и подумайте: гласные о,и куда поселим?

Буква «и» не может жить в двух домах одновременно.

Давайте поселим её в 3-й домик.

        

        

        

 А теперь запомните:

В 1 домике гласные а,о,у называются мужскими

Э,ү-женские гласные

И-нейтральные.,т.е.дружит и с теми, и другими.

Если есть время,то выполняем задание

Вставляем пропущенные буквы:

Х.нгэн солбон б.мбэгэм,

Х.хин хайшаа б.мбэрнэш?

Х.хэ улаан .нгэтэй

Х.сэхэнь ехэл бэрхэтэй.

6.Итог.

-С какими новыми буквами мы познакомились?

Чему учились в течение урока?

-Какой закон частично вывели?

-Как он звучит?

-Что получилось? Над чем надо поработать?

Возьмите смайлики с уголка стола и покажите их. Смайлик с широкой улыбочкой-я понял тему урока и всё могу объяснить другу;

 Смайлик-молчун-я внимательно слушал,всё повторял за учителем,но объяснить другу пока затрудняюсь;

Смайлик с вопросиком-мне нужна помощь учителя

Вижу,как хорошо вы сегодня поработали.

7.Домашнее задание.

Дома потренироваться в произношении звуков [ ү] и [ у].

Давайте попрощаемся с нашими друзьями.

Баяртай, үнэгэн.

Баяртай,унаган.

Да

[у]  [у]  

Да, только произносится по другому

Нет

Знакомство с буквой У и Ү

Научимся правильно произносить звуки  [у]и [ү]

Научимся писать бувку  ү

Да

Да

бу,му,ту,ху,лу,ру

[ү] [ү]

Изобр.мяч

Делают круг.движения руками

Показывают кр. и син.каран-ш

Бегут на месте

Синий,красный,3,4,6,

лиса,жеребенок

хүхэ         улаан

дүрбэн     гурбан

үнэгэн     зургаан

                унаган

в 1 столбике слова с «ү»

во 2 –с «у»

в словах есть буква э

в словах есть буква а

Гласная ү дружит с э, а гласная у с а

Нет. Мы не видели таких слов.

Гласная ү дружит с э, гласная у – с а. Но ү и э с у и а не дружат.

Познакомились с буквами у и ү

Учились произносить правильно звуки у и ү.Научились писать заглавную и строчную букву Үү.

Учились различать звуки [ ү] и [ у]

Закон гармонии гласных.

Гласная ү дружит с э. Гласная у  дружит с а и о. Между собою ү ,э и у, о,а не дружат, т.е. в одном слове не пишутся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие. Тема: «Знакомство с буквой Г»

Урок-знакомство с буквой Г. Работа направлена на получение новых и закрепление уже полученный ранее знаний, умений и навыков....

Конспект урока бурятского языка в 5 классе по теме «Лексика»

Дата:29.01/2016 г.Класс: 5  Предмет: Бурятский языкУчителя: Бадмаева Д.В.Тема урока: «Лексикэ»Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить и углубить знания учащихся , пол...

Конспект урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" на тему: "Знакомство с буквой П".

Конспект урока для детей, обучающихся в 1 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариан 8.4)...

Урок бурятского языка по теме "Минии булэ" 2 класс

Тип урока: урок изучения нового учебного материала....