доклад на тему "Приемы формирования читательской грамотности на уроках бурятского языка и во внеурочной деятельности»
материал (5 класс)

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_fg.docx38.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Нижне-Иволгинская средняя общеобразовательная школа

Доклад на тему:

«Приемы формирования читательской грамотности на уроках бурятского языка и во внеурочной деятельности»

Автор: Боболоева Марина Робертовна,

Учитель бурятского языка и литературы

МОУ «Нижне-Иволгинская СОШ»

Нижняя Иволга

2022г

“Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать,
а тот, кто не научился при этом учиться”.
Э.Тоффлер

    На современном этапе  в преподавании бурятского языка мы сталкиваемся с огромными проблемами, так как  дети слабо владеют или вообще не владеют родным языком, испытывают трудности в понимании текстов при чтении.. Еще великий педагог К. Д. Ушинский говорил : «Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл,. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».

    Формирование и развитие  читательской грамотности — способности  человека понимать и использовать письменные тексты на родном языке, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни,  становится одной из приоритетных целей  преподавания родного языка.

    Конечно,  формировать читательскую грамотность необходимо и на уроках родного языка, и во внеурочной деятельности. Важно, чтобы организованная в данном направлении деятельность носила не случайный, а системный характер.

У развитого читателя должны быть сформированы следующие умения.

  1. Понимание текста и ориентация в тексте
  2. Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста
  3. Использование информации из текста для различных целей

1.Приемы, формирующие умение понимать текста и ориентироваться в нем, то есть определять основную мысль текста, искать  и выявлять в тексте информацию, представленную в различном виде, формулировать прямые выводы  и заключения на основе фактов, имеющихся в тексте.

Эти умения можно формировать с помощью следующих приемов.

1.- Прием «Мозаика». «Реконструкция текста»

Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Намарай байгаали”,

   Намар болобо. ꝩдэр ерэхэ бꝩри хꝩйтэн болоно. Саhан ороно. Модоной набшаhан унанхай. Ỵбhэ ногоон хагдараа. ꞕꝩниндꝋꝋ уhан дээрэ нимгэн мульhэн хайнагтана. Наранай гэрэл hуларна.

Текст разделяется на части (предложения, абзацы).

Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.

В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

2. «Кластер»

Описание приёма:

Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.

В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня".

Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».

- Приём «человечек».

    В каждом тексте есть вступление, основная часть, заключение. Представьте себе, что текст – это человечек, у которого есть голова. В тексте – это вступление. Туловище – основная часть, ноги – заключение в тексте. Самая большая часть в тексте - основная, она может состоять из нескольких частей. Основная часть содержит в себе практически всё содержание текста. Голова и ноги поменьше, поэтому в тексте это 1-2 предложения.

Каждая часть по смыслу отличается от другой части. Учащиеся легко находят основную мысль каждой части и озаглавливают их, т.е. составляют план.

5. Реставрация текста. Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке родного языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала .

Би мунꝋꝋ_____ наhатайб.

Манай_______класста хамта хорин дурбэн hурагша.

hургуулидамнай олон ухибууд hурана.

Булта ____,_____ гэhэн сэгнэлтэнуудые абахаяа оролдонобди.

2.Следующая группа приемов формирует умение глубоко и детально понимать содержание и форму текста, что выражается  в умении анализировать, интерпретировать и обобщать информацию, представленную в тексте, формулировать на основе информации текста сложные выводы  и оценочные суждения.

В этом нам помогут следующие приемы:

- Приём «Тонкий и Толстый вопрос»

Этот прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

  • умение формулировать вопросы;
  • умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Пример.

По теме урока "Ỵнэгэн, буга, хирээ гурбан»можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.

Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Хэн?

Хаана?

Ỵнэгэн ямар?

Юундэ мэхэлээб?

 Зꝩб гꝩꝩ?

Юундэ ꝩнэгэн бугада атаархан, дураа гутажа, тэрэниие хосороохо гэhэн хꝩсэлдэ абтааб?

Юундэ тиигэжэ hананабши?

Юундэ тиигэжэ hананабши?

Юундэ тиигэжэ hананабши?

 Мэхэтэй ꝩнэгэндэ ямар заабари ꝩгэхэ байнаш?

 

6.Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»

Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.

Технология приема:

  • Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его.
  • Принять участие в «конкурсе шпаргалок».

Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Проводится этот конкурс так. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:

1)«шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;

2)в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;

3)количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).

Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.

 

3. Приемы для формирования умения использовать информацию из текста для различных целей, то есть для решения различного круга задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний.

-Прием "Письмо по кругу". Класс делится на группы от трех человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагаю детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Каждый ребенок читает написанное, затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.

Приём «Лингвистическая сказка». Формируем умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, применять её как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа. Можно пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную.

Групповые проекты, реализуемые во внеурочной деятельности являются огромным подспорьем в формировании читательской грамотности, позволяют учащимся в полной мере использовать информацию из текстов для различных целей, для решения различного круга задач.

У нас в школе реализуются следующие проекты.

 Школьный театр

 Читательский ресторан

 Ораторфест

  1. Проект «Школьный театр «Дэнзэ»

Театральные постановки на бурятском языке – одно из направлений внеурочной деятельности, основная задача которой – повышение интереса, мотивации, активизация желания изучать родной язык, понимать произведения на родном языке. Театр близок и понятен детям. Это объясняется двумя причинами. Любую мысль ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Другой причиной является связь театрализации с игрой – ребята с огромным удовольствием играют в театральных постановках. Театрализация позволяет ребенку увидеть красоту и богатство родного бурятского языка, знакомит с истоками родной культуры,  с обычаями и традициями нашего народа.

Главная цель при обучении бурятскому языку – формирование и развитие коммуникативных речевых навыков и умений. Театральная деятельность – самая точная модель общения. Таким образом, театр можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Он создает условия для естественного учебного процесса, где язык используется в реальном действии. С этой точки зрения театральная деятельность повышает эффективность обучения и помогает сохранить интерес к изучаемому языку, в данном случае родному бурятскому языку.

Второй год в  нашей школе осуществляется проект «Школьный театр «Дэнзэ», участниками которого являются дети 5-7 классов и преподаватели родного и русского языка.  Приоритетом в выборе репертуара для школьного театра являются сценки и пьесы на бурятском языке. Подбором материала для постановок занимаются учителя бурятского языка. Также мы работает над правильным произношением детей бурятских слов.

Наши театралы уже стали участниками районного и победителями республиканского конкурса  театрального искусства «Байгалай туя» с постановкой «Мангатхайн диетэ».

2.Проект «Читательский ресторан»

Эффективным инструментом выявления и формирования читательской грамотности является мероприятие «Читательский ресторан», которое в нашей школе  стало традиционным. Уже проведено 5 читательских ресторанов на русском языке В нем принимают участие учащиеся 2-4 классов начальной школы. Детьми к этому мероприятию выпускаются научно-познавательные журналы «Калейдоскоп знаний» по разным темам. Подбор тем и материалов для статей журналов осуществлялся учащимися самостоятельно. Посетителями ресторана являются родители, учителя и старшеклассники. Они же выполняют функцию экспертов. Официанты –учащиеся начальных классов, которые предлагают гостям ознакомиться с меню ресторана, . Блюда ресторана-интересное чтиво в виде научно-познавательного журнала «Калейдоскоп знаний». Гости выбирают из меню-блюдо-журнал. Из журнала статью. Официант выразительно читает текст статьи. Гости задают ему 3 вопроса по содержанию прочитанного, на которые он должен дать полный ответ. А затем официант сам задает гостям 2 вопроса по тексту прочитанной статьи. -Это мероприятие позволяет выявить технику чтения учащихся,  умение формулировать вопросы, отвечать на вопросы по прочитанному. Нестандартная форма проведения такой работы вызвала огромный интерес к чтению у учащихся.

 В этом году мы запланировали проведение «Читательского ресторана» на бурятском языке  для 5 классов.

3.Проект  «Ораторфест» на бурятском языке – фестиваль речевых искусств, направленный на обучение и совершенствование коммуникативных, ораторских, вокальных  навыков.  Это мастер-классы от преподавателей музыки, бурятского языка и литературы, русского языка и литературы,. актерского мастерства, ораторского искусства, писателей и поэтов.

Занятия проходят параллельно в разных помещениях, поэтому каждый  найдет интересный для себя формат развития коммуникативных навыков, навыков выразительного чтения, ораторского искусства, стихосложения.

Вывод.

Подводя итог всему сказанному, хочется обратить внимание на то, что особо важно в каждом общеобразовательном учреждении создать систему учебно-воспитательной работы, направленной на формирование грамотного читателя как основного фактора повышения успешности каждого ученика.

В заключении хочется отметить, что эффективность данной работы по формированию читательской грамотности прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами».

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературы "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ"

Павлуцкая Е.В., учитель  русского языка и литературыФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕРАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ Читательская грамотность - один и...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Доклад на МО «Стратегии смыслового чтения. Приемы работы с текстом по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

В докладе представлены приёмы  формирования читательской грамотности, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы....

Учебная деятельность по формированию читательской грамотности на уроках русского языка.

Презентация на тему "Учебная деятельность по формированию читательской грамотности на уроках русского языка."Теория, методы обучения, рекомендации по применению....

Представление опыта по теме: «Эффективные практики для формирования читательской грамотности на уроках английского языка и во внеурочной деятельности».

Описание опыта, в использовании приемов, которые, на мой взгляд, эффективных для формирования читательской грамотности на уроках английского языка....

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

       Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».          Цель мастер – класса: ...