Типичные ошибки и затруднения организации ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях России
учебно-методический материал (5, 6, 7 класс)
Материал может быть использован старшими вожатыми, классными руководителями для выступлений на педагогических советах, заседаниях методических объединений, в работе с классными коллективами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_pedsovet.docx | 26.53 КБ |
pedsovet.ppt | 742.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Типичные ошибки и затруднения организации ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях России»
Ученическое самоуправление направлено на самостоятельную организацию жизнедеятельности учащихся, это пространство жизни школьников, основанное как на формальных, так и неформальных отношениях, способствующих пониманию ответственности за результаты своей деятельности.
Истинное детское самоуправление заключается не в копировании управления взрослых и не в игре в школьную администрацию, а в том, чтобы дети приобретали личный опыт демократических отношений и навыки его осмысления.
Вместе с тем, сегодня во многих общеобразовательных учреждениях при запуске и функционировании той или иной модели ученического самоуправления допускаются определенные педагогические ошибки, которые тормозят этот процесс, а иногда приводят к противоположным, то есть негативным результатам.
Ошибки – это серьезные просчеты, которые приводят к искажению педагогической сути ученического самоуправления, к его деформации и отторжению как педагогическим, так и ученическим коллективом.
Затруднения – это различные проблемы (методические, психологические, материальные и т.д.), которые могут осложнять функционирование ученического самоуправления, не искажая его основной педагогической сути.
Выделяют ошибки, связанные с пониманием сути ученического самоуправления, качеством модели, функционированием, отношением к ученическому самоуправлению, а также с различными с педагогическими стереотипами.
Ошибка № 1. «Смешение организационных форм детской активности: самоуправления детской общественной организации и школьного ученического самоуправления».
Часто ученическое самоуправление подменяется (или рассматривается) в качестве детской общественной организации. В этом случае сказывается влияние прошлого опыта, когда в советской школе проявление инициативы школьников, в том числе, в области управления школой, была представлена действующим комитетом комсомола и советом пионерской дружины. Эти руководящие органы детской общественной организации (пионеры) и молодежной (комсомол), действительно, выполняли функции участия школьников в управлении школой. Но сегодня нет (и не должно быть) единой для всех детей общественной организации. Следовательно, ученическое самоуправление - это другое педагогическое явление, которое может и должно быть автономным. Оно функционирует на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», а детские общественные организации опираются на Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях». Законодатель разделил эти две формы детской активности, поэтому нам не следует противоречить требованиям законов.
Ошибка № 2. «Восприятие ученического самоуправления как игры, например, в «День дублера».
Причины:
– Распространенный взгляд на игру как на несерьезное дело;
- Отсутствие готовности рассматривать ученическое самоуправление как серьезное и важное дело.
Это наиболее типичное заблуждение, подтверждение которому мы находим во время проведения систематического анкетирования школьников различных регионов. До 70% школьников воспринимают ученическое самоуправление именно в этом контексте. Для них «ученическое самоуправление» – «это когда ученики становятся учителями и проводят уроки в младших классах» (из анкеты школьника).
Рекомендации:
- Использовать игровую модель "День дублера" как первый этап, например, для подготовки школьного ученического актива и отработки основных элементов реального самоуправления.
Ошибка № 3. «Подмена ученического самоуправления системой коллективных творческих дел (КТД)».
Причины:
– «Узкий» взгляд на возможности ученического самоуправления;
«Расширительное» толкование потенциала КДТ.
- Восприятие ученического самоуправления как команды КВН или группы массовиков-затейников.
Рекомендации:
Наделение органов ученического самоуправления более серьезными и четкими полномочиями, включая отдельные вопросы организации процесса обучения
Ошибка № 4. «Изоляция органов ученического самоуправления от жизни остальных учащихся».
Эта ошибка достаточно широко распространена и может приводить к очень тяжелым педагогическим последствиям. Во-первых, такая закрытость приводит к появлению «звездной болезни» у тех школьников, кто в ходит в органы ученического самоуправления. Во-вторых, это приводит к длительному противостоянию актива и коллектива. Лидеры начинают все больше отдаляться от основной массы учащихся.
Причины:
– Неверно составленные регламентирующие документы, определяющие компетентность и ответственность органов ученического самоуправления.
Рекомендации:
Изменить регламентирующие документы в части ответственности и отчетности органов самоуправления; включить положения об ответственности органов самоуправления за состояние сферы их компетенции.
Сделать более простым и «доступным» путь вхождения состав этих органов.
- Преобразуйте «закрытый» характер ученического самоуправления, сделайте его прозрачным и открытым для всех учеников школы независимо от оценок в журнале и членства в детской общественной организации.
- Более широко используйте принцип «периодической отчетности» выборных органов перед школьниками.
- Создайте широкое информационное поле, оповещайте через наглядные средства, школьные СМИ о деятельности органов ученического самоуправления.
Ошибка № 5. «Слабая проработка структуры ученического самоуправления, наличие лишних звеньев».
Причины:
– Отсутствие четкости в представлениях о создаваемой структуре органов самоуправления;
- Отсутствие разграничения компетенции органов самоуправления и схемы их взаимодействия.
Рекомендации:
- Использовать принцип «Нет министров без портфеля», то есть каждому органу самоуправления четкие полномочия и объем ответственности.
Ошибка № 6. «Отсутствие или низкое качество нормативной базы, регулирующей деятельность ученического самоуправления».
Причины:
– Непонимание необходимости и важности четкой нормативной базы, которая регулирует все основные вопросы, связанные с созданием, а в дальнейшем и функционированием ученического самоуправления.
Рекомендации:
Еще раз ознакомиться в требованием российского законодательства;
Просмотреть Устав школы и внести необходимые изменения;
Разработать и принять дополнительные локальные акты. Но при этом необходимо сохранять естественный язык и терминологию, понятную как педагогам, так родителям и обучающимся.
Ошибка № 7. «Изоляция органов ученического самоуправления от деятельности педсовета и родительского комитета».
Причины:
– Замкнутость взрослых на своей профессиональной сфере.
Рекомендации:
Сформировать объединенные органы, где будут представлены и ученики, и педагоги, и родители;
Проведение совместно подготовленных мероприятий
Ошибка № 8. «Перенос профессионального стиля общения с урока на деятельность по самоуправлению».
Причины:
При функционировании ученического самоуправления взрослый выступает не в роли педагога-профессионала, а в роли консультанта, старшего товарища, имеющего специальную подготовку, помощника, обладающего большим жизненным опытом, а также – в роли обычного члена коллектива. Это две принципиально разные роли и педагогические позиции. Но, к сожалению, далеко не все педагоги обладают достаточной гибкостью для того, чтобы «перестроиться» и изменить стиль общения. Они, по-прежнему, общаются с активом и школьниками с позиции учителя. Но дети нуждаются в другом – они ждут большей самостоятельности и доверия, общения в режиме диалога.
Рекомендации:
- Педагог, работающий с органами ученического самоуправления, должен помнить, что нельзя подменять подростков там, где они сами могут справиться.
- Вам необходимо иметь выдержку и быть готовым поддерживать идеи ребят, их инициативы, избегать прямого нажима, даже тогда, когда мнения и действия ребят кажутся ошибочными.
- Вам следует больше разъяснять, убеждать, согласовывать, а не просто требовать.
Ошибка № 9. «Изоляция ученического самоуправления от законотворчества, «поручение» только исполнения уже принятых планов».
Причины:
– Восприятие ученического самоуправления как «исполнительного органа власти педагогов».
Рекомендации:
- Предоставить органам ученического самоуправления неотъемлемые законодательные права.
Ошибка № 10. «Включение педагогов в состав детских органов самоуправления».
Причины:
– Стремление получить дополнительные механизмы контроля за деятельностью органов детского самоуправления.
Рекомендации:
- Формировать детские органы самоуправления только из представителей детских коллективов
Ошибка № 11. Формализация процесса внедрения ученического самоуправления.
К сожалению, приходится констатировать, что в различных регионах ученическое самоуправление активно внедряется по «указанию сверху».
Но самоуправление нельзя «дать» или «взять». До него нужно дорасти, его приходится вырабатывать годами, создавая по частям, изучая опыт других школ и анализируя свой собственный. А такие изменения не происходят в один день, тем более по приказу сверху.
Затруднение № 1. «Отсутствие или недостаток необходимых «служебных» помещений, оргтехники, расходных материалов и т.д.».
Причины:
– Физическое отсутствие возможности выделить специальное помещение, или самой оргтехники и т.д.;
- Непонимание необходимости и важности создания определенных условий для работы ученического самоуправления.
Затруднение № 2. «Низкая мотивированность обучающихся, нежелание участвовать в ученическом самоуправлении».
Причины:
- Загруженность обучающихся, занятость во внеурочной деятельности, кружках, секциях.
- Непонимание сути ученического самоуправления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Единственная настоящая ошибка — не исправлять своих прошлых ошибок. | |
| — Конфуций |
Не ошибается тот, кто ничего не делает, хотя это и есть его основная ошибка. | |
|
Успехов, уважаемые коллеги!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Затруднения – это различные проблемы (методические, психологические, материальные и т.д.), которые могут осложнять функционирование ученического самоуправления, не искажая его основной педагогической сути. Ошибки – это серьезные просчеты, которые приводят к искажению педагогической сути ученического самоуправления, к его деформации и отторжению как педагогическим, так и ученическим коллективом.
Классификация ошибок и затруднений 1. Связанные с пониманием сути ученического самоуправления 2. Связанные с качеством модели самоуправления 5. Связанные с педагогическими стереотипами 3. Связанные с функционированием ученического самоуправления 4. Связанные с отношением к ученическому самоуправлению
Ошибка № 1. «Смешение организационных форм детской активности: самоуправления детской общественной организации и школьного ученического самоуправления». Рекомендации: - Изучить требования Законов РФ и других нормативных актов; - Подписать соглашение о партнерстве с детскими организациями, функционирующими в школе. Причины: – Слабое знание Законов и нормативных актов; – Прошлый опыт участия в деятельности общественных организаций. Школьное ученическое самоуправление Самоуправление детской общественной организации
Ошибка № 2. «Подмена модели ученического самоуправления моделью воспитательной системы». Рекомендации: - Обратить более серьезное внимание ученическому самоуправлению как самостоятельной воспитательной технологии. Причины: – Не способность или не желание педагогического коллектива выделить из всей системы воспитательной работы школы подсистему ученического самоуправления. Модель школьного ученического самоуправления Модель воспитательной системы общеобразовательного учреждения
Ошибка № 3. «Восприятие ученического самоуправления как игры, например, в «День дублера». Рекомендации: - Использовать игровую модель "День дублера" как первый этап, например, для подготовки школьного ученического актива и отработки основных элементов реального самоуправления. Причины: – Распространенный взгляд на игру как на несерьезное дело; - Отсутствие готовности рассматривать ученическое самоуправление как серьезное и важное дело. Постоянно действующая модель ученического самоуправления Разовая игровая модель "День дублера"
Ошибка № 4. «Изоляция органов ученического самоуправления от жизни остальных учащихся». Рекомендации: Изменить регламентирующие документы в части ответственности и отчетности органов самоуправления; Сделать более простым и «доступным» путь вхождения состав этих органов. Причины: – Неверно составленные регламентирующие документы, определяющие компетентность и ответственность органов ученического самоуправления. Постоянный актив ученического самоуправления Весь коллектив учащихся данной школы
Ошибка № 5. «Абсолютизация принципа «Сначала делается то, что хотят дети». Рекомендации: - Включить в нормативные документы положения об ответственности органов самоуправления за состояние сферы их компетенции. Причины: – Стремление «заигрывать» с учениками, завоевать их доверие, для того, чтобы включить их в работу ученического самоуправления.
Ошибка № 6. «Подмена ученического самоуправления системой коллективных творческих дел (КТД)». Рекомендации: Наделение органов ученического самоуправления более серьезными и четкими полномочиями, включая отдельные вопросы организации процесса обучения Причины: – «Узкий» взгляд на возможности ученического самоуправления; «Расширительное» толкование потенциала КДТ. - Восприятие ученического самоуправления как команды КВН или группы массовиков-затейников.
Рекомендации: Получить квалифицированную консультацию у специалистов; Провести коллективный «мозговой штурм«» для определения целей и задач создаваемого ученического самоуправления. Ошибка № 7. «Неточные, «размытые» формулировки целей и задач создания ученического самоуправления». Причины: – Слабое представление о цели и задачах создания ученического самоуправления в данном общеобразовательном учреждении; - Отсутствие навыков целеполагания.
Рекомендации: - Использовать принцип «Нет министров без портфеля», то есть каждому органу самоуправления четкие полномочия и объем ответственности. Ошибка № 8. «Слабая проработка структуры ученического самоуправления, наличие лишних звеньев». Причины: – Отсутствие четкости в представлениях о создаваемой структуре органов самоуправления; - Отсутствие разграничения компетенции органов самоуправления и схемы их взаимодействия.
Рекомендации: - Вернуться к более «естественным» моделям организации самоуправления на уровне класса по типу местного самоуправления; - Использовать данную модель в очень крупных школах, объединяя несколько классов или параллелей одной структурой самоуправления. Ошибка № 9. «Чрезмерное увлечение масштабными моделями типа «Каждый класс – республика». Причины: – Стремление соответствовать «моде» на использование государственной символики.
Рекомендации: - Используя научный потенциал и рекомендации консультантов, при описании своей авторской модели сохранять естественный язык и терминологию, понятную как педагогам, так и родителям и старшеклассникам. Ошибка № 10. «Высокая степень «наукообразия» при описании модели ученического самоуправления». Причины: – Стремление соответствовать задаваемым научно-методическим «стандартам»; - Желание иметь научное руководство, чтобы быть «не хуже других».
Ошибка № 11. «Отсутствие или низкое качество нормативной базы, регулирующей деятельность ученического самоуправления». Причины: – Непонимание необходимости и важности четкой нормативной базы, которая регулирует все основные вопросы, связанные с созданием, а в дальнейшем и функционированием ученического самоуправления. Рекомендации: Еще раз ознакомиться в требованием российского законодательства; Просмотреть Устав школы и внести необходимые изменения; Разработать и принять дополнительные локальные акты.
Рекомендации: Сформировать объединенные органы, где будут представлены и ученики, и педагоги, и родители; Проведение совместно подготовленных мероприятий. Ошибка № 12. «Изоляция органов ученического самоуправления от деятельности педсовета и родительского комитета». Причины: – Замкнутость взрослых на своей профессиональной сфере.
Ошибка № 13. «Перенос профессионального стиля общения с урока на деятельность по самоуправлению». Причины: – Непонимание (или сознательный отказ восприятия) природы ученического самоуправления как принципиального иного способа общения в системе «ребенок- взрослый». Рекомендации: - Следует больше использовать формы и методы объяснения, убеждения, согласования, совместной деятельности.
Ошибка № 14. «Изоляция ученического самоуправления от законотворчества, «поручение» только исполнения уже принятых планов». Причины: – Восприятие ученического самоуправления как «исполнительного органа власти педагогов». Рекомендации: - Вернуть органам ученического самоуправления неотъемлемые законодательные права.
Ошибка № 15. «Включение педагогов в состав детских органов самоуправления». Причины: – Стремление получить дополнительные механизмы контроля за деятельностью органов детского самоуправления. Рекомендации: - Формировать детские органы самоуправления только из представителей детских коллективов.
Ошибка № 16. «Формализация процесса внедрения ученического самоуправления». В некоторых регионах самоуправление активно внедряется по «указанию сверху». Но самоуправление нельзя «дать» или «взять» Рекомендации: - Не уступать давлению сверху, но и не оставаться в стороне от этой педагогической деятельности, искать свои пути, изучать опыт других школ, повышать квалификацию.
Затруднение № 1. «Отсутствие или недостаток необходимых «служебных» помещений, оргтехники, расходных материалов и т.д.». Причины: – Физическое отсутствие возможности выделить специальное помещение, или самой оргтехники и т.д.; - Непонимание необходимости и важности создания определенных условий для работы ученического самоуправления. Рекомендации: - Выделить (по возможности) специальное помещение или составить график использования определенного помещения для организации работы органов ученического самоуправления.
Затруднение № 2. «Низкая мотивированность обучающихся, нежелание участвовать в ученическом самоуправлении». Рекомендации: Составить график заседания органов самоуправления. Разъяснение важности ученического самоуправления для школы и учащихся. Причины: Загруженность обучающихся, занятость во внеурочной деятельности, кружках, секциях. - Непонимание сути ученического самоуправления.
Успехов, уважаемые коллеги!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация ученического самоуправления в 6 "А" классе (из опыта работы)
Презентация и выступление на педагогическом совете из опыта работы классного руководителя....
Научно-исследовательская разработка На тему: «Развитие ученического самоуправления в образовательном учреждении».
самоуправление является формой управления школой. Наряду с властью директора (единоначалие), в школе должна существовать власть учеников, педагогов и родителей (самоуправление). В результате чего при...
Организация ученического самоуправления в школе
В статье рассматриваются формы организации ученического самоуправления, более подробно я останавливаюсь на организации пресс-службы школы...
Организация ученического самоуправления в коррекционной школе 8 вида
Проблема организации взаимоотношений внутри коллектива является одной из центральных в воспитательном процессе. И это не случайно. В детском коллективе существуют организованные пе...
Программа дополнительного образования "Организация ученического самоуправления в классном коллективе"
«Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей». ...
Организация ученического самоуправления в классе
Текст к слайдам...
Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях.
В представленных методических рекомендациях используется понятийный аппарат, опирающийся на положения российского законодательства и разработки современной педагогической науки.Органы ученического сам...