Статья.II межрегиональная научно-методической конференция «Формирование, оценка и контроль способов учебных действий школьников».
статья

II межрегиональная  научно-методической конференция «Формирование, оценка и контроль способов учебных действий школьников».

Статья «Подходы к формированию речевых навыковв процессе изучения бурятского языка в школе»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nekotorye_priemy_formirov_rech_navykov_.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Улюнская средняя общеобразовательная

школа имени Сахара Хамнаева»

II межрегиональная научно-методической конференция «Формирование, оценка и контроль способов учебных действий школьников».

Статья

«Подходы к формированию речевых навыков

в процессе изучения бурятского языка в школе»

Монголова Галина Степановна,

учитель бурятского языка и литературы,

МБОУ «Улюнская средняя общеобразовательная

 школа имени С.Хамнаева»

С.Улюн

2019

Переход к информационному обществу, усиление межкультурного взаимодействия, является одним из основных направлений  современного образования и обуславливает особую важность коммуникативной и информационной компетентности личности. В связи с этим, образовательный процесс необходимо построить на основе принципов межкультурной коммуникации, создании языковой поддержки владения родным языком. Л.С.Выготский указывал, что оперируя родным языком, ребёнок усваивает определённую систему анализа, синтеза, обобщения, явлений действительности, а также других мыслительных операций, которая запечатлена в данном языке. Учитель создаёт условия для формирования независимой личности, способной неординарно мыслить, активно действовать, принимать решения и нести за них ответственность, анализировать и прогнозировать ситуации.

Спецификой учебных предметов бурятского языка и литературы является то, что основой образовательного процесса становится коммуникативно-речевая деятельность. Одной из главных задач учителя является создание условий для практического овладения бурятским языком.

На сегодняшний день уровень речевой культуры учащихся невысокий. Это отражается в неумении облекать свою мысль в строго логическое высказывание, в неспособности точно и чётко сформулировать свои мысли как в устной, так и в письменной форме, обнаруживают речевую беспомощность. Одной из характерных причин, препятствующих успешному овладению необходимых умений и навыков, является недостаточное внимание учителей, уделяемое речевому развитию учащихся, отсутствие прозрачных параметров и критериев оценивания, наличие диалектных различий, непонимание литературного языка, скудость словарного запаса. Необходимо развивать языковое чутьё, формировать речевые навыки ещё в дошкольном возрасте, в младших классах. И здесь приемлемо использование разговорной речи и диалекта.

А в средних и старших классах необходимо развивать навыки литературной речи. Речевое общение, как известно, осуществляется посредством таких видов речевой деятельности, как говорение, аудирование, чтение и письмо. Речевое общение представляет собой особое и вместе с тем сложное умение и потому обучение должно быть направлено на отработку правильности структурно-грамматического, лексического и стилистического построения высказывания, а также на соответствие речевого высказывания коммуникативной цели, ситуации.

Следует отметить, что в процессе формирования коммуникативной компетенции необходимо организовывать обучение таким образом, чтобы оно было максимально приближено к процессу общения. Для этого необходимы специальные упражнения, ситуации на уроках, разнообразные методы и приемы работы, что может способствовать организации эффективного учебного процесса в школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Так, на уроках бурятского языка и  литературы при выявлении новой темы,  совместном целеполагании, актуализации знаний и т.д. побуждаю учащихся к мотивированной речевой деятельности. Для правильного управления речевой деятельностью ставлю перед ними определённые коммуникативные задачи. Использую различные учебно-речевые ситуации, стимулирующие речевую деятельность. Очень важно создать у учащихся потребность пользования бурятским языком. Например, на уроках использую диалог, при котором развиваются навыки речевого этикета (приветствие, знакомство, благопожелания и т.д.) Игра «Репортёр» формирует навыки говорить экспромтом, без предварительной подготовки и обдумывания, игра «Репортаж» формирует умения и навыки последовательно рассказать о событиях, работа по картине развивает умение описать увиденное. Проведение семинара в старших классах очень хорошо формирует навыки рассуждать, высказывать тезисы, аргументировать, делать умозаключения. Эффективными являются приёмы «Согласен - не согласен», «Прогнозирование», когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора. Например, Чулуун-Бата экзамена тушаажа шадаагүй,гэртээ бусаха гү, али үгы гү? «Чтение с остановками», “Багшашни хэн бэ?” гэһэн зохёолой гол нюурай Чулуун-Бата гэжэ  нэрэнь юу гэршэлнэб? – Зохёолой эхиндэ эрхэ, бэлэн дээрэ ябаһан хүбүүн аад, багшын хүмүүжүүлгэ доро шулуун шэнги хатуу зоригтой боложо,  бата бэхи эрмэлзэл гаргажа хүн болоошонь элеэр харагдана г.м.  «Составление кластера»: Тэгшэхэн Радна  ----- набтаршаг  ------багжагар сула бэетэй-----     үлүү дутуу зангүй  ----- томоотой ----- сэхэ шулуун ----- боро мүрэй хүн.

Для формирования речевых навыков на стадии рефлексии применяю следующие приёмы: написание памятки, инструкции, письмо по кругу, синквейн, способствующие творчески интерпретировать информацию.

Например, на уроке литературы в 7 классе по теме «Хэрмэшэ» Б.Ябжанов:

Хэрмэшэ

Зүрхэтэй, даамгайхан

Асарна, харууһална, тэмсэнэ

Доржомнай дүрбэн хүлтэ нүхэрөө хайрлажа, шаналжа байгаа бэлэй.

Алтан нүхэр

Древнеримский оратор, писатель, политический деятель Цицерон считал, что правильно построенная речь содержит ответы на семь вопросов:  Кто? (Что?) Как? Когда? Где? Чем? Зачем? Почему? Применение данного алгоритма является очень эффективным на уроках литературы в старших классах. Жэшээнь: «Төөригдэһэн хуби заяан» Хэн? - Аламжа , Яагаад? –бэеэ һорёод, Хэзээ?- Туваан хамбын найрай болохо үедэ, Хаана? – Хаан Уулын үбэртэ, Юугээр?- бүхэ барилдаагаар, Юундэ? – шанда хүртэхын тула, Яахадаа? – һааха үнеэтэй байха гэртэй болохын тула.

Безусловно, контроль и диагностика имеют важное значение при формировании речевых навыков. Совместно с учащимися разрабатываются основные параметры и критерии оценивания устной и письменной монологической речи, выразительного чтения. Уровень сформированности навыков в целом определяется такими показателями речи, как количество фраз за определённое время, развёрнутость высказываний, количество сложных и простых предложений, языковая правильность высказывания, соответствие речевого высказывания коммуникативной цели, ситуации, умения анализировать и рассуждать. Учащиеся сдают зачёты, ведётся диагностика, каждый ученик знает свой уровень и стремится повысить его.

        Таким образом, в процессе изучения бурятского языка и литературы в школе,  средствами своего предмета возможно формирование и развитие речевых  навыков обучающихся, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, что является актуальной задачей современного образования.

Литература:

  1. Базарова Е.Г. Особенности работы учителя бурятского языка в школе. Материалы конференции. Улан-Удэ, изд-во Бэлиг, 2007
  2. Методика / Под ред. А.А.Леонтьева. – М.: Русский язык,1988.
  3. У-Ж.Ш.Дондуков, Б.Б.Лхасаранова. К проблеме развития культуры речи учащихся. Русский и бурятский языки: проблемы языкознания и методики обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных универсальных учебных действий школьников средствами проектной деятельности предмета информатики

Формирование познавательных универсальных       учебных действий школьников средствами   проектной деятельности предмета информатики...

статья "Дидактические материалы учебника и развитие универсальных учебных действий школьника"

В данной статье на примере учебника русского языка для 5 класса под редакцией Т.А Ладыженской, М.Т Баранова и др. рассматриваются некоторые содержательные аспекты дидактического материала в свете разв...

Статья на тему: РОЛЬ FLASH-ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ.

В статье рассматривается актуальность использования  Flash-технологий в школе. Основным утверждением автора является то, что использование Flash-инструментов  помогает формированию универсал...

Статья по теме: Использование элементов метапредметных технологий при формировании универсальных учебных действий школьников на учебных занятиях по физике.

В статье раскрыты понятия "Метапредметные технологии", "Метапредметное обучение". Приведены примеры использования метапредметных заданий на уроках физики....

Статья "Формы оценивания универсальных учебных действий школьников основного общего образования"

Проблема  оценивания деятельности обучающихся и объективность оценивания была и остается актуальной по сегодняшний день.В статье рассматриваются различные формы и подходы к формированию...

Проект "Создание буктрейлеров как способ активизации читательского интереса и формирования универсальных учебных действий школьников в рамках организации проектной деятельности"

Проект направлен на привитие интереса к чтению и формирование УУД обучающихся через создание буктрейлеров, посвященных программным произведениям и произведениям досугового характера....