Формирование познавательных универсальных учебных действий школьников средствами проектной деятельности предмета информатики
проект по информатике и икт по теме

Пархоменко Татьяна Алексеевна

 

Формирование познавательных универсальных

       учебных действий школьников средствами 

  проектной деятельности предмета информатики

Скачать:


Предварительный просмотр:

  ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ         УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ     ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДМЕТА ИНФОРМАТИКИ           Современное  общество  характеризуется  стремительным  развитием  науки  и   техники,   созданием   новых   информационных   технологий,   коренным  образом  преобразующих  жизнь  людей.  Приоритетной  целью  школьного  образования   становится    не   только   освоение   этих   технологий,   но   и   формирование     умения     учиться.   Обучающийся      сам    должен    стать   «архитектором  и  строителем»  образовательного  процесса.   Достижение   данной  цели  становится  возможным  благодаря формированию  системы  универсальных  учебных  действий,  в  том  числе  познавательных,  которые   включают общеучебные,         логические     действия, а      также действия   постановки и решения проблем.             Система       универсальных        учебных       действий       федерального   государственного     образовательного      стандарта    начального     общего   образования   уже   реализуется    в  российских   школах,    тем  не   менее,   элементы  такой  системы  на  протяжении  десятка  лет  внедряются  и  в  учебный процесс основного и среднего образования общеобразовательных  учреждений.     Так     одним    из  путей   формирования      познавательных  универсальных   учебных  действий   обучающихся  в  школе  является  их   включение  в  проектную  урочную и внеурочную  деятельность, имеющую   следующие особенности:              1. Цели и задачи проектной  деятельности  обучающихся определяются  как  их  личностными  мотивами,  так  и  социальными.  Это  означает,  что  такая  деятельность    должна    быть    направлена    не   только   на   повышение  компетенции  школьников  в  предметной  области  определённых  учебных  дисциплин,  не  только  на  развитие  их  способностей,  но  и  на  создание  продукта, имеющего значимость для других.  2.  Проектная  деятельность  должна  быть  организована  таким  образом,  чтобы  обучающиеся  смогли  реализовать  свои  потребности  в  общении  со  значимыми,     референтными     группами[1]     одноклассников,    учителей    и  единомышленников.       Строя    различного    рода    отношения     в   ходе  целенаправленной,  поисковой,  творческой  и  продуктивной  деятельности,  школьники  овладевают  нормами  взаимоотношений  с  разными  людьми,  умениями  переходить  с  одного  вида  общения  к  другому,  приобретают  навыки   индивидуальной   самостоятельной   работы   и   сотрудничества   в  коллективе.  3.   Организация   проектных   работ   школьников   обеспечивает   сочетание  различных видов познавательной деятельности. Очевидно, что значимыми  и   интересными      для   обучающихся      представляются     новые    виды  деятельности,  которые  им  ещё  незнакомы,  именно  их  интересно  освоить,  даже если впоследствии они не войдут в ряд наиболее ценных и жизненно  необходимых.            Создание  урочного  и  внеурочного  проекта  по  информатике  –  процесс  сложный,    но   он   предлагает    обучающимся      большие    технические,  коммуникационные и программные возможности, нежели другой учебный  предмет,   побуждает    к  исследовательской,     творческой   и  поисковой  деятельности.   В   подобной    работе   с  интересом    участвуют    многие обучающиеся.  Данный  вид  учебной  деятельности  позволяет  развивать  у учеников    логическое    мышление,     формировать     умения    и   навыки  информационно     –   учебной   деятельности   на  базе   информационно     –  коммуникационных   технологий   для   решения   познавательных   задач   и  саморазвития.    Ранее   бесцветные,    порой    не   подкрепляемые     даже  иллюстрациями выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В  процессе демонстрации своих наработок обучающиеся приобретают опыт  публичных     выступлений,    который,      творческую  работу,  развивает  у  них     умение      самостоятельно       собирать      информационно        –  иллюстрированный       материал,    творческую     смекалку,     способности  дизайнерского    оформления,    а   самое   главное   -  удовлетворение    от  результатов своего труда и чувство самодостаточности.             Для  обеспечения  устойчивой  мотивации  познавательных  универсальных  учебных  действий  на  уроках  информатики  и  внеурочной  деятельности  использую следующие типы проектов:       Практико – ориентированный.   Цель проекта – решение практических задач. Проектным продуктом могут  стать   учебные    пособия,   макеты   и   модели,   инструкции,    памятки,  рекомендации  и  т.  п.  Такой  продукт  имеет  реальные  потребительские  свойства – он способен удовлетворить насущную потребность конкретного  заказчика,  класса,   школы   и   т.п.  Так  были   выполнены     проекты   с  обучающимися   основной   и   средней   школы:  

     Исследовательский.  Цель проекта –  доказательство или опровержение какой –  либо гипотезы.  Проект выполняется по аналогии с научным исследованием: обязательное  обоснование актуальности исследуемой проблемы, выдвижение гипотезы,  осуществление     эксперимента,    проверка    различных    версий,   анализ,  обобщение и обнародование результатов. Проектным продуктом в данном  случае  является  результат  исследования,  оформленный  установленным  образом.  

      Творческий.   Цель   проекта   –   привлечение   интереса   публики   к   проблеме   проекта.  Данный   проект     характеризуется   свободным,   творческим   подходом         к  трактовке    проблемы,    к   ходу   работы    и  к  презентации     результатов.  Результатом  проекта,  проектным  продуктом  могут  стать  литературные  произведения,     произведения      изобразительного      или    декоративно     –  прикладного искусства, видеофильмы и т.п. Выполняемые и выполненные  проекты:   рисунки,   созданные   в   графическом   редакторе;   декоративно- прикладные работы с элементами  компьютерной графики;  видеоролики  и  мультфильмы различной тематики.

Тип  проекта  во  многом  связан  с  его  целью,  а  значит,  с  задачами  и  способами  работы  обучающегося.  Готовые  проекты  представляются  на  различных  конкурсах  и  конференциях,  где  школьники  получают  высокие  оценки  членов  жюри,    демонстрируются  в  классе,  публикуются  на  сайте  школы. Таким образом, направленное  воздействие  на самостоятельное, активное приобретение школьниками знаний средствами  проектной       деятельности        предмета       информатики        формирует  познавательные   универсальные   учебные   действия,   а   значит   и   умение  учиться.                                             Литература  1. Асмолов, А.Г.  Формирование универсальных учебных действий в  основной школе: от  действия к мысли: Система заданий: пос. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2 издание. – М.: Просвещение, 2011.  


[1] Референтная группа - принятое в маркетинге обозначение группы лиц, оказывающих прямое (при личном контакте) или косвенное влияние на поведение и отношение человека к чему-либо. Другими словами, референтная группа - это люди, мнение которых служит человеку основой для оценки, самооценки или для формирования стандартов поведения, мнения и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавании предмета "Иностранный язык"

Современный этап развития, характерными чертами которого являются многочисленные динамичные социально-экономические перемены «требует поиска инновационных методов решения социально-стратегических зада...

Проект как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Актуальность темы: Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действите...

Проектная деятельность как вид учебной деятельности при формировании познавательных универсальных учебных действий

Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов. Главная идея метода проектов – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат, которы...

«Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся на уровне основного общего образования через исследовательскую и проектную деятельность»

Приоритетным направлением, обозначенным в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, фо...

"Коллективная деятельность как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников"

В данной статье автор делится личным опытом использования приема " Кластер" на различных этапах работы с учениками...

Опыт педагогической деятельности "Системно-деятельностный подход на уроках физики как средство развития познавательных универсальных учебных действий школьников"

Педагогический опыт по теме "Системно-деятельностный подход на уроках физики как средство развития познавательных универсальных учебных действий школьников"...