Формирование познавательных универсальных учебных действий школьников средствами проектной деятельности предмета информатики
проект по информатике и икт по теме
Формирование познавательных универсальных
учебных действий школьников средствами
проектной деятельности предмета информатики
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДМЕТА ИНФОРМАТИКИ Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Приоритетной целью школьного образования становится не только освоение этих технологий, но и формирование умения учиться. Обучающийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий, в том числе познавательных, которые включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. Система универсальных учебных действий федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования уже реализуется в российских школах, тем не менее, элементы такой системы на протяжении десятка лет внедряются и в учебный процесс основного и среднего образования общеобразовательных учреждений. Так одним из путей формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся в школе является их включение в проектную урочную и внеурочную деятельность, имеющую следующие особенности: 1. Цели и задачи проектной деятельности обучающихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетенции школьников в предметной области определённых учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других. 2. Проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами[1] одноклассников, учителей и единомышленников. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, школьники овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить с одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе. 3. Организация проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Очевидно, что значимыми и интересными для обучающихся представляются новые виды деятельности, которые им ещё незнакомы, именно их интересно освоить, даже если впоследствии они не войдут в ряд наиболее ценных и жизненно необходимых. Создание урочного и внеурочного проекта по информатике – процесс сложный, но он предлагает обучающимся большие технические, коммуникационные и программные возможности, нежели другой учебный предмет, побуждает к исследовательской, творческой и поисковой деятельности. В подобной работе с интересом участвуют многие обучающиеся. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у учеников логическое мышление, формировать умения и навыки информационно – учебной деятельности на базе информационно – коммуникационных технологий для решения познавательных задач и саморазвития. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации своих наработок обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений, который, творческую работу, развивает у них умение самостоятельно собирать информационно – иллюстрированный материал, творческую смекалку, способности дизайнерского оформления, а самое главное - удовлетворение от результатов своего труда и чувство самодостаточности. Для обеспечения устойчивой мотивации познавательных универсальных учебных действий на уроках информатики и внеурочной деятельности использую следующие типы проектов: Практико – ориентированный. Цель проекта – решение практических задач. Проектным продуктом могут стать учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации и т. п. Такой продукт имеет реальные потребительские свойства – он способен удовлетворить насущную потребность конкретного заказчика, класса, школы и т.п. Так были выполнены проекты с обучающимися основной и средней школы:
Исследовательский. Цель проекта – доказательство или опровержение какой – либо гипотезы. Проект выполняется по аналогии с научным исследованием: обязательное обоснование актуальности исследуемой проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, проверка различных версий, анализ, обобщение и обнародование результатов. Проектным продуктом в данном случае является результат исследования, оформленный установленным образом.
Творческий. Цель проекта – привлечение интереса публики к проблеме проекта. Данный проект характеризуется свободным, творческим подходом к трактовке проблемы, к ходу работы и к презентации результатов. Результатом проекта, проектным продуктом могут стать литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно – прикладного искусства, видеофильмы и т.п. Выполняемые и выполненные проекты: рисунки, созданные в графическом редакторе; декоративно- прикладные работы с элементами компьютерной графики; видеоролики и мультфильмы различной тематики.
Тип проекта во многом связан с его целью, а значит, с задачами и способами работы обучающегося. Готовые проекты представляются на различных конкурсах и конференциях, где школьники получают высокие оценки членов жюри, демонстрируются в классе, публикуются на сайте школы. Таким образом, направленное воздействие на самостоятельное, активное приобретение школьниками знаний средствами проектной деятельности предмета информатики формирует познавательные универсальные учебные действия, а значит и умение учиться. Литература 1. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: Система заданий: пос. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2 издание. – М.: Просвещение, 2011.
[1] Референтная группа - принятое в маркетинге обозначение группы лиц, оказывающих прямое (при личном контакте) или косвенное влияние на поведение и отношение человека к чему-либо. Другими словами, референтная группа - это люди, мнение которых служит человеку основой для оценки, самооценки или для формирования стандартов поведения, мнения и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в преподавании предмета "Иностранный язык"
Современный этап развития, характерными чертами которого являются многочисленные динамичные социально-экономические перемены «требует поиска инновационных методов решения социально-стратегических зада...
Проект как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников
Актуальность темы: Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действите...
Проектная деятельность как вид учебной деятельности при формировании познавательных универсальных учебных действий
Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов. Главная идея метода проектов – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат, которы...
«Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся на уровне основного общего образования через исследовательскую и проектную деятельность»
Приоритетным направлением, обозначенным в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, фо...
Доклад "Учебное исследование как средство формирования познавательных универсальных учебных действии "
Тема «Природные ресурсы климатических зон России»...
"Коллективная деятельность как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников"
В данной статье автор делится личным опытом использования приема " Кластер" на различных этапах работы с учениками...
Опыт педагогической деятельности "Системно-деятельностный подход на уроках физики как средство развития познавательных универсальных учебных действий школьников"
Педагогический опыт по теме "Системно-деятельностный подход на уроках физики как средство развития познавательных универсальных учебных действий школьников"...