Проект "Создание буктрейлеров как способ активизации читательского интереса и формирования универсальных учебных действий школьников в рамках организации проектной деятельности"
проект

Нестерова Наталия Валериановна

Проект направлен на привитие интереса к чтению и формирование УУД обучающихся через создание буктрейлеров, посвященных программным произведениям и произведениям досугового характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_buktreyler.docx46.65 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАСНООКТЯБРЬСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ПРОЕКТ

Создание буктрейлеров

как способ активизации читательского интереса и формирования универсальных учебных действий школьников в рамках организации проектной деятельности

Нестерова Наталия Валериановна,

учитель русского языка и литературы

 первой квалификационной категории

МБОУ «Краснооктябрьская ООШ»

2017г.

Аннотация проекта

Самая читающая страна в мире…

Вернуть былую славу о России как самой читающей, научить не просто читать, а мыслить, наверное, мечта и цель каждого учителя литературы. Но, к сожалению, современное поколение обладает иным типом мышления - клиповым. И это обязывает педагога искать новые подходы к традиционным идеям, использовать новый тип мышления во благо ребенка, искать в нем преимущества.  Таким подходом становится организация внеурочной, в частности, проектной  деятельности, направленная на активизацию читательского интереса и формирование УУД обучающихся по требованию ФГОС. Ведущая педагогическая идея проекта - развитие ученика как личности (его социализация)   не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития.

Обоснование необходимости  проекта

Современное поколение мыслит уже по-иному. В большинстве своем дети, подростки обладают не текстовым, а так называемым клиповым мышлением, которое возникает как ответ на возросшее количество информации.

Подтверждение этому можно найти в теории этапов развития цивилизации М. Маклюэна: «…общество, находясь на современном этапе развития, трансформируется в «электронное общество» или «глобальную деревню» и задает, посредством электронных средств коммуникации, многомерное восприятие мира. Развитие электронных средств коммуникации возвращает человеческое мышление к дотекстовой эпохе, и линейная последовательность знаков перестаёт быть базой культуры».

В целом, эпитет «клиповое мышление» за время своего существования приобретает ярко выраженную негативную коннотацию, чаще всего им «награждают» подростков и молодежь, считается, что данный вид мышления катастрофичен, ведь они читают урывками, слушают музыку в авто, посредством телефона, т.е. получают информацию пульсами, не фокусируясь на идеях, а лишь на отдельных вспышках и образах. Но так ли это плохо и действительно ли только подростки, молодежь подвержены клиповому мышлению? (“Клиповое мышление” — феномен современности». Семеновских Т.В.) В этом типе мышления есть и свои плюсы, преимущества:

  1. клиповое мышление может использоваться как защитная реакция организма на информационную перегрузку. Если учитывать всю ту информацию, которую видит и слышит за день человек, плюс «всемирную свалку» Интернет, то нет ничего удивительного в том, что его мышление меняется, подстраивается, адаптируется к новому миру;
  2. клиповое мышление — это вектор в развитии отношений человека с информацией, который возник, не вчера и исчезнет не завтра;
  3. клиповое мышление придает динамизм познавательной деятельности: часто мы попадаем в ситуацию, когда что-то вспоминаем, но не до конца уверены в точности воспроизведения информации;
  4. великий классик Л.Н. Толстой говорил: «Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьезного читателя самого думать».

Таким образом, необходимость в чтении в современном мире не отпадает, а увлечь чтением современных детей, предпочитающих другие виды информации, становится тяжелее. Возникает противоречие, которое и определило цель нашего педагогического проекта.

Задача педагога – научить своего ученика использовать новые особенности его мышления вместе с другими целями.

Ведущая педагогическая идея проекта - развитие ученика как личности (его социализация) не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития.

Практическая значимость данного проекта заключается в том, чтобы     сформировать у учащихся умение самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться в современном информационном пространстве, быть востребованным и успешным.

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в применении новых подходов к решению проблемы проекта. Система внеурочной деятельности позволяет объединить учебные дисциплины и творческую деятельность, обеспечить максимально возможные условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) обучающихся.

Цели и задачи проекта

Цель: развитие интереса к чтению и формирование УУД обучающихся через создание буктрейлеров, посвященных программным произведениям и произведениям досугового характера.

Задачи: 

  • разработать комплекс педагогических условий для реализации проекта;
  • разработать методическое сопровождение проекта (тематическое планирование, алгоритмы, паспорт проекта и пр.);
  • выявить и скорректировать уровень мотивации школьников к смысловому чтению, учебной и творческой деятельности;
  • познакомить школьников с методами и приемами создания буктрейлеров;
  • научить умению работать с текстом – научным, художественным, а также создавать собственные творческие работы (буктрейлеры);
  • развивать интеллектуальный и творческий потенциал школьников;
  • формировать у обучающихся УУД.

Объект проекта: универсальные учебные действия.

Предмет проекта: развитие читательского интереса и формирование универсальных учебных действий обучающихся на занятиях по проектной деятельности.

Методы реализации проекта: анализ педагогической, психологической, методической литературы по теме проекта; изучение современных интерактивных и ИКТ образовательных технологий; словесный; стимулирование и мотивация интереса к проекту; индивидуальные и групповые консультации; обобщение и анализ опыта работы.

Психологическая целесообразность проекта: образовательный процесс, выстроенный в соответствии с федеральным стандартом, предполагает повышение уровня мотивации и сформированности ценностных ориентаций у учащихся.

Основное содержание  проекта

Содержание проекта соответствует актуальной задаче – развитие интереса к чтению и универсальных учебных действий обучающихся. Но традиционные задачи в современных условиях требуют, соответственно, современного решения. Условия, создаваемые педагогом при организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, позволяют эффективно организовать развивающее пространство, так как характеризуется отсутствием ограничений по возрасту и по степени когнитивной готовности для включения воспитанника в деятельность, учитывает интересы личности при выборе видов внеурочной деятельности, предполагает добровольность занятий и многое другое. Именно мобильная, динамичная внеурочная деятельность позволяет обновить содержание, методы, формы, приемы духовно- нравственного воспитания подростка.

  1. На первом, подготовительном этапе работы над проектом проходит анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы, разработка структуры проекта.
  2. Основной, практический этап проекта представляет собой реализацию программы проектной деятельности. В своей работе я буду использовать такие виды внеурочной деятельности, как познавательная и ценностно-ориентационная деятельность учащихся. 

План реализации  проекта

Этапы реализации проекта

Мероприятия

Ответственные, участники

Подготовительный (сбор и анализ материалов, планирование деятельности)

Анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы. Разработка структуры проекта.

Руководитель проекта – Нестерова Н.В.

Основной, практический (внедрение проекта, апробация)

Привлечение учащихся для работы над проектом.

Ознакомление учащихся с проектом.

Отбор текстов для создания буктрейлеров.

Разработка сценариев буктрейлеров.

Создание буктрейлеров.

Активное внедрение результатов проекта в рамках школы, библиотеки и т.п.

Руководитель проекта - Нестерова Н.В.

Учитель информатики.

Учащиеся 5-9 классов.

Библиотекарь.

Учителя-словесники.

Родители.

Аналитический (подведение итогов, анализ результатов, распространение опыта)

Подведение итогов проекта.

Анкетирование учащихся, опрос педагогов и родителей.

Руководитель проекта - Нестерова Н.В.

Родители.

Учителя-словесники.

Ожидаемые результаты проекта и социальный эффект

Результативность деятельности определяется по следующим показателям:

Критерии

Показатели

Диагностический инструментарий

Предметно-

информационные

компетенции

Динамика изменения

качественных показателей уровня обученности учащихся

Мониторинг

Результаты ГИА

Уровень сформированности

УУД

Уровень сформированности

предметных ЗУН

Наличие инновационного продукта

Развитие

познавательных

интересов учащихся

Участие в олимпиадах,

конкурсах, проектах

Мониторинг

Исследование

Проекты учащихся

Развитие творческой

активности школьников

Участие в творческих конкурсах

Статистика участия

Портфолио учащихся

Авторское творчество

учащихся

Деятельностно-

коммуникативные

компетенции

Уровень владения

монологической речью

Результаты  ОГЭ -

сочинения на ГИА

Ожидаемые результаты работы над проектом:

  1. Наличие результата-продукта:
  • роликов-буктрейлеров, посвященных программным произведениям и произведениям досугового характера для проведения урочных и внеурочных занятий с целью повышения мотивации к смысловому чтению;
  • алгоритм работы над проектом по созданию буктрейлера, методический и ученический паспорт проекта, примерное тематическое планирование занятий, карта самоанализа работы над проектом.
  1. Наличие результата-эффекта:
  • личностные: высокий уровень мотивации к исследовательской и проектной деятельности; сформированность высокой культуры видения, понимания, чувствования, бережное отношение к культурному и историческому наследию, осознанное формирование собственной культурной среды; осознанная потребность в самореализации в мире культуры; видение особой роли книги и кино для человека;
  • метапредметные: освоение практических навыков комплексной работы с различными видами источников информации; развитие логического, критического и креативного мышления; развитие способности к интерпретации и оценке зрительных образов в условиях постоянно возрастающего потока визуальной информации; освоение умения излагать самостоятельные суждения.
  1. Универсальные учебные действия обучающихся:
  • личностные универсальные учебные действия: умение строить жизненные планы, устойчивый познавательный интерес, готовность к самообразованию и самовоспитанию.
  • регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную, установка целевых приоритетов, умение принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, прогнозирование как предвидения будущих событий и развития процесса.
  • коммуникативные универсальные учебные действия: учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, формулирование собственного мнения и позиции, аргументация и координирование ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор, умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом, умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером, умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание, умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы.
  • познавательные универсальные учебные действия: обучение основам реализации проектно-исследовательской деятельности, умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, умение давать определение понятиям, умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, умение детей самовыражаться, реализовывать свои способности, формирование системы ценностных качеств.

Личностные результаты отслеживаются через диагностику уровня мотивации и уровня сформированности ценностных ориентаций по определенным методикам. Предметные, культурно-социальные результаты прослеживаются через участие обучающихся в конкурсах исследовательских, проектных, творческих работ, олимпиад по предмету и пр.

Показатели

Результаты

Уровень школьной мотивации обучающихся (по методике Н.Лускановой)

Начало года

Конец года

Высокая мотивация –

Хорошая мотивация –Положительное отношение к учебе –

Низкая мотивация –

Высокая мотивация –

Хорошая мотивация –Положительное отношение к учебе –

Низкая мотивация –

Уровень читательской мотивации (опросник на выявление мотивации к чтению по методике Н.Г.Лускановой)

Высокий –

Хороший –

Положительный –

Низкий –

Высокий –

Хороший –

Положительный –

Низкий –

Уровень сформированности ценностных ориентаций обучающихся

Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» позволит определить ценностные ориентации личности в реальных условиях жизнедеятельности.

Ценности в обобщенном виде (оценка по 6-балльной шкале):

Приятное времяпрепровождение, отдыха -

Высокое материальное благосостояние -

Поиск и наслаждение прекрасным –

Помощь и милосердие к другим людям –

Любовь –

Познание нового в мире, природе, человеке –

Высокий социальный статус и управление людьми-

Признание и уважение людей и влияние на окружающих –

Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе –

Общение -

Здоровье –

Участие в предметной олимпиаде

Участие в школьных, городских творческих конкурсах и конкурсах проектной и исследовательской деятельности

Литература

  1. “Клиповое мышление” — феномен современности». Семеновских Т.В. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208/
  2. Буктрейлер - современный способ продвижения книги в библиотеке : методические рекомендации. Вып. 1 / Детско-юношеская библиотека Республики Карелия им. В. Ф. Морозова; [авт.-сост. Т. А. Лисовская] – Петрозаводск : ДЮБ РК, 2014. – 16 с.  
  3. Маклюэн, М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего. (The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man). – М.: Академический проект, 2005. – 496 с.
  4. Якина, Л.Н. Буктрейлер – культурное явление? – Екатеринбург [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/buktreyler-kulturnoe-yavlenie

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы средствами проектно-исследовательской деятельности

В работе представлен опый работы по данной проблеме, показаны формы, мотивирующие детей на изучение литературы....

Статья: "Формирование универсальных учебных действий через вовлечение учащихся в проектную деятельность".

Стья о формировании УУД на уроках музыки через вовлечение учащихся в проектную деятельность....

Статья по теме: Использование элементов метапредметных технологий при формировании универсальных учебных действий школьников на учебных занятиях по физике.

В статье раскрыты понятия "Метапредметные технологии", "Метапредметное обучение". Приведены примеры использования метапредметных заданий на уроках физики....

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

ИКТ как эффективный способ формирования универсальных учебных действий в урочной и во внеурочной деятельности

ИКТ как эффективный способ формирования универсальных учебных действий в урочной и во внеурочной деятельности...