статья "Дидактические материалы учебника и развитие универсальных учебных действий школьника"
статья (5 класс) по теме
В данной статье на примере учебника русского языка для 5 класса под редакцией Т.А Ладыженской, М.Т Баранова и др. рассматриваются некоторые содержательные аспекты дидактического материала в свете развития УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_material_uchebnika_i_razvitie_universalnykh_deystviy_shkolnikov.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13 станицы Владимирской
Лабинского района
Дидактические материалы учебника
и развитие универсальных учебных действий школьника
Материалы выступления на заседании районного МО учителей русского языка и литературы
учителя русского языка и литературы МОБУСОШ №13
Омаровой Татьяны Анатольевны.
2013 г.
Дидактический материал учебника и развитие универсальных действий школьников.
Системно-деятельностный подход к современному лингвистическому образованию, заложенный в ФГОС, ориентирует учителя русского языка на такие обучающие технологии, целью которых должно быть личностное развитие ученика, а планируемым результатом – умение учиться.
Понятие «умение учиться» напрямую соотносится с термином «универсальные учебные действия», который приобретает широкое значение - это способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию.
В составе основных видов УУД выделяется четыре блока:
-личностный;
-регулятивный;
-познавательный;
- коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия должны обеспечивать ценностно-смысловую ориентацию школьников. Регулятивные универсальные действия – организацию учащимися своей учебной деятельности. Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные , логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Коммуникативные универсальные учебные действия
обеспечивают социальную компетентность, а также способность вступать в диалог, умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Чтобы обеспечить связь УУД с содержанием курса русского языка, работа должна вестись в следующих направлениях:
- формирование отношения к русскому языку как к культурной ценности, стремление к самоопределению в сфере учебной деятельности;
- развитие самостоятельности школьников в организации своей учебной деятельности о планирования до оценки результата;
- развитие и совершенствование умения найти, понять нужную информацию и обработать ее, а также умения строить и понимать текст ( устный или письменный)
- формирование умения выбора и использования речевых средств в условиях коммуникативного сотрудничества учащихся.
Ведущая роль в осуществлении задач, связанных с социально-коммуникативной подготовкой школьника к жизни, с развитием речевой культуры, интеллектуальных и творческих способностей принадлежит учебнику как основному средству обучения.
На примере учебника русского языка для 5 класса Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. рассмотрим некоторые содержательные аспекты дидактического материала в свете развития УУД.
Формирование коммуникативных умений – одна из важнейших задач ФГОС, один из значимых результатов школьного обучения. Каковы же эти основные коммуникативные умения, по формированию которых проводится работа в 5 классе?
- Умение определять разновидности речи (устная - письменная), по стилю (разговорная, научная, художественная). В учебнике эти вопросы рассматривают параграфы 1-5, упражнения, обозначенные буквой «Р» ( развитие коммуникативных умений)
- Умение отличать текст от набора предложений, определять тему текста (См. параграф 14 «Основная мысль текста»)
- Умение создавать вторичные тексты ( подробные и сжатые изложения) – это упражнения 10,70, 375 (работа над планом),420 ( выборочное изложение) и т.д.
- Умение создавать самостоятельно текст (повествование, письмо, репортаж, отзыв) Задания этого типа можно увидеть в упражнениях п.43, в упражнениях 157, 437, 414 и др.
В соответствии с требованиями ФГОС при формировании коммуникативных умений в учебнике предлагаются задания, которые направляют мысль учеников на создание текста в соответствии с определенной ситуацией, т.е. указывается, почему ставится эта проблема, какова цель высказывания, его возможный адресат. В центре оказываются проблемы общения. В упражнении 118 уточняется тема сочинения «Летние радости», в упражнении 368 конкретизируется адресат. В каждой такой работе школьник должен обдумать , что будет интересным, новым для того, кто будет читать или слушать его высказывание.
Письменные и устные высказывания предусматриваются при работе над сочинениями по картине. В учебник включены репродукции картин известных художников: А.Пластова, Ф.Решетникова, И.Грабаря, П.Кончаловского и др.
Особое значение отводится в учебнике обучению развернутым устным ответам; обучению устному речевому этикету, обучению орфоэпическим нормам. Именно работа над устными ответами помогает школьникам усвоить язык предмета и готовит их психологически к публичным выступлениям. Для формирования этих важных умений и навыков в учебник включены образцы ответов, например, в упражнениях № 277,477, образцы устных рассуждений - в упражнениях №№ 234,437.
В учебнике устному речевому этикету посвящены упражнения 19 ( приветствие), упр.255,256,614 ( речевое поведение) и др.
Необходимо отметить, что в учебнике предусмотрена не только работа со словесной информацией текста. Предлагаются задания, требующие смысловой обработки текстовой информации, поданной в разных формах: работа с таблицами, схемами рисунками, фотографиями. Предложенные коммуникативно ориентированные задания способствуют развитию эмоциональной сферы ученика, позволяют ему индивидуально оценивать усваиваемое содержание.
На формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных действий нацелена и работа со словарями (упражнения 52,374 и др.):
-задания, ориентированные на сопоставление сведений из различных словарей, формируют познавательный интерес к такого рода изданиям;
-информацию, полученную при работе со словарем, ученик может использовать при аргументации своей точки зрения, что развивает речь учащихся, формирует информационно-коммуникативные умения.
Работу со словарем ученик может проводить и самостоятельно, что способствует укреплению его регулятивных универсальных учебных действий.
Культуроведческая компетенция в учебнике Т.А.Ладыженской также нашла свое отражение. В иллюстративный материал учебника включены образцы классической живописи (И.Грабарь «Февральская лазурь», Ф.Толстой «Цветы, фрукты, птица», П.Кончаловский «Сирень в корзине» и др.) Работа с образцами художественных текстов не только сближает уроки русского языка и литературы, но и помогает ребенку постичь красоту и выразительность русской речи, развивает языковое чутье, воспитывает эстетический вкус.
Современный школьник много времени проводит за компьютером, не выпускает из рук мобильный телефон. Он привык воспринимать информацию в компьютерном формате, ему важна насыщенная наглядность, яркий видеоряд. Поэтому в учебнике русского языка для 5 класса активно используются цветные рисунки, фоновые цвета, фотографии, портреты . Так, текст упражнения 194, рассказывающий о творческих способностях М.Ю. Лермонтова , снабжен его портретом, рассказ о первом советском космонавте Ю.А.Гагарине ( упражнение 571 ) сопровождается фотографией. Читая описание Московского Кремля, школьники могут видеть его изображение здесь же, на странице учебника.
В дополнение к учебнику Ладыженской Т.А. издана рабочая тетрадь по русскому языку ( составитель Е.А.Ефремова).Тетрадь позволяет организовать самостоятельную работу ученика в классе и дома по закреплению и проверке своих знаний.
Таким образом, дидактические материалы учебника русского языка для 5 класса Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. позволяют формировать и развивать такие универсальные учебные действия, как:
-познавательные – выполнение логических операций: сравнение, анализ, обобщение; творческие работы: сообщения, сочинения, графические работы, разыгрывание различных ситуаций и т.д.;
- коммуникативные – владение видами речевой деятельности, навыками переработки текста, обоснование высказанного суждения, поиск необходимой информации в словарях, справочниках, энциклопедиях;
-регулятивные (организационные) – управление своей деятельностью: формулирование цели, планирование, контроль и оценка деятельности, следование образцу и алгоритмам действий; учебное сотрудничество ( работа в парах, группах); умение распределять работу, оценивать общий результат деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И ШКОЛЬНИКОВ
Процесс обучения в современной школе должен отличаться релевантностью, полнотой, доступностью; быть адекватным, объективным, своевременным и непрерывным. В данной связи формиров...
Игровые технологии на уроках английского языка как фактор развития универсальных учебных действий младших школьников
Использование игры на уроках английского языка в урочной и внеурочной деятельности актуально и отвечает современным требованиям ФГОС. Преимуществом игр является то, что они дают возможность использова...
Игровые технологии на уроках английского языка как фактор развития универсальных учебных действий младших школьников
В рамках внедрения ФГОС нового поколения, следует отметить, что новый стандарт нацелен на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к обучению иностранного яз...
Развитие универсальных учебных действий у школьников в процессе обучения математике.
Статья о развитии УУД у школьников...
Электронные учебники и дополнительные электронные учебные материалы как средство формирования универсальных учебных действий.
Ориентация на современные технологии и прогрессивные средства обучения вызывает необходимость применения в образовательном процессе электронных учебников.Согласно Статьи 18 Закона «Об образовании в Ро...
Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи
Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...
Развитие универсальных учебных действий школьников через технологию проблемного обучения на уроках географии
За последние годы четко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского образования. Стратегия модернизации образования в Российской федерации предполагает, что...