Открытый урок в 1 классе на тему "Таньлдлhн"
план-конспект урока
Разработка урока по калмыцкому языку на тему "Таньлдлhн"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_otkrytogo_uroka_po_kalmytskomu_yazyku_1_klass.docx | 45.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МОБУ «Троицкая средняя образовательная школа им. Г.К. Жукова»
Открытый урок по калмыцкому языку
на тему: «Знакомство»
Учитель калмыцкого языка и литературы
Айтмухамбетова А.У.
Ученики 1 «б» класса
Троицкое 2019 г.
Товчлгч кичәл «Таньлдлһн»
(обобщающий урок «Знакомство»)
Кичәлин күцл: Төрскн келндән дуран өгх. (Цель урока: проявить любовь к родному языку)
Кичәлин дөңцл: (ИКТ)
1. Аудирование
4. Карточкс
5. Компьютер
Кичәлин йовуд. (задачи урока)
- Кичәлд белдллһн: (оргмомент)
- Мендвт күүкд, көвүд, арһул суутн. (Здравствуйте ребята, все сели правильно)
- Ямаран бәәнт? (Как у вас дела?)
– Гем уга. (хорошо)
-Эндр теңгрин бәәдл ямаран? (Какая сегодня погода?)
- Эндр чилгр, нарта, дулан өдр. Невчкн салькн үләжәнә. (сегодня тепло и солнечно, немного дует ветер.)
- Эндр долан хонгин ямаран өдр? (Какой сегодня день недели?)
-Эндр сарң өдр. (Сегодня понедельник)
- Мана кичәлин төр медхин түрүнд, күүкд, тадн эн күүндвр соӊсад, ашнь олҗ автн. (Чтобы узнать тему нашего урока, прослушайте рассказ)
(Аудирование)
- Дәкәд болхла, мини сурврмудт хәрү өгтн: (А теперь ответьте на мои вопросы)
Көвүнә нерн кемб? (Как зовут мальчика?)
(Көвүнә нерн Һәрә) (Мальчика зовут Гаря)
- Һәрә кедүтә? (Сколько лет Гаре?)
(Һәрә долата) (Гаре семь лет)
- Һәрә альдас? (Где живет Гаря?)
(Һәрә Троицкас) (Гаря живет в Троицком)
- Һәрә ю кехдән дурта? (Что любит делать Гаря?)
(Һәрә гүүхдән дурта) (Гаря любит бегать)
- Тиигәд эн күүндвриг соӊсад, сурврмудт хәрү өгч ухалтн, эн кичәлд мадн ю кехм? (Прослушав рассказ, ответив на вопросы. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?)
(Дассан давтхм) (Повторять)
- Чик, йир сән. Эндр мадн «Таньлдлhн» гидг төрәр товчлгч кичәл давулхвидн. Күүкд, мадн нег-негән түрүн болҗ үзхләрн, яhҗ хальмгуд мендлдгинь, таньлдгинь даславидн.( Правильно, у нас сегодня обобщающий урок на тему «Знакомство». Ребята, мы с вами научились как должны люди при первой встречи здороваться и знакомиться на родном языке)
2. Кичәлин төр. «Таньлдлһн» (Тема урока «Знакомство»)
Ода болхла, Женя Лиҗ хойр нааран һарад, таньлдлhна авъясар хоорндан күүндәд, маднд үзүлтн. (А сейчас Женя и Лиджи продемонстрируют нам диалог «Знакомство» )
(Куундвр сонслhн) (Диалог)
- Йир сән! (Молодцы!)
3. Амрлhна кем. Цогц-махмудан тиинилhн. (Физминутка)
- Нә, ода болхла, невчк амрхм. Цогц-махмуд дассн төр дамҗулад, мини ардас давтн. (Теперь немного отдохнем. Повторим тему о частях тела, повторяем все за мной.)
Эн юмб? (Это что?)
Эн толһа. (голова)
Эн юмб? (Это что?)
Эн күзүн (шея)
Эн юмб? (Это что?)
Эн hар (руки)
Эн юмб? (Это что?)
Эн ………….
- Сууцхатн. (садитесь)
- Көвүд-күүкд, давсн кичәлдән мадн «Теремок» гидг орс тууль авад, хальмг келнд орчуллавидн. Эн туулиг нааднд орулад даславидн, ода хәләхмн. Ода, күүкд, нааран һарад, эн наадиг маднд үзүлтн. (На прошлом уроке мы с вами перевели русскую сказку «Теремок» на калмыцкий язык. А сейчас ребята сыграют нам эту сказку.)
Теремок
Кеер сǝǝхн, бичкн, ѳндр ората гер зогсчана. Ѳѳгүрнь нүкнд бǝǝдг хулһн гүүҗ йовна. (В степи стоял маленький красивый теремок. И мимо этого домика пробегала мышка.)
- Гер-гер! Герт кен бǝǝнǝ? (Терем-теремок, кто в теремочке живет?)
Кен чигн хǝрү ѳгчǝхш. Хулһн герт орад бǝǝнǝ. Меклǝ эн гер тал һǝрǝдҗ ирв. (Никто не отвечает. Мышка забралась в домик и решила отдохнуть. А в это время прискакала лягушка)
- Гер-гер! Герт кен бǝǝнǝ? (Терем-теремок, кто в теремочке живет?)
- Би хулһн. Мини нерн Деля. Чини нерн кемб? (Я мышка, меня зовут Деля. Тебя как зовут?)
- Би меклǝ. Мини нерн Заяна. (Я лягушка, меня зовут Заяна.)
- Чи кедүтәвч? (Сколько тебе лет?)
- Би долатав. (Мне 7 лет.)
- Чи ю кехдән дуртач? (Что ты любишь делать?)
- Би дуулхдан дуртав. (Я люблю петь.)
- Ор нааран, нанта бǝ. (Проходи ко мне! Будем жить вместе.)
Меклǝ һǝрǝдǝд герүр орв. Ѳѳгүрнь туула гүүҗ йовна. (Мышка с лягушкой забрались в домик, живут поживают, а тут к домику прискакал зайчик.)
- Гер-гер! Герт кен бǝǝнǝ? (Терем-теремок, кто в теремочке живет?)
- Би хулһн. Мини нерн Деля. (Я мышка, меня зовут Деля.)
- Би меклǝ. Мини нерн Заяна. Чини нерн кемб? (Я лягушка, меня зовут Заяна. Тебя как зовут?)
- Би туула. Мини нерн Женя. (Я заяц, меня зовут Женя.)
- Чи кедүтәвч? (Сколько тебе лет?)
- Би долатав. (Мне 7 лет.)
- Чи ю кехдән дуртач? (Что ты любишь делать?)
- Би биилхдән дуртав. (Я люблю танцевать.)
- Наар маднла бǝ. (Проходи к нам! Будем жить вместе.)
Туула һǝрǝдǝд герүр орв. Арат йовҗ йовна. (И так они стали жить втроем. И тут прибежала лиса, подбежала к домику и спросила:)
- Гер-гер! Герт кен бǝǝнǝ? (Терем-теремок, кто в теремочке живет?)
- Би хулһн. Мини нерн Деля. (Я мышка, меня зовут Деля.)
- Би меклǝ. Мини нерн Заяна. (Я лягушка, меня зовут Заяна.)
- Би туула. Мини нерн Женя. Чини нерн кемб? (Я зайчик, меня зовут Женя. Тебя как зовут?)
- Би арат. Мини нерн Данара. (Я лиса, меня зовут Данара.)
- Чи кедүтәвч? (Сколько тебе лет?)
- Би зурһатав. (Мне 6 лет.)
- Чи ю кехдән дуртач? (Что ты любишь делать?)
- Би дуулхдан дуртав. (Я люблю петь.)
- Наар маднла бǝ. (Проходи к нам! Будем жить вместе.)
Арат герүр орв. Бор чон гүүҗ ирнǝ. (И в этот момент прибежал волк. И спросил)
- Гер-гер! Герт кен бǝǝнǝ? (Терем-теремок, кто в теремочке живет?)
- Би хулһн. Мини нерн Деля. (Я мышка, меня зовут Деля.)
- Би меклǝ. Мини нерн Заяна. (Я лягушка, меня зовут Заяна.)
- Би туула. Мини нерн Женя. (Я зайчик, меня зовут Женя.)
Би арат. Мини нерн Данара. Чини нерн кемб? (Я лиса, меня зовут Данара. Тебя как зовут?)
- Би чон. Мини нерн Лиджи. (Я волк, меня зовут Лиджи.)
- Чи кедүтәвч? (Сколько тебе лет?)
- Би зурһатав. (Мне 6 лет.)
- Чи ю кехдән дуртач? (Что ты любишь делать?)
- Би гүүхдән дуртав. (Я люблю бегать.)
- Наар маднла бǝ. (Проходи к нам! Будем жить вместе.)
Чон орҗ ирв.
Эдн цуһар ни негн бәәһәд, дууһан дуулад, би бииләд, амрад җирһәд бәәнә. (И стали они жить впятером! Жить-поживать, горя не знать. Живут дружно и весело.)
- Йир сән! Куукд, тадн йоста җоҗгчнр бәәҗт! Сууцхатн. Ода болхла, цуhар хамдан мини сурврмудт хәрү өгәд, эн төрән батлхмн. (Молодцы! Какие вы хорошие артисты! Садитесь. А теперь ответьте на мои вопросы по этой теме для закрепления.)
– Эн туульд хулһн ю кехдән дурта? (В этой сказке, мышка что любит делать?)
- Туула ю кехдән дурта? (Зайчик что любит делать?)
- Чон ю кехдән дурта? (Волк что любит делать?)
Таднд бичкдүд, бас дурта кергүд бәәнә, тедн ямаран? (У вас, ребята, также есть любимые занятия.)
Джал, чи ю кехдән дуртач? (Джал, что ты любишьделать?)
Руслан, чи ю кехдән дуртач? (Руслан, что ты любишь делать?)
4. Закрепление.
Мадн эндр кичәлдән, таньлдлhна төр давтад, батлҗ аввидн. Күүкд, тадн төрскн келндән дуран өгәд, даснат, дәкәд ээж-аавиннь билг-эрдмнь медхәр зүткнәт. Тадн хальмг ду, би меднәт. Нег сәәхн би мана гиичнрт уүзүлтн. «Бамб цецг» гидг би. (Сегодня на уроке мы закрепили тему «Знакомство». Проявляя любовь к своему родному языку, вы также стремитесь знать наши традиции. Вы знаете песни и танцы. А теперь покажем танец для наших гостей. Танец тюльпанов)
IV. Кичәлин ашлвр (Резерв)
Нег-негндән сурвр өгәд, хәрүһинь өгтн. (Резерв. Задаем друг другу вопросы.)
Кичәлин эклцд би таднла нарна толяр хувалцлав. Ода эн кичәл таднд таасгдсн болхла, инәжәсн нарна толь үзүлтн. Кичǝл эс таасгдсн болхла, гейүрсн нарна толь үзүлтн. (В начале урока я раздала вам солнышки, если вам урок понравился покажите улыбающееся солнышко, а если нет – грустное.)
Эндрк кичәл күцәмжтә болв гиж санҗанав. Тадн, күүкд, йир сәәнәр кичәлд орлцвт. Хальмг келндән дурта, төрскнч седклтә көвүд-күүкд болҗ өстн! (Наш урок сегодня был очень плодотворный. Вы все сегодня хорошо поработали. Любите свою родину, любите свой язык.)
Байрта харһий! До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»
Цель: 1. Проверка знаний учащихся по теме; 2. Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3. Правильная запись решений....
Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»
Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....
Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”
Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"
Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...
Презентация и технологическая карта к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС
Презентация, технологическая карта, карта самоанолиза деятельности учащегося на уроке к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС. Урок давался в рамках ...
Открытый урок 5 класс. Тема урока :«Present Perfect Tense»
Развитие грамматических навыков употребления времени Present Perfect Tense в различных видах речевой деятельности....