Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя бурятского языка. 2013 год
статья
Материал для подготовки к аттестации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Самоанализ деятельности учителя бурятского языка | 39.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности
Учителя бурятского языка как государственного в школах с русским языком обучения, особенно в сёлах с преимущественным соотношением русского населения, являются единственными пропагандистами бурятского языка и культуры. Это создаёт трудности для поднятия престижа второго государственного языка республики, а также для обучения языку. Если сравнить школы районного центра и школы сёл, которые раньше были приграничными станицами, то приходится констатировать, что в первых доля обучающихся детей бурятского населения значительно выше, а у вторых – ниже или сведена к практическому минимуму. В нашей школе 5,6 % учащихся бурятской национальности, больше половины из них не говорит на родном языке.
Данное обстоятельство, когда дети никогда не слышали бурятскую речь, предполагает особые формы работы с учащимися. Это особенно важно, когда приходится постоянно сталкиваться с мнением некоторых родителей о второстепенности предмета и когда дети сами игнорируют предмет. Следовательно, на первый план выступает личность учителя, его отношение к предмету, к детям.
Исходя из сказанного поставленны следующие цели:
- учебные - формирование умения общаться на бурятском языке с учётом речевых возможностей, потребностей и интересов: элементарных коммуникативных умений в говорении, мотивации к аудированию, чтению, письму; освоение лингвистических представлений, понятий;
- воспитательные - развитие личности ребёнка, приобщение детей к новому социальному опыту, воспитание толерантности;
- познавательные - знакомство с обычаями и бытом бурят, фольклором, произведениями литературы, с историей родного края;
- развивающие - формирование и развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей школьников, развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр;
- здоровьесбережение - обеспечение коммуникативно-психологической адаптации к новому языковому миру, общая гигиена процесса обучения;
Цели направлены на решение методической проблемы - повышение мотивации детей к изучению бурятского языка.
Создание ситуации успеха для каждого ребёнка – главная задача образовательной системы, которую мы должны решать в процессе обучения. Этому служит работа в направлениях «Одарённые дети», «Здоровьесбережение детей» национального проекта «Наша новая школа». Воспитательная система школы направлена на реализацию Программы развития МБОУ «Булыкская СОШ» – «Школа творчества – путь к успеху».
Для обеспечения учебного процесса и достижения поставленных целей есть следующая материально-техническая база:
- кабинет бурятского языка;
- кабинет информатики;
- УМК;
- электронные ресурсы;
- пособия (таблицы, художественная, методическая литература).
УМК представлен учебниками, методическими пособиями, программами, изданными в нашей республике, авторами которых являются всеми признанные первопроходцы в деле преподавания бурятского языка как неродного.
Учебники:
- «Эрдэни – 1 год обучения», учебник, рабочая тетрадь. Нанзатова Э.П. «Бэлиг».
Улан-Удэ, 2005. (2 кл) ;
2. «Эрдэни – 2 год обучения» - учебник, рабочая тетрадь. Нанзатова Э.П. «Бэлиг».
Улан-Удэ, 2008. (3 кл) ;
3. .«Эрдэни – 3 год обучения» - учебник, рабочая тетрадь. Нанзатова Э.П. «Бэлиг».
Улан-Удэ, 2008. (4 кл);
4. «Бурятский язык. Интенсивный курс по развитию навыков устной речи» Макарова О.Г. «Бэлиг», Улан-Удэ, 2005;
5. «Мэндэ-э!» учебник, рабочая тетрадь. Коллектив авторов. Изд-во БНЦ СО РАН, 2009.
Программы:
1. «Программа по бурятскому языку как государственному для 2-9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения». Содномов С.Ц и др. «Бэлиг», Улан-Удэ; 2010
2. «Буряад хэлэн. Һургалгын эхин жэлэй номдо методическа заабаринууд»
Нанзатова Э.П. «Бэлиг», Улан-Удэ; 2005.
3. «Тесты по бурятскому языку как государственному» Макарова О.Г.
«Бэлиг», Улан-Удэ,2009.
Оборудована материально – техническая база: электронный учебник бурятского языка, кабинет информатики с мультимедийным оборудованием, выход в интернет, собрана фонотека с бурятскими песнями, диски (СD-RW, CD-R).
Разработаны рабочие программы с контрольно – измерительными материалами по начальным классам ( Приложение).
С момента последней аттестации систематически повышала квалификацию: 2010 г. – «Мониторинг в системе образования» - 12 ч.; ГОУ ВПО «Бурятский государственный университет», 2011 г. – «Методика преподавания бурятского языка как государственного «Содержание и технология работы по УМК «Мэндэ-э!» - 72 ч.; ПИ БГУ, 2012 г. январь – «Коммуникативно - ориентированный подход обучения бурятскому языку как государственному» (на материале новых УМК для 5-6 классов) – 70 ч.; ПИ БГУ, 2012 г. май, «Коммуникативно - ориентированный подход обучения бурятскому языку как государственному» (на материале новых УМК для 5-6 классов) – 70 ч.
Руководство школы постоянно помогает в организации мероприятий, приобретении учебников, в предоставлении оборудования.
Обучение и воспитание обучающихся осуществляю с учетом их психофизиологических особенностей, провожу учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогических наук. В 2012 году 19 декабря при обобщении передового педагогического опыта на районном МО учителей бурятского языка состоялась презентация доклада по теме «Повышение у учащихся мотивации к изучению бурятского языка», где представлены современные технологии, которые применялись в работе: метод проектов, научно - исследовательская деятельность, игровые и здоровьесберегающие.
Методологической основой педагогической деятельности явились работы Выготского Л.С., Гальперина П.Я., Давыдова В.В., Эльконина Д.Б. и др. В 2008 году презентовала научно - исследовательскую работу «Причинно - следственная связь между уровнем психофизического развития ребёнка и образовательным процессом». Большая часть работы уделена такому психическому процессу, как внимание, а также вербальным и невербальным средствам общения. Коммуникативные компетенции детей актуальны в современном обществе.
В возрастной периодизации детей по Эльконину Д.Б. «игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста, но все следующие возрастные периоды не вытесняют игру, а включают её в процесс своей деятельности». Об этом говорится в трудах Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Узнадзе Д.Н. и других фарисеев психологической науки.
При работе с детьми младшего школьного возраста игровые педагогические технологии актуальны, т.к спектр целевых ориентации – это дидактические, воспитывающие, развивающие, специализирующие. Через игру идёт развитие личностных качеств и способностей ребёнка в процессе приобретения им опыта разнообразной деятельности – учебно - познавательной, практической, социальной. Только через игру мы можем снять психическое и эмоциональное напряжение, который испытывает ребёнок на 1 ступени обучения, добиться высоких результатов в обучении и воспитании детей. Пособие Тихомировой Л.Ф. «Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка» оказало методическую помощь.
Дидактические и воспитывающие игры применяю в ходе всего урока, для развития познавательных способностей, общеучебных, трудовых умений и навыков, для воспитания воли, самостоятельности, формирования нравственных позиций, эстетических и мировоззренческих установок.
Специализирующие игры приобщают детей к нормам и ценностям общества, помогают саморегуляции, общению.
Очень интересны для педагога игры развивающего характера. Дети с азартом включаются в игру, незаметно для себя овладевая учебным материалом. Одновременно у них развивается мышление, память, восприятие, внимание, речь, мелкая моторика рук.
Во внеучебной деятельности игровые технологии занимают ведущее место в виде конкурсов и соревнований.
Решению проблемы повышения мотивации подчинены все внеклассные занятия по бурятскому языку. В рамках празднования Дня бурятского языка в школе проводятся следующие конкурсы: «Самый грамотный», «Знаток бурятского языка. (Приложение)
В рамках празднования Белого месяца «Сагаалган» проводятся различные конкурсы «Моя родословная», «Конкурс чтецов», «Конкурс рисунков», «Конкурс юных модельеров», среди начальных классов - викторина «Моя Бурятия», интеллектуальная игра-викторина среди ребят старшего и среднего звена «Материальная и духовная культура бурят», «Конкурс стенгазет», конкурс песен на бурятском языке. Ежегодно проводятся праздничные, театрализованные представления, где дети обогащают знания по истории народа, его обычаях, традициях, учатся танцевать ёхор. (Приложение). Все рисунки, материалы использую в своей работе как дополнительный материал.
Среди мальчиков и юношей каждый год организую турнир по национальной борьбе по возрастным категориям, в этом году - по 7 весовым категориям. Мальчики всегда с нетерпением ждут этих соревнований. В прошлом году девочки тоже изъявили желание участвовать. С этого года по желанию детей начала функционировать секция по вольной борьбе. Ребята участвуют на соревнованиях районного уровня. Пока о результатах говорить рано, но уже много претендентов на призовые места. Вольная борьба, конечно, отличается от национальной – требуются постоянные тренировки. Для мальчиков борьба – это ещё и мощный инструмент для самоутверждения.
Помощь и поддержку оказывают администрация школы, классные руководители и учитель физической культуры Зайцева И. В. В этом году соревнования проводил тренер от ДЮСШ Галсанов А.Б., что было для детей важно. Я являюсь организатором.
Мы постоянно следим за успехами учащихся, которые являются призерами республиканских, межрегиональных и международных соревнований по конным скачкам.
В перспективном плане - организация секции по стрельбе из лука.
Участвую в различных республиканских конкурсах – «Чудесный клад Бурятии», других конкурсах чтецов, используя материал бурятских поэтов, «Бамбарууш», «Гуламта» и т.д., в районных олимпиадах, НПК. С каждым годом желающих принять участие в конкурсах становится больше.
Таким образом, через игру легче обучать детей, повышать их мотивацию к учёбе, пропагандировать бурятскую культуру.
Деятельностный характер предмета позволяет осуществлять разнообразные связи с другими учебными предметами - русским языком, чтением, математикой, историей, ИЗО, географией, формировать общеучебные умения и навыки. Современные технологии направлены прежде всего на развитие компетенции учащихся ( социальные, коммуникативные, когнитивные-готовность учиться всю жизнь, компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе, компетенции, связанные с возникновением информационного общества). Компетенция – это способность мобилизовать знания и умения в конкретной ситуации.
В урочной и внеурочной деятельности часто применяю метод проектов как один из ведущих видов компетентностного подхода в обучении детей (практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые). Смотря по обстоятельствам – мини-проекты или протяжённые во времени, индивидуальные или групповые. Конечно, подразумевается в конце выход или продукт проекта с обязательной презентацией. ( Примеры: коллажи – «Моя Бурятия» «Сагаалган – это…», выставка рисунков Ойдопова Баясхалана , работа Барановой Алины, рефераты, сборники и т.д. ( приложение)
Умея решать программные задания, многие дети демонстрируют очень слабые результаты при решении задач творческого, исследовательского характера.
Учебное исследование предполагает такую познавательную деятельность, в которой не ограничиваются усвоением новых знаний, а вносят в творческий процесс свое оригинальное решение, находят новые вопросы в уже известном, используют широкий круг источников, применяют более совершенные, по сравнению с программными, методы познавательной деятельности. При таких условиях исследовательская деятельность школьников приближается к научной, однако сохраняет отличительные признаки: тематика определена требованиями школьной программы и предполагает получение субъективной научной новизны - достоверного результата, обладающего новизной только для данного исследователя.
Стараюсь с малых лет приучить детей к исследованиям. Работы представляют в виде презентаций PowerPoint. Это придает работам практический смысл (обязательно!), так как все подготовленные учащимися материалы используются в дальнейшей работе школьного научного общества учащихся, классными руководителями при проведении тематических классных часов и для включения в исследовательскую деятельность других школьников.
Бывают и слабые работы детей, которые не проходят школьный отборочный тур НПК, но есть и хорошие работы детей: Баранова Алина «Моя Бурятия», Ойдопов Баясхалан «Буддизм в Бурятии», Хишегтуева Сэсэгма «Целая эпоха и одна человеческая жизнь», Шишмарёва Елена «Воспитывающая роль бурятских сказок», Якимова Олеся «Современные тенденции в бурятской свадебной обрядности», Корнева Валентина «Обряд «Жэн» или «Завёртывание в шкуру» - практикуемый метод в Джидинском районе». (приложение) Последняя участница стала победителем республиканского этапа всероссийского конкурса «Моя малая родина», прошла отборочный заочный тур, приглашена для участия в финале в Москву (17-21 апреля).
Большую помощь оказывают классные руководители. В работе опираюсь на родителей, согласовываю с ними работу с детьми. Поддерживаю связи с СП «Булыкское», с ДК СП «Булыкское», с советом ветеранов данного поселения, С Центральной межпоселенческой библиотекой. Для поездок детей и проведения праздников опираюсь на спонсорскую помощь родителей, предпринимателей. Сама также спонсирую некоторые мероприятия.
Для изучения удовлетворённости обучающимися процессом обучения провожу анкетирование, где дополнительно прошу внести свои предложения. Большинство детей удовлетворены ведением занятий. Есть и недовольные. Это в основном слабые, иногда неуспевающие дети. Они не успевают по многим предметам, им тяжело даётся учёба, тем более, языки.
В 2010 -2011 учебном году вела уроки бурятского языка в 9 классе. В конце учебного года была проведена государственная итоговая аттестация по предмету. Успеваемость -100%. Качество знаний – 60,8 %, средний балл – 3,7, на «5» сдали 4 ученика, на «4» - 10, на «3» - 9.
Динамика учебных достижений обучающихся за последние пять лет:
Содержание критерия | Годовая за 2007- 2008 уч/г. | Годовая за 2008- 2009 уч/г. | Годовая за 2009- 2010 уч/г. | Годовая за 2010-2011 уч. год | Годовая за 2011 - 2012 уч. год |
Успеваемость | 95,3 % | 90 % | 99, 5% | 97 % | 100% |
Качество знаний | 60% | 62% | 58,5% | 59 % | 59% |
Средний балл | 3,6 | 3,7 | 3,8 | 3,7 | 3,7 |
Успеваемость детей достигла 100 %, средний балл по предмету сохраняет позиции. Качество знаний по предмету в 2007-2009г.г. было высоким, т.к. ещё не были разработаны измерительные материалы в виде диктантов и тестов, в основном работа опиралась на устные ответы детей, на письменные работы, также у меня было мало часов бурятского языка. В основном я тогда вела уроки в начальных классах
Достижения учащихся на протяжении последних 5 лет:
Год | Мероприятия | Уровень | Место | Фамилия, имя уч-ся |
2009 г. | НПК «Шаг в будущее» | районный | 3 | Баранова Алина |
2009 г | НПК «Первые шаги» | республ. | участие | Баранова Алина |
2009 г | Конкурс чтецов на бурятском языке | районный | 3 Номин. | Бритова Александра Шишмарёва Елена |
2010 г | НПК «Шаг в будущее» | районный | участие | ХишектуеваСэсэгма |
2010 | НПК «Шаг в будущее» | районный | участие | Шишмарёва Елена |
2010 | Олимпиада | районный | участие | Якимова Олеся БудаеваДымбрыл |
2011 г | НПК «Шаг в будущее» | районный | Победитель отборочного тура | Якимова Олеся |
2011 г | НПК «Шаг в будущее» | республ. | участие | Якимова Олеся |
2012 г | Олимпиада | районный | 3 место | Пашинская Алёна |
2012 г | Олимпиада | районный | 3 место | Пашинская Татьяна |
2012 г | Конкурс чтецов «Живая классика» | районный | участие | Якимова Юлия Каратаев Михаил |
2012 г | Конкурс «Гуламта» | республик. | участие | Плюснина Алеся Протопопов Александр Кривецкая Екатерина Кочетова Валентина Тугаринова Виктория Тугаринова Любовь Юдин Степан |
2012 г | НПК «Шаг в будущее» | районный | Победитель отборочного тура | Корнева Валентина |
2012 | НПК «Шаг в будущее» | республ | 6 место | Корнева Валентина |
2012 | Конкурс «Чудесный клад Бурятии» | районный | участие | Якимова Юлия Каратаев Михаил |
2013 | Конкурс «Бамбарууш» | Республиканс кий | Участие (итоги ещё не подведены) | Юдина Валентина Брикова Татьяна Сукнёва Маргарита Сукнёва Анастасия Викулин Валерий Корнев Артём Кривецкая Екатерина Юдина Валентина ГуржаповАмгалан Филиппов Станислав Торганов Максим Тугаринова Любовь Тугаринова Виктория Гладышев Артём Бальчугова Галина МункуевРинчин Доржиев Чингис Викулина Анастасия Серебренникова Александра |
2013 | Всероссийский конкурс «Моя малая родина» | республ | 1 место | Корнева Валентина |
2013 | Конкурс рисунков «Сагаалган» | районный | 2 место 2 место | Будаева Дарима Бутенкова Елена |
2013 | Всероссийский конкурс «Моя малая родина» | российск | финал | Корнева Валентина |
Личные достижения
в профессиональной деятельности педагога.
1 | Благодарность от администрации МОУ « ПСОШ №3» за подготовку призёра НПК «Шаг в будущее» ОйдоповаБаясхалана. | 2007 г |
2 | Благодарность от администрации МОУ « ПСОШ №3» за подготовку призёра районной олимпиады по русскому языку Цыденовой Арины. | 2007г |
3 | Благодарность от администрации МОУ « ПСОШ №3» за подготовку призёрарайонной олимпиады по естествознанию Юсуповой Натальи | 2007 г |
4 | Благодарность от администрации МОУ « ПСОШ №3» за подготовку дипломанта НПК «Шаг в будущее» Барановой Алины. | 2009 г |
5 | Благодарственное письмо от администрации МОУ «Булыкская СОШ» | 2010 г |
6 | Благодарственное письмо от администрации сельского поселения «Петропавловское» | 2010 г |
7 | Благодарственное письмо от администрации МОУ «Булыкская СОШ» за подготовку призёра районной и участника республиканской НПК «Шаг в будущее» Якимовой Олеси | 2011 г |
8 | Почетная грамота Министерства образования и науки Республики Бурятия. | 2011 г |
9 | Благодарственное письмо от администрации МОУ «Булыкская СОШ» за подготовку призёров районной олимпиады по русскому языку среди 6-8 классов и призёра районной НПК «Шаг в будущее» | 2012 г |
10 | Грамота за организацию и проведение IВсероссийского конкурса чтецов « Живая классика» | 2012г |
11 | Благодарственное письмо от Министерства культуры РБ руководителю участника VII Межрегионального конкурса «Четыре неба» | 2013 |
12 | Благодарственное письмо от Министерства образования и науки РБ за подготовку победителя номинации «Традиционная культура» | 2013 |
13 | Благодарность от администрации школы за подготовку призёра республиканского этапа всероссийского конкурса «Моя малая родина» | 2013 |
Открытые уроки
Дата | Класс | Открытый урок по теме: |
2008 г | 1 класс | «Почему нужно чистить зубы и мыть руки». (проект-исследование) |
2009 г | 2 класс | «Приём сложения и вычитания в случаях 30+20, 60 – 20» |
2009 г | 3 класс | «День бурятского языка» |
2010 г | 4 класс | «Бурятские сказки» |
2011 г | 2 класс | «Бурятская одежда» |
2012 г. | 3 класс | «Школа. Школьные принадлежности» |
Распространение и обобщение опыта:
- 2008 год - «Причинно-следственная связь между уровнем психофизического развития ребёнка и образовательным процессом». Выступление на педагогическом совете школы.
- 2009 год - открытое общешкольное мероприятие «Сагаалган».
- 2009 год – общешкольное мероприятие «Праздник Осени»
- 2010 год - « В час великих испытаний» - открытое общешкольное мероприятие.
- 2010 год – публикации в Год учителя районной газете «TV- Дубль»: статьи об учителях начальных классов Ворониной Н.И., Гимазовой Т.А., Анисимовой Л.И.
- 2012год-«Сагаалган. Соревнования по национальной борьбе», где подведены итоги месячника «Сагаалган». Общешкольное мероприятие.
- 2012 год - «Повышение у учащихся мотивации к изучению бурятского языка» - выступление на районном МО учителей бурятского языка с обобщением опыта работы. Многие разработки были распространены как в бумажном (в виде брошюр), так и в электронном вариантах.
- 2012 – публикации на электронном сайте « ПрофиСтарт»: «Современные тенденции в бурятской свадебной обрядности», «Самоанализ за 2010-2011 учебный год», «Отчёт по бурятскому языку за 2011 год», «Самоанализ урока»
- 2013 год - публикации в районной газете «TV- Дубль»: статьи об участии детей в международном этно-фестивале «Найрамдалай дугы – Дорогой дружбы», в VII межрегональном конкурсе «Четыре неба», о победе Корневой Валентины во всероссийском конкурсе «Моя малая родина».
Работа над проблемой «Повышение мотивации у детей к изучению бурятского языка» дала положительные результаты: много желающих участвовать в различных конкурсах, конференциях, число детей, вовлечённых во внеурочную деятельность, неуклонно растёт. Дети и родители заинтересованы в результатах, стали толерантнее, интересуются историей своей малой родины, народами, населяющими Бурятию, их обычаями и традициями.
Ключевые цели и задачи дальнейшего совершенствования моей профессиональной деятельности:
- продолжить работу над проблемой;
- работать над разработкой разноуровневых КИМов;
- работать над созданием электронно-цифровой библиотеки, над подборкой аудио- и видеоматериалами;
- к каждой учебной теме - презентацию.
- повышать квалификацию, особенно в сфере цифровых технологий (иногда возникают трудности).
2013 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ профессиональной деятельности учителя иностранного языка.
Самоанализ профессиональной деятельности учителя иностранного языка МБОУ: Рябичевская СОШ Волгодонского района Ростовской области....
Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя математики основного и среднего общего образования на основе профессионального стандарта «Педагог»
Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя математики...
Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя
На основании какогообразовательногостандарта Вы реализуете образовательную программу (отметить нужное)– Образовательный стандарт основного, среднегообщего образования 2004г. – ФГОС основного обще...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОАНАЛИЗА И САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Проектирование индивидуального плана профессионального развития педагога на основе результатов самоанализа и самооценки профессиональной деятельности. Самоанализ и самооценка имеющегося уровня професс...
Самоанализ педагогической деятельности учителя бурятского языка
Осмысление опыта педагогической работы, цели и задачи, применяемые технологии....
Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя
В современных условиях важно подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью, наполненной творчеством, ин...
Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности.
Целью своей профессиональной деятельности считаю создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья каждого обучающегося, их самореализации и самосовершенствования через личностно...