Самоанализ педагогической деятельности учителя бурятского языка
статья по теме

Валерия Цырендоржиевна Балданова

Осмысление опыта педагогической работы, цели и задачи, применяемые технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_pedagogicheskoy_deyatelnosti.docx31.36 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ педагогической деятельности

    В данной школе работаю с 1998 года. Имею первую квалификационную категорию. В 2016 году закончила курсы профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания бурятского языка».

   В основу обучения используется государственная программа для общеобразовательных школ УМК:

  • С.Ц. Содномов, Б.Д.Содномова.

 Алтаргана. Учебно-методический комплект по бурятскому языку как государственному для 5 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения: учебник.- Улан-Удэ, ГБУ РЦ "Бэлиг", 2011г-160 с.

  • С.Ц. Содномов,А.А.Надугарова.  Алтаргана. Учебно-методический комплект по бурятскому языку как государственному для 6 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения: учебник.- Улан-Удэ, ГБУ РЦ "Бэлиг", 2011-160 с.
  • С.Ц. Содномов, В.А. Найданова. Алтаргана. Учебно-методический комплект по бурятскому языку как государственному  для 7 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения: учебник.-" Улан-Удэ,ГБУ РЦ "Бэлиг", 2012г-160 с.
  • О.Г.Макарова. Бурятский язык.

Интенсивный курс по развитию навыков устной речи.2-е издание.-Улан-Удэ, Издательтсво "Бэлиг",2008г-228с

.      Санжадаева Г.С. Книга для учащихся 5- 8 классов русских школ – Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2002.-164 с.

Считаю целесообразным использовать дополнительную литературу для обучения грамматике и аудированию:

  1. Бабушкин С.М. «Буряад – ород. Ород - буряад толи».- ОАО «Республиканская типография».- Улан-Удэ.- 2007;
  2. Будаева Д., Мункуева Ю. Тесты по бурятскому языку как государственному.- Улан-Удэ.- 2003;
  3. Гомбоев Б.Б. Наадангаа hурая.- Бэлиг.- Улан-Удэ, 2009;
  4. Дареева О.А. Познавательные задачи для изучения культуры на уроках  бурятского языка.- Улан – Удэ.- 2009;
  5. Дареева О.А., Богомолова О.И. Путешествуем по Бурятии.- Бэлиг.- 2010;
  6. Дондуков У.-Ж. Ш., Пахутова Е.Г. Учебник бурятского языка для знающих русский язык.- Улан-Удэ.- 1962;
  7.  Макарова О. Бурятский язык. Интенсивный курс по развитию навыков устной речи.- Бэлиг.- Улан-Удэ.- 2005;
  8. Макарова О.Г. Методическое руководство к учебнику «Бурятский язык (Интенсивный курс по развитию навыков устной речи)».- Улан-Удэ.- 2004;
  9.  Макарова О.Г. Тесты по бурятскому языку как государственному.- Бэлиг.-Улан-Удэ.- 2009;
  10. Мэндэ-э. Начальный курс бурятского языка.- Бэлиг.- Улан-Удэ, 2009;
  11. Мэндэ-э. Начальный курс бурятского языка/ Рабочая тетрадь.- Бэлиг.- Улан-Удэ, 2009;
  12. Нанзатова Э.П., Языкова Н.В. Методика обучения бурятскому языку как государственному.- БГУ.- Улан-Удэ.- 2008;
  13. Санжина Д.Д. Бурятский язык: стилистический аспект лексической синонимии. Словарь-справочник. - Бэлиг.- Улан-Удэ, 2010;
  14. Содномов С.Ц., Дылыкова Р.С., Жамбалов Б.Д., Содномова Б.Д.  Программа по бурятскому языку как государственному для 2-9-х классов  образовательных школ с русским языком обучения.- Улан-Удэ.- Бэлиг.- 2010.
  15. Содномов С.Ц. Методическа дурадхалнууд. 4-хи класс. Бэлиг.- Улан-Удэ, 2010.
  1. Содномов С.Ц., Содномова Б.Д. Алтаргана. - Учебник для 5-х классов.- Улан-Удэ: изд-во "Бэлиг", 2011.
  1. Содномов С.Ц., Содномова Б.Д. Алтаргана. - Рабочая тетрадь №1,2.-Улан-Удэ: изд-во "Бэлиг",2011.

       Учебный кабинет оснащен персональным компьютером. Часто использую мультимедийный проектор для демонстрации различных презентаций. Дидактические материалы по предметам, таблицы. В кабинете оформлены стенды «Сегодня на уроке», «Образование без границ», «В мире интересного». Провожу уроки, применяя интерактивный комплекс. Для использования интерактивной доски и компьютеров уроки провожу в компьютерном кабинете. В школе составлен график проведения уроков в кабинете информатики и ИКТ, поэтому особых трудностей или проблем не возникает.

Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, приходилось часто привлекать дополнительный материал для поддержания интереса к предмету. С этой целью провожу различные внеклассные мероприятия на темы, интересующие учеников. Внеурочные мероприятия, проекты и участия в различных конкурсах способствуют поддержанию устойчивой мотивации к овладению бурятским языком, поскольку позволяют в рамках личностно-ориентированного обучения в полной мере реализовать дифференцированный подход к изучению национального языка. Выполняя задания олимпиад, ученик сам устанавливает режим работы, он чувствует свою личную ответственность за конечный результат. Такой вид деятельности развивает в ребятах умение самостоятельно мыслить, принимать решение , исходя из своего личного опыта и багажа знаний.

Исходя из вышесказанного, целью своей педагогической деятельности ставлю формирование коммуникативной компетенции, т.е. внутренней готовности и способности к речевому общению, которое осуществляется посредством речевой деятельности «служащей для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях социального взаимодействия обучающихся людей.

В связи с поставленной целью реализую следующие задачи: 

  • Обеспечить каждому школьнику базовый уровень знаний по предмету через внедрение современных технологий, повышая мотивацию к обучению;
  • обеспечить индивидуальное развитие детей через организацию учебной работы;
  • выстраивать педагогическую деятельность, учитывая уровень обученности, воспитанности и личностное развитие учащихся;
  • научить собирать, систематизировать и обобщать нужную информацию, осмысленно работать с подобранным материалом, справочным инструментарием; помочь учащимся овладеть навыками самостоятельной работы.

Для решения поставленных задач,  мной обозначена тема самообразования «Развитие коммуникативных навыков как основной компетенции в изучении бурятского  языка». Мною разработаны рабочие программы по бурятскому языку и литературе Бурятии. Рабочие программы составлены по учебному курсу УМК на основе Федерального государственного образовательного стандарта, с учетом методических рекомендаций по преподаванию бурятского языка в общеобразовательных учреждениях.

            Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предметов, которые определены стандартом. 

Технологии и приемы, применяемые в педагогической деятельности.

  1. Здоровьесберегающие технологии

В наши дни проблема здоровья школьников стала приоритетной, т. к. более 70 % учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс, что приводит к ухудшению показателей психического и физического здоровья учащихся; снижается успеваемость, усиливается состояние тревожности. Перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. На уроке необходима частая смена видов активности, включение игровой деятельности, стимулирование творческого отношения к теме урока, наличие соревновательных моментов. Все это повышает умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к изучению языка.

            С целью предупреждения утомления и усталости учащихся в первую очередь включаю в каждый урок зарядки для глаз, динамические паузы, физминутки и подвижные игры, которые стараюсь связать с тематикой урока. В таких играх можно отрабатывать любой лексический материал. Так же большое значение имеет использование пальчиковых игр, т. к. это развивает мелкую моторику детей на примере бурятская народная игра «Шагай наадан».  Пальчиковые игры еще называют - «зарядкой для мозга».

           Также для формирования навыков здорового образа жизни в рамках учебного курса проведены уроки по темам «Спорт нашей семьи» в 7 классе, «Спортивные игры» в 5 классе, в 9 классе - «Как ты проводишь свое свободное время?», «Правильное питание» в 6 классе и др.

  1. Игровые технологии

Эффективный способ обучения лексики на уроках бурятского языка - игровой метод. Очень важно, на мой взгляд, чтобы дети не чувствовали большую нагрузку школьной программы, а игра - способна помочь этому.

На уроках я часто применяю карточки с изображением лексических единиц; провожу различные виды игр:

 - лексические, грамматические, призванные обеспечить умение учащихся практически применять знания, активизировать их мыслительную деятельность, направленную на употребление грамматических конструкций в естественных условиях общения;

 - ролевые игры и дикуссии.

На практике убедившись в том, что проектная деятельность и ролевые игры особенно эффективны для развития самостоятельности и креативности школьника, широко применяю их в своей работе.

Многие учебные курсы для школы вводят песенный материал как естественную часть при изучении тех или иных лексических тем. В учебных курсах "Бурятский язык» детям предлагаются чудесные, легко запоминающие песенки  в  лексической теме.

Моя задача как учителя  - не дать объем знаний, а  научить учиться. Я выступаю, как вдохновитель учащихся, незаметно управляя процессом обучения. К. Д. Ушинский говорил«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Его слова отражают суть системно-деятельностного подхода и в урочной, и внеурочной исследовательской деятельности. Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде. Учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Моя задача организовать работу учеников, чтобы они сами нашли решения проблемы.

            Главная идея этой методической системы: Построение такого образовательного пространства, которое позволило бы  обеспечить  общекультурное, личностное и познавательное развитие ученика и вооружить его таким важным умением, как умение учиться.  

           Интегрированные уроки развивают и обогащают личность учащихся, прививают интерес к предмету, активизируют учебную работу, способствуют повышению качества знаний, формируют умения и навыки у учащихся. Принцип межпредметной интеграции реализуется через проведение интегрированных уроков. Были проведены ряд таких уроков «Бурятский язык и Технология» (в рамках празднования «Сагаалган», «География и Бурятский язык» , «Английский язык» и Бурятский язык, «Литература Бурятии и История».

      Формирование у учащихся УУД и субъектной позиции обеспечивается использованием современных образовательных технологий: проблемного обучения, технология развития критического мышления (ТРКМ), проектной деятельности, технологии «Дебаты». Проблемное обучение обеспечивает высокую мотивацию учения. ТРКМ способствует формированию навыков активной и вдумчивой работы с текстом. Технология проектов обучает умениям целеполагания и планирования, воспитывает настойчивость в достижении цели, развивает творческий потенциал, способность к рефлексии. «Дебаты» учат быть объективными, аргументированно защищать свою точку зрения и стремиться понять чужую.

      И в заключении я хочу остановиться на контроле знаний и умений. На своих уроках я использую индивидуальный, парный, групповой и фронтальный виды контроля. Это могут быть устные зачеты по теме (в виде монологической, диалогической речи, дискуссии), текущие проверочные и контрольные работы по грамматике, контроль чтения (подробное, поисковое, выборочное, исследовательское), контроль аудирования с широким спектром заданий. Достаточно регулярно используется  система взаимоконтроля с опорой на текст при проверке словарных диктантов и диктантов под диктовку. Это задание развивает орфографическую зоркость учащихся и способствует более успешной проверке в дальнейшем своих собственных работ.

   Результатами моей работы на основе системно-деятельностного подхода можно считать следующее:

  1. учащиеся умеют самостоятельно делать выводы и высказывать свое мнение на основе полученных сведений
  2. учащиеся освоили различные формы работы (индивидуальную, парную, групповую)
  3. учащиеся умеют использовать языковой материал для выражения речемыслительной деятельности, касающейся географии, политической системы, культурных и исторических традиций стран изучаемого языка и родного языка.
  4. учащиеся умеют вступать в диалогическое общение, выражая свое отношение к репликам собеседника
  5. учащиеся осваивают алгоритм нахождения и исправления ошибок.

Анализируя результаты своей профессионально-педагогической деятельности, делаю следующие выводы:

  • веду активную деятельность по формированию устойчивого интереса к изучаемым предметам.
  • ориентируюсь в содержании программ.
  • владею различными методами, приемами обучения и воспитания учащихся и применяю их в практической деятельности.
  • использую современные образовательные технологии здоровьесберегающего, развивающего, проблемного обучения, ИКТ-технологии, проектной технологии и др.

    Несмотря на положительные результаты, считаю, что необходимо продолжить работу над совершенствованием использования различных форм проведения урока, шире использовать мультимедийные средства обучения и информационно-коммуникативные технологии, стараться поддерживать уровень позитивной мотивации к участию в научно-исследовательских проектах, олимпиадах, различных конкурсах, НПК, форумах  и других мероприятиях у учащихся.

Проблемы, над которыми необходимо работать:

  • работа над дальнейшим повышением мотивации к изучению бурятского языка обучающихся;
  • совершенствование системы индивидуальной работы со слабыми детьми;
  • совершенствование навыков самостоятельной работы, самоконтроля, самодисциплины.

В заключение хочется добавить, что целью любой педагогической системы является формирование гармонично развитой личности. Целью современной школы является формирование личности информационной, то есть способной не только, и не столько выполнять свои функции, сколько принимать критические решения и устанавливать новые отношения в быстро меняющейся реальности. От учителя, а значит от меня, в данных условиях требуется построить педагогический процесс в соответствии с потребностями и целями современного общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогической деятельности учителя английского языка

В данном материале представлен самоанализ педагогической деятельности учителя английского языка. Прежде чем создать данный документ, были изучены все доступные материалы посвященные данной теме. Надею...

Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы Егоровой А.А.

Самоанализ подготовлен для прохождения аттестации на высшую квалификационную категорию...

Самоанализ педагогической деятельности учителя немецкого языка

Описание работы учителя немецкого языка, работающего в 5 - 11 классах....

самоанализ педагогической деятельности учителя английского языка

Тема, над которой я работаю "Использование аудиовизуальных средств на уроках английского языка при обучении аудированию."...

Самоанализ педагогической деятельности учителя иностранного языка

Общество ставит перед учителем задачу обеспечить условия развития целостной личности школьника. Чтобы быть успешным в современном мире, не достаточно только иметь знания, нужно иметь опыт использовани...

самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы

самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы Троцюк Ольги Леонидовны...