Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя
статья
В современных условиях важно подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью, наполненной творчеством, инициативой, самостоятельностью. Уроки технологии помогают решить эту проблему.
Цель моей профессиональной деятельности: обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы обучающихся воспитанников с нарушением интеллекта, создание необходимых условий для развития у них познавательного интереса к швейному делу на основе использования различных приемов и форм обучения; достижение более высокого уровня моей профессиональной компетентности.
-совершенствовать формы организации учебно-воспитательной деятельности;
-использовать в учебно-воспитательном процессе новые педагогические технологии;
-вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности;
-раскрыть творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ученика, дать возможность проявить себя;
-привить навыки: самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов;
-формировать устойчивый интерес к изучаемому предмету через классную, внеклассную, кружковую деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности.
Я, Хонгорова Цыцыгма Дугаровна, с 1982 года, после окончания БРКПУ начала работать методистом централизованной клубной системы села Можайка. С 1 сентября 1983 года перешла работать воспитателем, затем учителем трудового обучения в Эгитуйскую школу-интернат. Имею высшее образование, в 1998 году окончила Бурятский государственный университет по специальности «Технология и предпринимательство», была присвоена квалификация учителя технологии и предпринимательства средней школы. В 2009 году первый раз защитилась на высшую квалификационную категорию, в апреле 2014 года второй раз. Общий трудовой стаж моей работы- 37 лет, педагогический -35 лет. В данный момент веду уроки швейного дела в 5- 9, домоводства в 5,6 «а» и 6 «б» специальных (коррекционных) классах VIII вида.
В своей деятельности опираюсь на Закон РФ «Об образовании», Конвенцию о правах ребёнка, Устав школы, локальные акты по организации работы образовательного учреждения; руководствуюсь программой развития школы, образовательной программой школы. Мною разработаны и адаптированы рабочие программы по технологии «Швейное дело» 5-9 кл., по домоводству 5-9 кл., по СБО 5-9 кл., КИМы, тесты и олимпиадные задания по предметам.
В современных условиях важно подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью, наполненной творчеством, инициативой, самостоятельностью. Уроки технологии помогают решить эту проблему.
Цель моей профессиональной деятельности: обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы обучающихся воспитанников с нарушением интеллекта, создание необходимых условий для развития у них познавательного интереса к швейному делу на основе использования различных приемов и форм обучения; достижение более высокого уровня моей профессиональной компетентности.
-совершенствовать формы организации учебно-воспитательной деятельности;
-использовать в учебно-воспитательном процессе новые педагогические технологии;
-вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности;
-раскрыть творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ученика, дать возможность проявить себя;
-привить навыки: самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов;
-формировать устойчивый интерес к изучаемому предмету через классную, внеклассную, кружковую деятельность.
Регулярно повышаю уровень квалификации при БРИОП, БГУ, ПОИПКРО, ВНОЦ «Современные образовательные технологии». При этом самообразование имеет приоритетное значение, так как помимо высокого уровня теоретической и методической подготовки, существует необходимая потребность в поддержании себя чем - то новым, интересным, содержательным.
Тема, над которой я работаю: “ Личностно-ориентированная образовательная среда на уроках технологии ”.
В последние годы в педагогической литературе все чаще встречается понятие «образовательная среда», в которое исследователи и педагоги-практики вкладывают различный смысл.
Не ставя своей целью анализ содержания данного понятия, мы принимаем его в трактовке В.Я.Ясина, который считает методически перспективным понимание образовательной среды как системы влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
На практике, когда говорят об образовательной среде, то под этим обычно понимают социально-психологическую, физическую среду школы, дома, улицы и т.д., в которой проходит жизнь учащегося и педагога.
В контексте парадигмы личностно ориентированного образования достаточно часто используется и понятие «образовательная среда личностно ориентированной школы». Это, прежде всего, единая среда для всех учащихся без деления их изначально на разные группы, потоки. Но вместе с тем это разнообразная среда, позволяющая каждому ученику развиваться (взрослеть) на основе тех индивидуальных возможностей, которые у него имеются в силу природных (психофизиологических) и социальных предпосылок.
Личностно ориентированная образовательная среда школы создается совместными усилиями всех специалистов школы-учителей, психологов, социального педагога, завуча, директора, технических работников, но решающую роль в ней должен играть учитель, постоянно работающий с детьми.
Хочу поделиться своим опытом создания личностно ориентированной образовательной среды при обучении технологии.
Для создания личностно ориентированной образовательной среды учителям необходимо уметь:
- строить работу по выявлению субъектного опыта детей, использованию его при сообщении, закреплении, проверке знаний;
- стимулировать и поддерживать рефлексию ученика, направленную на оценку не только результата, но и процесса его достижения;
- принимать не только рекомендуемые, но и предлагаемыми учениками способы работы (выявлять их, обсуждать, оценивать в ходе урока);
- гибко и вариативно вести урок в зависимости от возникающих учебных ситуаций;
- разнообразить дидактические средства с учетом индивидуальной избирательности учащихся к содержанию, виду и форме программного материала, подлежащего усвоению;
давать позитивную оценку познавательных усилий ученика независимо от его успеваемости;
- организовывать и проводить на уроке диалог, включая по возможности всех учеников независимо от их готовности к уроку.
Обеспечить включенность всех детей в урок на основе знания и учета индивидуальных возможностей каждого – один из основных критериев профессионализма учителя.
В своей практике я использую приемы и методы работы, позволяющие создавать личностно ориентированную среду на уроках технологии. Вот некоторые из них.
1. В ходе объяснения нового материала, при обобщении изученного опираюсь на субъектный опыт учеников, ставя перед собой следующую задачу: выявить содержание субъектного опыта, «окультурить» его и использовать на уроке при изучении той или иной темы. Под субъектным опытом понимается «опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей». Изучаемый на уроках технологии учебный материал затрагивает темы, жизненно важные для учащихся. На занятиях по кулинарии ученики часто делятся своими семейными кулинарными традициями, опытом родителей в приготовлении фирменных блюд, экономного ведения хозяйства. При изучении тем по оформлению и дизайну помещения ученики с научной точки зрения подходят к организации собственного жилого пространства, размышляют на тему своего будущего семейного быта. Может быть, кому-то эти рассуждения покажутся наивными. Но, пережив это, пройдя через элемент игры, детям проще будет в дальнейшем реализовать свои жизненные планы. Дальнейшее объяснение учебного материала строю уже на базе того субъектного опыта, который предъявили ученики в ходе беседы.
2. Привлекаю учащихся к решению индивидуальных проблемных ситуаций, возникающих на уроках. Например, при выполнении раскроя изделия ученикам постоянно приходится решать проблему экономного раскладывания деталей выкройки на ткани с учетом направления ворса, рисунка, дефектов ткацкого производства. Часто случается, что принесенного на урок материала не хватает для раскроя выбранной модели. По ходу урока учащимся необходимо достаточно быстро сориентироваться и изменить фасон своего изделия с учетом имеющегося в наличии материала.
3. Использую групповую форму работы. Чаще всего это происходит на уроках кулинарии. Практическая работа проводится по бригадам. Работая в группе, каждый ученик поочередно выполняет обязанности бригадира: распределяет набор продуктов для следующего занятия, рационально организует работу всей бригады, следит за выполнением правил техники безопасности, улаживает возникающие конфликты, отвечает за соблюдение технологии выполняемых работ, организует уборку рабочего места. В должности бригадира успевает побыть каждый ученик. У кого-то это получается хуже, у кого-то лучше. Бригадная форма работы позволяет развивать у учащихся такие качества, как ответственность, коммуникабельность, способность принять чужую точку зрения или отстоять свою.
4. Часто использую на уроках элементы дискуссии. По ходу объяснения нового материала ставлю перед классом вопрос и даю возможность ответить на него всем желающим. При этом учащиеся не только слушают варианты ответов, предложенные одноклассниками, но и сравнивают свой вариант с другими. Важно, что высказываются все желающие, независимо от их успешности в учебе, так как жизненный опыт имеется у многих. Задача учителя при этом - скорректировать в нужном направлении отношении ребенка к социально важным вопросам.
5. Подбираю для учащихся посильные практические задания. В ходе выполнения практической работы перед учениками встает возможность выбора изделия по степени сложности его выполнения. Некоторые ученики необъективно оценивают свои силы и выбирают сложные в изготовлении варианты. Необходимо тактично убедить ученика выбрать менее сложное, с технологической точки зрения, изделие. Все этапы выполнения изделия остаются прежними, но на отдельных этапах технология обработки деталей упрощается. Так, например, накладной карман для фартука можно выполнить с прямыми углами или закругленный. Технология обработки прямого кармана значительно проще, чем закругленного. В качестве усложняющего элемента в том же кармане можно использовать отделку (декоративную тесьму, рюши, аппликацию, ручную вышивку). Учащиеся, более уверенно работающие на швейной машине, хорошо владеющие приемами ручных работ, могут выбрать более сложный вариант обработки кармана – тот, который у менее успешных учеников вызовет затруднения в работе, займет большое количество учебного времени на обработку.
6. Отмечаю положительную динамику в учебных достижениях учащихся. В конце урока при подведении итогов отмечаю наиболее успешных учеников.
7. Обосновываю выставляемую за работу на уроке оценку.
На это уходит дополнительное время, но, уходя с урока, ученик точно знает, где допустил ошибку, что недоработал. У ребенка не остается обиды из-за недопонимания оценки. Иногда ученик не согласен с оценкой и тогда в ходе совместной беседы стараюсь объяснить ему, в чем его ошибка.
8. Всегда обращаюсь к ученику только по имени.
Уважительное отношение к ребенку как к личности должно закладываться с детства. Отношение учителя должно не принижать его в глазах сверстников, других учителей, а, наоборот, передавать уважительное отношение к нему как к равному члену общества. Именно поэтому на своих уроках я стараюсь обращаться к ученикам по имени, подчеркнуто уважительно, независимо от социального статуса в классном коллективе.
Важную роль в создании личностно ориентированной образовательной среды может играть метод проектов. При организации деятельности учащихся по методу проектов возможна индивидуальная, групповая и коллективная работа. Групповая работа привлекает участников возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, расширить зону для самооценки. Кроме этого, групповая работа:
- дает возможность учащимся объединиться по интересам;
- обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;
- воспитывает обязательность выполнения задания в определенные сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;
- представляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивания, аргументации, но в то же время требует терпимости к чужой точке зрения;
- позволяет проявить взаимопомощь и вместе с тем стимулирует дух соревнования и соперничества.
При работе над групповым проектом возможно создание достаточно большого изделия, которое объединяет индивидуальные работы. Например, при работе над проектом в разделе «Обработка текстильных материалов» по теме «Лоскутное шитье» в 5 классах я соединила индивидуальные работы учениц в одно изделие – лоскутное одеяло, т.е. единый объект проектирования, варианты которого обсуждаются в группе, сопровождаются эскизами, схемами, имеют дизайнерское решение. При этом логика построения деятельности учащихся должна соответствовать общей структуре проектирования, при которой вся группа коллективно решает одну проблему, совместно овладевая общей темой. Данная групповая работа включает в себя работы учениц трех классов.
Материалы, подобранные учащимися при выполнении индивидуальных проектов, можно включать в урок. Например, при подготовке урока по теме «Пасха в традиционной культуре русского народа» были использованы материалы из творческих проектов учащихся (подборка рецептов пасхальных блюд; пасхальных традиций, обычаев и игр). Это помогает школьникам не только узнать, как жили наши предки, но и предоставляет им возможность сопереживания, т.е. эмоционально закрепляет знания.
Также успешно используем в дополнительном образовании метод проектов. Вот уже несколько лет девочки шьют, самостоятельно разрабатывают и выполняют элементы оформления костюмов и аксессуаров для школьного танцевального ансамбля «Ручеек». Моя работа как руководителя кружка направлена на создание свободной творческой атмосферы сотрудничества, помощь в реализации творческих планов учащихся, оказание необходимой поддержки и сопровождения на пути создания проекта.
Наш опыт показывает, что важную роль в создании личностно ориентированной образовательной среды школы может играть учитель технологии, который, в силу специфики предмета, имеет больше возможностей для учета личных особенностей и предпочтений своих учеников. Причем для работы в этом направлении не требуется ни дополнительных материальных ресурсов, ни дополнительного учебного времени.
В 2018 году я выпустила свой шестой выпуск и в этом году стала классным руководителем 6 «б» спец. коррекционного класса. Главные цели, которые я перед собой поставила – способствовать сплочению коллектива, работать над формированием учебной мотивации и развитием учебных навыков; изучить личность каждого ребёнка, индивидуальные особенности и способности; скоординировать работу родителей в делах школы.
В классе налажено самоуправление, общественные поручения в целом выполняются.
Я часто размышляю о связи школы и семьи. Считаю, что родителей нужно приглашать на уроки, классные часы. Пусть мамы убедятся в том, как трудно обучать и воспитывать детей. А убеждать их в этом необходимо. Тогда у родителей будет правдивое представление об этом процессе.
Использую такие виды работы, как ведение дневника педагогических наблюдений, индивидуальные и групповые консультации, встреча с администрацией, школьным психологом, родительские собрания.
Важным в своей работе считаю также взаимодействие с коллективом. По моему личному мнению, тесная, взаимодополняющая работа коллектива способствует решению задач образовательного учреждения. Своих коллег я считаю, помощниками в работе и нахожусь с ними в доброжелательных отношениях. В своей работе часто обращаюсь к опыту работы коллег, анализирую, что-то перенимаю, делюсь своими интересными находками. Стараюсь не допускать конфликтов и находить компромиссные решения, критику в свой адрес переношу хорошо, всегда стараюсь исправить свои ошибки. Мои взаимоотношения с коллективом находятся на высоком уровне товарищества и партнерства.
С целью повышения педагогического мастерства посещаю педагогические советы, конференции, открытые занятия. Все это способствует самообразованию, расширению сферы знаний, повышению профессионализма. Стараюсь накапливать, передавать, реализовать опыт гуманистической педагогики и демократизма, чтобы воспитанники могли в процессе обучения получить возможность формирования в себе общекультурного потенциала, а также способности конструктивно и созидательно мыслить, допускать множество истин, уважать позицию другого.
Предварительный просмотр:
Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности.
Я, Хонгорова Цыцыгма Дугаровна, с 1982 года, после окончания БРКПУ начала работать методистом централизованной клубной системы села Можайка. С 1 сентября 1983 года перешла работать воспитателем, затем учителем трудового обучения в Эгитуйскую школу-интернат. Имею высшее образование, в 1998 году окончила Бурятский государственный университет по специальности «Технология и предпринимательство», была присвоена квалификация учителя технологии и предпринимательства средней школы. В 2009 году первый раз защитилась на высшую квалификационную категорию, в апреле 2014 года второй раз. Общий трудовой стаж моей работы- 37 лет, педагогический -35 лет. В данный момент веду уроки швейного дела в 5- 9, домоводства в 5,6 «а» и 6 «б» специальных (коррекционных) классах VIII вида.
В своей деятельности опираюсь на Закон РФ «Об образовании», Конвенцию о правах ребёнка, Устав школы, локальные акты по организации работы образовательного учреждения; руководствуюсь программой развития школы, образовательной программой школы. Мною разработаны и адаптированы рабочие программы по технологии «Швейное дело» 5-9 кл., по домоводству 5-9 кл., по СБО 5-9 кл., КИМы, тесты и олимпиадные задания по предметам.
В современных условиях важно подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью, наполненной творчеством, инициативой, самостоятельностью. Уроки технологии помогают решить эту проблему.
Цель моей профессиональной деятельности: обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы обучающихся воспитанников с нарушением интеллекта, создание необходимых условий для развития у них познавательного интереса к швейному делу на основе использования различных приемов и форм обучения; достижение более высокого уровня моей профессиональной компетентности.
-совершенствовать формы организации учебно-воспитательной деятельности;
-использовать в учебно-воспитательном процессе новые педагогические технологии;
-вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности;
-раскрыть творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ученика, дать возможность проявить себя;
-привить навыки: самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов;
-формировать устойчивый интерес к изучаемому предмету через классную, внеклассную, кружковую деятельность.
Регулярно повышаю уровень квалификации при БРИОП, БГУ, ПОИПКРО, ВНОЦ «Современные образовательные технологии». При этом самообразование имеет приоритетное значение, так как помимо высокого уровня теоретической и методической подготовки, существует необходимая потребность в поддержании себя чем - то новым, интересным, содержательным.
Тема, над которой я работаю: “ Личностно-ориентированная образовательная среда на уроках технологии ”.
В последние годы в педагогической литературе все чаще встречается понятие «образовательная среда», в которое исследователи и педагоги-практики вкладывают различный смысл.
Не ставя своей целью анализ содержания данного понятия, мы принимаем его в трактовке В.Я.Ясина, который считает методически перспективным понимание образовательной среды как системы влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
На практике, когда говорят об образовательной среде, то под этим обычно понимают социально-психологическую, физическую среду школы, дома, улицы и т.д., в которой проходит жизнь учащегося и педагога.
В контексте парадигмы личностно ориентированного образования достаточно часто используется и понятие «образовательная среда личностно ориентированной школы». Это, прежде всего, единая среда для всех учащихся без деления их изначально на разные группы, потоки. Но вместе с тем это разнообразная среда, позволяющая каждому ученику развиваться (взрослеть) на основе тех индивидуальных возможностей, которые у него имеются в силу природных (психофизиологических) и социальных предпосылок.
Личностно ориентированная образовательная среда школы создается совместными усилиями всех специалистов школы-учителей, психологов, социального педагога, завуча, директора, технических работников, но решающую роль в ней должен играть учитель, постоянно работающий с детьми.
Хочу поделиться своим опытом создания личностно ориентированной образовательной среды при обучении технологии.
Для создания личностно ориентированной образовательной среды учителям необходимо уметь:
- строить работу по выявлению субъектного опыта детей, использованию его при сообщении, закреплении, проверке знаний;
- стимулировать и поддерживать рефлексию ученика, направленную на оценку не только результата, но и процесса его достижения;
- принимать не только рекомендуемые, но и предлагаемыми учениками способы работы (выявлять их, обсуждать, оценивать в ходе урока);
- гибко и вариативно вести урок в зависимости от возникающих учебных ситуаций;
- разнообразить дидактические средства с учетом индивидуальной избирательности учащихся к содержанию, виду и форме программного материала, подлежащего усвоению;
давать позитивную оценку познавательных усилий ученика независимо от его успеваемости;
- организовывать и проводить на уроке диалог, включая по возможности всех учеников независимо от их готовности к уроку.
Обеспечить включенность всех детей в урок на основе знания и учета индивидуальных возможностей каждого – один из основных критериев профессионализма учителя.
В своей практике я использую приемы и методы работы, позволяющие создавать личностно ориентированную среду на уроках технологии. Вот некоторые из них.
1. В ходе объяснения нового материала, при обобщении изученного опираюсь на субъектный опыт учеников, ставя перед собой следующую задачу: выявить содержание субъектного опыта, «окультурить» его и использовать на уроке при изучении той или иной темы. Под субъектным опытом понимается «опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей». Изучаемый на уроках технологии учебный материал затрагивает темы, жизненно важные для учащихся. На занятиях по кулинарии ученики часто делятся своими семейными кулинарными традициями, опытом родителей в приготовлении фирменных блюд, экономного ведения хозяйства. При изучении тем по оформлению и дизайну помещения ученики с научной точки зрения подходят к организации собственного жилого пространства, размышляют на тему своего будущего семейного быта. Может быть, кому-то эти рассуждения покажутся наивными. Но, пережив это, пройдя через элемент игры, детям проще будет в дальнейшем реализовать свои жизненные планы. Дальнейшее объяснение учебного материала строю уже на базе того субъектного опыта, который предъявили ученики в ходе беседы.
2. Привлекаю учащихся к решению индивидуальных проблемных ситуаций, возникающих на уроках. Например, при выполнении раскроя изделия ученикам постоянно приходится решать проблему экономного раскладывания деталей выкройки на ткани с учетом направления ворса, рисунка, дефектов ткацкого производства. Часто случается, что принесенного на урок материала не хватает для раскроя выбранной модели. По ходу урока учащимся необходимо достаточно быстро сориентироваться и изменить фасон своего изделия с учетом имеющегося в наличии материала.
3. Использую групповую форму работы. Чаще всего это происходит на уроках кулинарии. Практическая работа проводится по бригадам. Работая в группе, каждый ученик поочередно выполняет обязанности бригадира: распределяет набор продуктов для следующего занятия, рационально организует работу всей бригады, следит за выполнением правил техники безопасности, улаживает возникающие конфликты, отвечает за соблюдение технологии выполняемых работ, организует уборку рабочего места. В должности бригадира успевает побыть каждый ученик. У кого-то это получается хуже, у кого-то лучше. Бригадная форма работы позволяет развивать у учащихся такие качества, как ответственность, коммуникабельность, способность принять чужую точку зрения или отстоять свою.
4. Часто использую на уроках элементы дискуссии. По ходу объяснения нового материала ставлю перед классом вопрос и даю возможность ответить на него всем желающим. При этом учащиеся не только слушают варианты ответов, предложенные одноклассниками, но и сравнивают свой вариант с другими. Важно, что высказываются все желающие, независимо от их успешности в учебе, так как жизненный опыт имеется у многих. Задача учителя при этом - скорректировать в нужном направлении отношении ребенка к социально важным вопросам.
5. Подбираю для учащихся посильные практические задания. В ходе выполнения практической работы перед учениками встает возможность выбора изделия по степени сложности его выполнения. Некоторые ученики необъективно оценивают свои силы и выбирают сложные в изготовлении варианты. Необходимо тактично убедить ученика выбрать менее сложное, с технологической точки зрения, изделие. Все этапы выполнения изделия остаются прежними, но на отдельных этапах технология обработки деталей упрощается. Так, например, накладной карман для фартука можно выполнить с прямыми углами или закругленный. Технология обработки прямого кармана значительно проще, чем закругленного. В качестве усложняющего элемента в том же кармане можно использовать отделку (декоративную тесьму, рюши, аппликацию, ручную вышивку). Учащиеся, более уверенно работающие на швейной машине, хорошо владеющие приемами ручных работ, могут выбрать более сложный вариант обработки кармана – тот, который у менее успешных учеников вызовет затруднения в работе, займет большое количество учебного времени на обработку.
6. Отмечаю положительную динамику в учебных достижениях учащихся. В конце урока при подведении итогов отмечаю наиболее успешных учеников.
7. Обосновываю выставляемую за работу на уроке оценку.
На это уходит дополнительное время, но, уходя с урока, ученик точно знает, где допустил ошибку, что недоработал. У ребенка не остается обиды из-за недопонимания оценки. Иногда ученик не согласен с оценкой и тогда в ходе совместной беседы стараюсь объяснить ему, в чем его ошибка.
8. Всегда обращаюсь к ученику только по имени.
Уважительное отношение к ребенку как к личности должно закладываться с детства. Отношение учителя должно не принижать его в глазах сверстников, других учителей, а, наоборот, передавать уважительное отношение к нему как к равному члену общества. Именно поэтому на своих уроках я стараюсь обращаться к ученикам по имени, подчеркнуто уважительно, независимо от социального статуса в классном коллективе.
Важную роль в создании личностно ориентированной образовательной среды может играть метод проектов. При организации деятельности учащихся по методу проектов возможна индивидуальная, групповая и коллективная работа. Групповая работа привлекает участников возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, расширить зону для самооценки. Кроме этого, групповая работа:
- дает возможность учащимся объединиться по интересам;
- обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;
- воспитывает обязательность выполнения задания в определенные сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;
- представляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивания, аргументации, но в то же время требует терпимости к чужой точке зрения;
- позволяет проявить взаимопомощь и вместе с тем стимулирует дух соревнования и соперничества.
При работе над групповым проектом возможно создание достаточно большого изделия, которое объединяет индивидуальные работы. Например, при работе над проектом в разделе «Обработка текстильных материалов» по теме «Лоскутное шитье» в 5 классах я соединила индивидуальные работы учениц в одно изделие – лоскутное одеяло, т.е. единый объект проектирования, варианты которого обсуждаются в группе, сопровождаются эскизами, схемами, имеют дизайнерское решение. При этом логика построения деятельности учащихся должна соответствовать общей структуре проектирования, при которой вся группа коллективно решает одну проблему, совместно овладевая общей темой. Данная групповая работа включает в себя работы учениц трех классов.
Материалы, подобранные учащимися при выполнении индивидуальных проектов, можно включать в урок. Например, при подготовке урока по теме «Пасха в традиционной культуре русского народа» были использованы материалы из творческих проектов учащихся (подборка рецептов пасхальных блюд; пасхальных традиций, обычаев и игр). Это помогает школьникам не только узнать, как жили наши предки, но и предоставляет им возможность сопереживания, т.е. эмоционально закрепляет знания.
Также успешно используем в дополнительном образовании метод проектов. Вот уже несколько лет девочки шьют, самостоятельно разрабатывают и выполняют элементы оформления костюмов и аксессуаров для школьного танцевального ансамбля «Ручеек». Моя работа как руководителя кружка направлена на создание свободной творческой атмосферы сотрудничества, помощь в реализации творческих планов учащихся, оказание необходимой поддержки и сопровождения на пути создания проекта.
Наш опыт показывает, что важную роль в создании личностно ориентированной образовательной среды школы может играть учитель технологии, который, в силу специфики предмета, имеет больше возможностей для учета личных особенностей и предпочтений своих учеников. Причем для работы в этом направлении не требуется ни дополнительных материальных ресурсов, ни дополнительного учебного времени.
В 2018 году я выпустила свой шестой выпуск и в этом году стала классным руководителем 6 «б» спец. коррекционного класса. Главные цели, которые я перед собой поставила – способствовать сплочению коллектива, работать над формированием учебной мотивации и развитием учебных навыков; изучить личность каждого ребёнка, индивидуальные особенности и способности; скоординировать работу родителей в делах школы.
В классе налажено самоуправление, общественные поручения в целом выполняются.
Я часто размышляю о связи школы и семьи. Считаю, что родителей нужно приглашать на уроки, классные часы. Пусть мамы убедятся в том, как трудно обучать и воспитывать детей. А убеждать их в этом необходимо. Тогда у родителей будет правдивое представление об этом процессе.
Использую такие виды работы, как ведение дневника педагогических наблюдений, индивидуальные и групповые консультации, встреча с администрацией, школьным психологом, родительские собрания.
Важным в своей работе считаю также взаимодействие с коллективом. По моему личному мнению, тесная, взаимодополняющая работа коллектива способствует решению задач образовательного учреждения. Своих коллег я считаю, помощниками в работе и нахожусь с ними в доброжелательных отношениях. В своей работе часто обращаюсь к опыту работы коллег, анализирую, что-то перенимаю, делюсь своими интересными находками. Стараюсь не допускать конфликтов и находить компромиссные решения, критику в свой адрес переношу хорошо, всегда стараюсь исправить свои ошибки. Мои взаимоотношения с коллективом находятся на высоком уровне товарищества и партнерства.
С целью повышения педагогического мастерства посещаю педагогические советы, конференции, открытые занятия. Все это способствует самообразованию, расширению сферы знаний, повышению профессионализма. Стараюсь накапливать, передавать, реализовать опыт гуманистической педагогики и демократизма, чтобы воспитанники могли в процессе обучения получить возможность формирования в себе общекультурного потенциала, а также способности конструктивно и созидательно мыслить, допускать множество истин, уважать позицию другого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лист самооценки профессиональной деятельности учителя
Мне предложили проверить соответствие занимаемой должности. Предлагаю вам оценить свои сильные и слабые стороны. Пока до аттестации есть время, можно заняться самосовершенствованием. ...
САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУШКОВСКОЙ Т.А.
В ДАННОМ ДОКУМЕНТЕ СОДЕРЖИТСЯ САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУШКОВСКОЙ Т.А....
Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя математики основного и среднего общего образования на основе профессионального стандарта «Педагог»
Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя математики...
Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя
На основании какогообразовательногостандарта Вы реализуете образовательную программу (отметить нужное)– Образовательный стандарт основного, среднегообщего образования 2004г. – ФГОС основного обще...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОАНАЛИЗА И САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Проектирование индивидуального плана профессионального развития педагога на основе результатов самоанализа и самооценки профессиональной деятельности. Самоанализ и самооценка имеющегося уровня професс...
Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя бурятского языка. 2013 год
Материал для подготовки к аттестации...
Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности.
Целью своей профессиональной деятельности считаю создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья каждого обучающегося, их самореализации и самосовершенствования через личностно...