"Способы создания проблемных ситуаций на уроках английского языка"
учебно-методический материал на тему
"Способы создания проблемных ситуаций на уроках ангийского языка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_sozdaniya_problemnyh_situatsiy_2.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы создания проблемных ситуаций на уроках
английского языка
Основным отличием проблемного обучения от объяснительно-иллюстративного является характер организации учебного процесса. При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность.
На основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют (с помощью учителя) определения понятий, правил и самостоятельно применяют полученные знания в новой ситуации.
При проблемном обучении учитель систематически организует самостоятельную работу учащихся по усвоению новых знаний и умений и по отработке навыков. Учащиеся сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.
Можно указать несколько основных способов создания проблемных ситуаций.
1. Использование проблемных заданий на разных этапах обучения. Для начального этапа (младшие классы) применяются поисково-игровые задания, направленные на развитие творческого воображения и различных типов мышления, например, «Найдите различия между картинками; найдите путь на карте; составьте картинку из компонентов». Задания позволяют отрабатывать определенную лексику и грамматические явления.
Для более продвинутого этапа применяются познавательно-поисковые задания, направленные на систематизацию и обобщение, на интерпретацию представленной информации: «Выберите из текста информацию, оформите ее в таблицу, составьте по таблице рассказ, составьте рассказ по схеме, составьте вопросы по таблице, переделайте текст в схему, проведите анкетирование, составьте анкету, викторину».
Например, при изучении темы «Соединенные штаты Америки» предлагаю составить таблицу следующего содержания: географическое положение, столица, крупные города население, обычаи и традиции, язык. По таблице составляется рассказ о стране, учащиеся добавляют недостающий материал, готовят вопросы для викторины. Этот вид самостоятельной работы позволяет включить учеников во все четыре вида деятельности, (аудирование, чтение, говорение, письмо).
На продвинутом этапе (старшие классы) можно использовать ролевые игры, познавательно-исследовательские проекты, дискуссии.
2. Постановка учебных проблемных заданий при работе над грамматическим материалом.
Например, исходя из названия времени, учащимся предлагается вывести формулу образования времени, а также попробовать спрогнозировать случаи его употребления, что облегчает запоминание и делает сам процесс более интересным.
Пример:
«Определите формулу образования present perfect continuous tense и случаи его употребления». Исходя из названия, учащиеся определяют, что время образуется при помощи вспомогательных глаголов have (present perfect) и be в третье форме been и ing-формы смыслового глагола (continuous), время употребляется для обозначения действия, которое произошло в прошлом, но связано с настоящим (present perfect) и носит длительный характер (continuous).
Следующая проблемная задача поможет учащимся разобраться в употреблении предлогов творительного падежа by и with в пассивном залоге:
America was discovered by Columbus – Америка была открыта Колумбом
The boy cut his finger with a knife – мальчик порезал палец ножом
We eat soup with a spoon – Мы едим суп ложкой
Hamlet was written by Shakespeare – Гамлет написан Шекспиром
Учащиеся делают вывод, что предлог with обозначает орудие (чем произведено действие), by – обозначает деятеля (кем совершено действие).
3. Побуждение учащихся к сравнению и сопоставлению фактов, в результате которых возникает проблемная ситуация, решение которой подводит учащихся к ее самостоятельному решению.
Пример: При изучении грамматики по теме «Порядок слов в английском предложении» учащимся предлагаются следующие предложения для сравнения порядка слов в предложении в русском и английском языках:
The dog bit a boy – собака укусила мальчика
The boy bit a dog – мальчик укусил собаку
The girl ate fish yesterday – девочка съела рыбу вчера
The fish ate the girl yesterday – рыба съела девочку вчера
Учащиеся, сопоставляя приведенные примеры, делают вывод о том, что в английском языке, в отличие от русского, существует строгий порядок слов в предложении из-за отсутствия падежных окончаний.
При изучении лексики (многозначность слов) учащимся можно предложить задание, в котором они будут выступать в роли исследователей лингвистов: «Прочитайте два диалога и объясните, что между ними общего».
- Poet: do you think more fire must be put in to my poems?
His friend: No, I really think more of your poems must be put into the fire.
(fire – 1. огонь, 2- вдохновение)
- Susan (an English girl) – What has happened? You look so pale!
Margaret (an American girl) – I have a terrible headache.
S. – then, you should go to the chemist’s
M. – to the chemist’s, why?
S. – you will be given some drug.
M. – drug? Then I think it will be better to take chemical weed-killers and pet-killers.
(drug – 1. лекарство, 2. наркотик; chemical weed-killers and pet-killers – ядохимикаты, the chemist’s – аптека; a chemist – химик).
Учащиеся приходят к выводу, что в обоих текстах используется многозначные слова, что затрудняет понимание прочитанного. Затем учащимся дается задание составить свои диалоги с использованием многозначных слов.
Можно повысить уровень проблемности, предложив учащимся найти во втором диалоге лексическое несоответствие в употреблении одинаковых смысловых понятий. Далее учащихся можно направить на поисковую деятельность, предложив им заполнить таблицу лексических несоответствий в британском и американском языках.
Слово, выражение | British English | American English |
Фильм | a film | a movie |
Каникулы | Holidays | Vacations |
Аптека | The chemist’s | The drugstore |
Парень | ||
Грузовик | ||
Лифт | ||
Трамвай | ||
Железная дорога | ||
Магазин | ||
Квартира | ||
Класс | ||
Расписание | ||
Вы шутите! | ||
Да, конечно! |
4. Межпредметная связь. Использование дополнительной информации и фактов из других предметов имеющих связь с данным материалом. При выполнении такого рода заданий проблемность достигается за счет привлечения знаний из других областей науки.
Ученикам предлагаются задания на осмысление различных чертежей, схем, географических объектов на карте. Например, при изучении географического положения англоязычных стран, учащиеся должны самостоятельно сделать выводы о климате, флоре и фауне; при изучении схем и планов населенных пунктов – составить туристический маршрут, найти самый короткий путь. Таким образом, обеспечивается межпредметная связь английского языка с различными предметами.
5. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе или дома. При изучении темы «Здоровый образ жизни» учащимся предлагается творчески переработать и драматизировать диалоги учебников, можно повысить уровень проблемности, изменить место, тему, время диалога, предложить учащимся рассказать о своем последнем визите к врачу. Итогом такого задания могут стать небольшие театрализованные сценки: врачи разного профиля и пациенты с различными заболеваниями. Такие задания дают возможность создать творческую обстановку на уроке и повысить мотивацию.
Таким образом, особенностью обучения в рамках технологии проблемного обучения является то, что усвоение учебного материала происходит не в результате пассивного слушания и запоминания, а в результате удовлетворения возникшей в ходе урока у ребенка потребности в знаниях, где учащийся - активный субъект своего обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание проблемных ситуаций на уроке английского языка как способ реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе
Современная школа должна научить ребенка самостоятельно мыслить, учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике. В этих условиях все большее внимание привлекает к себе систе...
Презентация "Создание проблемных ситуаций на уроках английского языка"
Презентация "Создание проблемных ситуаций на уроках английского языка"...
Создание проблемных ситуаций на уроках английского
Представлен теоретический материал по теме...
«Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка»
Данная статья предназначена для использования классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка...
Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка в 5 классе
Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе. Открытие знания - творческий процесс, включающий четыре основных этапа: постановку...
Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка.
Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроках английского языка...
Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка
Данная статься посвящена роли проблемных ситуаций в уроке иностранного языка. Автор раскрывает актуальность данного методического подхода как в связи с обновлениями ФГОС. В материале рассматриваются в...