Проектная деятельность при изучении коми языка
методическая разработка (8 класс) по теме
Методические рекомендации по использованию проектной технологии при изучении коми языка как государственного и литературы Республики Коми в 5-9 классах на уроках и во внеурочное время
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_pri_izuchenii_komi_yazyka.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации муниципального района «Троицко-Печорский»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
пгт Троицко-Печорск
Проектная деятельность при изучении коми языка и литературы РК
(методические рекомендации)
Авторы: Кизунова Лидия Николаевна,
Езова Татьяна Степановна -
учителя коми языка и литературы
муниципальной средней
общеобразовательной школы № 2
пгт Троицко-Печорск
пгт Троицко-Печорск
2009 год
Содержание работы:
- Пояснительная записка………………………………………………………………….......................2-4
- Методические рекомендации по использованию проектной технологии в преподавании коми языка как государственного и литературы РК в 5-9 классах
на уроках и во внеурочное время……………………………………………………………………..5-12
- Заключение…………………………………………………………………………………………………………13-15
- Список использованной литературы………………………………………………………………. 16-17
- Приложение:
- Результаты проектной деятельности учащихся 9-го класса по теме: «Жизнь и творчество И.А.Куратова».
- Результаты проектной деятельности учащихся 8-го класса по теме: «Емваса сёрнисикас» («Вымский диалект»).
- План проведения декады коми языка и литературы (за 3 учебных года), итоги предметной декады (2008-2009 уч. год.)
- Викторина по теме: «Жизнь и литературное творчество Геннадия Фёдорова».
- Презентация проектной работы «Родом из Мылдiна».
- Фотоматериалы с районной научно-практической конференции «Фёдоровские чтения».
- Фотоматериалы с районной читательской конференции, посвящённой 100 -летию со дня рождения Г.Фёдорова.
- Конкурсное сочинение «Образ «героя времени» в произведениях Геннадия Фёдорова» (диплом I степени в республиканской олимпиаде по литературе РК в 2008-2009 уч. году).
- Материалы стенда «2009 год – год коми языка в РК» (результат проекта).
- Сценарий проекта – праздника «Видза олан, коми кыв!»
- Фотоматериалы с праздника «Видза олан, коми кыв!»
- Сценарий праздника, посвящённого 85-летию П. И. Чисталёва (результат проекта).
- Сценарий фестиваля «Народов дружная семья» (результат проекта).
Пояснительная записка
Коренные изменения в жизни национальных республик, приобретение ими суверенитета, возросшая ответственность перед будущими поколениями за сохранение самобытной национальной культуры, истории, литературы вызвали особый интерес к проблемам функционирования национальных языков, развития и взаимодействия культур нашей страны.
Для понимания и принятия других надо уважать собственную культуру, быть уверенным в её ценном и позитивном значении и чаще вступать в контакты с другими, отличными от неё культурами – таковы известные на сегодняшний день составляющие формулы межкультурной толерантности. К сожалению, в наши дни эта проблема остаётся актуальной и требует к себе особого внимания.
Этнопсихологи утверждают, что дети, обучающиеся в поликультурной, насыщенной, изменчивой в среде, впоследствии лучше выполняют целый ряд интеллектуальных и когнитивных задач, чем дети, выросшие в культурно однообразной и сенсорно ограниченной среде, т.е. опытные и умелые в культурных контактах личности имеют в своём арсенале больший ранг возможностей преодоления жизненных проблем.
Люди, которые ощущают себя комфортно более чем в одной культуре, интеллектуально и эмоционально больше удовлетворены жизнью, чем монокультурные индивиды. Поликультурная компетентность позволяет органично сочетать разные ракурсы восприятия мира, овладевать богатствами ещё одной культуры без ущерба для ценностей собственной.
Филологическое образование, осуществляемое в контекстуальном характере диалога мировых культур, способствует развитию рефлексии, ценностному самоопределению. Через типологию сюжетов, персонажей, идей можно составить иерархию смыслов, проследить разнообразное преломление «вечных» человеческих проблем, показать связь времён и людей. Постигая мир через различные языковые системы, дети начинают на более высоком уровне сопоставлять, сравнивать, соизмерять различные факты, иными словами, через аналитическое освоение языков идти к синтезу познаний о языке, мышлении человека в целом, к осознанию и пониманию сущности языкового моделирования мира.
Основной целью программ по коми языку и литературе является развитие коммуникативной компетенции, формирование читателя-гражданина, жителя Республики Коми на основе этнокультурной, национальной идентификации; воспитание
гуманного отношения к людям разных национальностей, пробуждение интереса к культуре малой родины; овладение знаниями о традициях и художественных особенностях литературы РК, основных этапах развития национальной литературы.
.Программа сориентирована на изучение литературного произведения как искусства слова. На осмысление учащимися его нравственной проблематики и художественных особенностей, на поиск связи произведений литературы РК с произведениями русской и мировой литературы.
В программе акцентирован культурологический принцип изучения литературного произведения. Главная цель программы – осмысленно читать литературное произведение, мыслить исторически и системно. Учащиеся должны научиться видеть художественные явления в их развитии, т.е. перейти от концентрического изучения литературы к историко-литературному, научиться понимать логику регионального литературного процесса, сопоставлять разные произведения.
В программе особое внимание уделяется единству теории и практики.
Программа построена так, что учитель имеет право самостоятельно систематизировать предлагаемый программой литературный материал, предложить конкретное поурочное распределение учебного материала в зависимости от подготовленности класса.
На наш взгляд, повышению интереса к коми языку и литературе способствует активное использование в процессе обучения и воспитания инновационных технологий.
Технологический подход к обучению сегодня активно разрабатывается отечественной педагогикой: ему посвящены работы Т. А. Ильиной, М. В. Кларина, В. П. Беспалько, М. Е. Бершадского, В. И. Боголюбова, , М. М. Левиной, З. А. Мальковой, Ю. О.Овакимяна, А. М. Кушнира, А. И. Умана и других учёных.
Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.
Мы считаем, что метод проектов - благодатный вид исследовательского труда школьников, направленный на активизацию познавательной деятельности, развитие креативности и определенных личностных качеств.
В нашем методическом пособии предложен апробированный опыт работы по коми языку и литературе в соответствии с современными требованиями.
Актуальность методических рекомендаций заключается в оптимальном использовании современных методов и средств обучения и воспитания при обучении коми языку как государственному и литературе РК на уроке и во внеурочное время.
Целью методических рекомендаций является оказание методической и практической помощи учителям в использовании метода проектов в преподавании коми языка и литературы в 5-9 классах.
Задачи:
1. подготовить для учителей методические рекомендации по использованию метода проектов в преподавании коми языка как государственного и литературы РК в 5-9 классах.
2. показать важность изучения этих предметов;
3.предложить сценарии праздников – проектов.
Основная идея методических рекомендаций состоит в использовании проектной технологии в процессе обучения коми языку как государственному и литературе РК. Преимущества образовательного и воспитательного процессов с представленной методической поддержкой заключаются в следующем:
- Учащиеся не только подвергаются воспитательному воздействию со стороны педагога, но и обеспечиваются возможностью саморазвития, самовоспитания, самоорганизации и самовыражения.
- Формируются познавательные интересы учащихся, повышается их интеллектуальный уровень.
- Развиваются коммуникативные способности учащихся и т. д.
Новизна – в использовании новых форм и методов, позволяющих приносить более ощутимые результаты в образовательной и воспитательной работе.
Методические рекомендации по использованию проектной технологии при изучении коми языка как государственного и литературы РК в 5-9 классах на уроках и во внеурочное время.
В системе российского образования законодательно закреплён национально-региональный компонент (НРК) образования, отражающий содержание образования, обеспечивающее особые потребности и интересы каждого субъекта Российской Федерации.
Изучение НРК способствует созданию гармоничного климата, социальной коммуникации и является одним из факторов национальной безопасности, поскольку учит уважению и пониманию природы других людей, их интересов и мнений, чужих культур, ценностей и верований, учит находить компромиссы.
Основными компонентами НРК являются язык и литература.
Новая программа по коми языку как государственному для общеобразовательных школ и гимназий отвечает требованиям современных развивающих и информационных технологий, способствует повышению уровня мотивации к изучению коми языка, воспитанию поликультурной, толерантной, креативной личности. Она составлена на основе Государственного образовательного стандарта «Коми филология. Коми язык как второй (государственный)».
Литература Республики Коми – это часть литературы России. И сегодня мы с полным основанием можем сказать, что коми литература начинает перешагивать не только границы своей республики, но и границы России. Зарубежные читатели всё чаще встречаются с произведениями коми писателей. Рассказы Юшкова печатались в Польше, рассказы Е. Габовой – в Японии, стихотворения В.Попова и А.Мишариной выходили на немецком языке, с романом Юхнина знакомились чешские читатели, а знаменитая «Свадьба с приданым» Н.Дьяконова была поставлена в своё время в театрах многих зарубежных стран, произведение Е.Рочева «Маленький Митрук и большая тундра» переведено на украинский, эстонский, молдавский языки.
Основными задачами программ являются:
1. формирование у учащихся представления о единстве мира в разнообразии;
2. формирование личности ученика как представителя и умелого хранителя социокультурных ценностей и традиций Коми края;
3. приобщение учащихся к духовным ценностям народа коми через коми язык и литературу РК.
Коми литература – это зеркало жизни коми народа, его быта, его философии и психологии. Но жизнь народа, его быт, его психология не остаются неизменными. Они изменяются вместе с историческими условиями жизни народа. И все эти изменения отражаются в особенностях национального характера.
Национальный характер в литературе – это образ человека, запечатлённый в художественном произведении и несущий в себе характерные черты народного характера в один из периодов его развития. Однако национальный характер не может олицетворять какой-то один художественный образ. Он раскрывается в совокупности образов, созданных писателем или писателями в определённый исторический период.
Коми литература на протяжении своего исторического развития постоянно размышляла о том, что такое коми национальный характер. Коми писатели давали разные ответы на этот вопрос, но неизменным было одно – коми национальный характер неизменно связывался с коми крестьянским характером, с человеком-тружеником, который держит на себе уклад коми национальной жизни. Знакомясь с произведениями коми писателей, учащиеся убеждаются в этом.
Главное в работе учителя - вызвать интерес к произведениям коми писателей, помочь их услышать и увидеть красоту коми литературы. Методика этих уроков может быть самой разнообразной. Необходимо добиться новизны, привлекательности, необычности в изучении данного курса. Занятия должны быть построены на интересе учащихся.
Реализации этой задачи способствует умелое использование современных образовательных технологий. Мы считаем, из всего многообразия технологий одним из результативных при изучении этих курсов является метод проектов.
«Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельного действия учащихся обязательной презентацией этих результатов. Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути» (Е.С Полат).
Метод проектов – метод оргдеятельностного типа, представляющий собой такую организацию обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов. Смысл его в том, что школьники индивидуально или по группам за определенное время (от 1урока до 2-3 месяцев и более) выполняют познавательную, исследовательскую или иную работу на заданную тему.
Исследовательский проект по содержанию может быть:
1. монопредметный (выполняется только на материале одного предмета);
2. межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов);
3. итоговым (по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определённого материала, возможно нескольких тем);
4. текущим (когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебной программы лишь часть содержания).
Какова роль учителя в организации проектировочной деятельности?
По словам Г.К.Селевко, проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Именно поэтому учитель – руководитель проекта должен обладать комплексом творческих способностей.
Организуя проектную деятельность учащихся педагогу надо помнить о факторах её успешности. К ним относятся:
- признание индивидуальности ученика;
-психологический настрой, создание атмосферы заинтересованности ученика, побуждение к собственной инициативе;
- создание атмосферы сотрудничества учителя и ученика, направленное на обмен опытом различного содержания;
- соблюдение принципа добровольности занятий этим видом работы;
- добровольность выбора темы;
- максимальная самостоятельность ученика в процессе работы;
- поощрение стремления ученика к самостоятельной творческой деятельности;
-оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно – неправильно), но и по процессу его достижения;
Сергеев И.С. выделяет следующие этапы проектной деятельности :
-постановка проблемы;
-выдвижение гипотез – путей решения проблемы;
-планирование деятельности по реализации проекта;
-сбор информации;
-структурирование информации;
-изготовление продукта;
-оформление продукта; выбор формы презентации;
-подготовка презентации;
-презентация;
-рефлексия.
Как оценить презентацию проекта?
В своей работе мы используем карточку оценивания:
Оцените презентацию | 1гр. | 2гр. | 3гр. | 4гр. | |
1 | Интересный материал | ||||
2 | Логичность подачи материала | ||||
3 | Наглядность | ||||
4 | Чёткая и понятная речь | ||||
5 | Выразительность, эмоциональность | ||||
6 | Сделайте итоговый вывод, общий балл |
При выполнении проекта качественно меняется роль учителя. Если в начале первого урока учитель выступает в роли старшего наставника, то уже к концу первого урока и в течение последующих этапов педагог выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается не на содержание учения, а на процесс применения имеющихся знаний. На последнем этапе – рефлексии - учитель участвует в коллективном анализе с учащимися на равных.
К обязанностям руководителя ученической проектной работы по литературному краеведению относятся:
- составление примерного перечня тем проектных работ;
- оказание помощи учащимся в выборе тем (учителю есть необходимость выделить основные эпизоды повестей и романов);
- рекомендации в выборе источников информации при сборе материалов ( учебник, список книг, записи воспоминаний, публикации в газетах, журналах, научно-популярной литературе, выход в Интернет).
- текущее руководство, методическая, организационно-техническая помощь, постоянное консультирование учащихся;
- контроль выполнения основных этапов проектных работ и т.д.
Итак, учитель координирует, направляет, организует и руководит, сотрудничая с детьми, воспитывая их.
Нельзя не заметить, что в проектную технологию «проникают» технология работы с одарёнными, технология саморазвивающего обучения, система «консультант», технологии с приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода.
Использование метода проектов позволяет формировать индивидуальное восприятие мира, возможность его творческого преобразования, широкого использования субъективного опыта в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно-значимых ценностей и внутренних установок.
Предлагаем следующие темы проектов по классам:
5 класс - «Имя прилагательное».
Подтемы:
А) Прилагательные, образованные от существительных;
Б) Прилагательные, образованные из двух слов;
В) Степени прилагательных.
6 класс – «Личные местоимения в пословицах коми народа».
Подтемы:
А) природа и роль человека в ней;
Б) человек и его характер;
В) человек и общество;
Г) труд;
Д) Родина;
Е) учёба.
7 класс - «Разряды местоимений».
Подтемы:
А) указательные местоимения;
Б) вопросительные местоимения;
В) неопределённые местоимения;
Г) отрицательные местоимения;
Д) определительные местоимения.
8класс.
1) «Коми язык – язык финно-угорской языковой семьи».
Подтемы:
А) «Финно-угорская семья языков»
Б) «Основные периоды развития коми языка»
В) «Характерные особенности коми языка»
Г) «А.Куратов – основоположник коми литературного языка»
Д) «В.И.Лыткин – учёный – лингвист с мировым именем»
Е) «А.И.Туркин – коми языковед, литературовед и переводчик»
2) «Диалекты коми языка» (10 диалектов) (Приложение 2)
9 класс.
1) «Жизнь и творчество И.А.Куратова» (Приложение 1)
Подтемы:
А) «Жизненный и творческий путь И.А. Куратова, трагическая судьба поэта»;
Б) «Прославление языка своего народа»;
В) « Мастерство в изображении крестьянских характеров»;
Г) «Изображение быта коми крестьян. Многообразие и богатство обычаев и традиций коми народа в изображении Куратова»;
Д) «Гражданские и сатирические мотивы в произведениях»
2) «Творчество писателя – юбиляра» (по выбору учителя).
3) В 2010 году будет отмечаться 65-я годовщина Дня Победы. Рекомендуем выполнить проекты по литературному краеведению по теме «Великая Отечественная война 1941-1945 годов в произведениях писателей РК».
Подтемы (по выбору):
1. Коми писатели и поэты - участники Великой Отечественной войны. Назвать их, рассказать об одном из них, об их творческом пути, поделиться своими впечатлениями о знакомых вам произведениях (одной или несколько).
2. Темы воинского долга, боевой дружбы, ненависти к фашизму в произведениях коми писателей и поэтов (по выбору ученика).
3. Изображение суровых испытаний народа в годы В.О. войны на страницах произведений (по выбору ученика).
4. Изображение героического подвига народа в произведениях (по выбору).
5. Красота души человека-воина и труженика в произведениях, посвящённых В.О. войне.
6. Патриотические мотивы в лирике (по выбору ученика).
7. Раздумья поэта (писателя) о днях испытаний в грозные годы В.О. войны.
8. Трагизм людских судеб, порождённый войной, в произведениях коми писателей (поэтов).
9. Отражение борьбы народов Советского Союза против гитлеровских захватчиков, их единения и их дружба в произведениях коми литературы.
10. Русскоязычные писатели о В.О. войне.
Осуществление данных проектов позволит учащимся развить свои творческие способности, закрепить навыки самостоятельной работы с произведением, дополнительной литературой, толковым словарём….. Участие в осуществлении проекта позволит активизировать интерес учащихся к коми языку, литературе. Следует отметить, что полученные в ходе работы над проектом знания и умения, сделанные самостоятельно выводы учащихся дают своеобразный « толчок» детям к самосовершенствованию.
Проекты могут быть использованы как на уроках, так и во внеурочное время.
Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения проекта любого типа (долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального) и любой тематики.
Большие возможности предоставляют внеклассные мероприятия: фольклорные праздники, конкурсы чтецов, уроки-отчёты, устные журналы и т. д Посещение литературных музеев, выставок, участие в фольклорных праздниках расширит границу урока, выведет за его пределы.
Многое из этих мероприятий можно проводить в рамках предметных декад. Они должны быть яркими, увлекательными, запоминающимися. (Приложение з).
Организация такой работы может рассматриваться как стремление разнообразить формы познавательной деятельности по коми языку и литературе, как приём активизации познавательной деятельности учащихся, как мотивация к самостоятельной индивидуальной или групповой (творческой, учебно-исследовательской, экспериментальной) работе.
Желательно проводить и коллективные смотры знаний (конференции, концерты, конкурсы, например, чтение на языке оригинала, выставки, театральные представления, рефераты ит.д.)
Технологический подход открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов образовательной, педагогической, социальной действительности; он позволяет комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы.
Внедрение современных образовательных технологий на уроке и во внеурочное время должно способствовать достижению лучших её результатов.
Заключение.
Главные достижения проекта - возможность увидеть результат труда учащихся, представленные широкой аудитории (учителям, родителям, одноклассникам), чувство удовлетворения учащихся, что работа позволила расширить знания и практические умения.
В нашей школе учителями коми языка были проведены мероприятия, посвящённые Году коми языка в РК. Использование метода проектов позволило творчески подойти к подготовке 100- летнего юбилея Г.А. Фёдорова. Результаты работы обрадовали. Учащимися 9б класса была составлена викторина «Жизнь и литературное творчество Г.Федорова», которая была использована при проведении мероприятий в 5-8 классах. (Приложение 4). Учащимися 7б класса был оформлен стенд «Знаменитый земляк». Учащиеся 9в класса выполнили презентацию «Родом из Мылдiна».(Приложение 5). Был проведён конкурс рисунков по произведениям писателя. Грамотами отдела образования отмечены работы Варламовой Люды и Десятка Веры (8б), Артеевой Даши и Переходцева Саши (8в). Рисунки Десятка В. и Переходцева С. заняли призовые места в конкурсе рисунков, проведённом Межпоселенческой центральной библиотекой Троицко – Печорского района. Отзывы Зайцева С., Катаевой Д., Попковой О., Игнатовой Г., Захаровой А., Десятка В. о прочитанных ими произведениях талантливого земляка помещены на стенде «Читаем Г.А.Фёдорова» в центральной библиотеке и в буклете, выпущенном ими же. Ученица 8в класса Куклина Ирина выступила с докладом на районной научно-практической конференции «Фёдоровские чтения (Приложение 6). Учащиеся 8-10 классов были активными участниками районной читательской конференции, посвященной творчеству Г.А.Фёдорова, и заняли 1 место. (Приложение 7). Пятеро из них награждены Грамотами отдела образования. Ученица 9в класса Витязь Екатерина - победитель республиканской олимпиады по литературе РК в 2008-2009 году.(Приложение 8).
В ходе подготовки и проведения мероприятий учащиеся показали умения:
-выделять основные сюжетные линии художественного произведения, осмысливать композиционные приёмы;
-различать литературные роды и жанры, выделяя их основные признаки на примере конкретных текстов;
- дать характеристику литературному произведению, отражающему этапы развития литературы коми;
- дать сравнительно-историческую характеристику двух произведений или двух писателей определённого этапа развития литературы коми;
- сопоставлять предлагаемые произведения литературы РК со сходными произведениями русской литературы; находить сходство и национальное своеобразие тем, художественных образов;
- подготовить доклад на заданную тему;
- написать сочинение, эссе, отзыв о литературном произведении и т.п.
- составить конспект критической или литературоведческой статьи.
-вести аргументированную полемику.
Подобные работы открывают широкие возможности для удовлетворения познавательных интересов учащихся, значительно углубляют и дополняют программный учебный материал.
Результатом проектной деятельности учителей и учащихся среднего звена стал стенд «2009 год - Год коми языка в РК», в котором были следующие рубрики: «Выдающиеся деятели о языках народов», «Древо финно-угорских народов», «Учёные–лингвисты - исследователи коми языка», «Характерные особенности коми языка», «Коми алфавит», «Они прославляют родной язык», «Букет юбилеев», «О земле Коми – на коми языке» (Приложение 9).
Самым ярким мероприятием стал праздник «Видза олан, коми кыв!». (Приложения 10-11). Это результат проекта группы учителей и учащихся. Под нашим руководством над проектом – праздником работали учитель ритмики Штефаница Т.Б., учитель музыки Симонова Л.М., старшая вожатая Наумова Е.В., учителя начальных классов Гиниятуллина Т.В. и Наумова Н.В.
На празднике была использована мультимедийная доска для показа компьютерных презентаций учащихся на темы «Видза олан, коми кыв!», «Край мой северный», «Профессиональные ансамбли РК», «Это Троицко-Печорская земля». (Приложение 3).
Праздник был массовым – в нём приняли участие учащиеся 1-9 классов. Он понравился и гостям, и родителям учащихся.
В предыдущие годы результатами проектов предметных декад были фестиваль «Народов дружная семья» (Приложение 13) и праздник, посвящённый 85-летию со дня рождения Прометея Ионовича Чисталёва (Приложение 12).
Таким образом, в процессе проектной деятельности ученик развивает свои интеллектуальные умения, такие черты характера, как целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие, приобретает определённые учебные навыки, а обученность через овладение знаниями, умениями, навыками обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе, что немаловажно в сегодняшнем постоянно меняющемся мире.
НРК - часть общегосударственного содержания образования. Изучение НРК – это не только изучение истории региона, сложившейся социокультурной и языковой практики, но и моделирование будущего Коми края и России.
Надеемся, данные методические рекомендации по использованию проектной технологии окажут методическую и практическую помощь учителям коми языка и литературы.
Работа не претендует на законченность и полноту.
Литература:
- Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М.,1988.
- Атутов П.Р. Технология и современное образование // Педагогика. 1996. № 2.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
- Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. 240 с. (Серия «Системные основания образовательной технологии».)
- Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1992.
- Коми язык как государственный: Программно-методический сборник 5-9 классы/ Сост. Г.И.Ватаманова, Ж.Г.Сизева, Е.Н.Ярошенко; Коми республиканский институтразвития образования и переподготовки кадров. – Сыкывкар, 2007. – 68 с.
- Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.
- Литература Республики Коми: Программа/ Сост. Болотова Г.В., Коблова Н.П., Токарева Н.Н., Ганова Е.Ф.; Сыктывкар: ООО «Анбур», 2007. -112с.
- Масленникова А. В. Научно – практические семинары в системе методической работы школы по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся» // Практика административной работы в школе.-2002, № 1.
- Настольная книга классного руководителя: справ.-метод. пособ. / сост. В. А. Березина, Л. И. Виноградова; под редакцией В. А. Березиной. -2-е изд., пересмотренное. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. (Настольная книга).
- Новые педагогические информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат.- М.: «Академия», 2003.
- Савенков А. И. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике //Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.
- Селевко Г. К. Традиционная педагогическая технология и её гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 144с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».)
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. –М.: Народное образование. -1998.
- Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- 2-е изд., испр. и доп. М,: АРКТИ, 2005. -80 с. (Метод. биб-ка).
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999.
- Флиер А.Я. Культура как фактор национальной безопасности //Общественные науки и современность. 1998. №3.
- Шеболкина Е.П. Личность в межкультурной коммуникации. Учебное пособие. Сыктывкар, КРИРОиПК, 2002. - 120 с.
- Энциклопедический словарь школьника. Коми литература/ Сост. В.Н. Дёмин, В.Н.Головина. – Сыктывкар, 1995. – 368с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Игра как способ активизации познавательной деятельности при изучении коми языка в школах с русским (родным) языком обучения
Данная методическая разработка включает описание дидактических игр и комментарий к ним....
Проектная деятельность на уроках коми языка. Урок-путешествие "Времена года"
Урок-путешествие для учащихся 3 класса с целью обобщения и систематизации знаний по теме «Времена года»....
Статья о проектной деятельности при изучении английского языка
В данной статье исследуются методы оценки проектной деятельности учащихся на примере внеурочной деятельности по английскому языку. В качестве иллюстрации выбрана постановка «Король Артур» на английско...
План внеурочной деятельности по изучению коми языка, как неродного "Я - житель Коми Республики".
Тематическое планирование внеурочной деятельности на уроках коми языка в 3 классе....
Творческий отчет об обобщении передового педагогического опыта по теме:« Проектная деятельность на уроках английского языка как эффективное средство повышения мотивации обучающихся к изучению предмета »
Творческий отчет об обобщении передового педагогического опыта по теме: « Проектная деятельность на уроках английского языка как эффективное средство повышения мотивации обучающихся к изучению предмет...
Доклад. Проектная деятельность в изучении русского языка и литературы
Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения. Во-вторых, вл...
Статья НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА...