Статья НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
статья по английскому языку

Дьяченко Елена Александровна

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ  КОМПОНЕНТ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОЕКТНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В  ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dyachenko_e.a._1.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ  КОМПОНЕНТ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОЕКТНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В  ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Дьяченко Елена Александровна

ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса»,

преподаватель иностранного языка, г.Улан-Удэ

Как отмечает С.Г. Тер-Мина́сова  - доктор филологических наук, заслуженный профессор МГУ имени М.В.Ломоносова, президент факультета иностранных языков и регионоведения МГУ, «каждый урок иностранного языка - это перекрёсток культур, это практика международной коммуникации»[1,с.25]. В сложившейся ситуации трудно переоценить значение обучения иностранному языку как средству приобщения к духовному наследию изучаемых стран и народов и формированию социокультурной компетенции, что является необходимым условием преодоления культурного барьера и свободного общения студентов с представителями других культур. Несомненно, этап изучения родной культуры и культурного самоопределения в ней студентов также является очень важным в процессе культурного самоопределения личности, который сопровождает человека всю жизнь. Задача преподавателя на данном этапе – помочь студенту осмыслить взаимосвязь национально-культурных ценностей своего региона с общечеловеческими ценностями, сформировать высокое ценностное отношение студентов к своей «малой родине», региональным народным традициям и потребность поддерживать и беречь родную культуру. Полноценный диалог социокультур возможен при условии восприятия иноязычной культуры через призму усвоенной индивидуумом модели миропонимания, а так же умения представлять свою собственную культуру на иностранном языке.

С помощью проектной работы можно активизировать познавательную деятельность студентов  даже в обыкновенной письменной работе. Метод проектов является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения. Данная технология призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию обучения.

Вопрос гражданского воспитания стоит наиболее остро в настоящее время и национально-региональный компонент (НРК) необходим как основной элемент нравственного, эстетического и гражданского воспитания. Грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала воспитывает в студентах патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию.

В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент.

Для специальности «Туризм» важно изучать НРК, чтобы научиться представлять свою республику, район, село и культуру, на английском языке и применять свои знания в общении с зарубежными туристами. Поэтому посчитала, необходимым,  включить в рабочую программу учебной дисциплины «Иностранный язык» НРК в разделе Россия темы посвященные Республике Бурятия.

Цели национально-регионального компонента:

1. Расширить, углубить и конкретизировать содержание федерального компонента по английскому языку.

2. Способствовать формированию личности выпускника как активного участника общения, умеющего достойно представлять себя и свою Родину.

3. Формировать у студентов чувство уважения к традициям, обычаям, культурным ценностям народов, проживающих в Республике Бурятия.

Задачи регионального компонента:

1. Научить студентов читать несложные аутентичные тексты с целью извлечения специальной информации о родном крае, быте, культуре, истории своего региона.

2. Научить студентов создавать небольшие авторские тексты о своём селе, районе, городе, традициях и обычаях своего края.

3. Создать условия для овладения студентами самостоятельной, групповой, проектной, исследовательской работой на занятиях английского языка.

4. Создать условия для формирования личности, приспособленной к жизни в ХХI веке, осознающей себя как гражданином Бурятии, так России и Мира.

Работая над материалом НРК, придерживаюсь принципов:

1. систематичности;

 2. доступности;

3. наглядности;

4. разнообразности материала;

5. связи материала в учебной и воспитательной работе;

 6. взаимосвязи местного и общего исторического, географического материала;

7. научности.

На таких занятиях широко использую наглядность – это могут быть иллюстрации, фотографии, презентации. Интеграция элементов НРК в другие предметы требуют активных форм и методов обучения, таких как: уроки-путешествия, экскурсии, наблюдения, конкурсы, викторины, творческие работы, проектная деятельность.

Лидирующее положение среди таких методов в настоящее время занимает проектная деятельность. Метод проектов можно определить, как систему обучения, ориентированную на приобретение  обучающимися фактических знаний в процессе планирования и выполнении ими постепенно усложняющихся практических заданий [2]. Используя метод проектов, провожу весь цикл действий от общей формулировки проблемы до конечного результата и фиксирования его в виде готового документа. Работа над проектами дает возможность его участникам размышлять, самостоятельно искать, анализировать, обобщать, обрабатывать необходимую информацию, применять полученные знания на практике. В ходе проектной работы студенты самостоятельно ищут необходимую техническую и лингвистическую информацию, используя, как знания по своему предмету, так и практические умения по другим дисциплинам, навыки работы с различными компьютерными программами.

Метод проектов предполагает опору на творчество студентов, приобщение к исследовательской деятельности, позволяет реально интегрировать разные учебные дисциплины, использовать различные режимы работы студентов, организовать обучение в сотрудничестве. Данный подход позволяет осуществлять личностно-ориентированное обучение средствами дисциплины, что даёт возможность студенту лучше понять собственную культуру и культуру другого государства.

При работе над проектом совместная деятельность преподавателя и обучающихся выполняется поэтапно.

Первый этап. Предложение темы исследования. Выбор проблемы / проблем проекта.

Второй этап. Согласование общей линии разработки проекта. Формирование групп. Составление подробного плана работы. Обсуждение путей сбора информации и осуществление поисковой работы. Обсуждение первых результатов в группе.

Третий этап. Оформление работы над проектом. Презентация проекта. Обсуждение презентации и полученных результатов.

Итогом работы студента над проектом является следующие продукты -страноведческий коллаж, альбом, туристический проспект, презентация или фильм и т.д.

Использование метода проектов с опорой на НРК в процессе обучения и воспитания студентов средствами учебной дисциплины «Иностранный язык» даёт преподавателю колоссальные возможности для личностно-ориентированного обучения студента, где может реально осуществляется деятельностный характер обучения за счёт сочетания разных режимов работы для реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.

Например,  в нашем колледже мы разрабатываем индивидуальные или групповые  проекты:

I. Проект по теме «Защита окружающей среды».

1. Красота родного края.- Сочинение-зарисовка с фотографиями. Письмо-приглашение своему зарубежному другу.

2. Природа в опасности.- План работы зелёного патруля.

3. Байкал в опасности.- Выпуск стенгазеты.

4. Красная книга Бурятии.

Обучающиеся  и преподаватель обсуждают состояние окружающей среды в своём городе (селе). Одновременно они предлагают пути улучшения экологической обстановки.

II. Проект по теме «Моя малая родина-Бурятия» ставит перед студентами проблему «Что мы расскажем иностранным гостям о Бурятии?»

1. Географическое положение. Путешествие по Бурятии (презентация)

2. Экскурсия по Улан-Удэ (презентация или фильм)

3. Байкал-жемчужина мира (презентация)

а) растительный мир

б) животный мир

в) легенды о Байкале

III. Проект «Добро пожаловать в Улан-Удэ!»

1 «История основания города Улан-Удэ»  

2.«Достопримечательности г.Улан-Удэ»

3.«Реклама- приглашение в г.Улан-Удэ»

При работе над проектами страноведческого характера, прежде всего, ставится задача воспитания духовно богатой личности, подлинного гражданина и патриота своей родины, родного города и села. Студенты используют знания, полученные на уроках краеведения, а поиск информации в основном производят в интернете, работают в библиотеке. При подготовке проекта студенты ходят  в музеи города Улан-Удэ, встречаются с интересными людьми.

Во время выполнения проекта обучающиеся собирают материал в основном на русском языке, что предполагает перевод на английский язык. После сбора материала нужно проанализировать его, сделать конспект, отобрав самое необходимое и сделать перевод. Обычно сбор материала дается как домашнее задание, а отбор и перевод, и само оформление проекта происходит непосредственно на занятиях. Работа над проектами усложняется тем, что весь собранный материал в большом объёме и  на русском языке. Прежде чем приступить к переводу студентам нужно выбрать самое основное. Перевод и составление текста осуществлялись под руководством преподавателя.

На заключительном занятии происходит защита проектов, где группа показывает конечный результат совместной деятельности. Работа над проектом позволяет формировать языковые и страноведческие знания, а также использовать английский язык на уровне реальной коммуникации.

При контроле выполнения проектов и оценки результатов данной деятельности все критерии согласуются студентами и преподавателем. Критерии оценки определяются в начале работы над проектом, определяются ее творческим характером и включают такие параметры, как:

  1. Оценка собственного проекта (в зависимости от его типа по критериям дизайна, композиции, полноте содержания, информационным характеристикам, качеству решения выделенных проблем, аргументированности, убедительности и др.).
  2. Оценка качества текста (глубины содержания, раскрытия проблем, связанности, последовательности, языкового оформления, редакционной стороны и др.).
  3. Оценка качества презентаций (по содержательным параметрам и степени воздействия на аудиторию).
  4. Оценка вклада в работу над проектом каждого участника (включая оригинальность, степень творчества, качество выполнения задач и др.).
  5. Оценка умения взаимодействовать в группе (общение, сотрудничество, взаимоподдержка, деловые качества участников, работа команды и др.).

Для совместного выполнения проекта требуется использование следующих технологий: Student team learning –обучение в команде, Learning Together- учимся вместе, Jigsaw- обучение в сотрудничестве.

Анализируя практический опыт проектной деятельности включающий НРК, можно сделать вывод, что использование проектов как одной из форм обучения иностранному языку, в значительной мере мотивирует студентов к  эффективности процесса обучения, так как дает возможность:

-включать студентов в исследовательскую, поисковую и практическую деятельность;

-осмыслить взаимосвязь национально-культурных ценностей своего региона с общечеловеческими ценностями, сформировать высокое ценностное отношение студентов к своей «малой родине», региональным народным традициям и потребность поддерживать и беречь родную культуру;

-индивидуализировать процесс обучения, предоставив самим студентам право выбора уровня сложности учебного материала, объема и количества дополнительного материала;

-совершенствовать коммуникативную компетенцию во всех видах речевой деятельности;

-использование современных технологий для сбора и обработки информации;

-интегрировать знания из различных областей тем самым, развивая способность к осознанию целостной картины мира.

Список литературы:

1.  Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово /Slovo, 2000. - 624 с. 

2. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках иностранного языка. М.: Дрофа, 2004.

3.  Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам издательство "Аркти", Москва 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему «Чтение как средство обучения иностранным языкам»

В данной статье описана методика работы с текстами. В ней рассматриваются виды чтения и предлагаются упражнения по каждому виду чтения для успешной работы с текстом....

Статья на тему "Деятельностный подход на уроках иностранного языка"

Одним из наиболее эффективных средств раскрытия творческого потенциала учащихся на иностранном языке является обучение общению. Научить детей общаться естественным образом на иностранном языке в услов...

аннотация статьи: «Коммуникативность как важнейший компонент процесса обучения иностранным языкам», диплом Лауреата

2012-2013 учебный год , я приняла участие и стала  Лауреатом конкурса в номинации «Инновации в образовательном процессе» (29 сентября 2012 г., г. Москва), Всероссийский конкурс рефератов «Ин...

Статья: ФОРМИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Концепция нашей гимназии направлена на формирование у учащихся плнетарного мировоспиятия. Особая роль в этом принадлежит иностранным языкам. В данной статье говорится о формировании глобального мышлен...

Статья "Современные образовательные идеи и занятие по иностранному языку в системе СПО"

Статья содержит краткий обзор современных образовательных идей в контексте занятия по иностранному языку в среднем профессиональном образовательном учреждении. ...

статья "РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА" по обмену опытом работы из Сборника материаловVI Всероссийской научной конференции «Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»

Принята к публикации в Сборнике материалов VI Всероссийской научной конференции«Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»(г. Челябинск, 15 ноября 2013 г.)...

Представление инновационного педагогического опыта по теме "Применение ситуационно-ролевых элементов на уроках иностранного языка при обучении диалогу"

При переходе современного российского образования на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения одной из системообразующих составляющих стали новые требования к организации...