Конспект ООД по развитию речи - Слова-предметы, «Слова-действия»
план-конспект
Конспект ООД по развитию речи - Слова-предметы, «Слова-действия»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_po_razvitiyu_rechi_-_slova-predmety_slova-deystviya.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Слова – предметы». Понятие живое-неживое.
«Слова-действия».
Цели:
Коррекционно-образовательные: познакомить детей с понятием « слово-предмет»; подвести детей к понятиям «живой – неживой», учить их различать, правильно задавать вопросы. Знакомство с понятием «Слова-действия». Познакомить со словами действиями и вопросом, на который они отвечают. Расширять и активизировать словарный запас словами, обозначающими действия;
Коррекционно - развивающие: упражнять детей в определении слов-предметов, самостоятельно называть живые и неживые предметы, развивать артикуляционную и двигательную моторику; речевое дыхание; моторику рук.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать нравственные качества.
Оборудование: предметные картинки с изображением живых и неживых предметов, схемы слов и предложений. Схемы слов-предметов живых и неживых. Схема слов-действий. Сюжетная картинка. Мячик.
Ход занятия.
1. Орг. момент.
Сядет тот, кто вспомнит названия фруктов.
2. Беседа. Уточнение понятия «слово-предмет»
Вы сейчас называли фрукты. Какие это слова? Это слова – предметы. Слова предметы бывают разными: бывают живые и неживые слова - предметы. Живые предметы растут, питаются, ходят. Привести примеры. Неживые предметы - вокруг нас их много. Привести примеры.
3. Дидактическая игра: « Живой – неживой»
Ребята, вы должны выбирать картинки и определять, какой на картинках нарисован предмет - живой или неживой.
Пример: У меня нарисован мячик. Мячик это неживой предмет
А у меня нарисована кошка. Кошка живая. Это живое слово - предмет.
4. Рассматривание с детьми сюжетной картинки.
Посмотрите внимательно, назовите сначала все живые слова - предметы, а потом неживые слова - предметы.
5. Послушайте внимательно, как я буду спрашивать про живые слова - предметы
Кто это? Это - кошка.
Кто это? Это - девочка.
Как я спрашивала про живые слова- предметы?
Дети повторяют вопрос сначала хором, потом те дети, которых назовет взрослый. Чтобы вам было легче это запомнить - мы будем обозначать живые слова-предметы ТАК (показ картинки-схемы).
А теперь я буду спрашивать про неживые слова- предметы.
Что это? Это – яблоко
Что это? Это – шапка.
Как я спрашивала про неживые слова предметы?
Дети повторяют вопрос хором, потом те дети, которых спросили. Чтобы вам было легче это запомнить - мы будем обозначать неживые слова-предметы ТАК (показ картинки-схемы).
6. Физ. минутка.
Хлопни в ладоши, если услышишь неживой предмет.
Топни ногою, если услышишь живой предмет.
Слова: окно, ручка, девочка, мальчик, стол, мяч, кошка, карандаш, собака, мышь, птица, мороженое, рыба, книга, человек, клей, ворона, телефон, компьютер, белка, хомяк, часы.
7. Дидактическая игра: «Четвертый лишний»
Проводится на основе картинок, обозначающих живые и неживые предметы
8. Дидактическая игра: «Кто как подаёт голос?»
Корова что делает? - Мычит
Лошадь что делает ? - Ржёт
Кошка что делает? - Мяукает
Собака что делает? - Лает
Гусь что делает? - Гогочет
Утка что делает а? - Крякает
Курица что делает? – Кудахчет
Подведение к понятию слова-действия. Показ СХЕМЫ слов-действий.
9. Работа с сюжетными картинками для понимания слов действий. Постоянно опираемся на схему.
10. Логопед: - Ребята, мы с вами произнесли много разных слов. Предлагаю отдохнуть и поиграть в игру: «Задуй свечу. (Дети держат в правой руке цветные полоски. Спокойно вдохнуть ртом, затем медленно, постепенно выдыхать – «гасить свечу», произнося: Ф-Ф-Ф).
11. Закрепление полученных знаний.
Вызываю по одному к доске. Предлагаю подобрать к слову картинку схему.
12. Игра «Подбери слова»
Плывёт (пароход , утка, лодка,…)
Растёт (дерево, цветок, ребёнок…)
Поёт (птичка, певец, девочка…)
Ползёт (жук, змея, ящерица…)
Пищит (комар, игрушка, мышка…)
13. Итог занятия: Какие бывают предметы? (Живые и неживые) Приведите примеры. Какой вопрос мы задаем к слову – предмету живому? (Кто). К слову – предмету неживому? (Что?). Слова – действия (Что делает?). Соотнесение картинки схемы с новыми понятиями.
Логопед: - Ребята, у меня в руках копилка. Предлагаю её наполнить добрыми словами. (Детям раздаются фишки, они по одному подходят к копилке и, бросив в неё фишку, называют добрые слова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по развитию речи в 1 классе школы 1,2 вида
Обучение разговорной речи осуществляется на всех уроках по всем учебным дисциплинам и во внеурочное время.В соответствии с ведущими принципами обучения произношению и развития речив школах...
конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.
Упражнение в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического слуха и логического мышления и внимания. Упражнение в звуковом ...
План- конспект урока по развитию речи"Что такое тип речи".
План- конспект урока по развитию речи " Что такое ти речи"....
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
Конспект открытого урока по теме: Слово-предмет и слово-действии (обобщающий урок) в 1 классе.
Конспект открытого урока в 1 классе.Тема: Слово-предмет и слово-действие (обобщающее занятие).Цель: Дифференциация слов-предметов и слов-действий....
Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»
Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 -6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группы "Путешествие в страну Красивой речи"
Тематическое занятие направлено на развитие речи детей. Все задачи реализуются через игровые ситуации, через различные виды игровой деятельности. Занятие включает развивающие задания с применение...