«Активизация познавательной активности учащихся посредством применения стратегий критического мышления, групповой работы на уроках английского языка»
материал по английскому языку
На сегодняшний день наиболее актуальной образовательной технологией является критическое мышление. Использование ее в групповой работе позволяет оживить процесс обучения, сделать его увлекательным и эмоциональным, а также получить практические ответы на поставленные вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.ppt | 2.06 МБ |
pedagogicheskaya_tribuna.docx | 63.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Нас с тобой объединяет?» Каждый участник называя своё имя по кругу, обращаясь по очереди к соседу, находит общее между собой и тем человеком, к которому он обращается, заканчивая следующее предложение «Нас с тобой объединяет…»
Задачи: 1.Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов. 2. Распространение педагогического опыта. 3.Выстраивание диалога. Цель : - передача опыта по использованию стратегий критического мышления в групповой работе, как один из способов повышения познавательной активности детей
Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Скажи мне, и я забуду. Покажи мне , и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму Конфуций 14.12.21
Базовая модель технологии развития критического мышления. Рефлексия Осмысление новой информации или Реализация Вызов В основе технологии лежит следование трём фазам:
Вызов – введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знания учащихся; вызов у учащихся того, что он уже знает по данной теме, ученик вспоминает, что ему известно, задает вопросы, на которые бы хотел ответить. «Любое мнение ценно». Осмысление – часть урока, посвящённая новому материалу;получение новой информации, но не от учителя. Сопровождается действиями ученика. Рефлексия – закрепление материала, проверка усвоения, суммирование, систематизация новой информации, исправление представлений, полученных на стадии вызова, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому.
-мозговой штурм (атака) -дерево предсказаний -кластер -пометки на полях или инсерт -«знаем /хотим узнать / узнали» -эссе - тонкий или толстый вопрос -синквейн и т.д. Методические приёмы, формирующие критическое мышление
Мозговой штурм - верные и неверные утверждения Основная цель "учебного мозгового штурма" – развитие творческого типа мышления. "Учебный мозговой штурм" обычно проводится в группах численностью 5-7 человек. Это создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются . 14.12.21
- на обдумывание и высказывание своих мыслей отводится 2-3 минуты; - высказывание нельзя сразу критиковать и оценивать; - все ответы фиксируются на доске; - записанная на доске информация анализируется; - совместно отбираются наиболее оптимальные решения. Мозговой штурм
Прием "Дерево предсказаний" Стратегия метода помогает развивать образное мышление, соотносить аргументы и факты, развивать фантазию и умение мыслить перспективно. Прием может использоваться на уроке любого типа по любому предмету. В примерах рассмотрим, на какой стадии урока может быть использовано "Дерево предсказаний". 14.12.21
На доске рисуется силуэт дерева: Ствол дерева — это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений. Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: "Возможно,…", "Вероятно,…". Количество ветвей не ограничено. Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви). На уроках, построенных по методу РКМ, прием "Дерево предсказаний" применяется на стадии вызова и анализируется на стадии размышления, или рефлексии . 14.12.21
«Дерево предсказаний» 14.12.21
« Кластеры » Cluster (англ.) – кисть, пучок, гроздь; а также скопление, концентрация. В учебной деятельности кластерами называют графический способ организации материала, который позволяет сделать наглядными мыслительные процессы. Последовательность действий проста и логична: 1. Посередине чистого листа (классной доски) следует написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. 2. Вокруг расположить слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. 3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы. Изучая тему «Цвета», кластер может выглядеть следующим образом: 14.12.21
Кластер «Учим алфавит»
Знаком «галочка» ( V ) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения. Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом. Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт в разрез с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думал иначе. Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее. Инсерт
Толстые и тонкие вопросы «Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации. 14.12.21
«Таблица тонких и толстых вопросов» Тонкие вопросы Толстые вопросы Who …? What … ? When … ? Where … ? Was it … ? What was the name …? Explain why … ? Why do you think that … ? Was his/her choice right or wrong to your mind? What is the most important idea of the story? What is the difference between … ? 14.12.21
14.12.21
14.12.21
Синквейн SCHOOL Тема Great , interesting 2 прилагательных Learn, have fun, meet friends 3 глагола I like school Отношение Live and learn Пословица 14.12.21
Учитель, работающий в рамках технологии КМ, должен хорошо осознавать, что продуктивной его работа будет в случае, если правильно выбран: информативный материал, способствующий развитию КМ; метод (отдельный прием, стратегия) занятия .
Использование технологии развития критического мышления в процессе обучения английскому языку позволяют -раскрыть всесторонние способности обучающихся, повысить их мотивацию к учебе, -научить их быть более уверенными в себе и использовать полученные знания в различных ситуациях, -совместно сотрудничать(воспитать в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать). Немаловажно и то, что в процессе обучения значительно увеличивается время речевой практики на уроке для каждого ученика. Это позволяет добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи.
10 навыков, которые будут востребованы в 2020 году: Комплексное многоуровневое решение проблем Критическое мышление Креативность в широком смысле Умение управлять людьми Взаимодействие с людьми Эмоциональный интеллект Формирование собственного мнения и принятие решений Клиентоориентированность Умение вести переговоры Гибкость ума
Синквейн по теме «Технология развития критического мышления» 14.12.21
Высказывание Древний мыслитель Конфуций писал: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». 14.12.21
Спасибо за внимание Я желаю вам новых открытий, удачи и хорошего настроения!
Предварительный просмотр:
Педагогическая трибуна
по теме:
«Активизация познавательной активности учащихся посредством применения стратегий критического мышления, групповой работы на уроках английского языка»
Подготовила учитель английского языка
Охрицкая Алла Ивановна
МБОУ СОШ №6
Форма мастер-класса: лекция-беседа с использованием компьютерной презентации.
Наглядность: - раздаточный материал (памятки для учителей, с полным описанием различных приёмов и методов); - материал для выполнения практической работы участниками трибуны;
Приёмы: проблемные вопросы и ситуации; творческие задания; вовлечение участников в групповую работу, рефлексия.
1. Вводная часть начинается ритуалом приветствия и разминкой.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас! Мне очень хочется , чтобы поделиться своим небольшим опытом работы.
- Упражнение - разминка «Нас с тобой объединяет»
Каждый участник, называя своё имя по кругу, обращаясь по очереди к соседу, находит общее между собой и тем человеком, к которому он обращается, заканчивая следующее предложение «Нас с тобой объединяет…»
Цель : снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе.
Участвуют все педагоги.
Анализ упражнения: (обсуждение с коллегами)
Чему способствует проведение данного упражнения?
(в обсуждении плавно перейти к целям и задачам)
Цель:
- передача опыта по использованию стратегий критического мышления в групповой работе, как один из способов повышения познавательной активности детей
Задачи:
1.Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
2. Распространение педагогического опыта.
3.Выстраивание диалога.
Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Как гласит древняя китайская мудрость:
«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму».
Как же нацелить учеников на действие, на познание?
Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников?
Как вовлечь учеников в образовательный процесс?
Как научить учиться?
2.Вступительное слово: (теоретическая часть)
Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению системы знаний, умений и навыков, которые бы соответствовали актуальным запросам современной жизни.
«Принципиальным отличием новых образовательных стандартов является их ориентации на результаты образования». «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта».
Таким образом, возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии, которые бы повысили мотивацию к обучению, активизировали мыслительный процесс. Последний , как правило, начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения.
Работая с детьми, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.
Я пришла к выводу, что актуальна образовательная технология развития критического мышления и групповой работы, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным, а также получить практические ответы на поставленные вопросы.
Технология развития критического мышления – стадии и методические приемы
Методика критического мышления включает три этапа или стадии:
Я считаю, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия; сначала необходимо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, где ты сможешь применить полученные знания.
Вызов – вызов у учащихся того, что он уже знает по данной теме, ученик вспоминает, что ему известно, задает вопросы, на которые бы хотел ответить. «Любое мнение ценно».
Осмысление – получение новой информации, но не от учителя. Сопровождается действиями ученика.
Рефлексия – суммирование, систематизация новой информации, исправление представлений, полученных на стадии вызова.
Если ребенок мыслит критически, он легко вступает в любую фазу урока.
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо “вызова” более привычно для учителя звучит – введение в проблему или актуализация знаний учащихся. А “осмысление” ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия – есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.
В чем же различие?
Что принципиально нового несет технология критического мышления?
Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Существует огромное количество приемов и стратегий, но подробнее остановлюсь на некоторых, наиболее часто используемых мною.
3.Практическая часть
1. Прием “Корзина” идей, понятий, имен…
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре.
Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознания ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
2.Мозговая атака
(брейн-сторминг) - процедура группового креативного мышления, точнее - это средство получения от группы лиц максимального количества идей за короткий промежуток времени. ^
1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;
2 э т а п: Обмен информацией.
Рекомендации к эффективному использованию:
1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;
2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;
3. Оперативная запись высказанных предложений.
Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся
3. Дерево предсказаний
Стратегия метода помогает развивать образное мышление, соотносить аргументы и факты, развивать фантазию и умение мыслить перспективно. Прием может использоваться на уроке любого типа по любому предмету. В примерах рассмотрим, на какой стадии урока может быть использовано "Дерево предсказаний".
На доске рисуется силуэт дерева:
- Ствол дерева — это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений.
- Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: "Возможно,…", "Вероятно,…". Количество ветвей не ограничено.
- Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви).
На уроках, построенных по методу РКМ, прием "Дерево предсказаний" применяется на стадии вызова и анализируется на стадии размышления, или рефлексии.
4. Работа с кластерами - способ формирования учебно-познавательной мотивации на уроке.
Приём, который я использую в своей работе, это составление КЛАСТЕРА. Cluster (англ.) – кисть, пучок, гроздь; а также скопление, концентрация. В учебной деятельности кластерами называют графический способ организации материала, который позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) следует написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг расположить слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
Все эти умения составляют основу критического мышления и носят методологический характер.
5.Прием “Пометки на полях”
На уроках я применяю приём ИНСЕРТ. Название складывается из первых букв его назначения: interactive (интерактивная) noting (размечающая) system (система) effective (для эффективного) reading and (чтения) thinking (размышления). В дословном переводе инсерт с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов.
I этап: предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:
V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;
- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
II этап: читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.
III этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в таблицу.
IVэтап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.
Предметная область использования: преимущественно тексты с большим количеством фактов и сведений. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия. Прием «Пометки на полях» эффективен в классах, где учащиеся обладают высокой техникой чтения.
6. Прием составления маркировочной таблицы “ЗУХ”
Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал(а) новое, хочу узнать подробнее, что соответствует аббревиатуре ЗУХ.
Маркировочная таблица ЗУХ.
З
| У | Х |
|
|
| |
|
В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения текста информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием “Маркировочная таблица” позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.
7. Эссе
– один из приёмов, который используют в технологии развития критического мышления. Эссе - жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Чаще применяю 5-минутное эссе, на уроках в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме в творческой форме.
8.”Толстый” и “тонкий” вопрос.
( этап контроля знаний) «Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.
Толстый. | Тонкий. |
Объясните почему….? Почему вы думаете….? Предположите, что будет если…? В чём различие…? Почему вы считаете….? | Кто..? Что…? Когда…? Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…? |
10. Прием “Написание синквейна”
На уроках я очень часто обращаюсь к синкыейну. В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы.
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.
Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Вот пример синквейна
1. SCHOOL Тема
Great, interesting 2 прилагательных
Learn, have fun, meet friends 3 глагола
I like school Отношение
Live and learn Пословица
2. 1. Учитель
2. Опытный, внимательный
3. Наблюдает, замечает, открывает
4. Все самое прекрасное и лучшее в глубинах человеческой души
5. Исследователь
При внешней простоте формы синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, не очень просто).
Составим синквейн по теме «Технология развития критического мышления»
1. Технология ТРКМ
2. Развивающая, воспитывающая
3. Формирует, обучает, создаёт
4. Помогает обучающемуся действовать самостоятельно
5. Сотрудничество
Учитель, работающий в рамках технологии КМ, должен хорошо осознавать, что продуктивной его работа будет в случае, если правильно выбран:
информативный материал, способствующий развитию КМ; метод (отдельный прием, стратегия) занятия.
Использование технологии развития критического мышления в процессе обучения английскому языку позволяют
-раскрыть всесторонние способности обучающихся, повысить их мотивацию к учебе,
-научить их быть более уверенными в себе и использовать полученные знания в различных ситуациях,
-совместно сотрудничать(воспитать в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать).
Немаловажно и то, что в процессе обучения значительно увеличивается время речевой практики на уроке для каждого ученика. Это позволяет добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи.
Я считаю, что работа с современными УМК по английскому языку всегда предполагает глубокую проработку материала — в зависимости от конкретной группы обучающихся и задач планируемого урока. В целях развития познавательных умений оптимальным представляется вариант дополнения учебника упражнениями, основанными на использовании методов и приемов технологии развития критического мышления. Практический опыт использования мною элементов указанных технологий , напрмер, при работе с УМК «Английский в фокусе», например, в 6-м классе показал, что они вызывают интерес у обучающихся, и следовательно, положительно влияют на мотивацию и успешность освоения учебной программы.
Данный УМК при видимой простоте дает преподавателю большой простор для творчества и возможность варьировать сложность лексического и грамматического материала. Интересный и познавательный материал способствует расширению кругозора обучающихся, делает возможным расширение и углубление материала в зависимости от конкретной группы. Как правило, преподаватель при подготовке урока должен подготовить и разработать комплект материалов: презентацию, технологическую карту урока, аудио-/видеоматериалы, дополнительные тексты, упражнения, лексико-грамматические карточки (раздаточный материал). Этот комплект не является постоянным, дидактическое наполнение зависит от конкретного урока, но в любом случае, он достаточно обширен и требует серьезной предварительной подготовки.
Первоочередная задача преподавателя — адаптировать материал, сделать его понятным, близким, поместить его в исторический/географический/ литературный/культурный контекст, и только после этого начинать знакомить обучающихся с грамматикой и тематической лексикой. Основной упор должен быть сделан на предтекстовом этапе. Реализацию указанных принципов можно проследить на примере развития навыков смыслового чтения на базе УМК «Английский в фокусе» для 6 класса. Для доработки и адаптации УМК к конкретным условиям обучения могут быть использованы следующие методы и приемы (помимо разработки таких традиционных дидактических материалов, как лексико-грамматические упражнения, презентации, задания к аудио-/ видеофайлам и др.):
1. Широкое привлечение небольших оригинальных текстов, в частности, поэтических произведений. В качестве примера можно привести такие стихотворения, как «Highlands» by Robert Burns при изучении темы «Шотландские игры», «Daffodils» by William Wordsworth при изучении темы «Как заказать цветы?», «Will you walk a little faster?» by Lewis Carroll при знакомстве с творчеством Льюиса Кэрролла. Введение классических текстов должно сопровождаться лингвистическими комментариями. При их использовании необходимо подчеркивать связь данных произведений с современным английским языком. Например, можно упомянуть, что в трейлере к фильму 2010 года «Alice in Wonderland» звучит песня на стихи Льюиса Кэрролла, а в опросе, проведенном компанией BBC в 1995 году, стихотворение «Daffodils» заняло пятую строчку среди лучших английских стихотворений всех времен.
2. Включение изучаемых явлений в культурный и литературный контекст. На уроках домашнего чтения шестиклассникам предлагается адаптированная книга «Алиса в Стране Чудес», которая чрезвычайно сложна для понимания, и собственно сказкой может быть названа весьма условно. Именно поэтому в данной ситуации особую важность приобретает культурологический аспект, а преподавателю предоставляется возможность познакомить обучающихся с английской литературной традицией «nonsense poetry», жанром народной поэзии limerick, завораживающими иллюстрациями Джона Тенниела к оригинальному изданию сказки.
3. Использование аутентичных видеоматериалов на уроках из раздела Culture Corner («Шотландские игры», «В Эдинбург на каникулы» и др.) позволяет знакомить детей с историческими и географическими фактами, без которых обучающиеся не могут «присвоить» данный опыт, соотнести его со своим собственным, составить оценочные и сравнительные монологические высказывания по изученным текстам.
4. Использование авторских текстов и специально разработанных лексических и грамматических заданий к ним обеспечивает надежное усвоение лексических единиц, их перевод в активный словарный запас. Такие тексты полезно вводить после изучения основного материала модуля. Вторичная проработка лексики позволяет больше внимания уделять базовым навыкам смыслового чтения. Оптимально использовать художественные тексты с захватывающим сюжетом для повышения мотивации обучающихся. Трудоемкость составления текстов и заданий на развитие навыков смыслового чтения полностью окупается высокой эффективностью подобных упражнений.
5. Введение материала о своей стране способствует формированию осознанного и уважительного отношения к истории, культуре и традициям народов России. В качестве примеров можно привести составление монологического высказывания-репортажа о Дне Победы на уроке по теме «Особые дни»; знакомство со стихотворением А.С. Пушкина «Я Вас любил…» в замечательном английском переводе на уроке по теме «Слава» или введение в соответствующий урок дополнительной информации о российских небоскребах комплекса Москва-Сити.
6. Предвосхищение содержания может быть построено на различных приемах — например, при изучении материалов о жизни и творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина на предтекстовом этапе логично организовать небольшую викторину, в которой обучающиеся должны будут использовать свои знания не только по английскому языку, но и по русской литературе.
7. При обучении сравнительному анализу на уроке по теме «Белые ночи» обучающимся можно предложить провести сравнение Петербурга и Венеции, самостоятельно выделить существенные признаки, выбрать основания для сравнения, определить сходство и различия двух городов. В последующих модулях после изучения степеней сравнения прилагательных данное упражнение рекомендуется расширить, включив в него проработку грамматического материала (степени сравнения прилагательных). Так, во время изучения темы «Вершины мира» целесообразно попросить детей заранее собрать информацию о наиболее известных высотных зданиях, чтобы затем на уроке составить информационные файлы для их сравнения по выделенным критериям:
9. Обучение установлению причинно-следственных связей можно провести на уроке, посвященном городам-призракам. В 6-м модуле учебника представлен текст о городе, опустевшем по экономическим причинам. Преподаватель предлагает обучающимся самостоятельно назвать причины возникновения таких городов. Как показала практика, они легко с этим справляются, называя среди основных причин войны, экономические кризисы, техногенные катастрофы. Роль учителя заключается в том, чтобы помочь детям сформулировать выявленные причины на английском языке, а затем познакомить их с информацией о существующих городах-призраках (таких, как Орадур-сюр-Глан, Детройт и Чернобыль). Также на данном уроке можно предложить к просмотру видеоклип «My City is a Ghost Town» (Lucciana Costa) о Детройте с параллельным выполнением задания по заполнению пропусков в тексте песни. На следующем уроке вниманию обучающихся предлагается текст в традиционном жанре Spooky Halloween Story, следовательно, у преподавателя есть возможность выбора среди множества подобных историй для их адаптации при вторичной проработке лексического и грамматического материала.
Из приведенных примеров видно, какие глубокие возможности использования представленного материала заложены в каждом модуле УМК, и насколько ход урока зависит от индивидуальных предпочтений преподавателя и от уровня конкретной группы. Учитывая тот факт, что человечество накопило многовековой опыт обучения иностранным языкам и общению в иноязычной культуре, преподавателю следует сосредоточиться на эффективном изучении лучшего из уже накопленного и апробированного опытными и талантливыми педагогами, и научиться применять элементы этих наработок в своей повседневной преподавательской практике.
По результатам работы по УМК «Английский в фокусе» в течение двух лет можно сделать вывод о высокой эффективности данного учебника в области развития иноязычной коммуникативной компетенции и решения задач воспитательного, культурного, межкультурного и прагматического характера. При обучении классификации на уроке по теме «Московский зоопарк» обучающимся предлагается заполнить таблицу по классам/ отрядам животных, используя информацию из презентации, а затем выполнить упражнение на определение лишнего слова в группе слов с обязательным выделением общего признака для остальных элементов: Class Animals birds ostrich, emu, flamingo insects spider reptiles snake, alligator mammals: carnivores tiger, lion, meerkat omnivores panda, brown bear, polar bear herbivores giraffe, elephant, hippo, rhino, koala, monkey, capybara, wombat, kangaroo Choose the odd word out Common attribute dolphin elephant tiger snake mammals giraffe elephant tiger panda herbivores wombat kangaroo koala panda marsupials spider butterfly bee mouse insects snake crocodile hippo turtle reptiles koala wombat bear panda bears
Во время выполнения подобных упражнений происходит актуализация изученных лексических единиц, расширяется пассивный словарный запас.
Использование технологии развития критического мышления в процессе обучения английскому языку позволяют раскрыть всесторонние способности обучающихся, повысить их мотивацию к учебе, научить их быть более уверенными в себе и использовать полученные знания в различных ситуациях. Применяя данную технологию, обучающиеся учатся совместному сотрудничеству, которое воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать. Немаловажно и то, что в процессе обучения значительно увеличивается время речевой практики на уроке для каждого ученика. Это позволяет добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. К тому же, 2020 будут востребованы 10 навыков:
- Комплексное многоуровневое решение проблем
- Критическое мышление
- Креативность в широком смысле
- Умение управлять людьми
- Взаимодействие с людьми
- Эмоциональный интеллект
- Формирование собственного мнения и принятие решений
- Клиентоориентированность
- Умение вести переговоры
- Гибкость ума
Закончить хотелось бы словами древнего мыслителя Конфуция: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». Поэтому определяясь с целями, оглянитесь на то, что уже сделано.
Я желаю вам удачи и хорошего настроения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательной активности обучающихся посредством применения электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках биологии
Рекомендации из опыта работы с ЭОР нового поколения...
Групповая работа на уроке английского языка
В настоящее время в теории и практике образования идет поиск форм и методов, которые могут создавать условия для развития коммуникативных умений и навыков работы в команде, другими словами, ра...
Приемы организации групповой работы на уроках английского языка в рамках ФГОС
Использование интерактивных методов и приемов насовременном уроке английского языка.Сущностные характеристики интерактивного обучения. Описание возможности использования некоторых инновационных интера...
Развитие познавательной активности учащихся посредством применения методов и приёмов организации самостоятельной работы на уроках биологии
В данной работе раскрыта важность самостоятельной работы учащихся на уроках (в группах, в парах) как одного из факторов развития их познавательной активности. Систематическая работа в этом направ...
«Активизация познавательной активности учащихся посредством применения стратегий критического мышления, групповой работы на уроках филологических дисциплин»
данный материал - передача опыта по использованию стратегий критического мышления в групповой работе, как один из способов повышения познавательной активности детей...
Применение групповой работы на уроках английского языка
Групповая работа на уроке – форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над об...