Доклад «Использование метода проектов для повышения мотивации обучения английскому языку»
материал по английскому языку на тему

Доклад Использование метода проектов для повышения мотивации обучения английскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_metod_proektov.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

                        Приложение

Содержание

стр.

Введение

I. Использование проектной методики в преподавании иностранного языка для повышения мотивации обучения

3

Основная часть

II.1.  Научно–методическое обеспечение воспитательно – образовательного процесса

4

II.2 Что же означает понятие «технология»?

6

Заключение

9

Библиографический список

11

Введение

I. Использование проектной методики в преподавании

иностранного языка для повышения мотивации обучения

Я работаю в Масловопристанской средней школе в течение 8 лет учителем английского языка. Свою педагогическую деятельность вижу в необходимости подготовки школьников к взрослой жизни в быстро меняющемся мире. Поэтому в своей работе я ориентируюсь на развитие творческих способностей учащихся, на приобщении  их к общественной жизни, на самовыражение личности. Я сочетаю традиционные и активные методы и формы обучения, что вызывает интерес к предмету, а следовательно растет и активность самих учащихся.

Творчество учащихся, самовыражение личности, как нельзя лучше перекликается с моей темой по самообразованию: «Проектная методика на уроках английского языка». В своей практике сочетаю и групповые и индивидуальные виды работ. Поэтому изучение каждой темы заканчивается итоговыми творческими работами как групповыми, так и индивидуальными.

Ежегодно учащиеся старших классов сдают зачет в форме творческого отчета-защиты проекта. В 2005-2006 учебном году учащимися 11 класса был подготовлен проект «Дом будущего», а также ими создана презентация «Спорт в нашей жизни». В 2006-2007 учебном году учащиеся 8 класса выполняли творческую работу «Достопримечательности нашей родины». В 2007-2008 учебном году учащиеся 6 класса защитили проекты по теме «Мой дом». Плодотворная работа позволяет более эффективно организовать свою деятельность по предмету.

В последние годы поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладеванию иностранным языком. Моя задача как учителя - активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения иностранным языкам.

На своих уроках я широко применяю современные педагогические технологии, такие как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий. Использование этих технологий помогает реализовать личностно - ориентировочный подход в общении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

Планируя тот или иной урок, следует иметь в виду дидактические свойства и функции каждого из отбираемых средств обучения, четко представляя себе для  решения какой задачи то или иное средство обучения может быть наиболее эффективным.

Основная часть

II.1.  Научно–методическое обеспечение

воспитательно – образовательного процесса

 Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания иностранного языка (ИЯ).

 Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.

ИЯ, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения ИЯ выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. Поэтому не случайно, что основной целью обучения ИЯ на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться  в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.

 Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, какой является проектная методика.

 Многочисленными исследованиями  было установлено, что проектная деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.

 Применение проектной методики особенно актуально на старшей ступени обучения ИЯ (10 - 11 класс) средней общеобразовательной школы. Именно на завершающем этапе обучения учащихся на первый план выступает самостоятельное использование  ИЯ как средства получения новой информации,  обогащения  словарного запаса, расширения лингвистических знаний и применения их в новых областях окружающей действительности.

Проектная методика как новая педагогическая личностно-ориентированная технология отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании:

- особое внимание к индивидуальности человека, его личности;

- чёткость, ориентация на сознательное развитие критического мышления обучающихся.

 Таким образом, проектная методика является альтернативой традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении.

Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат возникшей у него потребности в знаниях и, следовательно, является  активным субъектом своего обучения.

В соответствии  с этим был сделан вывод о том, что школьная программа должна была создаваться ни государством, ни учителями, а детьми совместно с учителем в процессе обучения, основы которой  необходимо брать из окружающей действительности.

 В начале ХХ века Коллингс  предлагал разделять проекты на следующие типы:

1) экскурсионные (Excursion projects) – например, осмотр подсолнухов миссис Мерфи, цель которого – узнать, почему она «сажает свои подсолнухи в задней части двора, а не в переднем палисаднике вместе с другими цветами?»

2) трудовые (Hand projects), которые «стремятся выразить различного рода мысли в конкретной форме – смастерить кроличью ловушку, приготовить какао для школьного завтрака и т.п.»

3) игровые (Play projects) – «праздник масленицы, пасхи, мороженного, кукол, игра в магазин, «в сыщиков», праздники, устраиваемые с целью прославления церковных событий, исторических героев».  

4) проекты рассказывания (Story projects)- сюда входят рассказы детей о различных историях, пение песен, слушание граммофонных рассказов с кратким изложением содержания.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Большое внимание методу проектов уделяли С.Т. Шацкий, В. Петрова, Н.К. Крупская, профессор Б.В. Игнатьев, В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности, учащихся в обучении и будет способствовать непосредственной связи между приобретением знаний и умений и применением их для решения практических задач.  

Однако, как утверждает Е.С. Полат, «решить эти задачи не представлялось возможным в силу отсутствия реальных условий для выполнения при традиционном подходе к образованию, традиционных средствах обучения, в большей степени ориентированных на классно-урочную систему занятий».

Задача школы заключается не столько в содержании образования, сколько в использовании новых технологий обучения.

II.2 Что же означает понятие «технология»?

Технология (от греч. techne – искусство, мастерство, умение) определяется как совокупность приемов и способов получения, обработки и переработки определенных изделий; как научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая такие приемы и способы.  

Технология обучения - это комплексная интегративная система, включающая упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих педагогическое целеопределение, содержательные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение знаний , приобретение профессиональных умений и формирование личностных качеств обучаемых, заданных целями обучения. Как подчеркивает Д.В. Чернилевский,  технология обучения предполагает управления процессом обучения, включает в себя два взаимосвязанных процесса: организацию деятельности учащихся и контроль этой деятельности.

 Далее обратимся к понятию «проектирование» (от лат. projectus – брошенный вперед). Говоря о проектировании, следует заметить, что эта категория не является новой в педагогической теории. В последние десятилетия это понятие появилось в контексте новой программы образования,  предложенной в конце 70-х годов Королевским колледжем искусств Великобритании. Оно тесно связано с проектной культурой, являющейся той общей формой, в которой реализуется искусство планирования, изобретения ,созидания и исполнения и которая определяется как дизайн или проектирование.

Проектирование,  как отмечает Н.П. Сибирская,  представляет собой деятельность по созданию образа будущего, предполагаемого явления. Оно является одним из аспектов творчества человека и основано на планировании, прогнозировании, принятии решений, разработке, научном исследовании.

Проектная работа является источником использования широкого спектра коммуникативных навыков и умений, что дает право учащимся расширять и углублять знания, полученные из разных областей, а также представляет возможность открыто высказываться о вещах, которые действительно имеют большое значение для их собственной жизни. Сплетение языка с действительными нуждами учащегося, когда непосредственная цель действия (его предмет) совпадает с мотивом, потребностью самого ученика поделиться своей мыслью с учителем, является основой коммуникативного подхода при проектном обучении ИЯ.

1. Принцип ситуативной обусловленности.

Учащиеся принимают активное участие в деятельности, имитирующей реальные ситуации. В процессе проекта  организуется совместная  работа учащихся на личностно-значимые темы: “Our House of Tomorrow”, “We are against Violence”, “My Dream family” и т.д.

2. Принцип проблемности.

Данный принцип предусматривает выполнение проекта как решение коммуникативно-познавательных задач различного уровня сложности.

В основе любого проекта лежит проблема, требующая определенных языковых средств со стороны учащихся для ее разработки и решения и имеющая определенную практическую и теоретическую познавательную значимость. Например:

  1. Система школьного образования  в России и странах изучаемых языков.

(Проблема: можно ли построить школу будущего, взяв все положительное, что есть в школьном образовании России, Великобритании, США? Какой вы ее (школу) представляете?).

  1.  Культура России и стран изучаемых языков.

(Проблема: помогает ли знание культуры, традиций, обычаев лучше  понять национальный характер?)

  1. Средства массовой информации.

(Проблема: влияют ли средства массовой информации на формирование нашего мировоззрения?)

  1. Охрана окружающей среды.

(Проблема: как демократическое общество решает проблемы окружающей среды?)

Необходимо отметить, что успешное решение личностно-значимой проблемы предполагает интеграцию знаний  из  других областей. Так, после изучения темы «Образование» (“Education”) учащимся предлагается  составить проект “The schools of tomorrow” «Школы будущего», взяв все положительное, что есть в школьном образовании России, Великобритании, США, Канады, Австралии Новой Зеландии. При этом учащиеся, работая над проектом, воспроизводят в памяти знания из различных областей, полученные на уроках иностранного языка, а также истории, географии и др., что способствует актуализации пройденного материала. С другой стороны, поиск решения практических задач актуализирует необходимость добывания новых знаний, познавательную деятельность учащихся.

Если при традиционном подходе учащимися приходится неоднократно сталкиваться  с трудностями в выполнении заданий, требующих ассоциаций со знаниями, усвоенными ранее, то по проектной методике учащиеся освобождаются в большей части от таких трудностей, так как в процессе разработки проекта  собственная заинтересованность учащегося, его внутренние мотивы, стремление проявить свои творческие способности, заставляющие активно мыслить, рассуждать над проблемой, раскрывает в его памяти необыкновенные речевые ресурсы, которые он использует в новой сложившейся ситуации. В большинстве методических пособий указывается, что  межпредметные связи в проектной работе способствуют развитию у учащихся познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместных действий и умение вести исследовательскую работу.

Таким образом, в основе творческого решения проблемы, как ведущей составляющей проектного обучения,  лежит не только знание ИЯ, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых для решения этой проблемы.  Процесс интеграции при проектном обучении  ИЯ помогает учащимся осознать роль языковых знаний, которые становятся основным средством при успешном овладении иноязычной речевой деятельностью, помогают овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии и смело вступать в межкультурную коммуникацию.

Обозначим основные особенности организации проектной работы в процессе обучения ИЯ.

Необходимыми требованиями к использованию проектной методики при обучении ИЯ являются:

  1. наличие личностно- значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи, требующей интегрированного знания, поиска для ее решения): исследования истории возникновения различных праздников в англоговорящих странах St. Patrick’s Day, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mother’s Day и т.д.; организация путешествий в разные страны; проблема семьи; проблема свободного времени у молодежи; проблема обустройства дома; проблема отношений между поколениями и т.п.;
  2. практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, совместный выпуск газеты, альманаха с репортажем с места событий; программа туристического маршрута; план обустройства дома, парка; планировка и обустройство квартиры и т.д.;
  3. самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;
  4. структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);
  5. использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий (алгоритм проведения проектной деятельности)
  • выдвижение гипотезы их решения;
  • обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);
  • обсуждение способов формирования конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и т.д.);
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

 Далее целесообразным является определение этапов разработки структуры проекта и его проведения.

Технологией осуществления проекта предусмотрено три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На каждом этапе решаются определенные задачи, определяется характер деятельности учащихся и учителя.

Проект – это решение, исследование определенной проблемы, его практическая или теоретическая  реализация. Проектная деятельность учащихся подчинена определенному алгоритму и является сложной, состоящей из нескольких этапов творческой, исследовательской работы. Этим проектная методика отличается от работы над темой, в которой часто достаточно просто усвоить новый материал по теме; от ролевой игры, дискуссии и т.п., в которых роли распределяются в групповой работе для осуществления следующего методического замысла:  лучшего усвоения материала, стимулирования интереса, мотивации познавательной деятельности учащихся. Все указанные методические цели могут присутствовать и при использовании проектной методики, но, кроме всего прочего, ей обязательно присуще исследование проблемы, творческая поисковая деятельность, воплощенная в каком-либо конкретном продукте.

Заключение

Однако работа над проектом содержит определенные трудности. Не всегда учащиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность на ИЯ: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. Неизбежны и языковые ошибки, так как часть дополнительной информации незнакома учащимся и вызывает определенные языковые трудности. Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического и лексического материала должны предшествовать разработке проектов, а сами проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом.

Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения ИЯ, следствием чего является повышения интереса к учебному предмету, исследовательской работе в процессе «добывания знаний» и   их сознательного применения в различных иноязычных речевых ситуациях, а значит, способствует возрастанию коммуникативной компетенции учащихся, развитию их языковой личности, высокой мотивированности обучаемых.

Результативность проектной работы зависит от множества факторов, которые должны отслеживаться учителем при планировании того или иного проекта. Знание основных особенностей типологии проекта является необходимым условием успешной реализации проекта, а значит осуществление продуктивной иноязычной речевой деятельности учащихся в процессе обучения ИЯ.

На протяжении всей педагогической деятельности я активно вовлекаю учащихся  в различные формы внеурочной работы по предмету. Разработала внеклассные мероприятия на тему: «Взгляд на Британию и ее людей» для 8 класса.

В рамках предпрофильной подготовки методическим объединением нашей школы разработана программа «Проблема и решения» для учащихся 9 классов. Я  участвовала в эксперименте школы по раннему изучению иностранного языка, который имел позитивные результаты и позволил перевести школу на раннее преподавание иностранного языка.

На протяжении последних трех лет мои ученики принимали активное участие в проведении недели иностранного языка в нашей школе: участвуют в представлениях и исполняют песни на иностранном языке.

На уроках английского языка я сочетаю различные виды работы, что является важным элементом мотивации учащихся, помогает сохранять их интерес к предмету в течении всего периода обучения. Осуществляю личностно – ориентировочный подход к обучению разноуровневых учащихся, используя возможность рациональнее организовать весь учебный процесс.

Учащиеся не только осуществляют на практике межкультурные связи, но и осознают важность установления межпредметных связей, учатся видеть различные школьные предметы как часть единого процесса обучения. Примером такой работы, являются интегрированные уроки как итог изучения темы или приуроченные к какой-либо дате.

Главными задачами своей педагогической деятельности считаю формирование интереса к самообобщению опыта, наблюдение и совместный педагогический анализ, выделение организационно-методической системы работы, формирование идей опыта. Учитывая все это, я постоянно работаю над своим педагогическим самосовершенствованием.

Так в 2004-2005 учебном году выступила на районном и школьном комплексном объединении с докладом на тему: «Современные технологии в изучении иностранного языка».

В 2007-2008 учебном году провела открытый урок в 6 классе для МО учителей иностранного языка школы на тему: «Мое любимое время года», с использованием метода -  проекта.

В заключении хотелось бы сказать, что конечно, на уроке иностранного языка нельзя использовать метод проектов постоянно, так как есть множество других задач, решать которые нужно при использовании технических средств обучения, ведь именно компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал и соответствует принципам индивидуального обучения.  Именно здесь возникает у ребят настоящая глубокая любовь к предмету. А это главная цель каждого учителя.

Библиографический список

  1. Ангеловски Крсте. Учителя и инновации: Книга для учителей: пер.с
     мадек./ Косте Ангеловски.- М.: Просвещение, 1991.- 159с.
  2. Ариян М.А. Повышение самостоятельности учебного труда  школьников при обучении иностранным языкам / М.А. Ариян // Иностр. Языки в школе. -1999. -№6. -С. 17-22.
  3. Асеев В.Г. Возросшая психологтя: Учеб. Пособие/ В.Г. Асеев. Иркутск:     ИГПИ, 1989. - 190.с.
  4. Байдурова Л.А., ШапошниковаТ.В. Метод проектов при обучении
    учащихся двум иностранным языкам /
     Л.А. Байдурова, Т.В. Шапошникова // Иностр. языка в школе-2002-№1.С.5-11.
  5. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход- основная стратегия  обновления школы/ И.Л// Иностр. языки в школе.-2002.-№2-с.11-15.
  1. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения   иностранным языкам/ И.Л. // Иностр. языки в школе.-2001.-№4.- С-5-8.
  2. Бим И.Л. Основные направления организации обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы/ И.Л. Бим// Иностр.   языкившколе.-2001.-№5 С.7-11.
  3. Бим И.Л., Миролюбов А.А. К проблеме уровня обучаемости иностранным языкам выпускников полной средней школы/ И.Л. Бим, А.А. Миролюбов// Иностр. языки в школе.-1998.-№4.-с. 3-10.
  4. Борисова Е.М. Проект на урок немецкого языка / Е.М. Борисова//Иностр. языки в школе.-1998.-№2. с.27-31.
  5. Бурцева Э.В. Учебный проект как средство мотивации иностранного языка у студентов неязыкового вуза: Автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.02/ Улан-Удэ, 2002.-25с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция учебных дисциплин на основе курса информатики как средство совершенствования методов преподавания и повышения мотивации обучения

Информационные и коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью современного общества. Более того, они представляют собой своеобразную точку отсчета начала новой эпохи -  эпохи информац...

Повышение мотивации обучения иностранному языку посредством суггестивного подхода

Целью данной работы является познакомить с суггестопедическим методом обучения иностранному языку, повышающим уровень мотивации учащихся.в суггестопедическом методе обучения, который представляет собо...

Повышение мотивации изучения английского языка в общеобразовательном учреждении

Каждому учителю приходится сталкиваться с тем, что не все учащиеся проявляют подлинный интерес к изучению предмета, который они преподают. Я постаралась проанализировать мотивы учащихся, исходя из сво...

Театральные постановки как средство повышения мотивации изучения английскому языку.

Мотивация одна – из сложнейших педагогических проблем.  Как преодолеть равнодушное отношение к  изучению английского языка?  В нашей школе работает клуб «EnglishWise», в который входят ...

Занятия в Клубе знатоков английского языка как способ повышения мотивации изучения английского языка

Выступление на педагогическом совете по вопросу повышения уровня мотивации обучающихся....

ПРОЕКТ Оптимальные пути и формы повышения мотивации изучения английского языка на ступени основного общего образования в современных условиях

Страшная это опасность - безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерска...

Интеграция учебных дисциплин на основе курса информатики –одно из средств совершенствования методов преподавания и повышения мотивации обучения

В статьеподнимается вопрос об актуальности интеграции учебных предметов, о пробемах и путях организации процесса интеграции в средней школе....