ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УРОКА, ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
статья по английскому языку

Петрова Альбина Газинуровна

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УРОКА, ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УРОКА, ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»

Петрова А.Г.

учитель английского языка

МАОУ «СОШ №28»

Оглавление

Введение……………………………………………………………………1

Основная часть…….……………………………………………………….1

Заключение………………………………….……………………….……..3

Использованная литература ……………………………………….……..4

Введение

Воспитание - это целенаправленное развитие личности человека. Воспитательный аспект нужно обязательно учитывать при изучении любого предмета и конечно при обучении иностранному языку. Иностранный язык сегодня осознается как фактор социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса нашего общества. Каждый урок иностранного языка – это перекресток культур, это практика межкультурной коммуникации. В связи с этим, нельзя недооценивать роль иностранного языка как общеобразовательного предмета, служащего развитию личности, в том числе ее профессиональному становлению, поэтому важно учитывать воспитательный аспект при обучении иностранному языку.  

Иностранный язык представляет нам огромное количество средств, с помощью которых мы сумеем создать не только образованного человека, следовательно, мы сможем воспитать личность, обладающую высокой системой общечеловеческих ценностей, новым мышлением и реалистичным взглядом на современный мир.

Основная часть

Воспитательный потенциал изучения иностранного языка огромен. Воспитательный потенциал предполагает формирование у учащихся мировоззрения, идейной убежденности, патриотизма, нравственности, ответственности за себя и происходящее вокруг, а также эстетическое и духовное развитие личности. Значимость английского языка как учебного предмета состоит в том, что в ходе обучения изучению подлежат разнообразные темы, затрагивающие всевозможные стороны жизнедеятельности человека. Процесс овладения английским языком выступает в качестве мощного механизма личностного развития учеников.

В ходе изучения иностранного языка формируется воспитательный потенциал, который заключается в следующем:

1. развитие психики личности в целом (мышления, памяти, чувств, воображения);

2. формирование мировоззрения (системы взглядов и убеждений);

3. формирование черт характера (настойчивости, трудолюбия, целеустремленности, любознательности, активности);

4. усвоение общепринятых норм поведения (культуры общения, вежливости, выдержанности, дисциплины, такта);

5. развитие этических взглядов (уважения и интересов к культуре и народу страны изучаемого языка)

6. развитие различных склонностей и способностей, нужных нашему обществу;

7. развитие потребностей в дальнейшем самообразовании (практическом использовании языка в различных сферах деятельности)

Воспитательные возможности заключены в содержании используемых материалов, в методической системе обучения, в личности учителя и его поведении. На своих уроках я стараюсь организовать воспитательный процесс исходя из целей и задач воспитания: подбираю интересное содержание, включаю в уроки активные формы работы, такие как дискуссии, проекты, исследовательскую деятельность, направленных на формирование воспитательного потенциала. В своей работе я использую различные формы обучения, тем самым, мотивируя ребенка к получению знаний. Одной из таких форм является игровая деятельность, которая нацелена на раскрытие творческого, умственного, а также физического потенциала учащихся. Это делает занятие более интересным и запоминающимся. Игровая деятельность на уроке иностранного языка не только организует процесс общения на этом языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации, развивает познавательные интересы.

Процесс овладения иноязычной речью проходит гораздо эффективнее при коллективном обучении: в парах, в группах, в командах. Отношения между учащимися в группе всецело отвечают принципам коллективности. Это воспитывает в детях такие качества как инициативность, ответственность, организованность. Это позволяет им проявить и свои лидерские качества.

При изучении иностранного языка затрагиваются все наиболее важные аспекты жизни человека:

  • Моя семья;
  • Мой дом;
  • Повседневная жизнь;
  • Внешность и характеристика человека;
  • Здоровый образ жизни;
  • Образование;
  • Современный мир профессий;
  • Молодежь в современном обществе;
  • Покупки;
  • Путешествия;
  • Проблемы экологии;
  • Современные технологии;
  • Родная страна и страны изучаемого языка;
  • Выдающиеся люди.

Все эти темы представлены в УМК «Английский в фокусе». Именно поэтому урок иностранного языка имеет огромный воспитательный ресурс.

Если посмотреть на содержание материала, которое включено в программу и используется на уроках, можно сказать, что существует очень много заданий социокультурной направленности, которые знакомят школьников с образцами речевого этикета, рассказывают о том, как принято вести себя в той или иной ситуации в стране изучаемого языка. Ученики разыгрывают диалоги и одновременно с этим приобретают важные социальные умения. Уже начиная изучать английский язык, первое чему учатся дети- это диалог-знакомство, который способствует развитию вежливости, учит детей говорить друг другу хорошие, приятные слова. Например, работая по теме «Моя семья» во 2 классе, учащиеся изучают родословную своей семьи, а затем представляют проект семейного древа. Составляя родословную, школьники учатся любить, ценить и уважать своих близких и родных. Эта работа даёт большой воспитательный эффект, воспитываются духовные и нравственные качества личности. При изучении данной темы идёт формирование осознанности младших школьников частью своей семьи, её традиций, устоев и обычаев.

 В процессе изучения темы «Распорядок дня» в 3 классе, ребятам предлагается подумать над здоровым образом жизни, тем самым формируется мировоззрение ученика, его нравственный облик, представление о правильном, хорошо спланированном дне.

На уроках английского языка и во внеурочной деятельности идет интеграция самых разнообразных сведений из различных сфер деятельности человека, что создает благоприятные предпосылки для расширения общеобразовательного кругозора учеников. Это рассказы о жизни выдающихся деятелей науки и культуры, о природе, о родном крае, музеях, музыке. Работая с разделами Spotlight on Britain, Spotlight on Russia в конце каждого модуля учебника можно найти тексты, знакомящие школьников с традициями и культурными особенностями англоязычных стран и России. Ученики не только получают возможность сравнить, найти общее или различное в той или иной сфере жизни в разных культурах, выполняя домашнее задание, они ищут дополнительную информацию о знаменитостях, памятных местах, традициях родного города. Такие упражнения учат уважать чужую культуру, но вместе с тем воспитывают интерес к собственным традициям, чувство гордости за свою страну.

В старших классах мы касаемся таких насущных проблем и интересов подростков, как современная музыка и кино, электронные гаджеты и устройства, проблемы молодёжи и подростков, а также и более серьёзные темы, касающиеся общечеловеческих проблем, таких как защита окружающей среды, сохранение исчезающих видов животных. Эти темы вызывают живой интерес у школьников в жизни, поэтому они с удовольствием обсуждают их и на уроках английского языка, которые заставляют подростков задуматься об окружающем мире, что закладывает основы формирования экологического сознания школьников. Таким образом, характерной особенностью уроков английского языка можно считать воспитательную ценность учебного материала.

Воспитание и обучение идут рука об руку. Когда мы организуем образовательный процесс, важно помнить о том, что во время урока или во внеурочной работе, основной целью является не только получение различного рода знаний, но и всестороннее развитие обучающегося.

Заключение

Иностранный язык как учебная дисциплина имеет огромный воспитательный потенциал, который необходимо использовать сегодня для решения многих воспитательных задач: приобщение школьников к осознанию культурного наследия своего народа и народа других стран, поддержание стремления учащихся к осуществлению межличностного общения, положительное отношение к другому языку, культуре другого народа, потребность пользоваться им как средством общения способствуют приобщению учащихся к общечеловеческим ценностям и культуре поведения. Знакомство с правилами поведения должно побуждать школьников задуматься над своим поведением, стремиться к самовоспитанию и вести себя так, как бы он хотел, чтобы окружающие вели себя по отношении к нему: быть вежливым, приветливым, доброжелательным.

Таким образом, урок иностранного языка - это мощный механизм личностного развития ученика через реализацию его воспитательного потенциала.

        

Список литературы

  1. Евдокимова М.И. Воспитательный потенциал урока иностранного языка., 2020г.
  2. Филиппов В. И. «Реализация воспитательного потенциала учебника иностранного языка».,2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитательный потенциал биологии и экологии в дополнительном образовании"

В статье описаны основные направления деятельности детского объединения "Юный эколог"...

Направленность образовательной деятельности учреждений дополнительного образования на развитие творческого потенциала личности

В статье автором подчеркивается идея, что  в решении задач развития духовно-нравственных качеств личности, дальнейшего становления экономики, обращенной к человеку, появления масштабных творчески...

Дополнительное образование как фактор успешной социализации детей с ОВЗ и гармонично развитой личности.

Социально-позитивная деятельность  обучающихся с ОВЗ в системе дополнительного образования детей, в первую очередь, ориентирована на создание ситуации успеха для воспитанника, имеющего ограниченн...

Статья "Влияние занятий по хореографии на формирование эстетической культуры и социализации личности ребенка в условиях дополнительного образования"

В данной статье анализируется как влияют занятия по хореографии на формирование эстетической культуры и социализации личности ребенка в условиях дополнительного образования....

«Дополнительное образование как фактор успешной социализации детей с ОВЗ и гармонично развитой личности»

Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в образовательном учрежден...

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в системе дополнительного образования

В статье говорится об использовании здоровьесберегающих технологий на занятиях в детских объединениях дополнительного образования технической направленности.  Будет полезна руководителям объедине...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Подвижные игры на уроках физической культуры являются одним из наиболее универсальных средств для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач....