«Дополнительное образование как фактор успешной социализации детей с ОВЗ и гармонично развитой личности»
методическая разработка
Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в образовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.
Образовательное учреждение является основным институтом социализации ребенка.
В этих условиях учреждения дополнительного образования должно быть адаптивным к потребностям и возможностям особой части своего контингента – детям с ОВЗ.
Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими–либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. По мнению кандидата педагогических наук, Татьяны Викторовны Егоровой - дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Недостаток нарушение могут устраняться (полностью или частично) медицинскими и (или) психолого-педагогическими, социальными средствами или уменьшаться в своем проявлении.
В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_metodist20_god_2.docx | 44.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение.
«Дополнительное образование как фактор успешной социализации детей с ОВЗ и гармонично развитой личности»
Пихиенко Ольга Юрьевна, методист МБУ ДО «Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района.
Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!
Калиман Наталья Адамовна
Актуальность.
Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.
Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в образовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.
Образовательное учреждение является основным институтом социализации ребенка.
В этих условиях учреждения дополнительного образования должно быть адаптивным к потребностям и возможностям особой части своего контингента – детям с ОВЗ.
Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими–либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. По мнению кандидата педагогических наук, Татьяны Викторовны Егоровой - дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Недостаток нарушение могут устраняться (полностью или частично) медицинскими и (или) психолого-педагогическими, социальными средствами или уменьшаться в своем проявлении.
В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации».
Поэтому, работая в системе дополнительного образования в должности методиста, я выбрала для обобщения опыта тему «Дополнительное образование как фактор успешной социализации детей с ОВЗ и гармонично развитой личности».
Социально-позитивная деятельность обучающихся с ОВЗ в системе дополнительного образования детей, в первую очередь, ориентирована на создание ситуации успеха для воспитанника, имеющего ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). В самом деле, обучение и воспитания такого ребенка во многом затрудняется по причине того, что с ранних лет он воспринимает окружающий мир в большей степени как агрессивную, враждебную среду, что порождает его стремление «спрятаться», уйти в сторону. Преодолеть такую «защиту» даже опытному педагогу бывает крайне непросто.
Занятия вместе со здоровыми детьми и их родителями помогут развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации и развитию творческих возможностей.
Основная идея.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.
Обучающиеся, которые по состоянию здоровья, не могут обучаться в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждения и учреждения коррекционного типа (в связи с отсутствием на территории Рузаевского муниципального района) на базе МБУ ДО «Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района семь лет назад была разработана и успешно защищена авторская Комплексная дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Надежда». Авторы программы: Дёрина А.В.- зам. директора по УВР Центра и педагог дополнительного образования - Пихиенко О.Ю.
На базе Центра набрана группа детей с ОВЗ «Надежда», которой руководили педагоги Центра. Формирование контингента детей осуществлялось в сотрудничестве с Центральной районной больницей. Прием на обучение по образовательной программе осуществлялось на основе личного заявления родителей, занятия проводились в первой половине дня в присутствии родителей. Причиной отказа в приеме может служить отсутствие вакантных мест и противопоказания медицинских работников.
В Центре для детей с ОВЗ созданы все необходимые условия для развития личности. К формам занятий, применяемым в работе с детьми данной категории, относятся интегрированные формы, индивидуальные встречи, групповые специализированные занятии. Также обеспечивалась психологическая поддержка членов семьи. Для формирования духовно-нравственного мировоззрения осуществлялось тесное сотрудничество с настоятелем Храма Николая Чудотворца о. Григорием (проведение праздников, бесед, оказание спонсорской помощи)
Особенностью комплексной дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда» заключается в постоянном заинтересованном и ответственном диалоге с семьей. Родители получают информацию от меня, рекомендации, пожелания. Групповые и индивидуальные консультации для родителей значительно повышают эффективность образовательной и воспитательной деятельности.
Цель программы – создание условий для социализации детей с отклонениями в развитии, адаптация к жизни, интеграция в общество и формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка.
Задачи:
- обеспечить индивидуальный подход к воспитанию и обучению ребенка с отклонением в развитии с учетом особенностей конкретных нарушений, в соответствии с рекомендациями специалистов;
- коррекция нарушенных функций, недостатков эмоционального и личностного развития;
- создание ситуации успеха в учебной деятельности, формирующей чувство удовлетворенности, уверенности в себе и радости обучающегося;
- стимулирования познавательного интереса многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, занимательными упражнениями
Программа состоит из четырех блоков: двух обучающих, одного развивающего и досугового. Обучающий блок включает совокупность образовательных областей, которые нашли свое отражение в подпрограммах: «Я открываю мир», «Учимся говорить». Развивающий блок представлен подпрограммой: «Растем здоровыми». Досуговый блок включает в себя перечень мероприятий и занятий, организацию досуга обучающихся путем вовлечения их в массовые мероприятия различного уровня.
Теоретическая база опыта.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Примерные требования к программам ДОД (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844)
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008);
- Постановление об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей;
-Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666;
- "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" СанПиН 2.4.1.3049-13.
Комплексная дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Надежда» составлена на основании программ: Дмитриева Т.П., Сабельниквоа С.И., Хотылева Т.Ю. «Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ в начальной школе», Москва, 2012 г., «Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ОВЗ», Хабаровский МР, 2013 г., «Индивидуально ориентировочная коррекционно-развивающая программа обучения на дому «Особый ребенок», автор – педагог-психолог МОУ «Темниковская средняя общеобразовательная школа №1» Темниковского муниципального района Бондарчук С.В., «Человек и его здоровье» О. Ю. Пихиенко; программа по дошкольному воспитанию кафедры коррекционной педагогики и специальных методик МГПИ им. М. Е. Евсевьева.
Принципы и подходы к формированию программы.
- Принцип гуманизма – признания самоценности личности.
- Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
-Принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).
- Принцип природосообразности, который предполагает, что определять содержание, выбирать формы, средства образования, стиль взаимодействия с каждым ребенком необходимо на основе целостного знания о ребенке (его физиологических, психических особенностей, состояния физического здоровья, социально-нравственных представлений).
- Принцип дифференциации, который позволяет организовать воспитание и обучение детей по уровню развития, состоянию здоровья (физического, психического), возрастным особенностям, интересам и творческому потенциалу.
- Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
- Принцип культуросообразности, который реализуется в ходе воспитания детей, как на общечеловеческих культурных ценностях, так и на ценностях, присущих региональной культуре и данному социуму.
- Принцип разумного «минимума» (соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, что позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»).
- Принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Новизна.
В современном обществе родителям не всегда удается уделять достаточно времени своим детям. Поэтому программой предусмотрено привлечение родителей к событиям в жизни детей.
Участие в мероприятиях (экскурсиях, конкурсах, походах выходного дня) родителей вместе с детьми, способствует формированию общих интересов, пробуждает эмоциональную и духовную близость, что приводит, в конечном итоге, к положительному результату. Совместные с обучающимися родительские собрания, выставки поделок, творческих работ позволяют продемонстрировать успехи воспитанников в дополнительном образовании. Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может его огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание может привести к развитию пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию, к своим возможностям. В зависимости от реакции и поведения родителей ребенок будет рассматривать себя или как человека с ограниченными возможностями, или наоборот, как человека, вполне способного достичь определенных успехов. Родители не должны стыдиться болезни своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя, в свое одиночество. Работа с родителями строится через индивидуальные беседы, консультации, совместную деятельность.
На каждом возрастном этапе педагоги решают разные задачи развития и их роль должна гибко меняться. В одних случаях задачи программы будут решены успешнее только с помощью взрослого – прямое обучение. В других педагог создаёт специальную среду и ситуации для познавательной активности ребенка, организует его познавательно - исследовательскую деятельность. Комплексная дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Надежда» связана с такими образовательными областями как: «Физическая культура», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество»
Детям с ОВЗ часто свойственна эмоциональная неуравновешенность. Она может выражаться не только в резкой смене и неадекватности реакций, но и в неловких беспокойных движениях, прерывистой речи и т.п. Чтобы помочь таким детям, проводятся игровые упражнения, направленные на достижение мышечного расслабления.
Иногда ребенок ленится, по этой причине отказывается от выполнения задания со словами «Я не знаю, я не умею». В то же время при участии взрослых ему под силу сделать то, что ему предложено. Наша совместная задача: сделать обучение интересным, радостным и вместе с этим развивающим.
При общении с детьми, имеющими трудности в обучении, особое внимание обращается на качество речи педагога, поскольку от этого зависит качество восприятия учебного материала детьми. Речь должна быть небыстрая, размеренная, состоящая из коротких и ясных по смыслу предложений, эмоционально выразительной. Мастерство педагога состоит в том, чтобы научиться обыгрывать всевозможные отклонения от запланированного занятия и инциденты, не нарушая технической последовательности, делать эти отклонения, элементами занятия, включая их в развитие темы, но никогда не делать их причиной замечаний ребенка.
Опыт свидетельствует: в первый год обучения небольшая часть детей смогла активно участвовать в мероприятиях, большинство – только вместе с родителями; конечно, некоторые испытывали трудности при общении со сверстниками в ходе проведения праздничных игр и упражнений, они отказывались от взаимодействия. В Центре с детьми проводятся различные мероприятия, занятия и праздники: «Откуда к нам приходит хлеб», «Где прячется здоровье?», «День птиц»,«Праздник Светлой Пасхи» - этот праздник способствовал сплочению коллектива родителей, воспитанников и педагогов, способствовал социальному развитию детей с ОВЗ и их включению в коллектив.
К концу второго года обучения практически все активно участвовали в праздниках, и лишь некоторые обращались к помощи педагога или родителей.
Опыт работы с детьми с ОВЗ показал: организация праздников и мероприятий является важным средством эмоционального и познавательного развития детей, оказывает положительное влияние на формирование умения взаимодействовать со сверстниками, способствует социальному развитию детей и их включению в детский коллектив.
2. Технология опыта.
Программа скорректирована с учетом интеллектуальных, физических возможностей ребёнка, мною разработаны дидактическое и методическое сопровождение программы, что особенно важно в работе детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ребенку необходимо осознать свои возможности и определиться: «это я делаю, это я могу», а также принять помощь взрослого человека в саморазвитии и самообразовании.
Ребёнок не ограничен во времени, он в своем темпе может усваивать материал в соответствии со своим уровнем развития и природообразующими способностями.
Работа с ребенком строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком уровне развития он находится.
Большое значение отводится разнообразию форм и приемов, используемых на занятиях, ввожу новые для ребенка виды и объекты деятельности.
Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей обучающихся и степени выраженности дефекта. Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-, изотерапии), системности и преемственности.
Индивидуальное занятие строится следующим образом:
I. Разминка: психологический настрой на занятие.
II. Пальчиковая гимнастика: работа с орехами, карандашами, пуговицами, зернами, пальчиковые игры.
III. Дыхательная гимнастика: надувание мыльных пузырей, мини-этюды «Насос и шар» и т. д.
IV. Индивидуальная работа.
V. Прощание.
Каждое занятие должно давать ребенку радость, веру в свои силы, поэтому недопустима жестокая регламентация деятельности детей, эмоциональное и волевое подчинение их взрослому. Для того чтобы ребенок нормально развивался в социальном плане, обучение должно быть максимально гуманизированно.
Формы методы проведения занятий:
Формы:
- занятия;
- экскурсии;
- наблюдения;
- дидактические игры;
- чтение специальной литературы;
- сюжетно-ролевые игры;
- простейшие физиологические опыты;
- моделирование;
- самостоятельное наблюдение;
- викторины,
- творческая и практическая деятельность.
Методы:
- педагогическое наблюдение;
- оценка образовательно-творческой деятельности воспитанников;
- беседы, опросы;
- привлечение родителей к совместной работе с детьми.
Интегрированный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.
На каждом возрастном этапе педагоги решают разные задачи развития и их роль должна гибко меняться. В одних случаях задачи программы будут решены успешнее только с помощью взрослого – прямое обучение. В других педагог создаю специальную среду и ситуации для познавательной активности ребенка, организую его познавательно- исследовательскую деятельность.
Методологическая позиция обуславливает чрезвычайно бережное отношение к ребенку как саморазвивающейся личности, уважение к его индивидуальности, принятие его таким, каков он есть. При этом меняется и позиция педагога: он теперь не транслятор знаний, которые ему требуется вложить в память детей, а помощник, проводник каждого ребенка в саморазвитии и самовоспитании личности.
3. Результативность опыта.
Комплексная дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Надежда» апробирована на базе МБУ «ДО «ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района и работает на протяжении 7 лет. Результаты диагностической работы указывают на то, что в процессе обучения ребенка по данной программе наблюдается значительная положительная динамика в развитии и усвоении программного материала.
Учитывая специфику речевого развития, обусловленную интеллектуальным дефектом, чрезвычайно важно создавать специальные условия, способствующие более полному овладению обучающимися с дефектами способами речевого общения, развитию понимания речи, обогащению словарного запаса и грамматического строя речи. Следует также проводить специальную работу по коррекции недостатков произношения, нарушений голоса.
В ходе реализации Комплексной дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда» создаются условия для социализации детей с отклонениями в развитии, адаптации к жизни, интеграции в общество и формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка.
Положительная динамика развития ребенка, прогресс в освоении, комплексной дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда», формирование социальной компетентности – важнейшие показатели нашей эффективной работы.
Результатом успешной социализации детей с ОВЗ и гармонично развитой личности, становится не только их активное участие, но и победы в Международных, во Всероссийских, Республиканских, муниципальных и учрежденческих конкурсах:
1. Экологическая акция по развешиванию скворечников» - участие;
2. Фестиваль - конкурс детского и юношеского творчества «Юнитэр зажигает звёзды» - участие;
3. Квест- Фестиваль «В содружестве с природой» - участие;
4.Праздничный концерт посвящённый Дню Матери - участие;
5.Муниципальный этап республиканского конкурса «В свете ёлочных огней» - победитель.
6. Муниципальный конкурс «День птиц» - участие;
7. VI муниципальная научно- практическая конференция школьников «МОЙ ДОМ, МОЯ СЕМЬЯ, МОЯ РЕСПУБЛИКА»- призёр;
8.Муниципальный этап республиканского конкурса: «Птичий дом» посвящённого празднованию Всемирного дня птиц- 3 место;
9.Республиканская орнитологическая научно-практическая конференция- победитель;
10.Республиканский конкурс «Стиль жизни-здоровье» - участие;
11.Республиканский фестиваль детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Таланты и поклонники»- 3 место;
12.Республиканский конкурс детско-юношеского творчества по противопожарной безопасности «Неопалимая купина»- 2 диплома за участие;
13.Восьмая Республиканская орнитологическая научно-практическая конференция-3 место;
14.Республиканский конкурс «Защитим лес» - призёр;
15. Всероссийский конкурс «Стиль жизни-здоровье» - участие;
16. Всероссийский детский экологический форум «Зеленая планета» - дипломы Лауреатов-9 участников;
17. Межрегиональный конкурс по эколого-этнографическому проекту «Дерево Земли, на которой я живу» - победитель.
18. 8 и 9 Международный творческий фестиваль детей с ОВЗ «Шаг навстречу»-3 участника, 1 победитель.
19.9 Международный детский фестиваль «Подводный мир глазами детей»- диплом участника.
Приобретая опыт работы с детьми с ОВЗ, я прихожу к такому выводу: больший результат даёт не столько объём проделанной работы, сколько тонкий, грамотно выстроенный подход к ней, который как раз и гарантирует эффективность приложенных усилий. В специальной литературе, в сознании некоторых педагогов существует такое выражение: «другой мир особого ребёнка». На современном этапе развития общества и системы образования важно понять и принять необходимость включения всех детей в образовательное пространство. Реализация возможности полноценно проживать каждый день жизненного пути - это показатель успешности реализации инклюзивного обучения и воспитания детей с ОВЗ.
4. Список литературы.
1.CD-ROM. Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС как средство социальной адаптации. ФГОС. - Москва: Гостехиздат, 2015. - 604 c.
2. Александра, Юрьевна Юсупова Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Александра Юрьевна Юсупова. - М.: Владос, 2015. - 306 c.
3. Возняк, И.В. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс / И.В. Возняк. - М.: Учитель, 2015. - 427 c.
4. Гончарова, В.Г. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования. Монография / В.Г. Гончарова. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 343 c.
6. Дубровская, Т. А. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебное пособие / Т.А. Дубровская, М.В. Воронцова, В.С. Кукушин. - М.: РГСУ, 2014. - 364 c.
7. Евтушенко, Е.В. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья / Е.В. Евтушенко. - М.: Национальный книжный центр, 2019. - 816 c.
8. Елена, Орлова Дети с ограниченными возможностями здоровья / Орлова Елена , Валерий Дюков und Игорь Семенов. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 404 c.
9. Ефимов, О. Аутизм дружбе не помеха. Книга о социальной адаптации детей с аутизмом / О. Ефимов. - М.: Диля, 2015. - 208 c.
10. Ефимов, О. И. Аутизм дружбе не помеха Книга о социальной адаптации детей с аутизмом / О.И. Ефимов. - М.: Диля, 2015. - 512 c.
11. Журнал учета воспитанников с ограниченными возможностями здоровья: моногр. . - М.: Учитель, 2017. - 788 c.
12. Завражин, С.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями / С.А. Завражин. - М.: Академический проект, 2018. - 498 c.
13. Иванова, Е.В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.В. Иванова. - М.: Национальный книжный центр, 2017. - 962 c.
14. Карасева, Е. Г. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Е.Г. Карасева. - М.: Русское слово - учебник, 2014. - 840 c.
15. Карасёва, Е.Г. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. ФГОС / Е.Г. Карасёва. - М.: Русское слово, 2018. - 527 c.
16. Кукушин, Вадим Сергеевич Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями. Учебное пособие. Гриф УМО вузов России / Кукушин Вадим Сергеевич. - М.: Российский государственный социальный университет (РГСУ), 2014. - 997 c.
17. Леонгард, Э. И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие / Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е.А. Иванова. - М.: МГППУ, 2018. - 278 c.
18. Малофеев, Н.Н. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. ФГОС / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2015. - 382 c.
Интернет-ресурсы:
4. https://multiurok.ru/files/mietodichieskiie-riekomiendatsii-osobiennosti-uchi.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья"Единство общего и дополнительного образования как фактор повышения познавательной культуры школьника"
В наше время очень остро стоит проблема формирования духовного мира человека, возрождение и освоение школьниками культурных традиций России. Безусловно, каждая образовательная область вносит сво...
Эссе «Дополнительное образование, как фактор профориентации обучающихся»
Эссе «Дополнительное образование, как фактор профориентации обучающихся»...
ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ (ГЕОГРАФИЯ И ТУРИЗМ)
В данной статье рассматривается взаимодействие общего и дополнительного образования как фактор формирования УУД учащихся на уроках географии и занятий туризмом. Также представлена технологическая карт...
Аттестационная работа "Формирование бренда учреждения дополнительного образования как фактор повышения конкурентоспособности"
Изменение социально-экономического устройства нашего общества, становление рыночных отношений, определили новые подходы к образованию и его субъектам. Сегодня образовательное учреждение рассматриваютс...
Выступление на Городском семинаре «Сетевое взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования как фактор всестороннего развития личности ребёнка»
Материалы Городского семинара...
Дополнительное образование как фактор успешной социализации детей с ОВЗ и гармонично развитой личности.
Социально-позитивная деятельность обучающихся с ОВЗ в системе дополнительного образования детей, в первую очередь, ориентирована на создание ситуации успеха для воспитанника, имеющего ограниченн...
Дополнительное образование, как фактор профориентации обучающихся
Проблема профессионального самоопределения всегда являлась важной как для каждого конкретного человека, так и для всего общества в целом. Только работа в соответствии со своими способностя...