Статья "Влияние занятий по хореографии на формирование эстетической культуры и социализации личности ребенка в условиях дополнительного образования"
статья

Фесенко Елена Владимировна

В данной статье анализируется как влияют занятия по хореографии на формирование эстетической культуры и социализации личности ребенка в условиях дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fesenko_e.v._mityaeva_v.s._statya.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

"ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ХОРЕОГРАФИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Фесенко Е.В.,

педагог дополнительного образования

Митяева В.С.,

педагог дополнительного образования

МБУДО «Дворец детского (юношеского) творчества «Юный губкинец»

Осознавая настоящее, прогнозируя будущее, отвечая запросам нового поколения, чтобы воспитывать достойную личность!

Качур А.А.

Что хочет современный ребенок? Заниматься любимым делом; достичь совершенства в избранном виде деятельности для одобрения или восхищения ближайшего окружения; стать в дальнейшем известным. Что хочет современный родитель для своего ребенка? Воспитать гармонично развитую, культурную, самодостаточную личность, адекватную изменяющимся требованиям жизни; сохранить здоровье ребенка, повысить его функциональные, физические, психологические способности; вырастить хорошего человека.

Что хочет педагог дополнительного образования? Сохранить целостность и индивидуальность ребенка в процессе его развития; помочь раскрыть его как личность, его талант, подготовить к дальнейшей жизни; сплотить всех членов семьи в век глобализации вокруг самого главного – своего ребенка.

Во второй половине 20 века выдающимся психологом Л.С. Выготским была исследована история развития личности ребенка, деятельность, выполняемая им. Его исследования доказали, что в каждом ребенке заложены задатки творчества с рождения. По его мнению: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или неизвестным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».

Человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Искусство танца раскрывает духовный мир ребенка и воспитывает всесторонне и гармонически развитую личность. В творчестве человек как бы раздваивается, одновременно оставаясь самим собой и становясь другим. В таких случаях в структуре личности пересекаются различные виды идентификации – идентификация с собой как человеком и идентификация с ролью в танце. Формирование идентичности является динамическим процессом развития представлений о себе. Это обстоятельство не может не накладывать отпечатка на процесс социализации.Хореографическое искусство способствует более успешной социализации личности, так как развивается творческий потенциал человека, его личностные качества, а также тяга к прекрасному, потребность в общении, хранении и передаче опыта, человек приобщается к знаниям и культурному наследию, активизируется объединение людей, развитие у них чувства общности, также хореография является стимулом для саморазвития личности и развития ее творческой активности. Хореография является синтетическим видом искусства, прошедшим в процессе своего культурно-исторического развития ряд этапов - от народной к профессиональной и самодеятельной (любительской).Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, педагог-хореограф имеет возможность проводить большую воспитательную и образовательную работу. Дополнительное образование - это важное звено в системе образования так как именно здесь имеются наиболее оптимальные возможности для формирования юного гражданина, его социализации, развития творческих способностей и приобщения к миру прекрасного.Социализация в дополнительном образовании направлена на социальную подготовку детей и отражает многообразие направлений предметно-практических занятий, связанных с правом выбора.

Одной из приоритетных задач воспитания является всестороннее гармоническое развитие личности ребенка. Оно базируется на потребности ребенка в творчестве, умении творить по законам красоты, и неразрывно связана с формированием мировоззрения, а также с воспитанием его нравственных норм. Хореографическое искусство всецело способно выполнить эти функции, благодаря которым дети приобретаютэстетическую и танцевальную культуру.

В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Занятия по танцу способствуют эстетическому воспитанию детей, оказывают благоприятное воздействие на их физическое развитие, содействуют росту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что хореографическое искусство хранит в себе богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач.

В настоящее время особое внимание сосредоточено на роли эстетической культуры в сфере жизнедеятельности человека, так как именно она углубляет представления человека не только о процессах бытия, но и о собственном отношении и причастности к нему. Эстетическая культура, раскрывает синкретичность человека и природы, человека и общества, координирует взаимоотношения людей, а также способствует раскрытию творческих потенций. [3, с. 99] Стоит отметить, что эстетическая культура в отличие от биологических свойств не может передаваться по наследству, а способна приобретаться в процессе воспитания, и потому - она является необходимым условием формирования личности. И здесь, в формировании эстетической культуры и социализации личности ребенка, важную роль играет дополнительное образование.

В ряду искусств, представляющих мощное средство формирования эстетической культуры личности, танцы занимают особое место. Танцевальное искусство обладает возможностью порождения множества мыслей, чувств и настроений, побуждения к тем или иным действиям, является средством духовного обогащения человека, способствуя его культурному становлению. В последние годы все больше детей, начиная с дошкольного возраста, увлекаются хореографией [1, с. 58].

Хореография - это мир красоты движения, световых красок, костюмов, звуков, то есть мир волшебного искусства. Занятия по хореографии воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения.

Духовное содержание танцевального искусства оказывает сильнейшее воздействие на эмоциональный мир современного человека, оно способно возбуждать и формировать эстетические чувства, вкусы, развивать творческий потенциал. Эстетическая культура человека, занимающегося танцами, основывается на наслаждении свободой и легкостью движений, на радости преодоления трудностей, на ощущении гармоничности тактических замыслов, на праздничности и художественной выразительности.

Выполнение танцевальных движений под музыку воспитывает в детях разнообразные эстетические качества: музыкальность, ритмичность, пластичность, красоту движений, мимики, выразительности. Кроме того, занятия в группе воспитывают необходимые нравственные качества личности, такие как: ответственность, культура общения, взаимопомощь, манера поведения, коллективизм.

Воспитательная работа в танцевальном коллективе – несомненно, очень трудоёмкий и многогранный процесс. Он связан с реализацией образовательной программы, включающей различные направления. Каждое направление в практике педагога-хореографа имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности и принципы реализации. Без их освоения, критического анализа невозможна эффективная организация не только учебной деятельности, образовательно-репетиционной, художественно-творческой, но и обеспечение педагогического процесса в целом.

Культура поведения является неотъемлемой составной частью культуры человеческого общества. Особое место в воспитании культуры учащихся занимает этикет.

Поэтому, одним из перспективных пунктов воспитания на занятиях по хореографии является изучение основ этикета. Радостно видеть, что дети из хореографического объединения никогда не пройдут впереди старшего, мальчики подадут руку при выходе из автобуса, сумки и портфели девочек - в руках у мальчиков. Внимание и забота о других -необходимое качество в характере детей, и занятия хореографией решают эти задачи.[5, с.35]

Хореографический коллектив способствует устранению возникающих проблем у детей: снимает отрицательные факторы (закомплексованность в походке, движении), бережет ребенка от нездорового соперничества, воспитывает ответственность, что является важной задачей в воспитании детей. Педагог должен научить детей способности сопереживать чужой беде, умению защищать, возможно, вопреки всему коллективу, активно воспитывать порядочность, долг и честь в человеческих отношениях, независимо от изменений их суждений и позиций.

Таким образом, можно констатировать, что занятия хореографией в системе дополнительного образования имеют весомое значение в целом и для физического развития детей. Они начинают легко, непринужденно и грациозно двигаться, приобретают грацию и непревзойденную осанку, избавляются от физических недостатков: лишний вес, «косолапость», сутулость. В результате активного эмоционального знакомства с хореографией, у детей формируется художественный вкус, они начинают видеть и воспринимать «прекрасное» как в искусстве, так и в жизни. Дети начинают демонстрировать эстетику поведения в быту и это становятся для них нормой поведения.

Обучение и воспитание должно проходить так, чтобы ребенок чувствовал себя искателем и открывателем знаний. Только при таком условии рутинная, однообразная, порой утомительная, и напряженная работа восполняется яркими красками и радостными чувствами. Каждый тренировочный день, каждое хореографическое занятие, репетиция или концерт изменяют интересы, возможности и способности детей в лучшую сторону.

Список литературы:

  1. Бутенко Н.В. Методико-технологическое сопровождение художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. – 2016. – C. 58-59
  2.  Мещерякова С.Ю., Ганошенко Н. И. Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности // Игры и занятия с детьми 1-3 лет. – 2008. – С. 11
  3. Нагорная Л.А. Художественно-эстетическое развитие в ДОУ // Приоритетные направления развития науки и образования. - 2014. - № 3 (3). - С. 98-100
  4. Подласый И.П. Педагогоика: Новый курс: учеб.для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.: ил.
  5. Хореографическое искусство. Справочник. –М.: Искусство. –2015. с ил.
  6. Черенкова Е.Ф. Уроки этикета и вежливости для детей. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик». ООО Издательство «Дом. XXI век», 2008. – 188с. – (серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация личности ребенка в условиях общеобразовательной школы

Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого- педагогические условия через содержание учебных предметов и ад...

Роль ансамблевой игры в формировании всесторонне развитой личности ребенка в учреждениях дополнительного образования

В статье рассматривается значение ансамблевой игры в развитии и формировании творческой,всесторонне развитой личности ребенка ....

Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях дополнительного образования детей.

В настоящее время вопрос воспитания социокультурной толерантности личности ребенка чрезвычайно злободневен, в том числе и в условиях дополнительного образования детей: сейчас все больше людей признают...

Создание условий для успешной социализации личности ребенка в условиях УДОД

Данная презентация содержит материализ опыта работы  по актуальной в настоящее время теме - процесс социализации личности ребенка в условиях образовательного учреждения (в частности, учреждения д...

Социально-креативное развитие ребенка в условиях дополнительного образования

Статья для дополнительного образования художественной направленности....

«Развитие социальной креативности ребенка в условиях дополнительного образования»

laquo;Социализация ребенка в условиях спортивно-оздоровительного лагеря»...

Влияние изобразительного искусства на развитие личности ребенка в системе дополнительного образования

Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы занимает важное место в воспитании учащихся. Действительно, внимательный анализ, обобщение лучшего педагогического опы...