ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
статья по физкультуре

Шашкова Елена Николаевна

Подвижные игры на уроках физической культуры являются одним из наиболее универсальных средств для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shashkova_e.n._pedchteniya.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Шашкова Елена Николаевна

 учитель физической культуры

МАОУ СОШ №29

Оглавление

Введение     ----------------------------------------------------------------------------1

Основная часть      -------------------------------------------------------------------1

Практические результаты        ------------------------------------------------------3

Заключение  ----------------------------------------------------------------------------3

Используемая литература -----------------------------------------------------------4                

Введение

Российское государство нуждается в физически крепком и деятельном подрастающем поколении, которое способно применять ценности физической культуры как для саморазвития, самоопределения, так и для самореализации.

Не секрет, что физическая культура и спорт являются важным средством укрепления здоровья человека, повышения функциональных и адаптивных возможностей систем организма, развития физических качеств. Кроме того, сфера обладает значительным воспитательным потенциалом. Так, в федеральных государственных образовательных стандартах физическое воспитание определено как одно из основных направлений воспитания школьников в рамках формирования личностных результатов освоения образовательных программ всех уровней образования.

Основная часть

В чем же заключается воспитательный потенциал учебного предмета «Физическая культура»?

Воспитывающее значение учебного предмета представлено в Федеральных рабочих программах по предмету «Физическая культура» начального общего, основного общего образования и среднего общего образования.

Так, на уровне начального общего образования формирование интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом осуществляется через приобщение школьников к историческим традициям, осознание роли физической культуры в укреплении их здоровья, активное участие в мероприятиях физкультурно-спортивной и оздоровительной направленности.

В программе основного общего образования основной акцент сделан на содействии активной социализации обучающихся через осмысление значимости олимпийского движения, формировании навыков коллективного общения и взаимодействия, как со сверстниками, так и с педагогами.

На уровне среднего общего образования воспитательный потенциал предмета заключается в содействии активной социализации школьников, но уже через систему научных представлений о социальной составляющей физической культуры, воспитание личностных качеств, представляющих большую социальную значимость.

Осознание содержания целевых ориентиров рождает следующий вопрос: как учителю физической культуры реализовать воспитательный потенциал предмета?

Первоначально я определяю формы реализации воспитательного процесса в рамках учебного предмета «Физическая культура», далее выделяю ключевое содержание каждой из форм и способы реализации воспитательной составляющей.

Основными формами реализации воспитательной деятельности в школе являются урок и внеурочная деятельность.

Одновременно, чтобы урок стал воспитывающим, мне необходимо вооружиться арсеналом средств, способствующих формированию личности школьника. Такими являются различные творческие, проблемные, исследовательские задания и игровые упражнения, выполняемые школьниками в ходе подвижных игр, эстафет, квестов, слетов, спортивных сборов, подготовки проектов.

Наиболее эффективным средством формирования личностных качеств, на мой взгляд,  являются спортивные игры и соревнования.

В многообразии средств физического воспитания детей особое место занимают подвижные игры в силу своей универсальности, высокой эмоциональности и привлекательности.

Подвижная игра – это вид деятельности, для которой характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Применение игровых методик позволяет повысить возможности педагогических воздействий в формировании двигательных навыков, умений и способствует становлению и развитию творческой личности.

Подвижные игры – это эмоциональная деятельность, поэтому они представляют для нас большую ценность и в воспитательной работе с детьми.

Основной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движения в содержании игры (бега, прыжков, метаний, бросков, передачи и ловли мяча, сопротивлений). Эти двигательные действия направляются на преодоление различных препятствий, трудностей, поставленных на пути достижения цели игры. А достижение цели требует от учащихся активных двигательных действий, выполнение которых зависит от творчества и инициативы самих играющих (быстро добежать до цели, быстрее бросить в цель, быстро и ловко догнать противника или убежать от него).

Важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъем. Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры больше, чем другие формы физической культуры адекватны потребностям растущего организма в движении, способствуют всестороннему гармоничному физическому и умственному развитию детей, развитию координации движений, ловкости, меткости. В них можно играть и в зале, и на спортивной площадке, и во дворе.

Игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми развивают у детей способности к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности. Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. В подвижных играх эти же качества у детей развиваются в комплексе.

Подвижные игры на уроках физической культуры являются одним из наиболее универсальных средств для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Они проводятся с определенными педагогическими целями и могут быть включены в любую часть урока: подготовительную, основную и заключительную, каждая из которых имеет свое обоснование в решении задач урока.

В подготовительной части урока я применяю игры: «Запрещенное движение», «Делай как я», «Класс». Эти игры решают организационную задачу, активизируют внимание учащихся.

В основной части применяю игры: «Зайцы в огороде», «Вызов номеров», «Попади в цель», «Волк во рву», «Охотники и утки», «Гонка мячей». Эти игры решают самые различные педагогические задачи, в том числе и на совершенствование двигательных умений и навыков в беге, прыжках, метаниях, а также на развитие физических способностей.

В заключительной части урока применяю игры, целью которых является восстановление функциональной активности занимающихся и обеспечение перехода их от возбужденного состояния в относительно спокойное («Совушка», « Быстро по местам», «Угадай кто»). Игры на своих уроках я применяю не только в разделе подвижные и спортивные игры, но и в разделах: гимнастика, легкая атлетика и лыжная подготовка. На уроках гимнастики применяю игры для закрепления построений и перестроений, общеразвивающих упражнений, навыков лазания и перелезания. Применение игрового метода на уроках легкой атлетики является эффективным средством в обучении и совершенствовании легкоатлетических упражнений.

Практические результаты

Воспитательная деятельность, как и любая другая, направленная на достижение определенных результатов, всегда требует анализа. Как я могу проанализировать результативность воспитательной деятельности на моих уроках?

Лучшим методом изучения и анализа результатов воспитания является метод педагогического наблюдения.

Этот метод дает мне постоянно меняющуюся информацию о личности ребенка. Фиксация результатов наблюдения может осуществляться в любой удобной форме — либо на бумажном носителе, либо в электронном виде.

Я веду журнал с записями в виде таблиц и схем, в содержании которых отражается предмет наблюдения.

Не секрет, что для современных детей спортивные занятия порой оказываются единственным способом избежать пагубного влияния компьютерной зависимости, влияния улицы, употребления запрещенных веществ, насилия. Таким образом, можно сделать вывод о существенном воспитательном потенциале учебного предмета «Физическая культура».

 В то же время важно соблюдать несколько правил построения воспитательной деятельности: все, что делает учитель, должно быть увлекательным, понятным, доступным для школьника, способствующим самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации ученика.

Результатом моей работы  в рамках  применения игровых технологий на уроках физкультуры стало изменение отношения учащихся к предмету.

Игры и соревновательная деятельность являются проверенным средством активизации двигательной деятельности на уроке, за счет подключения эмоций учащихся.

Важным достоинством метода является возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки (гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка).

Применение игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию помогает сделать занятия более интересными. Обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми регулярно использовались подвижные игры, посещают уроки физической культуры регулярно и с удовольствием, а также умеют самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.

Заключение

Подвижная игра является эффективным средством воспитания, но только при условии, что она соответствующим образом подобрана, правильно проводится и используется. Готовясь к проведению игр необходимо учитывать поставленные задачи, гендерные особенности, физическую подготовленность, количество учеников, подвижных игр в рамках занятий по физической культуре.

Список используемых источников

  1. Федеральные рабочие программы по физической культуре.
  2. Приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 № 287 утверждении образовательного стандарта основного общего образования» ФГОС-2021).
  3. Приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 № 286 «Об утверждении федерального образовательного стандарта образования» (ФГОС-2021).
  4. Подвижные и спортивные игры в учебном процессе и во внеурочное время. Методическое пособие / П.А. Киселев, С.Б. Киселева, Е.П. Киселева. – М.: Планета, 2013. – 272 с. – (Учение с удовольствием).
  5. Качашкин В.М. К30. Физическое воспитание в начальной школе: Пособие для учителей. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.
  6. Жуков М.Н. Ж 86 Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательное пространство урока физической культуры

Урок физической культуры обладает рядом специфических особенностей, позволяющих рассматривать его как возможный фактор воспитания учащихся....

«Воспитательная роль урока физической культуры»

laquo;Воспитательная роль урока физической культуры»...

«Воспитательная роль урока физической культуры»

Физическое воспитание является единственным предметом в школе, по которому ученик может (и должен) получать объективную оценку собственного физического состояния в динамике. Реализация данного принцип...

Доклад на ММО учителей физической культуры «Воспитательная роль урока физической культуры».

Физическое воспитание детей является педагогической системой физического совершенствования ребенка. Физическая культура - это совершенно особый образовательный предмет, который затрагивает биологическ...

«Воспитательная роль урока физической культуры».

Физическое воспитание детей является педагогической системой физического совершенствования ребенка. Физическая культура - это совершенно особый образовательный предмет, который затрагивает биологическ...

Воспитательный потенциал урока физической культуры

Традиционно на уроке физической культуры решение задач акцентировано на развитии физических качеств, затем на обучении двигательным действиям, приобретении знаний и наконец на воспитании личностных ка...