"Воспитательный потенциал биологии и экологии в дополнительном образовании"
статья на тему

Жидова Светлана Федоровна

В статье описаны основные направления деятельности детского объединения "Юный эколог"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Светлана Федоровна Жидова,                                                    

    педагог дополнительного образования

Средняя общеобразовательная школа №2 п.г.т. Суходол,

структурное подразделение «Поиск»,

Сергиевский район, Самарская область

«Природа и воспитание подобны…

Воспитание перестраивает человека и,

преобразуя, создает ему вторую природу»

Демокрит [2]

   В настоящее время вопрос экологического образования и воспитания приобретает все большее значение. Это связано с углубляющимся экологическим кризисом и влиянием окружающей среды на живые организмы. Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Поздравлении с Днем эколога 5 июня 2013г. отметил «Эффективное управление природными ресурсами является основой устойчивого развития государства, напрямую влияет на сохранение флоры и фауны планеты, а главное - на качество жизни и здоровье миллионов людей. Проблемы рационального природопользования, улучшения экологической обстановки - в числе наших значимых национальных приоритетов» [6, с.9].

   Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года экологическое воспитание предполагает:

-становление и развитие у ребенка экологической культуры, бережного отношения к родной земле;

-формирование у детей экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу;

-воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними [8].

   Закон РФ «Об образовании» [9] определил новую парадигму образования и воспитания. Прежняя ориентация только на цели государства сменяется на личностно ориентированный подход, ведущая роль в котором принадлежит совершенствованию воспитательных систем в контексте формирования личностных качеств учащихся.

   Персонализация дополнительного образования усиливает его преимущества по сравнению с другими институтами формального образования [5].Именно дополнительное образование предоставляет детям возможность включения в разнообразные виды деятельности по экологии и охране природы с учетом их возможностей [3, с. 34].

   В структурном подразделении дополнительного образования «Поиск» реализуется общеобразовательная программа «Юный эколог», рассчитанная на трехлетнее обучение ребят 12-16 лет. В работе объединения выделены основные направления деятельности:

1.Теоретическая (просветительская, образовательная: тематические беседы, экологические игры, праздники, викторины, фоторепортажи, изучение первоисточников экологической направленности, посещение музеев, выставок). Экологический праздник «День птиц», викторины «Страницы родной природы», «Вода для жизни», игры «Я-эколог», «Крепкое здоровье-это здорово», «Моя родина-Самарский край», проведенные в интересной познавательной форме, мотивируют учащихся больше интересоваться законами природы. В 2013-2104 учебном году воспитанники объединения «Юный эколог»  приняли участие в конкурсах всероссийского уровня биологического направления «Год окружающей среды - викторина о собаках», «Год окружающей среды - викторина о кошках», фотоконкурсе «Природа-наш общий дом» и заняли призовые места, что говорит о стремлении детей познать мир природы. Живой и устойчивый интерес вызвало у ребят посещение экспозиции животного и растительного мира Самарской области в Сергиевском историко-краеведческом музее.

2.Практическая (социальные проекты, экскурсии, акции, поделки из природных и бросовых материалов, организация и проведение выставок, выращивание рассады, уход за насаждениями, сбор семян, посадка и уход за саженцами). Практическая деятельность может быть самой разнообразной, но главное рациональное зерно состоит в том, что в этом виде деятельности активно принимают участие ученики с разными способностями к обучению, но объединенные любовью к природе [1, с. 165].

   В рамках реализации социального проекта «Школа в цвету» учащиеся самостоятельно вырастили рассаду, ухаживали за цветами петунии, участвовали в создании и оформлении клумб из автомобильных покрышек. Ежегодно в структурном подразделении проводятся осенние выставки поделок из природного материала, выставки рисунков, приуроченные к экологическим праздникам, выпускается стенгазета «Эковестник».

   Формированию эстетического вкуса и развитию представлений о возможности использования  бросового материала способствовало создание ребятами коллекции одежды из газет. Данная работа нашла самое высокое подтверждение своего результата и стала лауреатом Международного этапа конкурса коллекций одежды из экологически чистых материалов «Зеленая планета-2014».

   Живой отклик у ребят вызвала самостоятельная посадка и уход за саженцами рябины на территории родного поселка, изготовление кормушек для птиц в рамках проведения акции «Помоги зимующей птице». Результаты участия воспитанников в ежегодных акциях «День Защиты Земли» и «Весенней неделе добра» были оформлены ими в фоторепортажах, являющихся призерами районного форума «Зеленая планета-2015», что помогло ребятам еще более самоутвердиться в значимости подобного вида деятельности.

  3. Научная работа (научно-исследовательские работы, научные проекты, рефераты). При выполнении научных работ у учащихся начинает формироваться экологическая культура, так как они не только получают теоретические знания из различных источников, но и пытаются применить их в практической деятельности. Испытав себя в роли молодых ученых-исследователей, у ребят прочно закрепляются полученные знания. Проект всегда связан с решением проблемы, личностно значимой для школьника [4, с. 38]. Так, воспитанники объединения «Юный эколог»                                                                 выполнили следующие исследовательские работы: «Изучение особенностей поведения и разведения собак породы немецкая овчарка», «Изучение особенностей содержания волнистого попугая», «Газированные напитки: пить или не пить», которые были представлены на Окружной научно-практической конференции.

   Воспитанники объединения успешно отражают полученные на занятиях знания и наблюдения в литературном творчестве на экологическую тематику,  в создании поделок, рисунков. Проблема бездомных животных, отраженная воспитанницей в эссе «Разве друга можно бросить?» до глубины души затронула жителей нашего района и стала победителем в  конкурсе «Чистый взгляд на родную природу». Исследования в области взаимосвязи природного и культурного наследия татарского народа нашли высокое подтверждение в рамках конкурса «Моя малая Родина: природа, культура, этнос», проводимого Областным детским эколого-биологическим центром. Второй год дипломами лауреатов  творческого конкурса  «Мое любимое животное» награждаются ребята нашего объединения.

   Анализ уровня экологической воспитанности ребят, занимающихся в нашем объединении, по итогам 2013-2014 учебного года позволяет сделать вывод о повышении данного показателя: большинство школьников соответствуют продвинотому уровню (приложение 1), который характеризуется положительной позицией по отношению к природе, имеющимся опытом трудовой деятельности по охране природы, сформированным интересом к экологическим проблемам и потребностью участия в исследовательской деятельности [7, с. 26].

Список литературы:

1. Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения: материалы II международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию  со дня рождения профессора М.П. Меркулова. 7-8 февраля 2014 года, Самара, Россия /отв. ред. А.А. Семенов. Самара: ПГСГА, 2014.-345 с.

2. Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности/ под редакцией и с комментариями  Г.К. Баммеля. М., 1935.

3. Иваненко И.Н. Насущные проблемы развития системы дополнительного образования детей//Дополнительное образование.2005.№9.

4. Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников /И.В. Комарова. -СПб.: КАРО, 2015.-128 с.

5. Концепция развития дополнительного образования (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р)

6.Поздравление В.В. Путина с Днем эколога 5 июня 2013 года//Парламентский урок. Год охраны окружающей среды. Самара, 2013.№9.

7. Социально-педагогические основы воспитания экологической культуры детей и подростков в условиях модернизации образования: монография/под ред. Е.М. Клемешовой. М., 2006.

8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (ПРОЕКТ в редакции от 13 января 2015 г.)

9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, №273-ФЗ.М.:Собрание законодательств в РФ №53 (ч.1).

Приложение 1

Характеристика уровней экологической воспитанности [7,с. 26]

Название уровня воспитанности

Характеристика уровня

Начальный

Положительно-нейтральная позиция к состоянию окружающей среды, неустойчивый интерес к экологическим проблемам, несформированные потребности к общению с природой определяют опыт нецеленаправленного характера общения с ней, опыт трудовой деятельности имеется, но он не влияет на положительно-нейтральную позицию

Продвинутый

Положительно-потребительская позиция по отношению к природе, имеющийся опыт трудовой деятельности по охране природы, оказывает влияние на формирование интереса к экологическим проблемам и потребности участия в исследовательской деятельности. Эти два условия могут способствовать изменению позиции школьника

Профессионально-достаточный

Положительно-заинтересованная позиция подкрепляется опытом исследовательской деятельности по изучению экологических проблем, который способствует развитию потребности в оценке состояния окружающей среды. Это отражает  сознательное отношение к экологической реальности старшеклассника и выражается в оценочной деятельности по состоянию, последствиям и решению экологических проблем

Высший

Активно-действующая позиция по решению экологических проблем сочетается с активной пропагандистской деятельностью, которая выражается в стремлении к самостоятельности, желании самореализоваться в этой деятельности. Деятельному подходу к решению экологических проблем способствует опыт оценочной деятельности, который является показателем личностно значимой ответственности старшеклассника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие творческого потенциала учащихся посредством интеграции основного, дополнительного образования и внеклассной работы"

В педагогическом проекте изучено  и проанализировано состояние проблемы в психолого-педагогической и учебно-методической литературе, установлен исходный уровень  развития мотивации личн...

«Лесная сказка-быль» (музыкально-экологический спектакль) (интеграция биологии, экологии и дополнительного образования)

Сегодня жизнь заставляет людей понимать, что воспитание подрастающих поколений – гарант цивилизованного будущего. А успех процесса обучения зависит именно от уровня воспитанности учащихся, их экологич...

«Повышение познавательной активности и раскрытие творческих способностей у учащихся на занятиях биологии и экологии Отделений Дополнительного Образования Детей»

•         Формально работа в ОДОД  не является  большой нагрузкой , да и  по документам ее не приравнивают к учительской работе, хотя педагоги ОД...

Межрегиональная научно-практическая конференция «Реализация воспитательного потенциала обучения: опыт и перспективы регионального образования»

Статья «Роль сетевого взаимодействия МБОУ ЯСОШ №4 с СОГБОУ СПО «Ярцевский индустриальный техникум» в организации профориентационной работы»...

«Развитие творческого потенциала учащихся посредством интеграции основного, дополнительного образования и внеклассной работы

Итеграция урочной, внеурочной, внеклассной деятельности позволяет сделать школьное образование не строго академическим, но интересным, поучительным, следовательно формирующим читательские компетенции...

Педагогический проект "Развитие творческого потенциала учащихся посредством интеграции основного, дополнительного образования и внеклассной работы"

Автор Макеева И.Н.  1.Теоретическое обоснование проекта; 2. Практическая реализация проекта.3. авторская программа Ш.Л.Т. "Вдохновение" (фрагмент)....

Потенциал использования геоинформационных технологий в дополнительном образовании детей - автор Савин А.В.

Статья по использованию геоинформационных технологий в системе дополнительного образования детей. В первую очередь для объединений туристско-краеведческой направленности. В статье рассматривается возм...