Использование логико-смысловых моделей при обучении грамматике английского языка учащихся-билингвов
статья по английскому языку

Аминова Эльвира Атласовна

Перед учителем всегда встаёт вопрос: что должно быть во внутреннем плане учащегося после урока – весь урок в виде его слепка или «знания, приведённые в систему»? Как они должны выглядеть,  эти «системы знаний»? Как достигнуть «единства формы и содержания»?  Обеспечить единство формы и содержания урока можно с помощью дидактической многомерной технологии (ДМТ) В. Э. Штейнберга. Технология объединяет в себе вербальную и визуальную подачу учебного материала. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование логико-смысловых моделей при обучении грамматике английского языка учащихся-билингвов

При обучении иностранным языкам во всех классах на первый план выдвигается задача формирования коммуникативной компетенции. При решении данной задачи важное место занимает грамматика - это своего рода каркас, на котором базируется лексика.  Усвоение грамматики вызывает много трудностей, которые усугубляются грамматическими терминами и правилами, и бесконечным числом исключений. Низкая эффективность усвоения знаний также связана с недостаточной  переработкой и инструментальной поддержкой, которые необходимы, чтобы сделать материал доступным.

Усиливающаяся миграция в России привела к появлению большого количества детей беженцев, мигрантов, переселенцев, испытывающих огромные трудности в адаптации к иной среде и культуре. Учащимся из Ближнего зарубежья (Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана) наряду с русским языком необходимо  изучать иностранные языки в школах. Ребёнок, владеющий родным языком, фактически должен освоить ещё 2 языка, каждый из которых имеет свою сложную грамматическую структуру. Это очень большой объём информации.

Перед учителем всегда встаёт вопрос: что должно быть во внутреннем плане учащегося после урока – весь урок в виде его слепка или «знания, приведённые в систему»? Как они должны выглядеть,  эти «системы знаний»? Как достигнуть «единства формы и содержания»?  

Обеспечить единство формы и содержания урока можно с помощью дидактической многомерной технологии (ДМТ) В. Э. Штейнберга. Технология объединяет в себе вербальную и визуальную подачу учебного материала. Основными инструментами ДМТ являются дидактические многомерные инструменты (ДМИ). Они определяются как логико-смысловые модели (ЛСМ).  По мнению В.Э.Штейнберга ЛСМ представляют собой комбинацию опорно-узловых каркасов с нанесённой на них свёрнутой закодированной информацией об учебном процессе и учебном материале.  Они содержат два компонента:

-логический – в виде порядка расстановки координат и узлов (представлен координатно-матричной графикой);

-смысловой – в виде содержания координат и узлов (представлен ключевыми словами).

Каким образом происходит построение ЛСМ?

  • В центр системы координат помещается объект конструирования (раздел, тема, задача и т.д.).
  • Далее мы определяем набор координат (круг вопросов).
  • После круга вопросов определяется набор опорных узлов для каждой координаты (главные элементы содержания).
  • Опорные узлы представлены ключевыми словами, словосочетаниями и знаками.

Пример ЛСМ по теме  «Сравнение настоящего совершенного и простого прошедшего времён»:

ЛСМ используется на трех уровнях:

1.В качестве готового дидактического материала на уроках первичного предъявления знаний.

2. Составление логико-смысловых моделей совместно с учащимися при повторении или изучении нового материала. Каждая ветка отрабатывается в серии упражнений. При отработке ученики пользуются ЛСМ. В дальнейшем учащиеся с высокими и средними способностями не смотрят на модель. У учащихся с низкими способностями она всегда перед глазами.

3.Самостоятельная разработка ЛСМ по ключевой модели или выделенным координатам.

ЛСМ позволяет одновременно увидеть всю тему целиком и каждый её элемент в отдельности, на ней легко показать сравнительную характеристику нескольких видовременных форм глагола, найти сходства и различия между ними.

Преимущества ЛСМ: универсальность, наглядность, многофункциональность, облегчённое запоминание информации, компактность.

Итак, что же даёт учителю и ученикам построение ЛСМ на уроках?

Учителю – облегчает подготовку к уроку, усиливает наглядность изучаемого материала, облегчает его запись, даёт алгоритм для учебно-познавательной деятельности,  высвобождает время учителю для организации индивидуальной работы на уроке.

Ученику –  улучшает процесс запоминания учебного материала, стимулирует творческое воображение.

Таким образом, ЛСМ открывает возможности значительно повысить эффективность обучения, устранить недостатки традиционной наглядности, позволяет управлять, моделировать, приводить знания, умения, навыки в логическую систему.

Результатами применения ЛСМ являются согласованная деятельность учащихся и учителя, достижение единства содержания и обучения,  повышение качества знаний и обученности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

          Грамматические рифмовки являются очень хорошим подспорьем в процессе обучения, так как помогают пусть и в стихотворной форме запомнить различные грамматически...

«Использование стихотворений и рифмовок для обучения грамматике английского языка».

Изучение грамматики английского языка является довольно сложным процессом и  часто не вызывает у учащихся никакого интереса. Для того чтобы этот поцесс сделать более интерессным и запоминаю...

Педагогический проект «Мой второй родной язык - английский» (Возможности использования ИКТ при обучении грамматике английского языка)

Одной их наиболее важных проблем в современном образовании является обновление целей обучения иностранным языкам и содержания обучения. Современное общество ставит перед нами, педагогами, задачу не то...

Статья на тему: "Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка как составная часть системы обучения английскому языку в рамках реализации ФГОС"

В теоретической части статьи представлено понятие о коммуникативном подходе в изучении иностранного языка. В практической части статьи я предложил те приёмы которые использовал на собственных уроках, ...

Программа дополнительной подготовки по английскому языку для учащихся 8 классов Интегрированное обучение грамматике английского языка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Новые реалии XXI века, процессы интернационализации всех сторон жизни, особенности информационного общества выдвигают особые требования к овладению иностранными языками. Цен...

Программа дополнительной подготовки по английскому языку для учащихся 8 классов Интегрированное обучение грамматике английского языка

Программа дополнительной подготовкипо английскому языку для учащихся 8 классов Интегрированное обучение грамматике английского языка...