Использование логико-смысловых моделей при обучении грамматике английского языка учащихся-билингвов
статья по английскому языку
Перед учителем всегда встаёт вопрос: что должно быть во внутреннем плане учащегося после урока – весь урок в виде его слепка или «знания, приведённые в систему»? Как они должны выглядеть, эти «системы знаний»? Как достигнуть «единства формы и содержания»? Обеспечить единство формы и содержания урока можно с помощью дидактической многомерной технологии (ДМТ) В. Э. Штейнберга. Технология объединяет в себе вербальную и визуальную подачу учебного материала.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование логико-смысловых моделей при обучении грамматике английского языка учащихся-билингвов
При обучении иностранным языкам во всех классах на первый план выдвигается задача формирования коммуникативной компетенции. При решении данной задачи важное место занимает грамматика - это своего рода каркас, на котором базируется лексика. Усвоение грамматики вызывает много трудностей, которые усугубляются грамматическими терминами и правилами, и бесконечным числом исключений. Низкая эффективность усвоения знаний также связана с недостаточной переработкой и инструментальной поддержкой, которые необходимы, чтобы сделать материал доступным.
Усиливающаяся миграция в России привела к появлению большого количества детей беженцев, мигрантов, переселенцев, испытывающих огромные трудности в адаптации к иной среде и культуре. Учащимся из Ближнего зарубежья (Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана) наряду с русским языком необходимо изучать иностранные языки в школах. Ребёнок, владеющий родным языком, фактически должен освоить ещё 2 языка, каждый из которых имеет свою сложную грамматическую структуру. Это очень большой объём информации.
Перед учителем всегда встаёт вопрос: что должно быть во внутреннем плане учащегося после урока – весь урок в виде его слепка или «знания, приведённые в систему»? Как они должны выглядеть, эти «системы знаний»? Как достигнуть «единства формы и содержания»?
Обеспечить единство формы и содержания урока можно с помощью дидактической многомерной технологии (ДМТ) В. Э. Штейнберга. Технология объединяет в себе вербальную и визуальную подачу учебного материала. Основными инструментами ДМТ являются дидактические многомерные инструменты (ДМИ). Они определяются как логико-смысловые модели (ЛСМ). По мнению В.Э.Штейнберга ЛСМ представляют собой комбинацию опорно-узловых каркасов с нанесённой на них свёрнутой закодированной информацией об учебном процессе и учебном материале. Они содержат два компонента:
-логический – в виде порядка расстановки координат и узлов (представлен координатно-матричной графикой);
-смысловой – в виде содержания координат и узлов (представлен ключевыми словами).
Каким образом происходит построение ЛСМ?
- В центр системы координат помещается объект конструирования (раздел, тема, задача и т.д.).
- Далее мы определяем набор координат (круг вопросов).
- После круга вопросов определяется набор опорных узлов для каждой координаты (главные элементы содержания).
- Опорные узлы представлены ключевыми словами, словосочетаниями и знаками.
Пример ЛСМ по теме «Сравнение настоящего совершенного и простого прошедшего времён»:
ЛСМ используется на трех уровнях:
1.В качестве готового дидактического материала на уроках первичного предъявления знаний.
2. Составление логико-смысловых моделей совместно с учащимися при повторении или изучении нового материала. Каждая ветка отрабатывается в серии упражнений. При отработке ученики пользуются ЛСМ. В дальнейшем учащиеся с высокими и средними способностями не смотрят на модель. У учащихся с низкими способностями она всегда перед глазами.
3.Самостоятельная разработка ЛСМ по ключевой модели или выделенным координатам.
ЛСМ позволяет одновременно увидеть всю тему целиком и каждый её элемент в отдельности, на ней легко показать сравнительную характеристику нескольких видовременных форм глагола, найти сходства и различия между ними.
Преимущества ЛСМ: универсальность, наглядность, многофункциональность, облегчённое запоминание информации, компактность.
Итак, что же даёт учителю и ученикам построение ЛСМ на уроках?
Учителю – облегчает подготовку к уроку, усиливает наглядность изучаемого материала, облегчает его запись, даёт алгоритм для учебно-познавательной деятельности, высвобождает время учителю для организации индивидуальной работы на уроке.
Ученику – улучшает процесс запоминания учебного материала, стимулирует творческое воображение.
Таким образом, ЛСМ открывает возможности значительно повысить эффективность обучения, устранить недостатки традиционной наглядности, позволяет управлять, моделировать, приводить знания, умения, навыки в логическую систему.
Результатами применения ЛСМ являются согласованная деятельность учащихся и учителя, достижение единства содержания и обучения, повышение качества знаний и обученности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Грамматические рифмовки являются очень хорошим подспорьем в процессе обучения, так как помогают пусть и в стихотворной форме запомнить различные грамматически...
«Использование стихотворений и рифмовок для обучения грамматике английского языка».
Изучение грамматики английского языка является довольно сложным процессом и часто не вызывает у учащихся никакого интереса. Для того чтобы этот поцесс сделать более интерессным и запоминаю...
Педагогический проект «Мой второй родной язык - английский» (Возможности использования ИКТ при обучении грамматике английского языка)
Одной их наиболее важных проблем в современном образовании является обновление целей обучения иностранным языкам и содержания обучения. Современное общество ставит перед нами, педагогами, задачу не то...
Статья на тему: "Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка как составная часть системы обучения английскому языку в рамках реализации ФГОС"
В теоретической части статьи представлено понятие о коммуникативном подходе в изучении иностранного языка. В практической части статьи я предложил те приёмы которые использовал на собственных уроках, ...
Программа дополнительной подготовки по английскому языку для учащихся 8 классов Интегрированное обучение грамматике английского языка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Новые реалии XXI века, процессы интернационализации всех сторон жизни, особенности информационного общества выдвигают особые требования к овладению иностранными языками. Цен...
Программа дополнительной подготовки по английскому языку для учащихся 8 классов Интегрированное обучение грамматике английского языка
Программа дополнительной подготовкипо английскому языку для учащихся 8 классов Интегрированное обучение грамматике английского языка...