Педагогический проект «Мой второй родной язык - английский» (Возможности использования ИКТ при обучении грамматике английского языка)
проект на тему
Одной их наиболее важных проблем в современном образовании является обновление целей обучения иностранным языкам и содержания обучения. Современное общество ставит перед нами, педагогами, задачу не только дать общие знания, но и развить «коммуникативную компетенцию», то есть уметь привить навыки практического владения иностранным языком. При этом языковая компетенция и ее составляющая часть - грамматические умения и навыки - занимают ведущее место в процессе достижения данной цели. Без сомнений, коммуникация невозможна без языковых компетенций, основу которой составляют грамматические умения и навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_churicheva_i.v.doc | 265.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 20 города Невинномысска
Педагогический проект
«Мой второй родной язык - английский»
(Возможности использования ИКТ при обучении грамматике английского языка)
Чуричева Ирина Валерьевна,
учитель английского языка
Невинномысск, 2011
Актуальность проекта
Основные цели и направления деятельности настоящего проекта определены на основании наиболее значимых направлений развития национальной образовательной системы, а также положений, сформулированных Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым в рамках Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной 4 февраля 2010 года (Пр-271).
Одной их наиболее важных проблем в современном образовании является обновление целей обучения иностранным языкам и содержания обучения. Современное общество ставит перед нами, педагогами, задачу не только дать общие знания, но и развить «коммуникативную компетенцию», то есть уметь привить навыки практического владения иностранным языком. При этом языковая компетенция и ее составляющая часть - грамматические умения и навыки - занимают ведущее место в процессе достижения данной цели. Без сомнений, коммуникация невозможна без языковых компетенций, основу которой составляют грамматические умения и навыки.
Процесс усвоения грамматики достаточно труден, так как подразумевает запоминание большой массы информации, включающей в себя грамматические термины, правила, многочисленные исключения из этих правил. Зачастую слабое материальное оснащение кабинетов иностранного языка - отсутствие лингафонного оборудования, компьютера, интерактивных досок - снижает интерес учащихся к освоению трудоемких грамматических конструкций и иностранного языка, как такового. Многие могут сказать, что раньше в школах тоже не было информационных технологий, а знания при этом учащиеся приобретали. На это можно возразить, что требования к уровню знания иностранного языка, предъявляемые в современном обществе, многократно превосходят те, что были даже 5-10 лет назад. Сейчас у подавляющего большинства учащихся дома есть компьютеры, высокоскоростной интернет, различные программы обучения английскому языку. Все это дает возможность изучить язык, не прилагая значительных усилий. Задачей педагога является поддержание устойчивого интереса учащихся к предмету, стремление убедить, что сами по себе высокие технологии не сделают их англоговорящими, но внедрение в процесс обучения и использование этих технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению предмета, сделать процесс обучения наглядным, интересным, индивидуальным, что в конечном итоге позволит успешнее усваивать грамматический материал.
Таким образом, объектом исследования является педагогический процесс усвоения грамматики на уроках английского языка.
Предмет исследования – организация изучения грамматики английского языка с использованием ИКТ (мультимедийных презентаций, ЦОРов, Интернет ресурсов).
Цель проекта – создание системы приемов обучения учащихся
путем эффективного применения информационных компьютерных технологий на уроках английского языка с целью повышения мотивации изучения грамматики и английского языка в целом, роста качества знаний и обученности учащихся и разработать рекомендации по организации системы приемов обучения.
Задачи проекта:
изучение уровня мотивации изучения грамматики и английского языка в целом учащимися 5 классов;
анализ учебно-методического комплекта " Happy English.ru" под редакцией К.И. Кауфман и “Enjoy English” под редакцией М.З. Биболетовой с точки зрения обучения грамматической стороне речи;
изучение и овладение ИКТ учителем и учащимися;
разработка ЦОРов с элементами интерактивности к учебникам английского языка " Happy English.ru" под редакцией К.И Кауфман и “Enjoy English” под редакцией М.З.Биболетовой;
определение роли информационных компьютерных технологий в обучении;
стимулирование познавательной и творческой деятельности учащихся;
воспитание устойчивого интереса к изучению английского языка путем внедрения в учебный процесс интерактивных технологий;
Для решения данных задач использовались следующие методы исследования:
изучение и анализ методической и педагогической литературы по различным вопросам обучения грамматической стороне речи и использования информационных технологий на уроках иностранного языка;
педагогический эксперимент, включающий анкетирование, тестирование, прогнозирование, моделирование, независимые экспертные оценки, наблюдение за процессом обучения иностранному языку с использованием информационных компьютерных технологий, беседы, развивающие игры; статистическая обработка результатов работы.
Гипотеза:
Внедрение и использование ИКТ в процесс обучения иностранным языкам позволит повысить мотивацию учащихся к изучению предмета, индивидуализировать обучение, обеспечить рост качества знаний учащихся.
Продукт:
ЦОРы с элементами интерактивности к учебнику английского языка " Happy English.ru" под редакцией К.И Кауфман и “Enjoy English” под редакцией М.З.Биболетовой.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
повышение мотивации учащихся к изучению предмета;
сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на длительный срок;
рост качества знаний учащихся и 100% обученность;
рост среднего балла оценки знаний по результатам ЕМЭ и ЕГЭ;
рост % участия школьников в олимпиадах и конкурсах по предмету;
индивидуализация обучения;
развитие социального опыта учащихся.
Формы представления результатов:
аналитический материал;
диагностический материал;
методический материал.
Формы работы с учащимися в среднем звене:
проектная деятельность;
групповые занятия с учащимися;
олимпиады, творческие конкурсы различного уровня;
участие в предметных неделях;
исследовательская деятельность и участие в НПК;
сотрудничество со школой одаренных детей «Поиск»;
сотрудничество с англоговорящими сверстниками.
Принципы педагогической деятельности:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для изучения английского языка;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
Сроки реализации проекта: 2010-2013 годы
Этапы и содержание деятельности проекта
Этапы реализации: | Содержание деятельности | Цели деятельности |
Диагностико - прогностический, методологический (2010- 2011 г.)
| Мониторинг мотивации учащихся по изучению английскому языку. Изучение УМК по предмету. Изучение ИКТ. Разработка проекта работы с учащимися. Анализ материально-технических, методических условий реализации проекта. Анализ успеваемости, качества знаний и степени обученности учащихся. | Подбор и создание тестов по выявлению мотивации учащихся. Определение роли ИКТ в обучении англ. языку. Оборудование кабинета АРМ учителя. Изучение ЦОРов. Создание ЦОРов. Анализ результатов внешней экспертизы |
Экспериментальный 2011-2012 гг. | Апробация системы работы с использованием ИКТ. Увеличение количества конкурсов, олимпиад. Изменение содержания и форм внеклассной работы в соответствии с социальным заказом. | Активное использование в урочной и внеурочной деятельности Интернет ресурсов. Создание интерактивных ЦОРов обучающих, контролирующих ко всем разделам учебника 5, 6 класса. Создание базы олимпиад и конкурсов по предмету. |
Переход в режим функционирования 2012-13 г. | Анализ итогов реализации программы. Достижение повышения мотивации учащихся к изучению предмета и роста качества знаний по предмету. Коррекция затруднений в реализации проекта. Обобщение результатов работы по проекту. | Создание банка личных методических разработок. Обобщение опыта работы с детьми. Презентация опыта работы на ШМО и ГМО. |
Основные формы работы с учащимися
Форма работы | Задачи | Ожидаемый результат | |
Урочная деятельность | |||
Урок | Практико-ориентированный подход к обучению с применением информационно-компьютерных технологий. | Повышение качества знаний и мотивации к обучению. | |
Внеурочная деятельность | |||
Предметная неделя Интеллектуальный марафон Школьный этап всероссийской олимпиады Школьная научно-практическая конференция Молодежный чемпионат г. Пермь Переписка с англо- говорящими сверстниками по электронной почте Общение по СКАЙПу с англоговорящими сверстниками | 1. Формирование навыков научной организации труда с учётом требований здоровьесберегающих технологий. 2. Вовлечение учащихся в активные формы познавательной деятельности. 3.Формирование коммуникативной компетенции. 4.Лингвистическая и страноведческая подготовка 5.Развитие познавательной активности учащихся через проектные технологии. | 1.Выявление мотивации к обучению, создание условий для формирования грамматической и коммуникационной грамотности. 2.Повышение активности участия в олимпиадном и конкурсном движении. |
Возможные риски
-инертность и сопротивление учащихся при изучении языка;
- ухудшение креативной способности учащихся вследствие чрезмерного использования информаций от компьютеров;
-вред здоровью при невыполнении требований САнПиН;
-нежелание родителей участвовать в интеллектуальном и лингвистическом развитии ребенка по религиозным или этическим соображениям.
Промежуточные результаты проекта:
Использование информационных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся я применяю на уроках разных типов английского языка и на разных этапах урока. Например, при знакомстве с новым грамматическим материалом может быть создано электронное сопровождение в виде презентации, в которой будут отражены основные понятия, алгоритм применения грамматического правила, или может быть предложен материал для наблюдений и сравнений, задания, готовящие к самостоятельной формулировке правил, приводятся примеры и схемы.
Во время тренировки нового грамматического материала предлагаются упражнения, в ходе выполнения которых у школьников формируются навыки обнаружения, поиска и решения грамматических задач. Именно в тренировочном режиме особенно эффективно реализуется принцип индивидуализации обучения.
На уроках применения и закрепления это может быть информационная поддержка предмета в виде цифрового образовательного ресурса по английскому языку, электронного тренажера, с помощью которого учащийся сможет не только применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат.
Таким образом, использование информационно-коммуникационных средств на уроке грамматики возможно при изучении практически любой темы и на любом этапе урока. Они позволяют сосредоточить внимание ребят на важных моментах излагаемой информации. При правильном расположении, удачном цветовом оформлении, использовании схем и таблиц, эффектов анимации, голосовом сопровождении материал будет восприниматься легче и быстрее школьниками.
1. Анализ учебников “Enjoy English.ru” под редакцией М.З Биболетовой и К.И.Кауфман с точки зрения обучения грамматики.
Проанализировав данный учебник английского языка с точки зрения презентации грамматического материала, наличия упражнений для его тренировки и применения, я проанализировала положительные и отрицательные стороны в обучении грамматической стороне речи в данном учебнике, и сделала соответствующие выводы:
-в данном учебнике нет четкой и логической последовательности при обучении грамматики, особенно в средних классах;
-задания, рассчитанные на выполнение дома, никак не отрабатываются в ходе урока, и очень часто это грамматические правила, пройденные детьми на раннем этапе обучения языка;
-в учебнике нет поэтапного вида работы от простого к сложному;
-при прохождении времен, нет систематизации знаний, повтора ранее пройденных, поэтому приходится, давая новый материал, искать дополнительные упражнения для активизации времени, пройденного ранее.
В учебнике под редакцией К.И. Кауфман грамматический материал по временам английского языка дан в виде путешествия по стране, где учащимся, кроме и так объемного грамматического материала, предлагается запомнить еще и всех действующих лиц, их гардероб, который они меняют, переходя из одного графства в другой, и многое другое. По моему мнению, такие дополнительные детали в грамматике отвлекают от важного и нужного запоминании. Грамматические конструкции вводятся все сразу без четкого пояснения, поэтому для детей они представляют трудность в восприятии.
Таким образом, проанализировав данные учебники, я могу сделать выводы, что использование современных электронных технологий наряду с учебником - это не только способ стимулирования и повышения интереса учащихся к обучению грамматической стороне речи, но и формирование грамматического навыка по той или иной теме.
Я разработала учебно-методическое пособие для обучения грамматической стороне речи с использованием мультимедийных презентаций для учебника английского языка “Happy English.ru” , “Enjoy English”.
Данное учебно-методическое пособие предназначено для учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ.
Основная цель учебно-методического пособия - презентация нового грамматического материала и его первичная тренировка.
1. Ознакомление учащихся с грамматическим материалом по теме “Безличные предложения” и его первичная тренировка;
2. Ознакомление учащихся с грамматическим материалом по теме “Past Simple Tense” и его первичная тренировка;
3. Ознакомление учащихся с грамматическим материалом по теме “Present Continuous Tense” и его первичная тренировка.
4. Ознакомление учащихся с грамматическим материалом по теме “Reported Speech” и его первичная тренировка.
5. Ознакомление учащихся с грамматическим материалом по теме “Degrees of Comparison” и его первичная тренировка.
6. Повторение и закрепление грамматического материала по теме “Future Simple”.
7. Ознакомление учащихся с грамматическим материалом по теме “Глагол to be” и его первичная тренировка.
Каждая презентация включает в себя материал для ознакомления с новым грамматическим материалом, основные правила использования грамматического явления, упражнения для первичной тренировки данного грамматического явления (имитационные и дифференцированные).
Также для закрепления грамматики использую мультипликационный телекурс английского языка, предоставленный ВВС “Muzzy in Gondoland” “Gogo's Adventures with English”, обучающую программу «Интерактивные плакаты» к УМК М.З. Биболетовой.
2. Из опыта работы по использованию современных компьютерных технологий при обучении грамматике на уроках английского языка
в 5 «а» и в 5 «в»
В рамках эксперимента я взяла два класса 5 «а» и 5 «в», 6 «а» и 6 «в» В 5,6 «а» классах грамматический материал объяснялся без применения ИКТ, а в 5, 6 «в» грамматический материал я давала детям в виде мультимедийных презентаций. На начальном этапе ознакомления с темой, и во время тренировочного этапа. Для контроля уровня сформированности грамматического навыка по теме " Present Continuous Tense " в 5 классах я составила и провела проверочную работу, в которой учащимся предлагалось образовать общие и специальные вопросы.
После проведения контрольной работы я получила следующие результаты в 5 «а» классе:
10 % учащихся получили отличную оценку (1ученик);
20% учащихся - хорошую оценку (2 ученика);
40% учащихся - удовлетворительную оценку (4 ученика);
30% учащихся - неудовлетворительную оценку (3 ученика).
Результаты 5 «в» класса:
33% учащихся получили отличную оценку (4 ученика);
42% учащихся - хорошую оценку (5 учеников);
25% учащихся - удовлетворительную оценку (3 ученика);
Данные результаты можно посмотреть в следующей диаграмме:
На данной диаграмме хорошо видно, что у большинства учащихся 5 «в» класса грамматический навык по теме "Present Continuous Tense" был сформирован хорошо. Неудовлетворительных оценок нет. А у учащихся 5 «а» не был сформирован в достаточной степени.
В шестых классах дала проверочный тест по употреблению “Past Continuous”. И как видно на диаграмме, учащиеся 6 «в» класса усвоили материал лучше, чем учащиеся 6 «а» класса, которым материал объяснялся без применения ИКТ.
Результаты контрольных работ.
ЗаключениеДанный проект позволит проанализировать эффективность использования современных компьютерных технологий при обучении грамматике. В процессе достижения поставленной цели был решен ряд ранее поставленных задач, а именно:
была определена роль компьютерных информационных технологий при обучении иностранному языку, а в частности, при обучении грамматике;
были проанализированы учебники английского языка для 5-6 класса под редакцией Биболетовой М.З. и Кауфман К.И. и с точки зрения обучения грамматической стороне речи;
было разработано учебно-методическое пособие, которое включает в себя презентации по ознакомлению с новым грамматическим материалом;
были разработаны уроки по обучению грамматике (ознакомление, тренировка, применение) с использованием современных компьютерных технологий.
Таким образом, можно сделать вывод, что при использовании информационных компьютерных технологий меняется техника работы при обучении грамматике, поскольку роль учителя в данном случае - поддерживать и направлять развитие личности учащихся, а также учить использовать современные компьютерные технологии для самостоятельного изучения той или иной грамматической темы или грамматического явления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ И РИФМОВОК ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Грамматические рифмовки являются очень хорошим подспорьем в процессе обучения, так как помогают пусть и в стихотворной форме запомнить различные грамматически...
«Использование стихотворений и рифмовок для обучения грамматике английского языка».
Изучение грамматики английского языка является довольно сложным процессом и часто не вызывает у учащихся никакого интереса. Для того чтобы этот поцесс сделать более интерессным и запоминаю...
Возможности использования дистанционного метода обучения при обучении английского языка как второго иностранного.
Плюсы использования дистанционного обучения, использование лаборатории MyGrammarLab....
Статья на тему: "Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка как составная часть системы обучения английскому языку в рамках реализации ФГОС"
В теоретической части статьи представлено понятие о коммуникативном подходе в изучении иностранного языка. В практической части статьи я предложил те приёмы которые использовал на собственных уроках, ...
Программа дополнительной подготовки по английскому языку для учащихся 8 классов Интегрированное обучение грамматике английского языка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Новые реалии XXI века, процессы интернационализации всех сторон жизни, особенности информационного общества выдвигают особые требования к овладению иностранными языками. Цен...
Программа дополнительной подготовки по английскому языку для учащихся 8 классов Интегрированное обучение грамматике английского языка
Программа дополнительной подготовкипо английскому языку для учащихся 8 классов Интегрированное обучение грамматике английского языка...