Использование игр при обучении грамматике английского языка учащихся средних классов
статья по английскому языку

Беликова Татьяна Львовна

Образование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беликова Т. Л.,

студентка факультета иностранных языков

ФГБОУ ВО «МГПИ им. М. Е. Евсевьева»,

г. Саранск

Использование игр при обучении грамматике английского языка учащихся средних классов

В современных условиях модернизации российского школьного образования одной из главных задач обучения иностранным языкам в школе считается формирование иноязычной коммуникативной компетенции и универсальных учебных действий (УУД). В этом контексте важной становится проблема поиска новых приемов, способов, технологий, видов контроля обучения иностранному языку. К современным технологиям обучения иностранному языку в школе относятся игровые технологии.

Под игровыми технологиями в методике понимают современные образовательные (педагогические) методы, основанные на активизации и интенсификации деятельности учащихся [2, c. 15].

Феномен игровой технологиизаключается в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.

Как известно, изучение иностранных языков составляют несколько аспектов. Одним из таких аспектов является грамматика. В обучении иноязычному говорению грамматика занимает важное место, это своего рода каркас, на котором базируется лексика. Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания, а также распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством формирования грамматических навыков[4, c. 3].

Грамматический навык является неотъемлемой частью всех видов речевой деятельности, формирование, совершенствование и развитие которых и является основной задачей обучения иностранным языкам. Особенно важен этот процесс на среднем этапе, когда ученики владеют достаточным лексическим материалом и у них закладывается алгоритм усвоения иностранного языкового материала. Успешное овладение иностранным языком на уроке произойдет только в том случае, если организовать учебный процесс так, чтобы ученики как можно точнее имитировали условия реального языкового общения, в чем собственно и заключается главная функция игровых технологий [5, c. 180].

К сожалению, в  условиях средних общеобразовательных учреждений нет реальной возможности для овладения учащимися всем грамматическим строем данного конкретного иностранного языка в силу его обширности и трудности формирования грамматических навыков. Так как грамматический навык требует много усилий и времени, необходимы определенные ограничения в отборе грамматического материала.

Наиболее эффективным и популярным на сегодняшний день методом введения и закрепления грамматики являются грамматические игры.

Грамматические игры – это игры, содержащие определенные грамматические трудности, создающие конкретную смоделированную  ситуацию для их решения и призванные развивать речевую активность и самостоятельность учащихся. Они повышают уровень владения языком, т. к. активизируют мыслительную деятельность обучаемых, позволяют сделать учебный процесс интересным, что дает мощный стимул к овладению иностранными языками [6, c. 180].

Многие зарубежные авторы предлагают следующую классификацию таких игр:

1) мнемотехнические способы и приемы (memory games), понимаемые как совокупность различных приемов, которые позволяют легче запоминать большие объемы информации;

2) карточные игры (card games) – игры, разработанные для отработки лексико-грамматических навыков с применением наглядного материала для усвоения нового или повторения пройденного материала;

3) игры, связанные с поиском (quiz games).Данный вид игр предлагает выбор правильного ответа из предложенных, а также решения загадок и головоломок;

4) игры на отработку навыков письменной речи (writing games). Это могут быть запись основных идей текста, ключевых предложений, составление плана, выписывание опорных слов, расширение или сокращение текстов, составление тезисов и т.д.;

5) игры на заполнение информационных дыр (information gap games). Задачей такого вида игр могут бытьподбор грамматически и лексически правильного варианта ответа. При этом важно сохранение правильности, целостности и адекватности текста;

6) игры, где нужно, что-либо отгадывать (guessing games). Чаще всего данный вид игр используется для тренировки построения вопросов и для формирования умения грамотно давать ответы на языке. Часть информации  в данных играх удерживается, скрывается;

7) игры, в которых используется метод драматизации языкового материала (drama game).Заданиями для таких игр могут быть разыгрывание диалога по ролям, пересказ текста от имени героев, обыгрывание по ролям прочитанных текстов [6, c. 210].

Приведем несколько примеров грамматических игр, которых можно использовать на уроках английского языка на средней ступени обучения:

Be first (guessing game)

(Будь первым)

Уровень: 6-7 класс.

Оптимальный размер группы: без ограничений.

Необходимый материал: нет.

Цель: повторить лексику, проверить умение учащихся задавать общие вопросы.

Описание: один ученик придумывает какое-нибудь конкретное существительное (например, cat). Класс может задать ему не более 20 общих вопросов, чтобы понять, что же за слово загадано. Тот, кто сможет угадать слово, становится ведущим. Если в ходе игры все-же не удалось угадать слово, ведущий называет его сам, а нового ведущего выбирает учитель.

Варианты: если в классе больше 30 человек, можно поделить его на 4 равные по силам команды. Одна команда сообща придумывает слово, а игроки трех других команд угадывают его. Та группа, которая угадает слово, получает балл, а следующая по очереди команда загадывает слово. Игра в команде требует от учеников более активного участия, интерес к игре возрастает.

Совет: учитель может предложить ведущему написать свое слово на листке бумаги, чтобы избежать нечестной игры или вероятности его забыть.

Примечание: вопросы должны быть только общими, то есть такими, на которые можно ответить Yes/ No. Например, вопросможетбыть: “Is it bigger than this desk?” Вопрос не должен быть специального типа: “How big is it?” Также нельзя задавать альтернативные вопросы: то есть: “Is it big or small?” Ведущий не может давать никакой дополнительной информации. Вопросы со словом “Maybe” (на них тоже можно ответить Yes или No) мы также не учитываем. Так можно задавать более четкие вопросы и скорее угадать слово.

Tic – Tac –Tense (quiz game)

(Крестики – нолики с временами)

Уровень: 6-8 класс.

Оптимальный размер группы: 20 учеников.

Цель: потренировать учащихся строить предложения, используя разные времена.

Необходимый материал: проектор или сетка, нарисованная на доске.

Описание: класс делится на две команды. Ученик из первой команды выбирает ячейку и составляет предложение в том времени, показатели которого он видит в ячейке. Например:

Two weeks ago (выражениевячейке), I broke my leg.

Next year (выражениевячейке), I am going to visit my cousins in Texas.

Правильное предложение позволяет его команде занять ячейку своим символом. Если допущена ошибка, то ячейка остается пустой, а право хода передается другой команде. Команды по очереди пытаются занять три ячейки по горизонтали, вертикали и диагонали. Побеждает команда, сделавшая это первой.

Mytravelling (memory game)

(Рассказы о путешествиях)

Уровень: 8 класс.

Оптимальный размер группы: без ограничений.

Цель: повторить время PastSimple.

Необходимый материал: слайды последнего путешествия учителя или учеников, проектор.

Описание: группе показывают слайды путешествия, а учащиеся по очереди комментируют их, стараясь создать устный рассказ о путешествии. Например:

1-йученик: “This is where we stopped to go swimming.”

2-йученик: “Unfortunately, the water was too cold.”

3-йученик: “Then we ate at this restaurant, where the food was delicious.”

4-йученик: “At the zoo, we saw all kinds of animals.”

Следует еще раз отметить, что изучение грамматики и особенно отдельных грамматических тем вызывает трудности у учащихся. В связи с этим перед преподавателем иностранного языка стоит важная задача поиска и подбора новых способов, видов, форм, технологий обучения.Примечательно, что игровые технологии как раз  являются тем самым «помощником» учителя на уроках английского языка.

Список использованной литературы

1. Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. 1 / Под общ.ред. Г.Д. Ахметовой. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – 162 с.

2.  Роговая, Т. С. Об игровых технологиях / Т. С. Роговая // Педагогика. – 2001. – № 2. – С.26–28.

3. Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: АППО, 2005. – 112 с.

4. Барышников, Н.В. Теоретические и практические аспекты преподавания иностранных языков и культур в различных условиях / Н. В. Барышников // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Теория и практика преподавания иностранных языков и культур в различных условиях» (Лемпертовские чтения – 4), 23-24 мая 2002г. – Пятигорск:ПГЛУ, 2002. С. 4.

5. Вельчинская, В. А. Грамматика английского языка / В.А. Вельчинская.  М.: Флинта, 2016.  232 c.

6. Заволокин, А.И. Активная грамматика английского языка (к языковой автоматизации): Учебное пособие для вузов / А.И. Заволокин, В.В. Миронов.  М.: ГЛТ, 2015.  240 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Мой второй родной язык - английский» (Возможности использования ИКТ при обучении грамматике английского языка)

Одной их наиболее важных проблем в современном образовании является обновление целей обучения иностранным языкам и содержания обучения. Современное общество ставит перед нами, педагогами, задачу не то...

Программа дополнительной подготовки по английскому языку для учащихся 8 классов Интегрированное обучение грамматике английского языка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Новые реалии XXI века, процессы интернационализации всех сторон жизни, особенности информационного общества выдвигают особые требования к овладению иностранными языками. Цен...

Программа дополнительной подготовки по английскому языку для учащихся 8 классов Интегрированное обучение грамматике английского языка

Программа дополнительной подготовкипо английскому языку для учащихся 8 классов Интегрированное обучение грамматике английского языка...

Доклад Проблемы обучения грамматике английского языка в образовательной организации среднего профессионального образования

Как показывает мониторинг уровня владения иностранным языком, проводимый на начальном этапе преподавания английскому языку в ГБПОУ «УИ ТЛТУ», большинство студентов, поступив после образова...

ОБУЧЕНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИРТУАЛЬНЫХ ТУРОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Актуальный полезный материал "ОБУЧЕНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИРТУАЛЬНЫХ ТУРОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ"...

Доклад "Обучение грамматике английского языка в средней школе"

Доклад "Обучение грамматике английского языка в средней школе. Коммуникативный подход"...

Использование логико-смысловых моделей при обучении грамматике английского языка учащихся-билингвов

Перед учителем всегда встаёт вопрос: что должно быть во внутреннем плане учащегося после урока – весь урок в виде его слепка или «знания, приведённые в систему»? Как они должны выгля...