работа с одарёнными детьми на уроках английского языка и внеурочное время
методическая разработка по английскому языку
Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться. С психологической точки зрения необходимо отметить, что одаренность представляет собой сложный психический объект, в котором неразрывно переплетены познавательная, эмоциональная, волевая, мотивационная, психофизиологическая и другие сферы психики человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ra.docx | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СШ №2 г. Вязьмы Смоленской области
Работа с одаренными детьми на уроках английского языка
в условиях реализации ФГОС.
Составил Казарян К.Г. учитель английского языка
Аннотация: Статья посвящена системе работы с одаренными детьми на уроках английского языка. Перечислены виды деятельности и формы работы, помогающие развивать творческие способности учащихся в условиях современного образовательного пространства. Особое внимание обращается на межпредметные связи, которые способствуют интеллектуальному развитию одаренных школьников, расширению лингвистического, филологического и общего кругозора.
Ключевые слова: одарённые дети; дифференцированный подход; внеурочная деятельность; межпредметные связи; иностранный язык.
Прогресс цивилизации зависит от людей творческих, людей одарённых. Важнейшая задача общества – сохранить и развивать одарённость каждого. Поэтому нам, педагогам, в своей повседневной практической деятельности приходится быть очень внимательными к каждому ребёнку, его особенностям, способностям. Федеральный государственный образовательный стандарт перед каждым учителем ставит важную задачу: обеспечить развитие способностей каждого ребенка. Но первоначально необходимо установить уровень способностей и их разнообразие у учащихся, и затем правильно осуществлять их развитие. Внедрение и реализация ФГОС подразумевает иные подходы к образовательному процессу. Требуются и новые подходы к созданию образовательного пространства, другой методики преподавания. Поэтому очень важно, чтобы учитель владел современными компетенциями в своей деятельности. Сохранение и развитие одарённости детей это важнейшая проблема нашего общества и перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка.
Склонность к изучению иностранных языков выявляется у детей уже на начальном этапе обучения. Такие учащиеся легко усваивают новый материал, активны, их отличает творческий подход, стремление к познанию и к самостоятельному исследованию. Они экспериментируют, применяя средства художественной выразительности, оригинальны, креативны. С такими учениками учителю работать и легко, и в то же время сложно. Они требуют к себе особого внимания. Исходя из выше изложенного, я считаю, что работа с одаренными детьми необходима. В современной школе для такой работы неограниченное поле деятельности. Обычно обращают внимание и относят к одаренным: детей, отлично обучающихся в школе; детей, ярко проявивших себя в каком-либо виде деятельности (например, в музыке или в рисовании) и детей любознательных с оригинальным мышлением. Но в реальности одаренных детей гораздо больше. Выделяют различные виды одаренности. Например, по видам деятельности: интеллектуальную (у ребенка повышенная любознательность, исключительная сообразительность); творческую (легкость генерирования идей, способность предлагать качественно разные, неповторяющиеся решения, оригинальность мышления и т.д.); академическую, проявляющуюся в успешном обучении отдельным учебным предметам; художественно-эстетическую; социальную или лидерскую и психомоторную (т.е. спортивную). При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - любознательность, в познавательную потребность. Урок для таких детей особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы. Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится тормозом для одаренных. Поэтому с одаренным ребенком надо работать по индивидуальной программе. Работа с одаренными детьми касается, прежде всего, лексико-грамматического аспекта языка – в плане подготовки к олимпиадам, но не ограничивается ей. А если говорить об уроке? Если не занимать таких одаренных детей заданиями повышенной сложности, проблемными, творческими, то ребенка можно потерять как ученика. Такие дети, сделав свое задание быстро и качественно, сидят и с нетерпением ждут, когда другие закончат выполнение задания, либо от безделья начинают рисовать, читать что-либо, или с интересом смотрят, а что же будет дальше в учебнике. Ну как тут не задуматься над тем, чем и как занять детей. И начинается творческий поиск учителя – осуществляется дифференцированный подход. Приоритетной целью обучения одарённых детей является создание условий для развития личности. Здесь можно говорить о четырех основных подходах в работе с одаренными детьми: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. Все эти подходы можно реализовывать в той или иной степени на уроках. Развить творческие способности обучающихся помогают следующие виды деятельности: 1. Привлечение учащихся к проектной и исследовательской работе. Это делает процесс обучения интересным; расширяет познания за пределы темы; придают учебному процессу динамичность и привлекательность; учащиеся становятся творческими исследователями; получают удовлетворение от работы. 2. Использование ролевых игр, которые активизируют творческий процесс на уроке; включают элементы драматизации; дают возможность организовать дискуссию, живой обмен мнениями; предполагают неформальное общение. 3. Использование творческих заданий, например, придумать загадку; кроссворд, ребус; конкурсы сочинений; конкурсы переводчиков; конкурс на лучшую стенгазету к празднику ,на «самый интересный репортаж для журнала»; конкурс «художников» на лучшее оформление детской английской книги, закладки для книг, открытки к празднику, конкурс плакатов по различным темам , конкурс чтецов. Данные задания позволяют переработать и усвоить объемную информацию . Работая по принципу "Языку нельзя научить, языку можно только научиться”, на уроках следует использовать такие задания, которые стимулировали бы творческое мышление ребят. К подобным заданиям относятся ребусы, головоломки, кроссворды и другие. Так как одаренных школьников отличает высокая скорость переработки и усвоения информации, они обожают не только решать головоломки, но и сами составляют такого рода задания. При этом ребята прочно усваивают лексический материал, запоминают написание слов, учатся работать со словарем. Эти упражнения будут полезны и в часы досуга. 4. Внеклассная работа по предмету: предметные недели; олимпиады; праздники по изучению английских традиций; марафоны, вечера и т. д. Что касается форм и методов внеурочной работы, то широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают факультативы, конкурсы, привлечение учащихся к участию в различных олимпиадах и конкурсов вне школы и система внеурочной исследовательской работы учащихся. Уже привычными стали следующие мероприятия:
∙ проведение предметной недели иностранного языка
∙ проведение олимпиад по иностранным языкам;
∙ проведение творческих конкурсов,
∙ выполнение творческих информационных и исследовательских проектов на английском языке.
∙ проведение КВН, интеллектуальных игр по страноведению
∙ оформляем различные стенды творческих работ на английском языке.
∙ проводим традиционные ролевые игры для учащихся среднего звена: «Столичный город», «За праздничным столом», «Люблю я магазины»;
∙ конкурсы на лучшего переводчика «Первая проба пера»
∙ круглые столы по проблемам молодёжи, по проблемам экологии, по ЗОЖ.
∙ драматизация сказок ,проведение спектаклей
Невозможно изучение языка без интеграции с историей и географией, тесная связь с этими предметами прослеживается при изучении тем страноведческого характера "Великобритания”, "США”, "Австралия” и др. Ребята знакомятся с историей стран, географическим и политическим устройством, историческими и политическими деятелями.
Межпредметные связи способствуют интеллектуальному развитию одаренных школьников, расширению лингвистического, филологического и общего кругозора. Одаренные дети быстро утрачивают интерес к ежедневным однообразным занятиям, поэтому на уроках приходится использовать квизы, лото, проводить нетрадиционные уроки (КВНы, соревнования, «уроки-путешествия по станциям», уроки-соревнования и т. д.).
Станет ли ребёнок талантливой личностью с признаками одарённости? Это зависит от широкого спектра причин и факторов. Важную роль в этом играют взрослые. Перед педагогом стоит нелегкая задача по созданию максимально благоприятных, комфортных условий для всестороннего развития ученика, формированию ситуации успеха, которая будет положительно мотивировать и стимулировать творческую активность одарённых школьников.
Литература
1. Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. Одаренный ребенок: особенности обучения. М.: Просвещение, 2006.
2. Андреев В.И., «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества», Казань, 2007.
3. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. - М.: ГЕОТАР Медиа, 2007.
4. Безрукова В.С. Педагогика и психология. - М.: Мысль, 2009.
5. Гильбух, Ю.З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание, 1991.
6. Иванова Е.А. Психологические особенности одаренных детей и их психолого-педагогическое сопровождение. Москва 2006.
7. Ландау Э. Одаренность требует мужества: психологическое сопровождение одаренного ребенка. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
8. Леднева С.А. Детская одаренность глазами педагогов. Начальная школа.- 2003.-№ 1.
9. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
10. Мандель Б.Р. Возрастная психология. Учебное пособие НИЦ Инфра-М, 2012.
11. Слуцкой Г.Б. Одаренные дети. М.: Прогресс, 2001.
12. Савенков А.И. Проблемы и психология детской одаренности. - М., 2010.
13. Тищенко А.В. доцент кафедры педагогики, к. п. н. Подготовка учителей для одаренных детей. Ростов. 2007 год.
14. Уласевич С.А.: Одарённые дети. Москва. 2008 год.
15. Феденко Л.Н. Об особенностях введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.isiorao.ru/news/index.php?news=3043.
16. «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт», утвержден приказом от 17 декабря 2010 года Министерства образования и науки РФ. сайт http://standart.edu.ru/.
17. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М., 2000.
18. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. "Одаренность: дар или испытание", М. Знание, 1990.
19. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». 2004.
20. Электронный ресурс Министерства образования и науки. сайт http://standart.edu.ru/.
G. A. Shishkova
Work with gifted children at the English lessons
in the context of Federal State Educational Standard.
Abstract: The article is devoted to the system of work with gifted children at the English lessons. The main forms of work and activities which help to develop creative abilities of students in the context of modern educational space are described. Much attention is given to the intersubject communications that promote intellectual development of gifted students broadening their linguistic, philological and general outlook.
Keywords: gifted students; a differentiated approach; an extracurricular activity; intersubject communications; a foreign language.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с одарёнными детьми на уроках биологии и во внеурочное время
презентация содержит материал опыта работы с одарёнными детьми на уроках биологии и во внеурочное время...
НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности является одной из основных целей учителя-предметника в 9-11 классах. Что...
План работы с одарёнными детьми на уроках технологии и во внеурочное время.
План работы с одаренными детьми на уроках технологии и во внеурочное время на 2013-2014 учебный год...
Работа с одарёнными детьми на уроках английского языка.
Работа с одарёнными детьми на уроках английского языка....
Презентация к статье "Работа с одарёнными детьми на уроках английского языка"
Презентация содержит 13 слайдов и является дополнением к статье....
Работа с одарёнными детьми на уроках информатики и во внеурочное время .
Как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения....
Система работы с одарёнными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности
Система работы с одарёнными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности...