Работа с одарёнными детьми на уроках информатики и во внеурочное время .
учебно-методический материал по информатике и икт
Как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_odarennymi_na_informatike.docx | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с одарёнными детьми на уроках
информатики и во внеурочное время .
Учебный предмет – информатика, обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности, а значит и для выявления одаренных детей, так как здесь как нигде ещё реализуются межпредметные связи.
Анализ осуществляемой работы с одаренными и талантливыми школьниками по информатике в школе свидетельствует о необходимости и открывающихся возможностях её дальнейшего совершенствования.
Одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми по следующим параметрам: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое и продуктивное мышление, способности к изо и исполнительскому искусству, психомоторные способности). Одаренность ребенка не всегда проявляется внешне, т. е. нет интеллектуального блеска, может быть пассивным, застенчивым, может быть из неблагополучной семьи. Высокая мотивация к достижению, положительное отношение к школе служит признаком одаренности, но отсутствие ее еще не говорит об обратном. Есть те, кто опережает сверстников в умственном развитии, кто обладает незаурядной обучаемостью, а вот есть такие дети творческого склада ума, у которых своевольное поведение, независимый характер, они непослушны. Такие дети нередко учителей раздражают, в их одаренность они не видят.
Виды одаренности: интеллектуальная; творческая; академическая; художественно-эстетическая; социальная или лидерская; психомоторная (т.е. спортивная).
Самый верный способ помочь ребенку раскрыть себя – научить учиться. В этом помогает самостоятельный поиск. Ведь талантливому ребенку не нужно до конца все «разжевывать». Иногда при объяснении нового материала, рассказав суть, и не вникая в подробности, предлагают дальше некоторым ребятам из класса продолжить работу самостоятельно, отыскав свой путь решения задачи. Главное, чтобы на этом этапе у детей были сформированы умения самостоятельно добывать знания из различных источников, анализировать факты, делать выводы и обобщения, аргументировать свой ответ.
Моделирование подобных ситуаций на уроке способствует тому, что каждый одаренный ребенок, так или иначе, раскроет в себе новые способности.
Другой способ самореализации одаренных детей заключается в организации их исследовательской деятельности. Такая форма работы предоставляет учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете.
Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность на уроках является проектный метод. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции.
Исследовательская деятельность учащихся предполагает несколько этапов:
- Постановка проблемной ситуации
- Сбор и обработка материала
- Презентация проекта
- Обсуждение
Эта форма работы требует соблюдения нескольких правил, которые позволят организовать исследовательскую деятельность детей.
Во-первых, учащиеся должны иметь четкий план действий, разработанный ими в группе или индивидуально. В плане прописана деятельность каждого участника, определена цель исследования, составлен алгоритм достижения поставленной цели.
Во-вторых, дети должны четко представлять, каким будет итог выполнения каждого этапа и конечный продукт исследовательской работы. Возможно, это будет презентация, web-сайт, публикация и т.д.
Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы.
Основная часть работы с одаренными детьми приходится на внеурочную деятельность (спецкурсы, факультативы). Здесь происходит подготовка детей к участию в различных мероприятиях.
Участие во всевозможных интеллектуальных и предметных олимпиадах, творческих конкурсах, фестивалях, телекоммуникационных проектах дает возможность одаренному ребенку раскрыть свои таланты и реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы.
Для одаренного ребенка свойственна высокая концентрация на интересующем его предмете. С годами такие дети проявляют огромное упорство в достижении цели. Одаренные дети отличаются разнообразием интересов. Это порождает склонность начинать несколько дел одновременно, и браться за слишком сложные задачи. Многие одаренные дети, осознающие свои большие способности, воспринимают любое место, кроме первого, как поражение, а себя как неудачника и не умеют пережить неудачу. В такой ситуации учителю, прежде всего, необходимо быть доброжелательным и чутким, не критиковать, а, наоборот, хвалить ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление.
Другой вариант работы с одаренным ребенком - индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.
В этом случае учителю в работе необходимо:
- Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности ребенка, его учебную нагрузку по другим предметам.
- Продумать методику обучения. Одаренные дети требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает самостоятельность мышления, стремление к экспериментированию, им необходима серьёзная умственная нагрузка.
- Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
- Выбрать форму отчета ребенка за определенные промежутки времени.
Цели программы по информатике:
- выявление и поддержка одаренных учеников;
- формирование информационной культуры, подготовка учащихся к жизни и деятельности в информационном обществе;
- повышение уровня подготовки школьников, имеющих склонность к изучению информатики;
- эффективное продолжение основного образования, удовлетворяющее разносторонние запросы личности;
- целенаправленная работа с детьми, проявляющими повышенный интерес к изучению информатики;
- образование картины мира, в котором возрастает роль специалистов в области компьютерных технологий;
- создание условий для развития навыков самостоятельной исследовательской деятельности, умений реализовать полученные знания на практике.
Реализация мероприятий программы позволят:
- создать условия для сохранения и преумножения интеллектуального и творческого потенциала трудовых ресурсов страны, усилить внимание к человеку и его развитию;
- создать возможности для проявления одарённости и таланта;
- обеспечить условия для профессиональной ориентации, творчества и образования повышенного уровня школьникам;
- создать условия для адаптации детей в обществе;
- внедрить методические разработки и информационные технологии в систему работы учителей-предметников
Очень важное место в работе с одаренными детьми является подготовка лучших учащихся к районным и областным конкурсам и конференциям.
Логические задачи – неотъемлемая часть информатики. Именно они помогают выявить детей с развитым логическим мышлением. Одаренный ребенок сразу же выстроит логическую цепочку и выдаст ответ, остальные же получат ответ только после того, как несколько раз перечитают исходные данные.
Так как одаренный ребенок многому учится самостоятельно, то мастер-классы на уроках - это еще один прием работы с одаренными детьми. Школьная программа по информатике затрагивает изучение не всех возможностей компьютера, а вот одаренные дети эти возможности изучают и на мастер-классе показывают то, чему научились самостоятельно, тем самым вызывая интерес одноклассников и к предмету и чему-то неизведанному.
Думаю, ни для кого не будет новостью то, что исследовательская и проектная деятельность – это так же формы работы с одаренными детьми. На уроках информатики, я стараюсь включить всех детей в проектную деятельность – объединяю в группу одного одаренного ребенка и несколько менее успевающих. Здесь одаренный ребенок выступает в виде тьютора, то есть направляет работу группы, ну и выполняет сложную часть проекта.
На практических заданиях я заготавливаю карточки для нескольких вариантов, которые состоят из нескольких заданий. Под текстом задания даю разъяснения – сколькими баллами оценивается то или иное задание. Как правило последнее задание – это задание для сильного ребенка. (подобное использую и в тестировании).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Работа с одарёнными учащимися на уроках физкультуры и во внеурочное время»
«Работа с одарёнными учащимися на уроках физкультуры и во внеурочное время»...
Система работы с одарёнными детьми на уроках биологии и во внеурочное время
презентация содержит материал опыта работы с одарёнными детьми на уроках биологии и во внеурочное время...
План работы с одарёнными детьми на уроках технологии и во внеурочное время.
План работы с одаренными детьми на уроках технологии и во внеурочное время на 2013-2014 учебный год...
План работы с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (пр...
Проектная деятельность как одна из форм работы с одарёнными детьми на уроках информатики и во внеурочной деятельности
Проектная деятельность как одна из форм работы с одарёнными детьми на уроках информатики и во внеурочной деятельности...
План работы с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время 2022-2023 учебный год
План работы с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время 2022-2023 учебный год...
работа с одарёнными детьми на уроках английского языка и внеурочное время
Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматрив...