Мастер-класс Научно-исследовательская деятельность учащихся как условие для формирования и развития функциональной грамотности
опыты и эксперименты по математике
Мастер-класс Научно-исследовательская деятельность учащихся как условие для формирования и развития функциональной грамотности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Терекли-Мектебская СОШ им. А.Ш.Джанибекова»
Мастер-класс по теме:
Научно-исследовательская деятельность учащихся как условие для формирования и развития функциональной грамотности
Подготовила:
учитель математики
МКОУ «Терекли-Мектебская СОШ им.А.Ш.Джанибекова»
К.А. Оразбаева
2024
Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.
Древнегреческий философ Аристипп
Слайд 1-2
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас на своем мастер-классе «Научно-исследовательская деятельность учащихся как условие для формирования и развития функциональной грамотности».
Слайд 3
Современные образовательные стандарты ставят приоритетной задачей нашей с вами педагогической деятельности формирование умений и навыков ученика применять полученные знания на практике. Сегодня мы называем это термином «функциональная грамотность».
Определений понятия «функциональная грамотность достаточно много. На слайде вы видите одно из них. (Советский и российский лингвист, психолог А.А.Леонтьев: «Функциональная грамотность - способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»).
Общая мысль, которая звучит во всех определениях: знания и информация, которые ученик получает в школе, должны быть не просто академическими, они должны «работать», быть «живыми», помогать выпускнику успешно самореализоваться в социуме, в различных видах человеческой деятельности. Мы, педагоги, должны способствовать становлению личности ученика, который активно и заинтересованно познает мир, умеет ставить цели, проектировать пути их реализации, работать с разными источниками информации, формулировать собственное мнение и создавать собственный интеллектуальный продукт.
Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты, создавать условия для их достижения и быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Слайд 4
Функциональная грамотность учащихся формируется в урочной и внеурочной образовательной деятельности. Также может осуществляться исследовательская деятельность учеников.
Почему организация исследовательской деятельности становится столь актуальной для формирования функциональной грамотности?
ИССЛЕДОВАНИЕ - деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Слайд 5
В исследовательской деятельности формируются все базовые умения функциональной грамотности.
- Умение понимать текст, авторскую позицию, главную мысль
- Умение видеть проблему
- Умение выдвигать гипотезы и строить предположения (ключевой момент в исследовательской деятельности)
- Коммуникативные умения (вести дискуссии, рефлексировать, выстраивать социальные связи)
- Навыки экспериментирования (выполнение практических действий, проверка данных и сравнение)
Слайд 6-7
Организация исследовательской деятельности позволяет формировать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, систематизировать и углублять знания в определенной области, учит применять их на практике. Исследовательская работа обучающихся связана с активным использованием метапредметных и межпредметных связей.
В исследовательской деятельности формируются все виды функциональной грамотности.
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ - Понимание содержание текста, умение пользоваться книгами для достижения своих целей, читать для расширения кругозора и т.д |
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ - Объяснять с научной точки зрения происходящие в природе процессы и явления, пользоваться научными доказательствами, понимать каким образом и для чего проводятся исследования и т.д |
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ - Умение применять математические знания в повседневной жизни |
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ - Рациональное распределение доходов, грамотное и осознанное решение денежных вопросов, стремление к финансовой стабильности и независимости |
КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ - Развитие творческого потенциала, генерация идей, изобретение чего-то нового и нестандартного |
ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ - Успешное использование полученных навыков и умений на практике в различных областях деятельности и сферах жизни |
Слайд 8
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Мотивация исследовательской деятельности
Именно на этой стадии ученик должен увидеть вполне конкретные для себя «выгоды». Абстрактные обещания здесь неуместны.
Исследовательская деятельность дает:
- Бонусы к ЕГЭ при участии в значимых всероссийских конкурсах
- Умения писать курсовые, дипломы, диссертации в будущем
- Возможность получения премий (например, премии Главы ЗАТО п. Солнечный)
Необходимо сразу объяснить ученику, что в исследовательской деятельности главную роль играет самообразование и самообучение. В исследовательской деятельности педагог уходит от позиции носителя информации к позиции НАСТАВНИКА-КОНСУЛЬТАНТА (или тьютера).
2. Выбор направления исследования/объекта/предмета
Это наиболее сложный этап. Здесь необходимо учитывать:
- насколько тема интересная и увлекательная для учащегося
- важность и актуальность / практическое применение исследования
- время, которое учащийся может потратить на исследование
- некоторый багаж знаний ученика в этой области
Здесь существуют несколько вариантов:
- Есть конкурсы, которые уже предлагают тему исследования,
- Конкурсы, которые предлагают номинации (направления) и если у вас и у ваших учеников есть материалы, идеи по определенному объекту и предмету исследования, которые подходят под заданные направления, то появляется возможность поучаствовать в интеллектуальных соревнованиях краевого и всероссийского уровней.
Важно избежать ситуации, когда «интересное - не ново, а новое - не интересно».
3. Выбор темы:
- основное требование - новизна
- тема не должна быть «широкой» и общей, необходимо её конкретизировать, сузить материалом, местом, временем.
4. Формулировка цели/ключевого вопроса исследования
Умение видеть проблему
Умение выдвигать гипотезы и строить предположения.
5. Выбор метода
Умение понимать тексты, авторскую позицию, главную мысль
Коммуникативные навыки (вести дискуссию, выстраивать социальные связи, общение)
Владение информационными технологиями
Умение ставить и решать информационную задачу с помощью справочных источников, словарей, Интернета.
6. Написание работы
На этом этапе учащиеся согласно плану выполняют и оформляют исследовательскую работу. Учитель выступает консультантом и наставником.
- Сразу нужно объяснить детям: списывать нехорошо, ПЛАГИАТ НЕДОПУСТИМ;
- объем заимствований должен быть не более 20%;
- Грамотность и оригинальность
7. Оформление работы
- Это те знания, которые будут полезны всегда.
Оформление титульной страницы, аннотации, введения, основной части, заключения, списка литературы - все это пригодится в будущем при дальнейшей учебе ребят.
8. Представление исследовательской работы
Некоторые научные руководители считают, что достаточно выучить подготовленный текст доклада и успех на конференции обеспечен. Но это не так. Часто приходится наблюдать, как серьёзные по содержанию работы не попадают в пятёрку лучших из-за того, что не представляются должным образом. Основная причина, на мой взгляд, в том, что обучающихся оказываются психологически не готовы к борьбе и победе. Очень полезно предварительно изложить результаты исследовательской работы сначала в узком творческом коллективе, а затем в расширенной аудитории, например на школьной научно-практической конференции. Этот этап - не просто тренировка, а своего рода рекламная кампания, «программирование» авторов работы на успех: они должны быть уверены в предстоящей победе на конференции.
Обязательным условием развития творческих способностей обучающихся является устранение доминирующей роли педагога. Самое сложное для учителя - научиться быть просто консультантом, отвечая только на возникающие у обучающихся вопросы.
9. Рефлексия
Рефлексирование
Адекватная самооценка - умение поставить задачи и самосовершенствование;
критическое рассмотрение своей деятельности;
выработка собственной позиции
В результате выполненной работы обучающиеся ещё раз убеждаются в том, что получаемые в школе знания необходимы и могут быть использованы в реальной жизни для решения важных практических задач. У них формируются представления о существовании тесной связи между различными предметами, преподаваемыми в школе. Обучающихся приобретают опыт работы с различными источниками информации, навыки написания курсовых проектов и самостоятельной подготовки докладов, отчётов, коммуникативные умения. Проектное обучение приносит удовлетворение школьникам, видящим результаты своего труда, и позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле/
Возвращаемся к плану исследования
Слайд 9
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность – это отличный инструмент для развития функциональной грамотности школьников, их творческих способностей, совершенствования таких качеств, как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. Кроме того, через проектную деятельность происходит формирование и развитие личностных качеств ребёнка – умение достигать поставленной цели, сотрудничать и быть полноправным членом коллектива.
Слайд 10
Организация учебно-исследовательской работы с учащимися предъявляет особые требования к педагогу. Он должен:
- положительно относиться к ребёнку;
- проявлять уважение к его личности и поддерживать чувство собственного достоинства в каждом школьнике;
- признавать право личности быть непохожей на других;
- предоставлять обучающихся право на свободу выбора;
- оценивать не личность обучающегося, а его деятельность, поступки;
- учитывать индивидуально-психологические особенности обучающихся.
Педагогу следует совершенствовать технологию обучения и помнить, что, если позволить ученику самостоятельно что-то изобрести или открыть, развивается его творческая активность.
Важным условием для успешного ученического проектирования является профессионализм учителя и его самообразование в рамках поставленной цели.
Слайд 11
Заключение. Притча «Крылья» Шалва Амонашвили. Как научить детей летать
И в заключение хочу привести притчу Шалвы Александровича Амонашвили «Крылья».
Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.
– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
– Верно! – удивился человек.
– Так бери с собой мудрость: Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо. Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна. Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.
– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.
– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.
Прошли годы.
Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.
Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.
Они опустились перед стариком и поклонились ему.
– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ... Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
– Меня больше радуют твои перышки...
Я надеюсь, что мастер-класс поможет вам расправить ваши крылья.
Слайд 12.
Передо мной, как перед учителем математики, стоит проблема формирования функциональной грамотности на уроках математики. Научиться действовать ученик может только в процессе самого действия. Своим ученикам я стараюсь давать не только знания, но и стараюсь научить их применять полученные знания на практике, ведь уроки математики являются весьма благодатной почвой для проведения математических исследований и воплощения проектных и исследовательских идей, начиная с 5 класса. Эти методические приёмы помогают учителю создать у обучающихся осознанное затруднение, преодоление которого требует поиска, заставляет их мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активных познавательных интересов к исследованию.
Например, изучая с пятиклассниками тему «Площади», мы часто затрагиваем тему ремонта и соответствующих расчетов. А изучая с восьмыми классами тему «Подобие», делаем проект по практическому применению подобия (измеряем высоту школы, столба, дерева различными методами), или исследовательские работы о том, как подобие применяли люди разных эпох в разных сферах своей деятельности. В процессе выполнения группового проекта учащиеся могут применить полученные знания, креативно подойти к решению поставленных задач, продемонстрировать навыки сотрудничества и эффективной коммуникации.
Конечно, проектная деятельность с любым ребенком требует больших усилий, знаний и времени. При выборе темы, я ребенку даю свободу действий, т.к. такие именно проекты им интересны, и они живут ими. Но, когда я утверждаю тему, то при этом ставлю перед учеником два основных вопроса: Какой будет предполагаемый продукт? В чем актуальность темы проекта? Да, я работаю учителем, но я прежде всего человек, и знать всего не могу. Поэтому, когда я работаю с детьми, то не стесняюсь учиться новому вместе с ними. Мне даже нравится, когда работа построена не только учитель дает знания ученику, но и когда ученик учит чему-то новому учителя, ведь еще великий Конфуций сказал: «Учитель и ученик растут вместе…».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут . Древнегреческий философ Аристипп
Современному обществу нужен человек, который умеет: самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты, создавать условия для их достижения, быть открытым для новых контактов и культурных связей.
ИССЛЕДОВАНИЕ - деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
В исследовательской деятельности формируются все базовые умения функциональной грамотности у мение понимать текст, авторскую позицию, главную мысль, у мение видеть проблему, умение выдвигать гипотезы и строить предположения (ключевой момент в исследовательской деятельности ), коммуникативные умения (вести дискуссии, рефлексировать, выстраивать социальные связи ), навыки экспериментирования (выполнение практических действий, проверка данных и сравнение ).
В исследовательской деятельности формируются все виды функциональной грамотности Читательская грамотность - понимание содержание текста, умение пользоваться книгами для достижения своих целей, читать для расширения кругозора и т.д. Естественно-научная грамотность - объяснять с научной точки зрения происходящие в природе процессы и явления, пользоваться научными доказательствами, понимать каким образом и для чего проводятся исследования и т.д. Математическая грамотность - умение применять математические знания в повседневной жизни.
Финансовая грамотность - рациональное распределение доходов, грамотное и осознанное решение денежных вопросов, стремление к финансовой стабильности и независимости. Креативное мышление - развитие творческого потенциала, генерация идей, изобретение чего-то нового и нестандартного. Глобальные компетенции - Успешное использование полученных навыков и умений на практике в различных областях деятельности и сферах жизни. В исследовательской деятельности формируются все виды функциональной грамотности
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Мотивация исследовательской деятельности Выбор направления исследования/объекта/предмета Выбор темы исследования Формулировка цели/ключевого вопроса исследования Выбор метода Написание работы Оформление работы Представление исследовательской работы Рефлексия
Проектно-исследовательская деятельность – это отличный инструмент для развития функциональной грамотности школьников, их творческих способностей, совершенствования таких качеств, как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость.
Организация научно-исследовательской работы с учащимися предъявляет особые требования к педагогу положительно относиться к ребёнку; проявлять уважение к его личности и поддерживать чувство собственного достоинства в каждом школьнике; признавать право личности быть непохожей на других; предоставлять обучающихся право на свободу выбора; оценивать не личность обучающегося, а его деятельность, поступки; учитывать индивидуально-психологические особенности обучающихся.
«Крылья» притча Ш.А. Амонашвили
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение качества знаний на уроках английского языка, как важнейшее условие формирования и развития функциональной грамотности учащихся.
Достичь функциональной грамотности в процессе обучения английского языка можно различными способами. Главной составляющей преподавания иностранного языка в является заинтересованность...
Комплекс учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся 8 класса
Комплекс заданий для формирования и развития функциональной грамотности...
Заявка на КПК «Эффективное управление процессом формирования и развития функциональной грамотности: теория и практика» (Обществознание)
2021-2022 уч.год...
Формирование и развитие функциональной грамотности. Математическая грамотность. Практико-ориентированные задания
Выступление на заседании ШМО по теме "Формирование и развитие функциональной грамотности. Математическая грамотность. Практико-ориентированные задания" @font-face {font-family:Calibri; ...
Тема: «Формирование и развитие функциональной грамотности – одна из важнейших задач современной школы» (Мастер-класс)
Учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регул...
Горошенко Н.А. Руденко С.П. г. Санкт- Петербург, Россия МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ-НАСТАВНИКА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС.
Рассмотрено понятие методической компетенции учителя с позиций методики преподавания иностранных языков в контексте особенностей новой парадигмы иноязычного образования, что оказывается невозможн...
Приёмы формирования и развития функциональной грамотности учащихся при подготовке к ВПР по русскому языку
Всероссийские проверочные работы – это форма контрольной работы, мониторинг качества знаний, позволяющий определить уровень достижений учащихся по предмету. Мониторинг призван увидеть и ско...