Формирование чувства патриотизма средствами английского языка.
материал по английскому языку (10 класс)
Существование современного общества формируется огромными информационными потоками, многие из которых вызывают негативные эффект. Идет агрессивное навязывание вседозволенности и жестокости, размываются границы между культурами и нациями, подменяются духовные ценности, такие как любовь, к Родине и семье, уважение и гордость за землю, на которой живет человек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_chuvstva_patriotizma_sredstvami_angliyskogo_yazyka.docx | 26.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование чувства патриотизма средствами английского языка.
«Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать».
Василий Розанов
Существование современного общества формируется огромными информационными потоками, многие из которых вызывают негативные эффект. Идет агрессивное навязывание вседозволенности и жестокости, размываются границы между культурами и нациями, подменяются духовные ценности, такие как любовь, к Родине и семье, уважение и гордость за землю, на которой живет человек.
С.А. Дружилов отмечает, что эффекты информационных воздействий могут проявляться на нескольких уровнях, в том числе на личностном, что вызывает «снижение у людей способности к самоопределению, самореализации, принятию жизненно важных решений; возникновение акцентуаций характера, деформации мотивационной направленности». Данная ситуация является информационной войной против России, целью которой является впитывание социумом чуждых нашим гражданам идей, принижению значимости понятия долга, чувства патриотизма и любви к родной стране. Происходит целенаправленное воздействие на молодежь для манипулирования ее сознанием. Ведь, как известно, воспитание нравственной, психически и физически здоровой личности является основной задачей культуры и образования. Как следствие, одной из важнейших функций отечественного образования является формирование личности гражданина и патриота. Как сказал в своем выступлении В.В. Путин: «…любовь к Родине – одна из ключевых основ российской государственности и важнейшая ценность для нашего общества, которая неизменно проявляется в решающий для страны момент.
Известно, что каждый учебный предмет развивает своим содержанием, и среди множества учебных дисциплин английский язык занимает особое место. Коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быта, истории, литературы, традиций, культуры дает широкие возможности по воспитанию чувства патриотизма, гордости за свою родину. Не случайно во ФГОС второго поколения наряду с метапредметными и предметными результатами освоения образовательной программы большое внимание уделяется личностным результатам, таким как «воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной».
Преподавание иностранного языка в современной школе дает широкие возможности по воспитанию патриотизма, гражданственности, правовой культуры, по воспитанию высоко нравственной личности. Уроки иностранного языка позволяют осознавать патриотические ценности, формировать взгляды и убеждения, прививать уважение к культурному и историческому прошлому России. Уроки формируют активную жизненную позицию, определяющую весь жизненный путь человека.
Обращаясь к отбору содержания обучения, конечно же, следует отметить, что зарубежные учебники по иностранным языкам имеют некоторые ограничения. Организуя ситуации межнационального взаимодействия, их авторы-составители, как правило, обращаются лишь к реалиям страны изучаемого языка, поэтому возникает необходимость создания собственных учебных пособий и учебников. Таким образом, задача формирования гражданственности и патриотизма не может быть реализована в полной мере, поскольку в зарубежных учебных изданиях отсутствует материал сравнительно-сопоставительного характера.
Иностранный язык является средством, при помощи которого можно рассказать о своей Родине, городе, селе, своей семье, о своем внутреннем мире, о своем мировоззрении. На уроках каждый имеет возможность для самовыражения и творчества.
Рассматривая традиции и праздники стран изучаемого языка, мы сравниваем их с традициями своей страны, происходит диалог культур. В данном случае эффективно используется метод проектов. Овладение способностью к межкультурной коммуникации позволяет обмениваться культурным опытом поколений и национальностей. Владея иностранным языком, патриот несет культурное наследие своей страны.
Огромный потенциал для воспитания патриотизма несут в себе темы о политическом устройстве стран изучаемого языка. На уроках учащиеся анализируют и сравнивают различные политические системы, рассматривают политическое устройство России, изучают историю развития Конституции, историю развития своей страны.
В старших классах, по моему мнению, уроки можно начинать с краткого обсуждения событий произошедших в стране. Учащиеся с удовольствием высказывают свою точку зрения на то или иное событие. Это также является частью патриотического воспитания.
Считаю, что каждый урок должен иметь воспитательный потенциал. Воспитательные возможности должны заключаться в содержании учебного материала, в методической системе обучения. На уроке английского языка происходит общение, которое по своей сути –личностно. Личностная направленность является каналом, через который в душу и сознание учащегося проникает воспитательное воздействие. На уроке происходит развитие мышления, памяти, чувств, воображения, формируется мировоззрение, черты характера, усваиваются общепринятые нормы поведения, развиваются эстетические взгляды, развиваются потребности в дальнейшем самообразовании.
Для развития чувства патриотизма и гражданственности необходимо взять за основу деятельностно-отношенческую концепцию воспитания, включающую когнитивный или интеллектуально-личностный аспект (знания о том, что значит быть патриотом, знания норм межнациональных отношений), эмоционально-чувственный аспект (внутреннее стремление и убеждение в необходимости соблюдения этих норм), деятельно-практический (поведенческий) аспект.
Воспитание патриотизма представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и внеурочной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотических чувств; стимулирования их активности по выработке у себя этих моральных качеств. Это могут быть уроки-конференции на языке, доклады и презентации.
В последнее время организуется много мероприятий для учащихся с целью воспитания патриотизма и уважительного отношения к Родине, приобщения к истории своей страны. Однако уважение к своей стране и ответственность за её благополучие важно формировать постоянно, на протяжении всех лет обучения в школе и университете. Образовательная программа любого предмета той или иной направленности должна начинаться с воспитания российской гражданской идентичности, уважения к Отечеству, воспитания чувства ответственности и долга перед Родиной. Патриотизм – одна из основополагающих национальных ценностей, и привитие её учащимся высшей школы должно осуществляться при изучении всех предметов, в том числе и на уроках иностранного языка. Обучение иностранному языку осуществляется в рамках диалога культур, когда у школьников развивается толерантное отношение к проявлению иной культуры, и формируется более глубокое осознание своей собственной. В учебники и пособия по иностранному языку должны быть включены темы ориентированные на системную работу по развитию у обучающихся патриотических чувств. Со страниц учебников учащиеся должны узнавать не только о зарубежной культуре и традициях других народов, что способствует развитию толерантности, но и об известных людях нашей страны, внёсших значительный вклад в развитие разных сфер человеческой жизни.
Выполняя такие задания учебника, обучающиеся научатся рассказывать на иностранном языке о своей малой родине и, что немало важно осознают сопричастность к судьбе России. Развитие патриотизма также предполагает развитие у школьников активной гражданской позиции, формированию обучающимися осознания возможности их личного вклада в развитие общества.
В канун праздника Великой Победы я проводила уроки посвященные этой дате. Учащиеся проделали огромную работу при подготовке к урокам: искали информацию о роли Британии и США в Победе, подготовили презентацию о программе ленд-лизинга, подготовили рассказы о родственниках, участвовавших в войне, подготовили презентации об основных битвах ВОВ, искали высказывания великих людей того времени о роли нашей страны в победе над фашизмом. Вся эта работа вызвала большой интерес учащихся и, на мой взгляд, сыграла определенную роль в развитии чувства патриотизма.
Большую роль в патриотическом воспитании школьников играет использование краеведческого материала. Обращение к материалам краеведческого характера приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной беседе теми фактами и сведениями, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. При выборе краеведческого материала стоит учитывать: реальность материалов для учащихся, т. е. учащиеся должны точно представлять, о чем идет речь; заинтересованность учащихся в данном материале; привязанность данного материала к программной теме; социализирующую ценность данного материала.
Основные методы патриотического воспитания школьников, сложившиеся в педагогической практике:
1).Методы воспитания убеждений (методы убеждения): информационно-доказательный метод; поисковый метод; дискуссионный метод; самоубеждение через убеждение других;
2). Методы воспитания привычного поведения (методы упражнения);
3). Методы формирования эмоционально-волевой сферы личности (методы стимулирования): личный пример педагога; игровой подход к организации деятельности; требование; общественное мнение; личный пример педагога.
На своих уроках я использую различные педагогические технологии, помогающие воспитать гражданственность и патриотизм: технологию развивающего обучения, коллективный способ обучения, технологию коммуникативного обучения иноязычной культуре, информационно-коммуникационные технологии и другие.
Таким образом, формирование разносторонне развитой поликультурной личности, её мировоззрения, чувства патриотизма и национального достоинства возможно при системном освоении национальной культуры через урочные и внеклассные формы работы с учащимися. Включение этнокультурного материала в содержание занятий иностранного языка будет способствовать реализации воспитания российского патриотизма. Нельзя любить свою Родину, не зная и не уважая ее культурно-исторического наследия.
«В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки».
Тарас Шевченко.
Список использованной литературы:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос.Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с. — (Стандарты второго поколения).
2.Белоусова С., Котохина Т., Селезнева Е. Метод проектов на уроках иностранного языка с использованием краеведческого материала. Интернет-ресурсы.
3. Беспятова Н.К, Яковлев Д.Е. Военно - патриотическое воспитание детей и подростков.- М., «Айрис», 2006
4.Григорьева Х.Т. Патриотическое воспитание на уроках английского языка
5Миролюбов А.А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. -2001.-№5.
6. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. Москва. Просвещение, 1988.
7.Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». - М., 2009.
8. Бим И. Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия образования школы// Иностранные языки в школе. 2005. №3.
9 . Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. и др.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М., Просвещение, 2011
10. О.И. Палей. Работа с пословицами на уроке английского языка в 9-м классе.
11 .М.И. Дубровин. Английские и русские пословицы и поговорки в иллюстрациях. М. Просвещение. 1993 г.
12. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. //Иностранные языки в школе. 2000, №2, 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование чувства патриотизма.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в перио...
Формирование чувства патриотизма у школьников средствами краеведческой работы
Патриотизм как неотъемлемая часть общенациональной идеи - основа сплочения нации, возрождения духовно-нравственных устоев. Актуальность проблемы патриотического воспитания детей обусловлена ещё ...
Уроки иностранного языка с элементами краеведения как средство формирования чувства патриотизма и любви к Родине.
Данная статья рассматривает необходимость включения краеведения на уроках иностранного языка для достижения личностных результатов выпускников основной школы. а именно - стремление к лучшему осознанию...
Формирование чувства патриотизма у воспитанников средствами игровых технологий
Формирование подрастающего поколения в «климате» исторической и культурной памяти – важное условие в учебно-воспитательном процессе сегодня. Цель внеклассного мероприятие &ndash...
Формирование коммуникативной компетенции средствами английского языка
Формирование коммуникативной компетенции...
Формирование чувства патриотизма на уроках русского языка и литературы
Обобщение опыта...
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА И ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ" Приложение к журналу СПО/ №2/23
Статья отражает актуальную сегодня необходимость возрождения в молодом поколении чувства патриотизма и предлагает инструменты для его формирования...