Формирование коммуникативной компетенции средствами английского языка
статья по английскому языку
Формирование коммуникативной компетенции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kommunikativnoy_kompetentsii_sredstvami_angliyskogo_yazyka.docx | 18.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативной компетенции средствами английского языка
Зайцева М.А.
Преподаватель иностранного языка ГПОУ «Борзинское медицинское училище (техникум)»
Изменения в характере образования – в его направленности, целях, содержании – все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. В качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.
Компетентностная модель образования носит исследовательский и практико-ориентированный характер, а будущий специалист становится не просто «знающим», а «умеющим». Этой задаче отвечает компетентностно-ориентированный подход в образовании, т е образование, основанное на компетенциях - competence-based education (И.А.Зимняя).
Применительно к иностранному языку в материалах Совета Европы рассматривается два вида компетенций в области иностранного языка: общие компетенции (General competences) и коммуникативная языковая компетенция (Communicative language competence). Общие компетенции: экзистенциальная компетентность (existential competence),способность учиться (ability to learn), декларативные знания (declarative knowledge), умения и навыки (skills and know-how).
Работа над коммуникативной компетенцией реализует важнейшую функцию обучения иностранному языку – коммуникативную. Владея коммуникативной компетенцией, студент способен правильно использовать языковые средства для построения высказывания по определенной ситуации. Ситуации составляют основу коммуникативного обучения. Они приближают процесс обучения к условиям реального общения. Студент не просто должен механически запомнить лексические единицы на иностранном языке, он должен научиться мыслить на иностранном языке. Необходимо следить, чтобы изученный ранее материал постоянно использовался в речевой деятельности. Только при постоянном включении в деятельность, он будет храниться в памяти студента. Усвоенная лексика должна быть включена в тематику занятия, студент должен ощущать потребность в использовании лексических единиц для выполнения заданий и уметь воспользоваться ими в новом контексте, в новой ситуации. Это способствует совершенствованию владения иностранным языком, помогает преподавателю решить основную задачу обучения иностранному языку – обучение коммуникативной деятельности, умению общаться. Именно это умение лежит в основе любой профессиональной и общественной деятельности.
Многократное использование лексики самими студентами обеспечивает её долговременное усвоение. На начальном этапе идет обучение студентов общению. Поэтому с первых занятий применяется обучение диалогической речи, общению, а общение – это вопросы, которые всегда требуют ответа.
При последующем обучении студент овладевает профессиональными
знаниями по специальным предметам на родном языке. Обучение английскому языку предусматривает обязательное усвоение профессионально-лексического минимума, необходимого для построения монологического или диалогического высказывания по профессионально-ориентированным темам.
Задания для обучения устной речи, чтению и письму формулируются так, чтобы в их выполнении был коммуникативный смысл и был виден выход в реальное общение.
Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку осуществляется через использование различных технологий и методов.
В целях повышения учебной мотивации студентов и эффективного усвоения
профессиональных компетенций на своих занятиях я использую игровые технологии. Данный метод дает возможность обучаться на собственном опыте, путем специально организованного и регулируемого проигрывания жизненных или профессиональных ситуаций. Игра помогает воссоздать ситуацию, требующую от участников проявления профессиональной компетентности.
Проигрывание ролей помогает студенту обрести эмоциональный опыт взаимодействия с другими людьми в профессионально-значимых ситуациях,
определить линию своего поведения в создавшейся экстремальной ситуации.
Например, «На приеме у врача». В игре принимает участие вся группа. Студент должен определить, как правильно построить диалог с пациентами различных возрастных групп, провести диагностические исследования, продемонстрировать и прокомментировать свои действия. Каждый студент должен побывать в роли доктора и пациента.
ФГОС предусматривают овладение студентами профессиональной
компетенцией в области диагностики острых и хронических заболеваний. Например, имея знания по специальным дисциплинам и владея английской лексикой по теме «Болезни», студент выступает роли преподавателя внутренних болезней, рассказывает группе о проведении диагностики заболеваний, предусмотренных учебной программой «Английский язык». Таким образом, он мобилизует свои знания в новой ситуации, в другой языковой среде.
При проведении занятий соблюдается интегративность содержания. Это
можно проследить и на теме «Первая помощь». Выпускники медицинского
училища обязаны владеть профессиональной компетенцией – оказание неотложной медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
На заключительном этапе занятий по теме «Первая помощь» проводится деловая игра, которая построена как соревнование двух бригад скорой помощи. Участники игры должны прокомментировать свои действия по оказанию экстренной помощи пострадавшим, найти правильное решение проблемы, используя лексику по теме, грамматический материал, привлечь имеющиеся у них знания по ПМ. 03 «Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе». Игра является одной из лучших форм обучения, которая погружает студента в реальную или воображаемую действительность. На занятиях иностранного языка студенты приобретают знания как повседневного, так и профессионального общения. Исходной точкой развития потребности студента в иноязычных речевых поступках должны быть его профессионально значимые деятельностно-коммуникативные личностные потребности как будущего специалиста.
Литература
Андреев А. Знания или компетенции?// Высшее образование в России.-2005.-№2.
Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. -http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm
Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. –http://aspirant.rggu.ru/article.html?id=50758
Английский язык: компетентностный подход в преподавании: технологии, разработки уроков/ авт.-сост. А.Г. Штарина. – Волгоград: Учитель, 2011.
Краснощекова Г.А. Роль иностранного языка в процессе становления и
развития профессионализма специалиста// Открытое образование. 2010. № 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийная образовательная программа “Professor Higgins. Английский без акцента!”как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка.
Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную за...
Использование интернет ресурсов на уроках английского языка как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Современный ребенок живет в мире электронной культуры и для того чтобы говорить с ним на одном языке учителю необходимо владеть современными методиками и новыми оьразовательными технологиями. Интернет...
Обучение комментированию цитат и афоризмов как средству формирования коммуникативной компетенции обучающихся иностранному языку (средняя и старшая ступени обучения АЯ)
ВведениеГлава I. Коммуникативная компетенция как одна из целей современного иноязычного образования1.1. Современные тенденции в методике преподавания и необходимость коммуникативно-ориентированного по...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Люди сталкиваются с разнообразием культурного окружения, с иной системой ценностей, что зачастую обостряет проблему адаптации в данной среде, а также может привести к трансформации этнической идентичн...
Формирование коммуникативной компетенции средствами ИКТ
Формирование коммуникативной компетенции средствами ИКТ...
МЕТАПРЕДМЕТНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Работа направлена на определение уровня сформированности метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС ООО и рекомендована в качестве итогового промежуточного контроля в 5 классе и позволяет прове...
Формирование чувства патриотизма средствами английского языка.
Существование современного общества формируется огромными информационными потоками, многие из которых вызывают негативные эффект. Идет агрессивное навязывание вседозволенности и жестокости, размываютс...