Исследовательская деятельность учащихся на уроках английского языка.
методическая разработка по английскому языку

Лебедева Наталия Евгеньевна
Исследовательская деятельность учащихся на уроках английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городской  семинар  учителей английского языка.

Исследовательская  деятельность учащихся
на уроках английского языка.

Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей,  дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами. 
Ш.А. Амонашвили.
 

Современные ученики – кто они? Какие стремления у наших школьников? Что они могут, на что способны? Это становиться очевидно, когда наблюдаешь за их образом жизни со стороны. Во- первых, современные ученики обладают совсем отличным от нашего набором ценностей, они более эгоцентричны, требуют, чтобы уважали их интересы и практически не задумываются о том, что в век ИТ они теряют одну из самых главных составляющих в жизни – это умение размышлять, анализировать, доказывать свою точку зрения аргументировано, практически не владеют набором слов, логически связывающих предложения в беседе, используя просторечные выражения. Кругозор у учащихся развивается на уроках, при чтении дополнительной литературы, но в основном их кругозор ограничен тем, что предлагает им телефон и компьютер – это общение в социальных сетях, компьютерные игры и другие возможности. Анализируя данное состояние вещей, становится очевидным необходимость организации исследовательской работы с учащимися и введение элементов исследования в школе.

Так что же такое  исследовательская деятельность? Под  исследовательской  деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в  научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Цели  исследовательской  деятельности:

1)Развить  поисково -  творческие  способности  учащихся;

2)Систематизировать  средства  по  формированию  языковых  умений  и  навыков;

Задачи  исследовательской  деятельности:

  • Определение  мотивации к поиску;
  • Приобщение к  культуре  изучаемого  языка;
  • Формирование  системности и глубины знаний;
  • формирование личностно-ориентированной  социальной  направленности;
  • Развитие  личности ученика (самостоятельности, ответственности,  творческого  поиска, обогащение социального опыта);
  • Задача учителя  заключается  в  подборе средств  и составления алгоритма  исследования.

Алгоритм  исследования:

  • Определение темы, постановка проблемы и задачи исследования.
  • Сбор библиографической информации и изучение теории, посвященной данной проблематике.
  • Консультирование по вопросам отбора содержания работы, выдвижение и проверка гипотез.
  • Подбор методик исследования и практическое овладение ими.
  • Сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий к нему.
  • Собственные выводы.
  • Письменное оформление проведённого исследования в виде доклада, реферата, сообщения. Создание презентации.
  • Публичная защита работы.
  • Говоря с детьми  об исследовательской деятельности,мы говорим о том,что это-разделение,анализ,разбор,соединение,вывод новых идей и т.д..
  • Исследовательская работа учащихся организуется по двум направлениям: 
     урочная деятельность (подготовка сообщений, поиск ответов на те, или иные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и т.д.)
  • Внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: реферативная работа (9-11 кл.); проектная работа по интересам (5-11 кл.); НИР по английскому языку (9-11 кл.); учебно-исследовательские работы (10-11кл.); интеллектуальные марафоны (5-11 кл.); олимпиады (5-11 кл.); конференции (10-11 кл.). 

Отличие  исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время: 

  1. Конечными целями. Если в течение уроков использование элементов исследовательских приемов предполагает тренировку применения отдельных навыков, то исследовательская деятельность во внеурочное время нацеливает учащегося на серьезный конечный результат, совмещающий в себе все этапы написания работы.
  2. Временными рамками. На развитие исследовательских навыков уходит несколько минут урока, но это ведет к общей цели – написания исследовательской работы, которая займет, по меньшей мере, 3 месяца.
  3. Количеством учащихся. В овладении методами и приемами исследовательских навыках на уроках участвует весь класс, а для работы над НИР выбираются только те немногие учащиеся, которые имеют желание проводить исследования в какой либо области знаний.

В начальной  школе  вводятся элементы  исследовательской  деятельности:

Исследование  семантики  слов,их происхождение,смысловое построение; создание  проектов  в  различной  форме:

Исследовательская деятельность в начальной школе

  • Ученики выполняют проекты в различных формах: пишут краткие  рассказы, рисуют плакаты, рисунки, подбирают иллюстрации, создают альбомы – летописи и т.д.

Такая разносторонняя работа начальной школы не может прерваться в среднем и старшем звеньях. Здесь уже подход к исследовательской деятельности становится более традиционным. Прежде всего, это творческие домашние задания, подбираемые индивидуально для каждого учащегося. В ходе каждого урока преподаватель контролирует, направляет и корректирует деятельность учеников.

Роль учителя  в  исследовательской  деятельности  учащихся:

  • . энтузиаст, повышающий мотивацию детей; 
    2. специалист, обладающий знаниями и умениями в смежных областях; 
    3. консультант, организующий доступ к ресурсам, в том числе 
    информационным; 
    4. руководитель, планирующий не только свою деятельность, но и помогающий детям выстроить план работы; 
    5. «человек, который задаёт вопросы», умело поддерживает обратную связь; 
    6. координатор всего исследовательского процесса; 
    7. эксперт продукта работы, включающий детей в анализ и рефлексию полученных результатов.

Роль педагога на разных этапах организации исследовательской деятельности: 

  • I этап. Диагностика. Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей. Взаимодействие учителя и учащихся тесное.
  • II этап. Определение темы, целей, постановка задач. На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей.
  • III этап. Выполнение работы. Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность.
  • IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик (ученики) — равноправные партнеры.
  • На этапе самоанализа учащиеся и учитель анализируют причины неудач, выбранные пути решения. 

Очевидно, что в ходе работы над проектами ребята приобретут опыт творческой, познавательной деятельности.
И главнейший результат – те открытия в наших учениках, которые мы никогда бы не сделали на традиционных уроках.



При оценивании исследовательских работ учащихся старших классов необходимо обращать внимание на следующие моменты: 

  • Работы должны быть выполнены самостоятельно.
  • Ценным является творчество, интеллектуальная продуктивность, оригинальность взглядов или подходов.
  • Интернет может быть использован только как толчок к самостоятельному исследованию.
  • Реферативная работа должна носить аналитический характер и содержать собственные выводы автора.
  • Работа должна иметь практический и теоретический интерес.

Учитывается грамотность выполнения, тематическая широта использованного лексического материала

Выводы:

1. Формирование исследовательских навыков на уроках обучения английскому языку, с моей точки зрения, способно помочь: 
Глубже узнать изучаемый язык 
Повысить мотивацию учащихся 
Увидеть практическое применение ИЯ в современном мире 

2. Современный подход к реализации потенциалов исследовательской деятельности учеников должен строиться на принципах личностно-ориентированного образования – именно в этом случае в процессе её организации удастся достичь существенно иных результатов личностного развития школьников. 

3. На этапе, когда учащиеся начинают работать над исследовательскими проектами, очень важен адекватный выбор темы. 

4. Значимо учитывать как интересы, так интеллектуальные способности учащихся. Темы, предлагаемые ребятам, должны быть разными по сложности, направленности, но все должны быть основаны на изучаемом или изученном материале.

5. Сказать, что учитель окончательно достиг своей цели, можно лишь тогда, когда учащийся сам понимает значимость исследовательской деятельности, сам стремится к ней.

Таким образом, исследовательская деятельность целиком может  стать той средой, когда «неудачники» находят силу и уверенность, той ситуацией успеха, которая станет точкой отсчёта для дальнейшего развития, движения вперед.

Создание ученической исследовательской работы — самый трудоёмкий и ответственный вид деятельности учащегося. Но его высокая результативность и эффективность оправдывают все затраты сил и времени как учащегося, так и его руководителя. У учащихся улучшается успеваемость и качество знаний, повышается познавательный интерес, развиваются творческие способности. Исследовательская работа помогает глубже осмыслить другие дисциплины, лучше связать знания отдельных предметов в общее представление о природе и человеке и овладеть универсальными учебными действиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языка в 4 классе по учебнику Forward 3 (авторы М.В.Вербицкая, О.В. Оралова, Б. Эббс, Э.Уорелл, Э.Уорд), раздел 9. «Снег идёт». Урок 25 «Dora\'s Trip» учителя английского языка Н.А. Гордеевой.

Урок английского языка  в 4 классе  по учебнику Forward 3 (авторы М.В.Вербицкая, О.В. Оралова, Б. Эббс, Э.Уорелл, Э.Уорд), раздел 9. «Снег идёт».  Урок 25 «Dora\'s Trip» учите...

Разработка урока английского языка в ПО SmartNotebook:"XC и игровые приемы на уроке английского языка"

Разработка для урока английского языка по теме:"Earth Day" в ПО Smart Notebook с использованием дополнения к ПО SMART NOTEBOOK 11-  Extreme Collaboration, которое дает возможность учащимся  ...

Разработка урока английского языка к УМК "Форвард" 6 класс автор Вербицкая М. Цикл 2, урок 1.по теме "Daily routines" учитель английского языка МБОУ "Лицей № 1 им.А.П.Гужвина г.Камызяк" Егорова В.С.

Данная разработка урока представляет собой  в соответствии  с ФГОС для проведения урока в 6 классе по теме " Распорядок дня" и грамматической теме " Настоящее простое время"...

Презентация к уроку английского языка по теме: "УУД на уроке английского языка. Развитие лексико-грамматических навыков по теме «Моя комната»"

Презентация к уроку английского языка по теме: "УУД на уроке английского языка. Развитие лексико-грамматических  навыков по теме «Моя комната»"...