Игровая технология в обучении лексике английского языка
учебно-методический материал по английскому языку по теме
В работе даны психологические обоснования использовагния игр в обучении детей лексике на уроках английсколго языка и даны примеры употребления игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выступление на городском семинаре | 23.69 КБ |
презентация к выступлению | 1.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Игровая технология в обучении
лексике английского языка
выступление на городском семинаре
«Крупицы творчества»
Никулина Елена Викторовна
учитель английского языка
МБУ СОШ № 85
г.о. Тольятти
2013-2014
… в игре человек испытывает такое же наслаждение
от свободного обнаружения своих способностей,
какое художник испытывает во время творчества.
Ф. Шиллер.
Основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативных умений. Но коммуникация, в свою очередь, нуждается в мотивации. Необходимо превратить каждого ученика из пассивного созерцателя в активного и творческого участника процесса обучения.
Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все условия для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Считаю, что наша главная задача - добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению иностранного языка.
Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры.
Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В настоящее время проблема применения речевой игры в обучении иностранному языку широко освещается в отечественной и зарубежной методической литературе.
Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал - это понять природу счастливого детства, понять своего ребёнка, своих питомцев.
Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу – значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество – это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Игры приносят детям и взрослым радость творчества. Без радости творчества наша жизнь превращается в скуку и рутину. Творческий человек всегда чем-то увлечен. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень.
Увидеть необычное в обычном может и взрослый, и ребенок. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощаться. Детское творчество быстро увядает, если к нему не проявляется интереса со стороны окружающих. Совместные творческие игры сближают и взрослых, и детей. В этом – один из главнейших принципов эффективного воспитания.
Ребенок, играя, всё время стремится идти вперёд, а не назад. В играх дети всё как бы делают втроём: их подсознание, их разум, их фантазия «работают» синхронно.
Американский психолог Д. Мид увидел в игре обобщённую модель формирования того, что психологи называют «самостоятельностью» - человека - собирание своего «я». Игра - это сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самоосуществления.
Есть отрасль медицины и психологии - игротерапия. Игрою можно диагностировать, познать ребёнка. Игрою можно ободрить и одобрить ребёнка. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психологические свойства.
Игра всегда предполагает принятия решения - как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную деятельность играющих. А если ребёнок будет думать на иностранном языке? Конечно же, здесь таятся богатые обучающие возможности. Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра прежде всего - увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий - всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - оказывается, я могу говорить наравне со всеми.
Таким образом, мы рассматриваем игру как ситуативно - вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реально-речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, целенаправленностью, речевого воздействия.
Игры способствуют выполнению следующих методических задач:
- создание психологической готовности детей к речевому общению;
- обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
- тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта;
Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока и т. д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться повторением уже пройденного материала. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока.
Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.
Как известно, движущей силой говорения как вида речевой деятельности является мотив. Создание мотива говорения - самый важный компонент деятельности учителя при организации ролевых игр.
В сборнике «Вопросы методики обучения иностранным языкам за рубежом» немецкий методист Фр. Лейзингер показывает большие коммуникативные и, следовательно, обучающие возможности ролевой игры для развития устной речи. Ролевая игра, по его мнению, наиболее точно воссоздает атмосферу общения. За её участниками (учащимися) закрепляется определённый характер, они находятся в определённых отношениях в рамках какой-либо конкретной ситуации, что предполагает разнообразную речевую реакцию, включая эмоциональную. У учащихся возникает потребность выразить радость или огорчение, восторг или негодование и они должны найти средства для выражения своих эмоций.
Игровая форма работы, проводимая в кабинете, также может вызвать интерес учащихся к иностранному языку, способствовать активизации их мыслительной деятельности, а также развитию речевой деятельности. Например, для работы с учащимися младших классов наряду с обычным алфавитом можно поместить на передвижном стенде таблицу с буквами, расположенными не в алфавитном порядке, а вразброс, и предложить ребятам произносить их в правильной последовательности.
Я поддерживаю теорию М. Ф. Стронина, который подразделяет игры на следующие категории:
1. лексические игры;
2. грамматические игры;
3. фонетические игры;
4. орфографические игры;
5. творческие игры;
Во время игры учащихся не следует прерывать, ибо это нарушает атмосферу общения. Исправления следует делать тихо, не прерывая речи учащихся, или делать это в конце урока. У. Беннет вообще считает, что некоторые ошибки учитель имеет право игнорировать, чтобы не подавлять речевую активность учащихся.
При планировании уроков и подборе к ним различных игр я стараюсь учитывать не только возрастные категории учащихся, но и уровень их развития и информированности, в некоторых случаях - опору на родной язык.
На практике, при работе над лексикой, я использую разнообразные игры, но сегодня хотелось бы уделить внимание ребусам и игре в карты.
Учащиеся, как правило, относятся к заучиванию лексики как к скучному, монотонному, трудоёмкому занятию. Это побудило меня прибегнуть к нетрадиционным приемам работы. Один из них – использование ребусов.
Ребусом принято называть изображение какого-либо слова или предложения (кодирование слов, фраз) при помощи комбинации рисунков (картинок), букв, цифр, знаков. Обычно в ребусах зашифровываются существительные в именительном падеже, но можно включать слова любой части речи – числительные, глаголы, прилагательные, местоимения, наречия, предлоги.
Необходимо научить ребят выделять в слове семантические элементы и объяснить принцип составления ребусов.
Задания при работе с ребусами:
- Расшифруйте закодированное слово и составьте с ним словосочетание/предложение;
- Отгадайте группу слов и составьте с ними рассказ;
- Зашифруйте текстовое сообщение
Универсальной для меня является игра в карты. Эту игру я применяю при изучении и тренировке любого материала: лексики, грамматики, фонетики. Детям она нравится, и они с удовольствием в нее играют. Команды получают по колоде карт. На одной из них написано слово, на другой – контекст, в котором оно может быть использовано. Представитель одной команды “делает ход” картой, например, со словом go, представитель второй команды “бьет” эту карту своей, например со словами to bed. В целом получается словосочетание go to bed.
Второй вариант игры. На картах написаны слова по различным темам. Представитель первой команды ходит картой, например, со словом pencil. Представитель второй команды должен побить эту карту своей картой со словом по этой же теме, например, pencil box.
Третий вариант игры – “Звук – слово”. На одной карте написан звук, на другой – слово, которое этот звук содержит.
Если игра в карты применяется с целью формирования навыка устной речи, то на картах написаны фразы из мини- диалогов. Например, карта с фразой How are you? бьется картой Fine, thanks.
.
Анализ результатов работы дает основание утверждать, что использование игр позволяет добиваться хороших результатов: учащиеся прочно усваивают лексический материал, пополняют свой словарный запас, хорошо запоминают написание слов, благодаря зрительной опоре правильно читают и произносят слова, учатся работать со словарем.
Игровая технология на уроках иностранного языка помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель обучения иностранному языку: ф ормирование коммуникативных умений.
… в игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества. Ф. Шиллер.
Игра Hello! Hi!
Категории игр (М.Ф. Стронин ) лексические грамматические фонетические орфографические творческие
Ребусы
Расшифруй слово и составь словосочетание/ предложение Отгадай группу слов и составь рассказ Зашифруй текстовое сообщение
Карты GO t o bed shopping
p encil p encil box s chool bag
[k] c at c rocodile
How are you? Fine, thanks! I`m OK!
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых технологий на уроках английского языка
Выступление на зональном семинаре "Спользование современных образовательных технологий в обучении английскому языку" с докладом "Использование игровых технологий на уроках английского языка"19.12.2011...
Игровые технологи на уроках английского языка
Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую мыслительную активность учащихся?Среди разнообразных приемов организ...
Использование игровых технологий на уроках английского языка
Опыт работы с младшими школьниками показывает, что для того чтобы поддержать интерес у ребят к предмету, необходимо использовать на уроках игровые технологии....
Игровые технологии на уроках английского языка.
Статья об использовании игровых технологий на уроках английского языка для достижений многих образовательных целей...
Использование игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе.
Ролевые игры, игровые ситуации на уроках английского языка на начальной ступени обученияю...
Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС.»
Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКА...
Использование игровых технологий на уроках английского языка. учитель английского языка Елькина Вера Михайловна
Происходящие в обществе глубокие преобразования всех сторон материальной и духовной жизни поставили перед полной средней школой проблему подготовки качественно новых, высокообразованных, творчески мыс...