Повышение мотивации к научно - исследовательской деятельности у школьников
статья по английскому языку

Ханеева Елена Валерьевна

Мотивация учащихя является значимой и неотъемлемой частью обучения. Как повысить мотивацию, как заинтересовать и привлечь внимание воспитанников к научно-исследовательской деятельности? В статье представлены некоторые методы и приемы для повышения мотивации школьников к участию в различного рода проектах, конкурсах, исследованиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение мотивации к научно – исследовательской деятельности школьников

Автор работы:

Ханеева Елена Валерьевна

Учитель английского языка

МБОУ «СОШ № 11»

Альметьевского муниципального района

Города Альметьевска

Республики Татарстан

Альметьевск, 2023

Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай им такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.

Ш.А. Амонашвили

На сегодняшний день развитие науки и подготовка квалифицированных научных кадров в современном российском обществе является актуальной и важной проблемой, одним из решений которой является проведение мероприятий, направленных на повышение мотивации и интереса учащихся к научно-исследовательской деятельности. Основной целью популяризации науки среди школьников является повышение мотивации к углубленному изучению отдельных предметов и участию в различных олимпиадах, конкурсах и конференциях.

Что же такое мотивация? Мотивацияэто процесс, который направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это комплексная система, которая состоит их мотивов, целей, реакций на неудачу и потребностей ученика в получении новых знаний. От мотивации учащихся зависит их успешность, уровень знаний, желание учиться всю жизнь. Для того, чтобы они включились в работу необходимы три компонента: интерес, социальное признание и самооценка.

Английский язык занимает обособленную позицию в системе других учебных дисциплин. Иностранный язык является уникальным предметом в том смысле, что при его изучении учащиеся сталкиваются с абсолютно новым языковым и речевым материалом. Школьники вынуждены заучивать его, что сложно и не всегда интересно, поэтому при изучении английского языка именно высокий уровень педагогического мастерства учителя, его авторитет, личная заинтересованность в успехах детей обусловливают эффективность формирования мотивации к предмету.

Важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей способам овладения разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним.

Именно исследовательская деятельность учащихся, выстроенная как самостоятельный творческий поиск, исключает пассивную роль ученика, не вписывается в репродуктивные рамки, а является собственно творческой деятельностью. Проектные идеи, исследовательские замыслы могут быть реализованы только деятельностным путем.

Проектно-исследовательская деятельность школьников как одно их ключевых направлений реализации ФГОС предусматривает высокопрофессиональное педагогическое участие, где учитель – не столько предметник, сколько – педагог, мастер, консультант.

Поэтому в своей педагогической деятельности большую роль необходимо уделять мотивации обучения.

Из каких частей складывается мотивация учащихся?

•        симпатия или любовь к учителю;

•        интересное преподавание учителя;

•        наглядность;

•        технические средства обучения;

•        использование учителем ИКТ.

Мотивацией к обучению может также быть:

•        интерес к предметам у ученика;

•        желание хорошо овладеть предметом, чтобы потом успешно пройти ОГЭ и ЕГЭ и поступить в ВУЗ;

•        желание заслужить одобрение друзей, одноклассников;

•        стремление учиться лучше, чтобы выполнить обещание перед родителями.

Как повысить мотивацию учащихся к научно – исследовательской деятельности? Можно использовать такие формы и методы, как:

  1.  Экскурсии
  2. Коллективно-творческие дела
  3. Игровая деятельность
  4. КВН
  5. Тематические вечера
  6. Викторины, олимпиады
  7. Школьные концерты и конкурсы
  8. Выпуск буклетов и праздничных стенгазет
  9. Проведение праздников

Английский язык предлагает большой выбор направлений и тем для исследования; все зависит от того, в какую область знания ученик намеревается углубиться. Фразеология, лексикология, стилистика, грамматика — вот небольшой перечень дисциплин, связанных с английским языком, которые могут быть интересны школьникам. Учащиеся с увлечением  ищут необходимый материал, погружаясь в увлекательный и новый для них мир научного исследования. Исследовательская работа по английскому языку поможет углубить знания по грамматике; увеличить словарный запас ученика; узнать много нового из истории Великобритании в целом и Англии в частности; лучше понять культуру и литературу стран изучаемого языка. Во время исследования учащиеся тесно соприкасаются и с другими науками: историей, литературой, географией, лингвистикой, русским (родным) языком. Это вызывает интерес у учеников, так как в одной работе они могут соединить разные (как им казалось ранее, не связанные между собой) предметы. Все зависит от темы исследования.

Чтобы замотивировать учащихся, важна мотивация и самого педагога.

Когда у педагога есть внутренний огонь, энтузиазм, стремление взяться за новое дело, тогда и учащиеся загораются, возникает стремление достичь успеха! А значит, если вовлечены и заинтересованы вы, то и дети пойдут за вами. Ведь насколько убедителен сам преподаватель, рассказывая о конкурсе, насколько он поистине увлечен тем, что он пытается донести детям. Недостаточно только дать информацию, недостаточно только говорить о возможных результатах, надо чтобы эти результаты захотелось достичь.

Обязательно нужно подключать к процессу родителей, так как детям очень нужно, чтобы родители видели их достижения, гордились ими. Нужно приглашать родителей на различного рода меропрития.

Ещё один из важных факторов – это то, что проект должен быть интересен самому ребенку. А значит нужно выяснить круг интересов детей.

Конечно же современный человек должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов. Этому способствует участие в различных конкурсах, олимпиадах, учебно-практических конференциях школьников. Участие в конференции должно быть так представлено и прорекламировано, чтобы участие в ней в качестве выступающего было престижно, а в качестве слушателя — интересно. Но самое главное, чтобы конференция стимулировала научное любопытство и исследовательскую мотивацию. 

Что делать учителю для повышения мотивации учащихся?  

- Полезно рассказать о собственных ошибках в школьном возрасте — дети увидят, что они с учителем не по разные стороны баррикад, у них есть много общего.

- Важно поощрять детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты думаешь, следишь за ходом мысли».

- Особенно следует хвалить за хорошие вопросы, отражающие желание думать, больше узнавать.

- Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать». На различном материале можно предоставлять ученику право выбора — темы для сочинения, презентации, доклада, стихотворения для заучивания, а можно дать возможность самим придумать тему сочинения по изучаемому произведению, способ сдачи пройденных тем и т.д.

- Ощущение компетентности: «У меня это получается, я понял, я умею!».

Виды занятий, стимулирующих познавательную активность:

- предметные кружки, в которых приоритет отдается поисковой, дискуссионной формам работы, а цели имеют исследовательский характер;

- специально организованные дискуссионные клубы, в которых на каждое занятие специально предлагается проблема для обсуждения;

- деловые игры с проектной и исследовательской направленностью;

- конкурсы исследовательских работ, в которых задаются и особо поощряются приоритетные направления и приоритетные проблемы;

- широкое использование на уроках проблемного подхода, проблемного метода и дискуссий.

Подобные мероприятия объединяют учеников и преподавателей, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно ориентированного обучения, проектной деятельности.

Литература:
1.  Азаров Ю. П. Радость учить и учиться / Ю. П. Азаров. — М.: «Политиздат». — 1989.

2. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать? / А. С. Белкин. — М.: «Просвещение». — 1991.

3. Рябова А. Ю. «Использование системы приемов повышения учебной мотивации при планировании уроков английского языка на основании методического конструктора урока А. Гина» [Электронный ресурс] // Электр. версия журнала «Педагогическая мастерская» — 2011 — №1 (6).

4. Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании [Электронный ресурс].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская деятельность учащихся как способ повышения уровня учебной мотивации.

В этой статье я попыталась обобщить опыт этого года в организации научно-исследовательской деятельности семиклассников по английскому языку а также рассмотреть этот вид деятельности как сред...

Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности

Презентация для выступления на школьном методическом объединении учителей естественно-математического цикла....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...

Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности

В современном мире образование играет одну из важнейших ролей. Для того, чтобы будущий выпускник соответствовал данным критериям образованного человека, необходимо создать такие условия в процессе о...

«Организация научной исследовательской деятельности учащихся в целях повышения мотивации у изучению английского языка»

Доклад на тему "Организация научно-исследовательской деятельности в целях мотивации к изучению английского языка"...

Учебно-исследовательская и проектная деятельность, как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности.

Целью учебно-исследовательской и проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении определенных тем по предмету....