Повышение мотивации к научно - исследовательской деятельности у школьников
статья по английскому языку
Мотивация учащихя является значимой и неотъемлемой частью обучения. Как повысить мотивацию, как заинтересовать и привлечь внимание воспитанников к научно-исследовательской деятельности? В статье представлены некоторые методы и приемы для повышения мотивации школьников к участию в различного рода проектах, конкурсах, исследованиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_motivatsii_k_nauchno-issledovatelskoy_deyatelnosti.docx | 20.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение мотивации к научно – исследовательской деятельности школьников
Автор работы:
Ханеева Елена Валерьевна
Учитель английского языка
МБОУ «СОШ № 11»
Альметьевского муниципального района
Города Альметьевска
Республики Татарстан
Альметьевск, 2023
Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай им такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.
Ш.А. Амонашвили
На сегодняшний день развитие науки и подготовка квалифицированных научных кадров в современном российском обществе является актуальной и важной проблемой, одним из решений которой является проведение мероприятий, направленных на повышение мотивации и интереса учащихся к научно-исследовательской деятельности. Основной целью популяризации науки среди школьников является повышение мотивации к углубленному изучению отдельных предметов и участию в различных олимпиадах, конкурсах и конференциях.
Что же такое мотивация? Мотивация— это процесс, который направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это комплексная система, которая состоит их мотивов, целей, реакций на неудачу и потребностей ученика в получении новых знаний. От мотивации учащихся зависит их успешность, уровень знаний, желание учиться всю жизнь. Для того, чтобы они включились в работу необходимы три компонента: интерес, социальное признание и самооценка.
Английский язык занимает обособленную позицию в системе других учебных дисциплин. Иностранный язык является уникальным предметом в том смысле, что при его изучении учащиеся сталкиваются с абсолютно новым языковым и речевым материалом. Школьники вынуждены заучивать его, что сложно и не всегда интересно, поэтому при изучении английского языка именно высокий уровень педагогического мастерства учителя, его авторитет, личная заинтересованность в успехах детей обусловливают эффективность формирования мотивации к предмету.
Важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей способам овладения разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним.
Именно исследовательская деятельность учащихся, выстроенная как самостоятельный творческий поиск, исключает пассивную роль ученика, не вписывается в репродуктивные рамки, а является собственно творческой деятельностью. Проектные идеи, исследовательские замыслы могут быть реализованы только деятельностным путем.
Проектно-исследовательская деятельность школьников как одно их ключевых направлений реализации ФГОС предусматривает высокопрофессиональное педагогическое участие, где учитель – не столько предметник, сколько – педагог, мастер, консультант.
Поэтому в своей педагогической деятельности большую роль необходимо уделять мотивации обучения.
Из каких частей складывается мотивация учащихся?
• симпатия или любовь к учителю;
• интересное преподавание учителя;
• наглядность;
• технические средства обучения;
• использование учителем ИКТ.
Мотивацией к обучению может также быть:
• интерес к предметам у ученика;
• желание хорошо овладеть предметом, чтобы потом успешно пройти ОГЭ и ЕГЭ и поступить в ВУЗ;
• желание заслужить одобрение друзей, одноклассников;
• стремление учиться лучше, чтобы выполнить обещание перед родителями.
Как повысить мотивацию учащихся к научно – исследовательской деятельности? Можно использовать такие формы и методы, как:
- Экскурсии
- Коллективно-творческие дела
- Игровая деятельность
- КВН
- Тематические вечера
- Викторины, олимпиады
- Школьные концерты и конкурсы
- Выпуск буклетов и праздничных стенгазет
- Проведение праздников
Английский язык предлагает большой выбор направлений и тем для исследования; все зависит от того, в какую область знания ученик намеревается углубиться. Фразеология, лексикология, стилистика, грамматика — вот небольшой перечень дисциплин, связанных с английским языком, которые могут быть интересны школьникам. Учащиеся с увлечением ищут необходимый материал, погружаясь в увлекательный и новый для них мир научного исследования. Исследовательская работа по английскому языку поможет углубить знания по грамматике; увеличить словарный запас ученика; узнать много нового из истории Великобритании в целом и Англии в частности; лучше понять культуру и литературу стран изучаемого языка. Во время исследования учащиеся тесно соприкасаются и с другими науками: историей, литературой, географией, лингвистикой, русским (родным) языком. Это вызывает интерес у учеников, так как в одной работе они могут соединить разные (как им казалось ранее, не связанные между собой) предметы. Все зависит от темы исследования.
Чтобы замотивировать учащихся, важна мотивация и самого педагога.
Когда у педагога есть внутренний огонь, энтузиазм, стремление взяться за новое дело, тогда и учащиеся загораются, возникает стремление достичь успеха! А значит, если вовлечены и заинтересованы вы, то и дети пойдут за вами. Ведь насколько убедителен сам преподаватель, рассказывая о конкурсе, насколько он поистине увлечен тем, что он пытается донести детям. Недостаточно только дать информацию, недостаточно только говорить о возможных результатах, надо чтобы эти результаты захотелось достичь.
Обязательно нужно подключать к процессу родителей, так как детям очень нужно, чтобы родители видели их достижения, гордились ими. Нужно приглашать родителей на различного рода меропрития.
Ещё один из важных факторов – это то, что проект должен быть интересен самому ребенку. А значит нужно выяснить круг интересов детей.
Конечно же современный человек должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов. Этому способствует участие в различных конкурсах, олимпиадах, учебно-практических конференциях школьников. Участие в конференции должно быть так представлено и прорекламировано, чтобы участие в ней в качестве выступающего было престижно, а в качестве слушателя — интересно. Но самое главное, чтобы конференция стимулировала научное любопытство и исследовательскую мотивацию.
Что делать учителю для повышения мотивации учащихся?
- Полезно рассказать о собственных ошибках в школьном возрасте — дети увидят, что они с учителем не по разные стороны баррикад, у них есть много общего.
- Важно поощрять детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты думаешь, следишь за ходом мысли».
- Особенно следует хвалить за хорошие вопросы, отражающие желание думать, больше узнавать.
- Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать». На различном материале можно предоставлять ученику право выбора — темы для сочинения, презентации, доклада, стихотворения для заучивания, а можно дать возможность самим придумать тему сочинения по изучаемому произведению, способ сдачи пройденных тем и т.д.
- Ощущение компетентности: «У меня это получается, я понял, я умею!».
Виды занятий, стимулирующих познавательную активность:
- предметные кружки, в которых приоритет отдается поисковой, дискуссионной формам работы, а цели имеют исследовательский характер;
- специально организованные дискуссионные клубы, в которых на каждое занятие специально предлагается проблема для обсуждения;
- деловые игры с проектной и исследовательской направленностью;
- конкурсы исследовательских работ, в которых задаются и особо поощряются приоритетные направления и приоритетные проблемы;
- широкое использование на уроках проблемного подхода, проблемного метода и дискуссий.
Подобные мероприятия объединяют учеников и преподавателей, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно ориентированного обучения, проектной деятельности.
Литература:
1. Азаров Ю. П. Радость учить и учиться / Ю. П. Азаров. — М.: «Политиздат». — 1989.
2. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать? / А. С. Белкин. — М.: «Просвещение». — 1991.
3. Рябова А. Ю. «Использование системы приемов повышения учебной мотивации при планировании уроков английского языка на основании методического конструктора урока А. Гина» [Электронный ресурс] // Электр. версия журнала «Педагогическая мастерская» — 2011 — №1 (6).
4. Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании [Электронный ресурс].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская деятельность учащихся как способ повышения уровня учебной мотивации.
В этой статье я попыталась обобщить опыт этого года в организации научно-исследовательской деятельности семиклассников по английскому языку а также рассмотреть этот вид деятельности как сред...
Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности
Презентация для выступления на школьном методическом объединении учителей естественно-математического цикла....
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...
Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности
В современном мире образование играет одну из важнейших ролей. Для того, чтобы будущий выпускник соответствовал данным критериям образованного человека, необходимо создать такие условия в процессе о...
Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность как один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в школе.
Включение обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность...
«Организация научной исследовательской деятельности учащихся в целях повышения мотивации у изучению английского языка»
Доклад на тему "Организация научно-исследовательской деятельности в целях мотивации к изучению английского языка"...
Учебно-исследовательская и проектная деятельность, как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности.
Целью учебно-исследовательской и проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении определенных тем по предмету....