Научно-исследовательская деятельность как средство повышения учебной мотивации обучающихся.
проект
Педагогическая профессия по своей природе творческая. Изменения идеологии образования в современных условиях выражается в создании личностно - ориентированной школы самоопределения и саморазвития. В процессе реформирования системы образования в течение последних лет все более и более распространяются инновационные подходы к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maf_statya2.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Научно-исследовательская деятельность как средство
повышения учебной мотивации обучающихся.
Педагогическая профессия по своей природе творческая. Изменения идеологии образования в современных условиях выражается в создании личностно - ориентированной школы самоопределения и саморазвития. В процессе реформирования системы образования в течение последних лет все более и более распространяются инновационные подходы к обучению.
Учёба должна стать более увлекательной и интересной; ориентировать учащихся на понимание значения получаемых в школе знаний, приобретение личностного и профессионального опыта в ходе творческого исследовательского процесса. Поэтому так много внимания уделяется исследовательской деятельности, заставляя учителя по-другому определять приоритеты образовательной деятельности, на первое место ставить личностное развитие учащихся.
На мой взгляд, исследовательский принцип, в технологии проектного обучения, предоставляет новые возможности формирования и развития навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Непосредственное же руководство учебно -исследовательской работой школьника – тот вид взаимодействия, в котором максимально раскрываются возможности сотрудничества, соавторства, сотворчества. Тем более что современная система ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности доведения её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы и позволяющей создать новые знания. Организация исследовательской деятельности во время уроков даёт возможность вооружить необходимым инструментарием школьников (знаниями, умениями, навыками) для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации внепрограммного материала.
В результате исследовательской деятельности учащиеся умеют
- самостоятельно приобретать необходимые знания, эффективно применять их на практике;
- творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления поставленных задач, выдвигать новые идеи;
- грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые для исследований факты, анализировать их, делать необходимые выводы;
- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт – полученное знание о технологии исследования, интеллектуальные умения. Особенно важно отметить, что в научно-исследовательской деятельности ученик выступает автором собственной работы. Это влияет на развитие концепции, мотивирует на обучение в целом, прививает интерес и «вкус» к собственному получению знаний.
Говоря о самостоятельности школьников в учебно - исследовательской деятельности, мы подразумеваем, что научный руководитель консультирует, направляет, советует, наталкивает на возможные выводы, но ни в коем случае не пишет работу за ученика. Учебное исследование сохраняет логику исследования научного, но отличается от него тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний. Однако, если говорить об ученических исследованиях экспериментального характера в такой области как филология, то результаты вполне могут в себе нести определённую объективную новизну.
Возможности для организации учебно - исследовательской деятельности школьников предоставляет урок.
- Учитель использует на уроке педагогические технологии, основанные на применении исследовательского метода обучения. Исследовательский метод можно определить как самостоятельное решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и её проверка, формулирование выводов, закона или закономерности.
- Существуют множество нетрадиционных уроков. Предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок - исследование, урок -лаборатория, урок – творческий отчёт, урок «удивительное рядом», урок - защита исследовательских проектов, урок - рассказ о писателях, поэтов и др.
- Домашнее задание исследовательского характера позволяет провести исследование достаточное продолжительное по времени и включает в себя все виды исследований.
Внеурочная деятельность предполагает более широкие возможности для реализации учебно -исследовательской деятельности. Формы организации исследовательской деятельности:
Исследовательская практика
Защита выпускной экзаменационной работы
Образовательные экспедиции (походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями)
Факультативные занятия
Ученическое научно-исследовательское общество
Участие старшеклассников в олимпиадах, конференциях
Учебно - исследовательская деятельность как составная часть учебных проектов
Важнейшим условием реализации исследовательской деятельности учащихся является индивидуальная работа учителя с учеником в заданной предметной области, связанная с освоением методики, сбором материала и его обсуждением. На этом этапе возникает очень важный момент соотнесения уровня поставленной задачи с возможностями учащегося, контроля его собственной оценки хода выполнения работы. Таким образом, исследовательская деятельность предполагает личностное общение учителя и ученика. А в процессе личностного общения неизбежно происходит выход за рамки исследуемого предмета.
Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность мною осуществляется в три этапа:
Первый этап – учебно - исследовательская деятельность на уроке. Школьники выполняют поиск информации, делают доклады и готовят рефераты.
Второй этап – система дополнительного образования на дополнительных занятиях. Школьники знакомятся с методикой проведения исследований, познавательная деятельность учащихся активизируется.
Третий этап – участие в школьной научно-практической конференции, в городских, региональных, республиканских, всероссийских конференциях.
Использование исследования как метода познания качественно повышает уровень деятельности учащегося, когда, как бы поднимаясь по ступеням интеллектуальной активности и самостоятельности, ученик идёт от восприятия и усвоения готовой информации – через воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности, через знакомство с образцами научного решения проблем – к овладению методами научного познания, к самостоятельному и творческому их применению.
Активизируя мыслительную деятельность, исследование способствует раскрытию личностных качеств школьника и развитию его эмоциональной сферы. Участие в исследовательской работе помогает убедить учеников в их человеческой ценности.
Тематика и характер исследовательских работ школьника могут быть различны, но в рамках урока должны отвечать школьным программам. Результаты исследований оформляется в виде реферата или творческого отчёта с использованием рисунков, схем, фотографий.
Надо отметить, что не всегда учащиеся хотят заниматься исследовательской деятельностью. Ребята мало верят в свои силы. Надо отметить, всё-таки научно-исследовательскую деятельность выбирают учащиеся, которые определились с выбором профессии и поступлением в высшие и профессиональные учебные заведения. Старшеклассники проявляют наибольший интерес к исследованиям.
Мои воспитанники за последнее 5 лет активно участвовали в работе научно-практических конференций разного уровня. Учащиеся расширили свой кругозор, ощутили свою личностную значимость, сумели заявить о себе на достаточно высоком уровне и заинтересовали научно-исследовательской работой других школьников.
Я думаю, что практика решения проблемы в процессе научно-исследовательской деятельности – это не только лучшее средство повышения творческих способностей учеников, но и возможность найти свою нишу в этом сложном мире. Потребность общества в инициативных, творчески мыслящих, самостоятельных, способных к успешной социализации и активно адаптирующихся к изменяющимся условиям молодых людей по-прежнему сталкивается с традиционной направленностью массовой школы на воспитание послушного, исполнительного выпускника. Исследовательская деятельность влияет на выбор будущей профессии, формирует активную жизненную позицию будущего гражданина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно - исследовательская работа: Эксперимент - как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики.
Эксперимент является важнейшим элементом процесса обучения физике. Он выполняет несколько дидактических функций: повышает интерес к предмету, активизирует внимание учащихся, способствует политехническ...
Научно - исследовательская работа: Эксперимент - как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики.
Эксперимент — как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физикиПопова Л.Л. учитель физикиМБОУ «СОШ № 14» имени А.М. Мамоноваг. Старый Оскол, Белгородской Области....
Исследовательская деятельность как средство повышения мотивации обучающихся.
Важность применения исследовательской деятельности как средство повышения мотивации обучающихся на уроках и основные этапы учебного исследования....
Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся
Здесь представлены результаты научо-исследовательской и проектной деятельности обучающихся...
Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся
Дипломы победителей и призеров...
Результат научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся(публикация в электронных СМИ)
Проект для одаренных детей «Алые паруса»,проект-исследование «Здоровый образ жизни»...
Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся
Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся по французскому языку...