Формирование мотивации к изучению английского языка у детей младшего школьного возраста с целью повышения качества обучения
статья по английскому языку на тему
Формирование мотивации к изучению английского языка у детей младшего школьного возраста с целью повышения качества обучения
С 2006 года я преподаю английский язык в МАОУ «Лицей №78 им. А.С.Пушкина». В течение многих лет темой моей исследовательской работы является «Формирование мотивации учения у учащихся в процессе обучения английскому языку».
Иностранный язык как общеобразовательный учебный предмет – на особом счету. Он обладает большим воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом.
Однако специфическая особенность иностранного языка заключается в том, что часто у учащихся и их родителей сформировано к нему негативное, субъективное отношение как к очень трудному, практически не поддающемуся в условиях школьного обучения предмету. Часто учителя иностранных языков сталкиваются с тем, что к концу первого года обучения желание изучать язык постепенно уменьшается.
Как же сделать так, чтобы при первой же встрече с трудностями желание заниматься не угасало, а, наоборот, росло? Этот вопрос был главным для меня в сентябре 2010-2011 года, когда мне впервые в жизни предстояло обучать английскому учеников вторых классов. Работа с малышами – это очень ответственная работа, где учителя, на мой взгляд, можно сравнить с гончаром, который из мягкой глины делает кувшин: одно неточное движение пальцев – и работа испорчена. Точность, сосредоточенность и вдохновение создают шедевр.
Многолетняя работа над проблемой мотивов и мотивации подсказала мне путь в обучении детей младшего возраста: все ответы нужно искать в самом ученике, а именно – в мотивационной сфере личности ученика. Ведь мотив – это основа всей человеческой деятельности, в том числе и учёбы. И от умелого использования знаний о мотивах во многом и зависит успех урока. Задача учителя заключается в том, чтобы изучить механизмы управления мотивами, стимулами ученика и грамотно использовать их для достижения высокой успешности по своему предмету.
Не секрет, что английский язык требует ежедневной и систематической работы. И эта работа должна быть обязательно мотивирована, цели ученика должны быть конкретными, желанными, а не абстрактными. Ученик должен знать, ради чего он изучает язык, должен иметь чётко поставленную цель. Цель может быть любой: овладеть английским и свободно общаться во время отдыха за рубежом, или уметь читать У.Шекспира в подлиннике, или грамотно переписываться с иностранными сверстниками.
Таким образом, учитель постепенно, целенаправленно, с помощью различных методов и приёмов подводит детей к выводу о том, что изучение английского языка жизненно важно в XXI веке, то есть формирует у них устойчивую мотивацию учения.
Проблеме мотивов и мотивации посвящено большое количество работ отечественных ( В.П.Асеев, В.К.Вилюнас, В.И.Ковалев, А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова) и зарубежных авторов( Дж.Аткинсон, Г.Холл, А.Маслоу, Х.Хекхаузен). В своих работах я придерживаюсь определений А.К.Марковой, крупнейшего исследователя в области мотивационной сферы человека. Согласно А.К.Марковой, мотив – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности, а мотивация учения – это сложная сфера детерминации поведения школьника.
В младшем школьном возрасте формирование мотивов происходит через игровую форму обучения. Будучи введённой в систему традиционного обучения, учебная игра выполняет несколько функций :
1) мотивационно-побудительную (стимулирует учебную и познавательную активность детей);
2) обучающую (способствует приобретению знаний);
3) воспитательную (расширяет кругозор и мышление и творчество ребёнка);
4) ориентирующую (игра учит ориентироваться в конкретной ситуации и отбирать необходимые вербальные и невербальные средства общения);
5) компенсаторную (игра компенсирует недостаток языковой практики, она приближает урок к условиям реального общения).
Так, например, первый в жизни урок английского языка моих учеников начинается с игры – с виртуального путешествия в Великобританию. Мы закрываем глаза и на виртуальном аэробусе летим в эту далёкую страну. На счёт три мы открываем глаза – и видим Лондон (на интерактивной доске). Меняются слайды и мы едем на двухъярусном красном автобусе по улицам города мимо Биг Бэна, Лондонского моста и королевских замков, заходим в Музей Мадам Тюссо. Дети видят смену караула королевских солдат и слышать английскую речь (видео). Моя цель на этом уроке – околдовать второклассников английским языком, взбудоражить их воображение, влюбить их в новый предмет как минимум до конца начальной школы.
Формирование мотивации – это систематическая работа учителя, это логическая цепочка, и цель учителя в ней – ненавязчиво сделать так, чтобы маленький человек своими маленькими мозгами понял, что конкретно ему английский язык будет нужен. Поэтому первое домашнее задание, за которое ученики получают отметку, - подготовить небольшой доклад по теме «Роль английского языка в мире». Некоторые учителя, конечно, предпочитают сами рассказывать об этом, превращая тем самым урок в серый монолог. Напротив, урок, на котором дети своими словами передают найденную информацию, превращается в живое эмоциональное обсуждение с добавлением примеров из личного опыта детей, группа бурлит и равнодушных не остаётся.
На уроках английского языка, учитывая психолого-возрастные особенности детей 2-4 классов, я , главным образом, акцентирую на следующих мотивах учения:
· учебно-познавательные мотивы (усвоение способов добывания знаний, интерес к приёмам самостоятельного приобретения знаний);
· широкие познавательные мотивы (интерес к новым занимательным фактам, к ключевым идеям);
· узкие социальные мотивы (потребность в общении, эмоционально окрашенном взаимодействии).
В заключении хочется отметить, что формирование мотивации у детей младшего школьного возраста – это кропотливая, длительная, систематическая и целенаправленная работа. Однако награда учителю за неё – это возможность увидеть результаты своего труда уже практически к концу первого года обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
…все ответы нужно искать в самом ученике, а именно – в мотивационной сфере личности ученика. Ведь мотив – это основа всей человеческой деятельности, в том числе и учёбы. И от умелого использования знаний о мотивах во многом и зависит успех урока.
Задача учителя заключается в том, чтобы изучить механизмы управления мотивами, стимулами ученика и грамотно использовать их для достижения высокой успешности по своему предмету.
Согласно А.К.Марковой, мотив – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности, а мотивация учения – это сложная сфера детерминации поведения школьника.
Мы закрываем глаза и на виртуальном аэробусе летим в эту далёкую страну – Великобританию… Моя цель на этом уроке – околдовать второклассников английским языком, взбудоражить их воображение, влюбить их в новый предмет как минимум до конца начальной школы.
Предварительный просмотр:
Формирование мотивации к изучению английского языка у детей младшего школьного возраста с целью повышения качества обучения
С 2006 года я преподаю английский язык в МАОУ «Лицей №78 им. А.С.Пушкина». В течение многих лет темой моей исследовательской работы является «Формирование мотивации учения у учащихся в процессе обучения английскому языку».
Иностранный язык как общеобразовательный учебный предмет – на особом счету. Он обладает большим воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом.
Однако специфическая особенность иностранного языка заключается в том, что часто у учащихся и их родителей сформировано к нему негативное, субъективное отношение как к очень трудному, практически не поддающемуся в условиях школьного обучения предмету. Часто учителя иностранных языков сталкиваются с тем, что к концу первого года обучения желание изучать язык постепенно уменьшается.
Как же сделать так, чтобы при первой же встрече с трудностями желание заниматься не угасало, а, наоборот, росло? Этот вопрос был главным для меня в сентябре 2010-2011 года, когда мне впервые в жизни предстояло обучать английскому учеников вторых классов. Работа с малышами – это очень ответственная работа, где учителя, на мой взгляд, можно сравнить с гончаром, который из мягкой глины делает кувшин: одно неточное движение пальцев – и работа испорчена. Точность, сосредоточенность и вдохновение создают шедевр.
Многолетняя работа над проблемой мотивов и мотивации подсказала мне путь в обучении детей младшего возраста: все ответы нужно искать в самом ученике, а именно – в мотивационной сфере личности ученика. Ведь мотив – это основа всей человеческой деятельности, в том числе и учёбы. И от умелого использования знаний о мотивах во многом и зависит успех урока. Задача учителя заключается в том, чтобы изучить механизмы управления мотивами, стимулами ученика и грамотно использовать их для достижения высокой успешности по своему предмету.
Не секрет, что английский язык требует ежедневной и систематической работы. И эта работа должна быть обязательно мотивирована, цели ученика должны быть конкретными, желанными, а не абстрактными. Ученик должен знать, ради чего он изучает язык, должен иметь чётко поставленную цель. Цель может быть любой: овладеть английским и свободно общаться во время отдыха за рубежом, или уметь читать У.Шекспира в подлиннике, или грамотно переписываться с иностранными сверстниками.
Таким образом, учитель постепенно, целенаправленно, с помощью различных методов и приёмов подводит детей к выводу о том, что изучение английского языка жизненно важно в XXI веке, то есть формирует у них устойчивую мотивацию учения.
Проблеме мотивов и мотивации посвящено большое количество работ отечественных ( В.П.Асеев, В.К.Вилюнас, В.И.Ковалев, А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова) и зарубежных авторов( Дж.Аткинсон, Г.Холл, А.Маслоу, Х.Хекхаузен). В своих работах я придерживаюсь определений А.К.Марковой, крупнейшего исследователя в области мотивационной сферы человека. Согласно А.К.Марковой, мотив – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности, а мотивация учения – это сложная сфера детерминации поведения школьника.
В младшем школьном возрасте формирование мотивов происходит через игровую форму обучения. Будучи введённой в систему традиционного обучения, учебная игра выполняет несколько функций :
1) мотивационно-побудительную (стимулирует учебную и познавательную активность детей);
2) обучающую (способствует приобретению знаний);
3) воспитательную (расширяет кругозор и мышление и творчество ребёнка);
4) ориентирующую (игра учит ориентироваться в конкретной ситуации и отбирать необходимые вербальные и невербальные средства общения);
5) компенсаторную (игра компенсирует недостаток языковой практики, она приближает урок к условиям реального общения).
Так, например, первый в жизни урок английского языка моих учеников начинается с игры – с виртуального путешествия в Великобританию. Мы закрываем глаза и на виртуальном аэробусе летим в эту далёкую страну. На счёт три мы открываем глаза – и видим Лондон (на интерактивной доске). Меняются слайды и мы едем на двухъярусном красном автобусе по улицам города мимо Биг Бэна, Лондонского моста и королевских замков, заходим в Музей Мадам Тюссо. Дети видят смену караула королевских солдат и слышать английскую речь (видео). Моя цель на этом уроке – околдовать второклассников английским языком, взбудоражить их воображение, влюбить их в новый предмет как минимум до конца начальной школы.
Формирование мотивации – это систематическая работа учителя, это логическая цепочка, и цель учителя в ней – ненавязчиво сделать так, чтобы маленький человек своими маленькими мозгами понял, что конкретно ему английский язык будет нужен. Поэтому первое домашнее задание, за которое ученики получают отметку, - подготовить небольшой доклад по теме «Роль английского языка в мире». Некоторые учителя, конечно, предпочитают сами рассказывать об этом, превращая тем самым урок в серый монолог. Напротив, урок, на котором дети своими словами передают найденную информацию, превращается в живое эмоциональное обсуждение с добавлением примеров из личного опыта детей, группа бурлит и равнодушных не остаётся.
На уроках английского языка, учитывая психолого-возрастные особенности детей 2-4 классов, я , главным образом, акцентирую на следующих мотивах учения:
учебно-познавательные мотивы (усвоение способов добывания знаний, интерес к приёмам самостоятельного приобретения знаний);
широкие познавательные мотивы (интерес к новым занимательным фактам, к ключевым идеям);
узкие социальные мотивы (потребность в общении, эмоционально окрашенном взаимодействии).
В заключении хочется отметить, что формирование мотивации у детей младшего школьного возраста – это кропотливая, длительная, систематическая и целенаправленная работа. Однако награда учителю за неё – это возможность увидеть результаты своего труда уже практически к концу первого года обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативно-речевых умений и навыков у детей младшего школьного возраста с ОВЗ
Выпускная квалификационная работа, выполненная для аттестации....
Формирование навыков по удержанию статического равновесия у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
В данной статье представлена проблема необходимости подбора эффективного комплекса средств корректирующей и оздоровительно – развивающей направленности для детей с умственной отсталостью младшег...
“Игровые технологии на уроках английского языка для детей младшего школьного возраста”
Игровые технологии занимают важное место в образовательном процессе. Ценность игры в том, что она учитывает психологическую природу ребенка младшего школьного возраста и отвечает его интересам.Примене...
Теоретические аспекты изучения познавательной мотивации к изучению английского языка у детей младшего школьного возраста
Понятие учебной мотивации, структура и виды....
презентация Формирование звуко – слогового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с ЗПР при обучении чтению и письму
За годы логопедической практики в общеобразовательной школе я всё чаще стала обращать внимание на категорию детей, требующих особой коррекционной поддержки. Это дети с задержкой психического развития....
Особенности творческого развития в обучении иностранным языкам у детей младшего школьного возраста
Особенности творческого развития в обучении иностранным языкам у детей младшего школьного возраста (Гараева Э.Ф,)...
Статья по английскому языку на тему "Игра как средство повышения мотивации к изучению английского языка у детей с ОВЗ."
Статья о том, как повысить мотивацию обучающихся с ОВЗ к изучению английского языка с помощью игровых технологий....