Применение инновационных технологий на уроках физики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения
статья по физике (10, 11 класс)
из опыта работы на уроках физики с использованием инновационны технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
из опыта работы | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мельничук Елена Ивановна
учитель физики
ГБПОУ ГК
г. Георгиевск
Ставропольского края
Тема самообразования: «Применение инновационных технологий на уроках физики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения».
«Важнейшим делом обучения является воспитание
мышления, способности не только владеть
фиксированными операциями, приемами,
но и вскрывать новые связи, открывать
новое, приходить к решению новых
задач самостоятельно…»
С.Л. Рубинштейн.
Выбор темы самообразования был для меня закономерен: считаю, что эффективным современное образование может быть только при максимальном развитии мыслительной активности студентов, их интеллектуальных способностей.
Цель: -активизировать познавательную деятельность обучающихся, развить их творческие способности, вовлекая их в самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность
Задачи: -формировать универсальные учебные компетенции в образовательной области «Физика»,
- разработать и внедрить в практику образовательной деятельности программу по физике с применением ИКТ,
- разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации;
- совершенствовать проектную деятельность учащихся на уроках физики.
Основные направления самообразования:
- профессиональное (предмет преподавания) и методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии),
- психолого-педагогическое (ориентированное на учащихся и родителей),
- охрана здоровья,
- психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.),
- правовое,
- эстетическое (гуманитарное),
- социальное (участие в жизни социума колледжа).
Источники самообразования:
СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.
Формы самообразования:
Индивидуальная – через индивидуальный план, групповая – через участие в деятельности методических объединений учителей физики, а также через участие в жизни колледжа.
Ожидаемый результат самообразования:
- повышение качества преподавания предмета (для учащихся: качество ЗУН не менее 60%; участие в конкурсах – не менее 50%);
- разработка, апробирование и рецензирование методических пособий, статьей, учебных рабочих программ, сценариев внеклассных мероприятий с применением ИКТ;
- разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, создание электронного комплектов педагогических разработок;
- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии на уроках физики;
- разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
- доклады, выступления на заседаниях МО, участие в методических советах, обобщение опыта.
Планируемые результаты самореализации:
Разработка комплекта электронных уроков по физике,
Разработка пакета материала в электронном виде, в том числе:
- комплекта дидактики по предмету (самостоятельные, лабораторные и контрольные работы);
- комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету);
- сборника предметных кроссвордов;
- опорных конспектов по разделам и темам;
- памятки для учащихся по ТБ при проведении опытов;
- пакет сценариев уроков с применением информационных технологий;
- комплекта внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления);
- страниц электронного приложения «Хочу всё знать!», «Интересное рядом»;
- - комплекта заданий по подготовке к экзамену.
Научить студента всему, что понадобиться в жизни, нельзя, но можно и нужно научить самостоятельно получать знания, уметь их применять на практике, работать с книгой, планировать путь познания, понимать – «докапываться до сути». Понимание всегда индивидуально. Оно состоит во «встраивании» нового в уже известное. Но «уже известное» у каждого свое, и к тому же механизмы встраивания у каждого ученика свои. Все это меня привело к мысли, что необходимо учащихся перевести из пассивных слушателей, в работающих активно, самостоятельно, что позволяет реализовать блочно-модульный метод.
Я считаю, что достоинством модульной технологии обучения является ее сочетаемость с другими технологиями, позволяющими варьировать подходы к обучению, использовать адаптивную образовательную среду – проблемный, разноуровневый, и развивающий методы при обучении. Использую в своей работе основной компонент этой технологии – блок-модуль: разбиение темы на блоки, а уроки – на учебные элементы.
При изложении нового материала совместно с учащимися на уроке составляем опорный конспект (ОК). При проведении экспериментов, задаю проблемные вопросы: -Почему? Как? Работаем с книгой или выводим формулы аналитически. Ответы кратко вводим в содержание ОК, некоторым нравится использовать тезисы. Перед решением задач составляем памятку действий: алгоритм решения задач (АРЗ) подобного типа.
Мои студенты используют при ответах опорный конспект (ОК), что успешно помогает им систематизировать материал, излагать его лаконично и осознанно.
В обучении физики наиболее трудным считаю формирование исследовательских навыков и решение задач, поэтому изучение нового материала, основываю на фронтальном эксперименте, при решении задач использую пошаговый алгоритм (АРЗ). Знания, полученные при такой организации более глубокие и прочные.
В работе использую элементы разноуровневого обучения: ученик при работе сам выбирает уровень (базовый, программный или продвинутый), что предоставляет шанс каждому учащемуся реализовать свои возможности в зоне ближайшего развития, максимально использовать свои способности.
Изучение учебного материала не дает высоких результатов при отсутствии постоянного контроля. На уроках первичного закрепления, решения задач и обобщения использую групповую работу, взаимоконтроль, консультирование (при затруднении). При такой работе исчезло списывание – студенты сами хотят разобраться, скорректировать свои знания перед контрольной работой, которую предстоит выполнить самому без какой- либо помощи.
Большое внимание уделяю проблеме мотивации. Использую накопительную систему оценок, которая позволяет учащимся повысить свои компетенции.
Для успешного обучения я не только ставлю перед студентами трудные проблемы, но и незаметно помогаю им найти «самостоятельно» решения этих проблем. Я считаю, что маленький успех на каждом занятии громадный стимул к дальнейшему обучению. Для этого использую различные методические приемы, которые стимулируют развитие творческой активности. Например, использую разноуровневые задания:
1 уровень – карточка-самоучитель: задания на совершение какого-либо действия, выбери из предложенных ответов правильный, если есть затруднения, то используй – (и ссылка на параграф, опорный конспект или литературу, где можно найти подсказку).
2 уровень- применение знаний по образцу (использование алгоритма решения задач (АРЗ).
3 уровень- применение знаний в незнакомой ситуации.
При решении экспериментальных задач использую групповую работу: группу разбивается на подгруппы по 4 человека. Каждая подгруппа получает задание и затем предлагает свое решение.
Чтобы привить устойчивый интерес к предмету провожу уроки в игровой форме, предлагаю творческие задания: изготовить прибор, найти и подготовить сообщение «Это интересно» или «Хотите узнать?», веду элективный курс «Методы решения задач повышенной сложности» и внеклассную работу. Студенты активно принимают участие в КВНах по физике, в физическом вечере, в деловых играх по вопросам экологии.
Традиционно в колледже, а затем в крае проводятся научно-практические конференции и физико-математические чтения, в которых активно принимают участие мои учащиеся. Студентам очень нравится работать над проектами, они используют разные формы в виде газеты, исследований, игры, выставки, видеофильма, презентации. В ходе исследования учащиеся формируют умения: выделять и формулировать проблему исследования, ставить цели и задачи исследования, выбирать методы (теоретические и экспериментальные) для решения поставленных задач, анализировать полученные результаты и формулировать выводы. Разнообразие форм помогает выявить фантазию, индивидуальность, проявить свои творческие способности – происходит становление активной исследовательской позиции.
О результатах своей работы сообщаю на заседаниях предметной комиссии, накопленный опыт передаю преподавателям – даю открытые уроки, выступаю перед коллегами на конференциях, семинарах. Являюсь руководителем предметной комиссии общеобразовательных дисциплин колледжа.
Использование инновационных технологий позволило повысить качество знаний, заинтересованность учащихся, их активность и самостоятельность при достижении учебных задач обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования учителя математики по теме «Применение инновационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения»
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и сред...
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Большинство российских школ страны включены в инновационную деятельность, потому что понимают, что без этого в наше время невозможно быть успешными и поддерживать должный уровень педагогического масте...
Применение инновационных технологий на уроках английского языка с целью повышения качества обучения
uml;В современном обществе возрастает роль иностранных языков.¨Знание иностранного языка даёт возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности потенциал обширных ресу...
Применение информационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы и мотивации учащихся с целью повышения качества обучения.
Отчет по теме самообразования "Применение информационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы и мотивации учащихся с целью повышения качества обучения."...
Инновационные методы и формы на уроках иностранного языка для развития творчества, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения
выявить возможности инновационных форм обучения, повысить результативность обучения, развитие креативных способностей школьников на уроках английского языка....
ДОКЛАД На тему: «Применение в индивидуальном обучении дидактических игр и коррекционно-развивающих упражнений на уроках, способствующих развитию компенсаторных возможностей обучающихся с ОВЗ с целью повышения качества обучения».
В связи с особенностями развития, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями особенно нуждаются в целенаправленном обучении. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, ...
ДОКЛАД На тему: «Применение в индивидуальном обучении дидактических игр и коррекционно-развивающих упражнений на уроках, способствующих развитию компенсаторных возможностей обучающихся с ОВЗ с целью повышения качества обучения».
В связи с особенностями развития, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями особенно нуждаются в целенаправленном обучении. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, ...