Работа по словообразованию на уроках английского языка
консультация по английскому языку

Симонова Татьяна Алексеевна

Выступление на ГМО 

          Я считаю, что моя работа  представляет практическую значимость для учащихся и учителей английского языка в области работы над словообразованием на уроках и при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по словообразованию на уроках английского языка. 

Симонова Татьяна Алексеевна

Учитель английского языка

МКОУ «СОШ №29»


          Я считаю, что моя работа  представляет практическую значимость для учащихся и учителей английского языка в области работы над словообразованием на уроках и при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

В науке термин словообразование употребляется в двух значениях. С одной стороны, «словообразование - это образование слов, называемых производными и сложными, обычно на базе однокорневых слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффиксации, словосложения, конверсии и др. формальных средств». С другой стороны, это «раздел языкознания, изучающий все аспекты создания, функционирования, строения и классифицирования производных и сложных слов».

        Если рассматривать термин словообразования в его первом значении, основной функцией словообразования является создание новых слов, чем обеспечивается соответствие словарного состава языка развитию общества.

         Поэтому я считаю, что необходимо уделять внимание такой теме как, как словообразование слов  разных частей речи,  уже начиная с 4-5 класса. Учащиеся в этом возрасте уже имеют достаточный запас слов, который необходим для того, чтобы они могли по слову определять часть речи, образовывать новое слово.

          В английском языке имеется несколько способов словообразования:

1) конверсия (образование новых слов без изменения их написания и произношения)

2) словосложение (образование нового слова путем сложения двух слов в одно)

3) изменение ударения в слове (и получение нового слова другой части речи).

4) аффиксация (прибавление к корню суффикса или префикса).

         В школьной программе в основном изучают способ словообразования – аффиксацию.  В УМК Биболетовой рассматривается словообразование уже 4- 5 класса (способ аффиксация), в 8 классе аббревиатура.  В учебниках можно найти упражнения на проработку на словообразование, но наблюдается явный недостаток этих упражнений.

Аффиксальное словообразование – образование новых слов с помощью словообразовательных аффиксов. Словообразовательным аффиксам присущи следующие характерные признаки:

1. присоединяясь к производящей основе, аффикс должен выражать определенное значение;
        2. аффикс должен легко выделяться как словообразующий элемент и восприниматься как часть слова, а производящая основа при отделении данного аффикса должна обладать способностью употребляться в языке без аффикса или производить новые слова при помощи других аффиксов;

3. аффикс должен употребляться для образования новых слов не только от основ того происхождения, с которым он впервые появился в языке, но и от основ иного происхождения;

4. аффикс должен обладать определенной частотой употребления. Чем больше образований дает тот или иной аффикс, тем он продуктивнее;

5. живой аффикс должен давать новообразования.

В соответствии с подразделением аффиксов на префиксы и суффиксы в аффиксации различаются следующие способы образования слов:

  • Префиксальный – присоединение приставок к корням и основам. Префиксы, как правило, изменяют значение слова, а не часть речи: to appear – to disappear; possible – impossible.
  • Суффиксальный – присоединение суффиксов к корням и основам. Суффиксы, главным образом, служат для образования одной части речи из другой: to work – worker; но также могут образовывать производные слова, относящиеся к той же части речи, что и исходное слово: friend – friendship. Слова в английском языке могут быть образованы и посредством последовательного добавления двух суффиксов, сохраняющих свое значение: care – careful – carefully; to hope – hopeless – hopelessness.
  • Суффиксально-префиксальный - присоединение суффиксов и приставок к корням и основам: to forget – unforgettable;  to appear  – disappearance. [8]

Изучение способов словообразования помогает учащимся при чтении понять незнакомые лексические единицы по словообразовательным элементам, что позволяет не прерывать процесс чтения, отвлекаясь на поиски лексической единицы в словаре.

Начиная с 5 класса,  я составила план работы по словообразованию согласно, в который я включила название темы (по суффиксам разных частей речи), количество времени для изучения, упражнения и контроль. Примерно изучение словообразовательных элементов происходит до 9 класса, 10-11 класс повторение и тренировка на употребления этих элементов. План представлен в приложении 1. 

При изучении определенной темы я предлагаю детям памятки, таблицы по словообразованию, делю все аффиксы по частям речи, по значению  (см. приложении 2).

   Все изучение строится по принципу тема – упражнения – контроль. Контроль-это тесты или тестовые упражнения.   Приступая к различным упражнениям,  дети пользуются памятками по работе, которые мы составили вместе с ними.

  1. Упражнение «Образуй новое слово»
  • Прочитай слово, определи часть речи;
  • Подумай, какие слова можно образовать (существительное, прилагательное, наречие);
  • Вспомни суффиксы и префиксы разных частей речи;
  • Образуй слово и запиши его;
  • Проверь по словарю.
  1. Упражнение «Переведи слово, не пользуясь словарем»
  • Прочитай слово, определи часть речи
  • Раздели слово на морфемы
  • Определи морфему, от которой образовано слово и аффикс, переведи его
  • Назови значение слова на русском языке.
  1. Упражнение «Образуй слово и вставь в предложение, текст» (примерные задания из ГИА и ЕГЭ)
  • Прочтите предложение от начала до конца, чтобы понять смысл.
  • Проанализируйте синтаксическую структуру предложения, чтобы определить, какую часть речи нужно образовать и записать вместо пропуска  (задайте вопросы к пропущенному слову).  
  • Подумайте, как изменить исходное слово с помощью  суффиксов и приставок, чтобы образовать нужную часть речи.

 Помните:

- если требуется та же часть речи, что и исходное слово, скорее всего, нужно использовать префикс, который изменяет значение слова, а не части речи

- если требуется иная часть речи, чем исходное слово, используйте суффикс

- некоторые существительные и глаголы, образованные от одного корня, различаются чередованием корневого гласного и изменением написания слов

  • Уточните форму образованной части речи в каждом предложении.

- некоторые слова следует превратить в противоположные по смыслу

  • Прочитайте предложение, а затем и весь текст снова, чтобы убедиться, что вставленные слово / слова образованы, написаны правильно и делают предложение и весь текст осмысленным.  
  1. Упражнение «Найди в тексте слова, образованные от других частей речи и переведи».
  • Прочитай предложение
  • Подчеркни слово,
  • Определи часть речи, раздели на морфемы, определи аффикс.
  • Дай перевод слова.

     Так как словообразование является обязательным элементом подготовки учащихся к сдаче экзамена по английскому языку в формате ГИА и  ЕГЭ. При работе с учащимися 9-11 классов работаю по такому плану (разбор темы – упражнения – контроль):

  1. Словообразование существительных (7-10 часов)
  2. Словообразование прилагательных и наречий (7-8 часов)
  3. Словообразование глаголов (7-8 часов)

К концу 11 класса учащиеся могут легко образовывать новые слова. Но работу необходимо проводить систематически, постоянно обращать внимание детей на их ошибки, учить  исправлять их самостоятельно и помогать в их разборе.

Приложение 1

План работы над словообразованием

5 класс

Тема

Количество часов

Виды упражнений

Контроль

Префиксы –un, im, in, non

3 часа (закрепление на дальнейших уроках речевой зарядке, дополнительных заданиях для индивидуальной работы)

1. «Образуй новое слов, противоположное по смыслу»

2. «Дополни предложение новым словом»

3. «Догадайся о значении слова»

Тест: задание дополни таблицу.

6 класс

Тема

Количество часов

Виды упражнений

Контроль

Суффиксы существительных, обозначающих род занятия, профессии

(-ist, -ian, -ect, -man, -er).

  4 часа (закрепление на дальнейших уроках речевой зарядке, дополнительных заданиях для индивидуальной работы)

1. «Образуй новое слов-  существительное »

2. «Дополни предложение новым словом»

3. «Догадайся о значении слова»

4. «Из существительного сделай глагол»

Тест: задание выбери правильный вариант ответа.

7 класс

Тема

Количество часов

Виды упражнений

Контроль

Суффиксы прилагательных: -able, -ible, -ous, -ive, -ful, -i(an), -al, --ing.

3 часа (закрепление на дальнейших уроках речевой зарядке, дополнительных заданиях для индивидуальной работы)

1. «Образуй новое слов»

2. «Дополни предложение новым словом»

3.  «Дополни текст»

4. «Заполни таблицу»

Тест: задание выбери правильный вариант ответа.

Суффиксы существительных:

-tion, -sion, -er,-or, -ance, -ence, -ment, -ing, -ity, -ist

 3 часа (закрепление на дальнейших уроках речевой зарядке, дополнительных заданиях для индивидуальной работы)

1. «Образуй новое слов, противоположное по смыслу»

2. «Дополни предложение новым словом»

3. «Догадайся о значении слова»

Тест: задание дополни таблицу.

8 класс

Тема

Количество часов

Виды упражнений

Контроль

Суффиксы прилагательных и наречий: -y, -ly.

 2 часа (закрепление на дальнейших уроках речевой зарядке, дополнительных заданиях для индивидуальной работы)

1. «Образуй новое слов»

2. «Дополни предложение новым словом»

3. «Догадайся о значении слова»

4.  «Дополни текст»

5. «Составь рассказ о погоде, изменив существительные на прилагательные»

Тест: выбери правильные вариант слова и запиши.

Суффикс существительных:

-tion/

2 часа (закрепление на дальнейших уроках речевой зарядке, дополнительных заданиях для индивидуальной работы)

1. «Образуй новое слов»

2. «Дополни предложение новым словом»

3.  «Дополни текст»

4. «Заполни таблицу»

Тест: задание дополни таблицу.

Суффикс прилагательных: -al.

1 час (закрепление на дальнейших уроках речевой зарядке, дополнительных заданиях для индивидуальной работы)

1. «Образуй новое слов»

2. «Дополни предложение новым словом»

Тест: задание дополни таблицу.

Суффикс –less.

1 час (закрепление на дальнейших уроках речевой зарядке, дополнительных заданиях для индивидуальной работы)

1. «Образуй новое слов»

2. «Дополни предложение новым словом»

3. «Переведи слово»

Тест: вставь пропущенное слово.

 

9 класс

Тема

Количество часов

Виды упражнений

Контроль

Суффиксы существительных:

-tion, -ion, -sion, -ment, -ive.

 3 часа (закрепление на дальнейших уроках речевой зарядке, дополнительных заданиях для индивидуальной работы)

1. «Образуй новое слов»

2. «Дополни предложение новым словом»

3. «Догадайся о значении слова»

4.  «Дополни текст»

5. «Составь рассказ о погоде, изменив существительные на прилагательные»

6. «Дополни таблицу»

Тест: выбери правильные вариант слова и запиши.

Суффикс прилагательных: -able, -ible.

2 часа (закрепление на дальнейших уроках речевой зарядке, дополнительных заданиях для индивидуальной работы)

1. «Образуй новое слов»

2. «Дополни предложение новым словом»

3.  «Дополни текст»

4. «Заполни таблицу»

Тест: задание дополни таблицу.

Приложение 2

Таблица – памятка «Словообразовательные аффиксы разных частей речи»

Суффиксы существительных

Часть речи, от которой образуется слово

Суффиксы

Значение

Пример

Глагол

-er,-or

1) профессия, род деятельности

Actor –актёр от  to act – действовать,

Baker - пекарь от to bake - печь

Существительное

-an, -ian

1) национальность;

2) профессия

American американец,

librarian библиотекарь

Существительное

-ist

1) принадлежность к

какому-либо течению;

2) профессия

communist коммунист;

socialist социалист

artist художник

Глагол

-ing

действие в процессе

boiling кипячение

reading чтение

Прилагательное

-ness

свойство, качество, состояние

whiteness белизна

wildness дикость

Прилагательное

-ty, -ity, -ety

отвлеченные существительные, отражающие состояние, положение, качество или свойство

activity деятельность

variety – разнообразие

penalty – наказание, взыскание                          

Глагол, существительное

Существительное

-age

1.состояние, результат действия и конкретные предметы

2.содержание чего-либо (единиц измерения)

storage – склад от  store - запас

carriage – экипаж, карета  от to carry - нести 

percentage процентное содержание

Глагол

-ment

обозначают действие или его результат, а также состояние

treatment лечение

amazement – изумление

Глагол, прилагательное

-ance, -ence

отвлеченные существительные с признаками состояния, качества, действия

assistance- помощь от to   assist- помогать

prudence –рассудительность от prudent  - рассудительный           

Прилагательное, существительное

-dom

отвлеченные существительные, указывающие на состояние или положение, пределы распространения чего-либо (власти, учения)

freedom –свобода от free- свободный

Kingdom – королевство от king - король

Глагол

-ion, -tion, -sion,-ssion

действие или его результат, состояние, качество

action – действие exhaustion – истощение

admission – признание

Глагол

-ure

отвлеченные существительные с признаками состояния, качества, действия

pressure давление

Существительное, прилагательное

-hood

состояние, положение, общности, качества

childhood- детство от child - ребёнок

brotherhood – братство от brother- брат

falsehood- лживость от false - лживый

Существительное

-ship

свойство и состояние, должность, профессия, положение общности людей

friendship – дружба от friend- друг

partnership- партнёрство от partner

  Существительное, прилагательное, глагол.

-ery, -ry

характерные свойства, рода занятий, общественного положения, а также места производства, хранения или проживания

bravery – смелость от brave- смелый, храбрый

foolery – глупость от  fool -глупец

forestry- лесничество от forest- лес

Преобразование слов мужского рода в женский

-ess

 женский род, таких слов не так много.

actress – актриса от  actor – актёр

poetess – поэтесса от poet - поэт  

waitress – официантка от waiter -официант

giantess  -гигантша от giant - гигант  

Существительное

-ism

какое-либо течение

(например, политическое)

communism коммунизм

Прилагательное

-ness

качество и состояние

goodness - доброта, великодушие                  

blackness - чернота                

carefulness -осторожность                

Прилагательное

-tude

свойство или качество

gratitude  - благодарность от                    grateful- благодарный

multitude –множество от приставки                     multi- много

Аффиксы глаголов

Часть речи, от которой образуется слово

Префиксы

Значение

Пример

Глагол

re-

Повторное действие

to rewrite -переписать

to rebuild - перестроить

to reuse – повторно использовать

to remake - переделать

Глагол

dis-, mis-

Отрицательное значение

to distrust – не доверять

to disconnect - разъединять

to disappear -исчезать

to misunderstand- не понимать

to mispronounce – неверно произносить

Глагол

un-

Отрицательное значение

to untie- развязывать

to uncover - раскрывать

Глагол

-ing

действие в процессе

boiling кипячение

reading чтение

Часть речи, от которой образуется слово

Суффиксы

Значение

Пример

Существительное

-ize

делать(ся) таким, как на то указывает основа

summarize суммировать

Прилагательное

-en

harden делать(ся) твердым

Существительное

-ify, -fy

превращать в, делать то, на что указывает основа

gasify превращать(ся) в газ;

electrify электризовать

Существительное

-ate

подвергать воздействию, превращать в то, на что указывает основа

vaccinate делать прививку;

granulate гранулировать

Прилагательное, существительное

-er

whisper шептать

-ish

establish устанавливать

Аффиксы прилагательных

Часть речи, от которой образуется слово

Префиксы

Значение

Пример

Прилагательное

in-, il-, ir-,  im-

Отрицательное значение приобретает смысл  слова, противоположное тому, что заложен в основе

incapable – неспособный

impossible -невозможный

immature - незрелый

irregular - неправильный

illegal -незаконный

Прилагательное

un-

Отрицательное значение

untrue - неверный

uncountable - неисчисляемый

Прилагательное

anti-

Создаются слова с противоположным значением

antiwar - антивоенный

anti-American - антиамериканский

Прилагательное

ante-

Нечто предшествующее во времени и пространстве, соответствует приставке до

ante-bellum - довоенный

antecedent – предшествующий, предыдущий

Прилагательное

Sub -

Значение ниже. Соответствует приставке под.

subordinate - подчинённый

subsoil - подпочвенный

Часть речи, от которой образуется слово

Суффиксы

Значение

Пример

Глагол,

-able

признак основы (такие прилагательные часто переводятся причастиями)

eatable - съедобный

comfortable- удобный

suitable - подходящий

Глагол, прилагательное

-ible

качество

visible -видимый

destructible- разрушительный

Существительное

-al

качество, свойство, состояние

racial -расовый

national – национальный

intellectual - интеллектуальный

Существительное (материал)

-en

качество, свойство.

golden -золотой

wooden -деревянный

leaden - свинцовый

 Существительные (географические названия, имена собственные, технические термины)

-ian ,-an

 качество, свойство.

African - африканский

reptilian- относящийся к рептилиям

Mephistophelean - мефистофельский

Глагол

-ant, -ent

качество или состояние

observant - наблюдательный                                       excellent – отличный

Глагол

-ary, -ory

Служат для образования литературно-книжной лексики

obligatory -обязательный

Существительное

-ese

Признаки национальности, места обитания. Могут употребляться как существительные

Chinese- китайский

Milanese- миланский

Viennese –венский

  Существительное

-ful

Признак присущего основе качества

cheerful – бодрый, весёлый

careful – осторожный, внимательный

Существительное

-ic

Преимущественно признак книжной лексики

dramatic -драматический

atomic – атомный

Существительное, прилагательное

-ish

1) Неодобрительный оттенок

2) принадлежность к

национальности

foolish – глуповатый, глупый                childish -детский

Polish польский

Существительное

-less

Отрицание основы признака

childless - бездетный

homeless- бездомный

harmless - безвредный

Существительное

-ious, -ous

Качество, заложенное в основе

dangerous – опасный                mountainous – горный. гористый

religious - религиозный

Существительное, глагол

-y

Качество, заложенное в основе

sunny -солнечный

icy - ледяной

smoky - дымный

Существительное

-ward

Направление движения или местоположения

backward – обратный, отсталый

forward –передний, передовой

eastward – ведущий на восток

Существительное

-like

сходство

birdlike птицеподобный

Существительное

-ern

принадлежность к одной из сторон света

northern северный

Существительное

-ate

Качество, свойство

fortunate удачный

Существительное

-ed

Качество, свойство

cold-blooded хладнокровный

Глагол

-ive

Качество, свойство

active- активный

Существительное

-ly

Качество, свойство

friendly дружелюбный

Глагол

-ite

Качество, свойство

favourite любимый

Существительное

-ical

наличие признака, свойств и качеств, выраженных основой

geological геологический

Суффиксы наречий и числительных

Часть речи, от которой образуется слово

Суффиксы

наречий

Значение

Пример

Прилагательное

-ly

таким образом, способом

entirely всецело

-ward(s)

направление движения

backwards назад

-wise

в таком направлении, таким способом

clockwise по часовой стрелке

Часть речи, от которой образуется слово

Суффиксы

числительных

Значение

Пример

Числительное

-teen

количественное числительное от 13 до 19

fifteen пятнадцать

Числительное

-ty

десятки

seventy семьдесят

Числительное

-th

порядковое числительное

fourth

четвертый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с видеофильмами на уроке английского языка

Тема моего,самообразования - обучение иностранному языку посредством компьютерных технологий. Работа с видеофильмами стала объектом моего пристального изучения и применения на уроке....

работа с поэзией на уроках английского языка

Современными методистами и педагогами было доказано, что изучение культурного наследия страны изучаемого языка, знакомство с образом жизни народа и их устоями должно стать неотъемлемой частью ка...

Поэзия – как одна из форм внеклассной работы по английскому языку. Развитие творческой активности учащихся в работе над стихами на уроках английского языка

Нам бы хотелось рассказать о том, как мы развиваем творческую активность ребят, используя стихотворения английских и американских авторов в учебном процессе....

Работа над словообразованием на уроках английского языка в рамках подготовки учащихся к сдаче ОГЭ/ЕГЭ

Данная методическая разработка знакомит с основами английского словообразования и представляет практическую значимость для учащихся и учителей английского языка.Разработка состоит из трех частей...

Универсальная технологическая карта урока при работе с текстами на уроках английского языка

Универсальная технологическая карта  урока  при работе с текстами на уроках английского языка...

Алгоритм работы по словообразованию на уроках английского языка

Изучение продуктивных моделей словообразования на уроках английского языка...

Организация работы в группе на уроке английского языка (из опыта работы)

Статья об использовании различных приемов групповой формы работы на уроках английского языка...