Работа по словообразованию на уроках английского языка
консультация по английскому языку
Выступление на ГМО
Я считаю, что моя работа представляет практическую значимость для учащихся и учителей английского языка в области работы над словообразованием на уроках и при подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_gmo_rabota_po_slovoobrazovaniyu_na_urokah_angliyskogo_yazyka.docx | 43.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по словообразованию на уроках английского языка.
Симонова Татьяна Алексеевна
Учитель английского языка
МКОУ «СОШ №29»
Я считаю, что моя работа представляет практическую значимость для учащихся и учителей английского языка в области работы над словообразованием на уроках и при подготовке к ГИА и ЕГЭ.
В науке термин словообразование употребляется в двух значениях. С одной стороны, «словообразование - это образование слов, называемых производными и сложными, обычно на базе однокорневых слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффиксации, словосложения, конверсии и др. формальных средств». С другой стороны, это «раздел языкознания, изучающий все аспекты создания, функционирования, строения и классифицирования производных и сложных слов».
Если рассматривать термин словообразования в его первом значении, основной функцией словообразования является создание новых слов, чем обеспечивается соответствие словарного состава языка развитию общества.
Поэтому я считаю, что необходимо уделять внимание такой теме как, как словообразование слов разных частей речи, уже начиная с 4-5 класса. Учащиеся в этом возрасте уже имеют достаточный запас слов, который необходим для того, чтобы они могли по слову определять часть речи, образовывать новое слово.
В английском языке имеется несколько способов словообразования:
1) конверсия (образование новых слов без изменения их написания и произношения)
2) словосложение (образование нового слова путем сложения двух слов в одно)
3) изменение ударения в слове (и получение нового слова другой части речи).
4) аффиксация (прибавление к корню суффикса или префикса).
В школьной программе в основном изучают способ словообразования – аффиксацию. В УМК Биболетовой рассматривается словообразование уже 4- 5 класса (способ аффиксация), в 8 классе аббревиатура. В учебниках можно найти упражнения на проработку на словообразование, но наблюдается явный недостаток этих упражнений.
Аффиксальное словообразование – образование новых слов с помощью словообразовательных аффиксов. Словообразовательным аффиксам присущи следующие характерные признаки:
1. присоединяясь к производящей основе, аффикс должен выражать определенное значение;
2. аффикс должен легко выделяться как словообразующий элемент и восприниматься как часть слова, а производящая основа при отделении данного аффикса должна обладать способностью употребляться в языке без аффикса или производить новые слова при помощи других аффиксов;
3. аффикс должен употребляться для образования новых слов не только от основ того происхождения, с которым он впервые появился в языке, но и от основ иного происхождения;
4. аффикс должен обладать определенной частотой употребления. Чем больше образований дает тот или иной аффикс, тем он продуктивнее;
5. живой аффикс должен давать новообразования.
В соответствии с подразделением аффиксов на префиксы и суффиксы в аффиксации различаются следующие способы образования слов:
- Префиксальный – присоединение приставок к корням и основам. Префиксы, как правило, изменяют значение слова, а не часть речи: to appear – to disappear; possible – impossible.
- Суффиксальный – присоединение суффиксов к корням и основам. Суффиксы, главным образом, служат для образования одной части речи из другой: to work – worker; но также могут образовывать производные слова, относящиеся к той же части речи, что и исходное слово: friend – friendship. Слова в английском языке могут быть образованы и посредством последовательного добавления двух суффиксов, сохраняющих свое значение: care – careful – carefully; to hope – hopeless – hopelessness.
- Суффиксально-префиксальный - присоединение суффиксов и приставок к корням и основам: to forget – unforgettable; to appear – disappearance. [8]
Изучение способов словообразования помогает учащимся при чтении понять незнакомые лексические единицы по словообразовательным элементам, что позволяет не прерывать процесс чтения, отвлекаясь на поиски лексической единицы в словаре.
Начиная с 5 класса, я составила план работы по словообразованию согласно, в который я включила название темы (по суффиксам разных частей речи), количество времени для изучения, упражнения и контроль. Примерно изучение словообразовательных элементов происходит до 9 класса, 10-11 класс повторение и тренировка на употребления этих элементов. План представлен в приложении 1.
При изучении определенной темы я предлагаю детям памятки, таблицы по словообразованию, делю все аффиксы по частям речи, по значению (см. приложении 2).
Все изучение строится по принципу тема – упражнения – контроль. Контроль-это тесты или тестовые упражнения. Приступая к различным упражнениям, дети пользуются памятками по работе, которые мы составили вместе с ними.
- Упражнение «Образуй новое слово»
- Прочитай слово, определи часть речи;
- Подумай, какие слова можно образовать (существительное, прилагательное, наречие);
- Вспомни суффиксы и префиксы разных частей речи;
- Образуй слово и запиши его;
- Проверь по словарю.
- Упражнение «Переведи слово, не пользуясь словарем»
- Прочитай слово, определи часть речи
- Раздели слово на морфемы
- Определи морфему, от которой образовано слово и аффикс, переведи его
- Назови значение слова на русском языке.
- Упражнение «Образуй слово и вставь в предложение, текст» (примерные задания из ГИА и ЕГЭ)
- Прочтите предложение от начала до конца, чтобы понять смысл.
- Проанализируйте синтаксическую структуру предложения, чтобы определить, какую часть речи нужно образовать и записать вместо пропуска (задайте вопросы к пропущенному слову).
- Подумайте, как изменить исходное слово с помощью суффиксов и приставок, чтобы образовать нужную часть речи.
Помните:
- если требуется та же часть речи, что и исходное слово, скорее всего, нужно использовать префикс, который изменяет значение слова, а не части речи
- если требуется иная часть речи, чем исходное слово, используйте суффикс
- некоторые существительные и глаголы, образованные от одного корня, различаются чередованием корневого гласного и изменением написания слов
- Уточните форму образованной части речи в каждом предложении.
- некоторые слова следует превратить в противоположные по смыслу
- Прочитайте предложение, а затем и весь текст снова, чтобы убедиться, что вставленные слово / слова образованы, написаны правильно и делают предложение и весь текст осмысленным.
- Упражнение «Найди в тексте слова, образованные от других частей речи и переведи».
- Прочитай предложение
- Подчеркни слово,
- Определи часть речи, раздели на морфемы, определи аффикс.
- Дай перевод слова.
Так как словообразование является обязательным элементом подготовки учащихся к сдаче экзамена по английскому языку в формате ГИА и ЕГЭ. При работе с учащимися 9-11 классов работаю по такому плану (разбор темы – упражнения – контроль):
- Словообразование существительных (7-10 часов)
- Словообразование прилагательных и наречий (7-8 часов)
- Словообразование глаголов (7-8 часов)
К концу 11 класса учащиеся могут легко образовывать новые слова. Но работу необходимо проводить систематически, постоянно обращать внимание детей на их ошибки, учить исправлять их самостоятельно и помогать в их разборе.
Приложение 1
План работы над словообразованием
5 класс
Тема | Количество часов | Виды упражнений | Контроль |
Префиксы –un, im, in, non | 3 часа (закрепление на дальнейших уроках речевой зарядке, дополнительных заданиях для индивидуальной работы) | 1. «Образуй новое слов, противоположное по смыслу» 2. «Дополни предложение новым словом» 3. «Догадайся о значении слова» | Тест: задание дополни таблицу. |
6 класс
Тема | Количество часов | Виды упражнений | Контроль |
Суффиксы существительных, обозначающих род занятия, профессии (-ist, -ian, -ect, -man, -er). | 4 часа (закрепление на дальнейших уроках речевой зарядке, дополнительных заданиях для индивидуальной работы) | 1. «Образуй новое слов- существительное » 2. «Дополни предложение новым словом» 3. «Догадайся о значении слова» 4. «Из существительного сделай глагол» | Тест: задание выбери правильный вариант ответа. |
7 класс
Тема | Количество часов | Виды упражнений | Контроль |
Суффиксы прилагательных: -able, -ible, -ous, -ive, -ful, -i(an), -al, --ing. | 3 часа (закрепление на дальнейших уроках речевой зарядке, дополнительных заданиях для индивидуальной работы) | 1. «Образуй новое слов» 2. «Дополни предложение новым словом» 3. «Дополни текст» 4. «Заполни таблицу» | Тест: задание выбери правильный вариант ответа. |
Суффиксы существительных: -tion, -sion, -er,-or, -ance, -ence, -ment, -ing, -ity, -ist | 3 часа (закрепление на дальнейших уроках речевой зарядке, дополнительных заданиях для индивидуальной работы) | 1. «Образуй новое слов, противоположное по смыслу» 2. «Дополни предложение новым словом» 3. «Догадайся о значении слова» | Тест: задание дополни таблицу. |
8 класс
Тема | Количество часов | Виды упражнений | Контроль |
Суффиксы прилагательных и наречий: -y, -ly. | 2 часа (закрепление на дальнейших уроках речевой зарядке, дополнительных заданиях для индивидуальной работы) | 1. «Образуй новое слов» 2. «Дополни предложение новым словом» 3. «Догадайся о значении слова» 4. «Дополни текст» 5. «Составь рассказ о погоде, изменив существительные на прилагательные» | Тест: выбери правильные вариант слова и запиши. |
Суффикс существительных: -tion/ | 2 часа (закрепление на дальнейших уроках речевой зарядке, дополнительных заданиях для индивидуальной работы) | 1. «Образуй новое слов» 2. «Дополни предложение новым словом» 3. «Дополни текст» 4. «Заполни таблицу» | Тест: задание дополни таблицу. |
Суффикс прилагательных: -al. | 1 час (закрепление на дальнейших уроках речевой зарядке, дополнительных заданиях для индивидуальной работы) | 1. «Образуй новое слов» 2. «Дополни предложение новым словом» | Тест: задание дополни таблицу. |
Суффикс –less. | 1 час (закрепление на дальнейших уроках речевой зарядке, дополнительных заданиях для индивидуальной работы) | 1. «Образуй новое слов» 2. «Дополни предложение новым словом» 3. «Переведи слово» | Тест: вставь пропущенное слово. |
9 класс
Тема | Количество часов | Виды упражнений | Контроль |
Суффиксы существительных: -tion, -ion, -sion, -ment, -ive. | 3 часа (закрепление на дальнейших уроках речевой зарядке, дополнительных заданиях для индивидуальной работы) | 1. «Образуй новое слов» 2. «Дополни предложение новым словом» 3. «Догадайся о значении слова» 4. «Дополни текст» 5. «Составь рассказ о погоде, изменив существительные на прилагательные» 6. «Дополни таблицу» | Тест: выбери правильные вариант слова и запиши. |
Суффикс прилагательных: -able, -ible. | 2 часа (закрепление на дальнейших уроках речевой зарядке, дополнительных заданиях для индивидуальной работы) | 1. «Образуй новое слов» 2. «Дополни предложение новым словом» 3. «Дополни текст» 4. «Заполни таблицу» | Тест: задание дополни таблицу. |
Приложение 2
Таблица – памятка «Словообразовательные аффиксы разных частей речи»
Суффиксы существительных | |||
Часть речи, от которой образуется слово | Суффиксы | Значение | Пример |
Глагол | -er,-or | 1) профессия, род деятельности | Actor –актёр от to act – действовать, Baker - пекарь от to bake - печь |
Существительное | -an, -ian | 1) национальность; 2) профессия | librarian библиотекарь |
Существительное | -ist | 1) принадлежность к какому-либо течению; 2) профессия | communist коммунист; socialist социалист artist художник |
Глагол | -ing | действие в процессе | boiling кипячение reading чтение |
Прилагательное | -ness | свойство, качество, состояние | whiteness белизна wildness дикость |
Прилагательное | -ty, -ity, -ety | отвлеченные существительные, отражающие состояние, положение, качество или свойство | activity деятельность variety – разнообразие penalty – наказание, взыскание |
Глагол, существительное Существительное | -age | 1.состояние, результат действия и конкретные предметы 2.содержание чего-либо (единиц измерения) | storage – склад от store - запас carriage – экипаж, карета от to carry - нести percentage процентное содержание |
Глагол | -ment | обозначают действие или его результат, а также состояние | treatment лечение amazement – изумление |
Глагол, прилагательное | -ance, -ence | отвлеченные существительные с признаками состояния, качества, действия | assistance- помощь от to assist- помогать prudence –рассудительность от prudent - рассудительный |
Прилагательное, существительное | -dom | отвлеченные существительные, указывающие на состояние или положение, пределы распространения чего-либо (власти, учения) | freedom –свобода от free- свободный Kingdom – королевство от king - король |
Глагол | -ion, -tion, -sion,-ssion | действие или его результат, состояние, качество | action – действие exhaustion – истощение admission – признание |
Глагол | -ure | отвлеченные существительные с признаками состояния, качества, действия | pressure давление |
Существительное, прилагательное | -hood | состояние, положение, общности, качества | childhood- детство от child - ребёнок brotherhood – братство от brother- брат falsehood- лживость от false - лживый |
Существительное | -ship | свойство и состояние, должность, профессия, положение общности людей | friendship – дружба от friend- друг partnership- партнёрство от partner |
Существительное, прилагательное, глагол. | -ery, -ry | характерные свойства, рода занятий, общественного положения, а также места производства, хранения или проживания | bravery – смелость от brave- смелый, храбрый foolery – глупость от fool -глупец forestry- лесничество от forest- лес |
Преобразование слов мужского рода в женский | -ess | женский род, таких слов не так много. | actress – актриса от actor – актёр poetess – поэтесса от poet - поэт waitress – официантка от waiter -официант giantess -гигантша от giant - гигант |
Существительное | -ism | какое-либо течение (например, политическое) | communism коммунизм |
Прилагательное | -ness | качество и состояние | goodness - доброта, великодушие blackness - чернота carefulness -осторожность |
Прилагательное | -tude | свойство или качество | gratitude - благодарность от grateful- благодарный multitude –множество от приставки multi- много |
Аффиксы глаголов | |||
Часть речи, от которой образуется слово | Префиксы | Значение | Пример |
Глагол | re- | Повторное действие | to rewrite -переписать to rebuild - перестроить to reuse – повторно использовать to remake - переделать |
Глагол | dis-, mis- | Отрицательное значение | to distrust – не доверять to disconnect - разъединять to disappear -исчезать to misunderstand- не понимать to mispronounce – неверно произносить |
Глагол | un- | Отрицательное значение | to untie- развязывать to uncover - раскрывать |
Глагол | -ing | действие в процессе | boiling кипячение reading чтение |
Часть речи, от которой образуется слово | Суффиксы | Значение | Пример |
Существительное | -ize | делать(ся) таким, как на то указывает основа | summarize суммировать |
Прилагательное | -en | harden делать(ся) твердым | |
Существительное | -ify, -fy | превращать в, делать то, на что указывает основа | gasify превращать(ся) в газ; electrify электризовать |
Существительное | -ate | подвергать воздействию, превращать в то, на что указывает основа | vaccinate делать прививку; granulate гранулировать |
Прилагательное, существительное | -er | whisper шептать | |
-ish | establish устанавливать |
Аффиксы прилагательных | |||
Часть речи, от которой образуется слово | Префиксы | Значение | Пример |
Прилагательное | in-, il-, ir-, im- | Отрицательное значение приобретает смысл слова, противоположное тому, что заложен в основе | incapable – неспособный impossible -невозможный immature - незрелый irregular - неправильный illegal -незаконный |
Прилагательное | un- | Отрицательное значение | untrue - неверный uncountable - неисчисляемый |
Прилагательное | anti- | Создаются слова с противоположным значением | antiwar - антивоенный anti-American - антиамериканский |
Прилагательное | ante- | Нечто предшествующее во времени и пространстве, соответствует приставке до | ante-bellum - довоенный antecedent – предшествующий, предыдущий |
Прилагательное | Sub - | Значение ниже. Соответствует приставке под. | subordinate - подчинённый subsoil - подпочвенный |
Часть речи, от которой образуется слово | Суффиксы | Значение | Пример |
Глагол, | -able | признак основы (такие прилагательные часто переводятся причастиями) | eatable - съедобный comfortable- удобный suitable - подходящий |
Глагол, прилагательное | -ible | качество | visible -видимый destructible- разрушительный |
Существительное | -al | качество, свойство, состояние | racial -расовый national – национальный intellectual - интеллектуальный |
Существительное (материал) | -en | качество, свойство. | golden -золотой wooden -деревянный leaden - свинцовый |
Существительные (географические названия, имена собственные, технические термины) | -ian ,-an | качество, свойство. | African - африканский reptilian- относящийся к рептилиям Mephistophelean - мефистофельский |
Глагол | -ant, -ent | качество или состояние | observant - наблюдательный excellent – отличный |
Глагол | -ary, -ory | Служат для образования литературно-книжной лексики | obligatory -обязательный |
Существительное | -ese | Признаки национальности, места обитания. Могут употребляться как существительные | Chinese- китайский Milanese- миланский Viennese –венский |
Существительное | -ful | Признак присущего основе качества | cheerful – бодрый, весёлый careful – осторожный, внимательный |
Существительное | -ic | Преимущественно признак книжной лексики | dramatic -драматический atomic – атомный |
Существительное, прилагательное | -ish | 1) Неодобрительный оттенок 2) принадлежность к | foolish – глуповатый, глупый childish -детский |
Существительное | -less | Отрицание основы признака | childless - бездетный homeless- бездомный harmless - безвредный |
Существительное | -ious, -ous | Качество, заложенное в основе | dangerous – опасный mountainous – горный. гористый religious - религиозный |
Существительное, глагол | -y | Качество, заложенное в основе | sunny -солнечный icy - ледяной smoky - дымный |
Существительное | -ward | Направление движения или местоположения | backward – обратный, отсталый forward –передний, передовой eastward – ведущий на восток |
Существительное | -like | сходство | birdlike птицеподобный |
Существительное | -ern | принадлежность к одной из сторон света | northern северный |
Существительное | -ate | Качество, свойство | fortunate удачный |
Существительное | -ed | Качество, свойство | cold-blooded хладнокровный |
Глагол | -ive | Качество, свойство | active- активный |
Существительное | -ly | Качество, свойство | friendly дружелюбный |
Глагол | -ite | Качество, свойство | favourite любимый |
Существительное | -ical | наличие признака, свойств и качеств, выраженных основой | geological геологический |
Суффиксы наречий и числительных | |||
Часть речи, от которой образуется слово | Суффиксы наречий | Значение | Пример |
Прилагательное | -ly | таким образом, способом | entirely всецело |
-ward(s) | направление движения | backwards назад | |
-wise | в таком направлении, таким способом | clockwise по часовой стрелке | |
Часть речи, от которой образуется слово | Суффиксы числительных | Значение | Пример |
Числительное | -teen | количественное числительное от 13 до 19 | fifteen пятнадцать |
Числительное | -ty | десятки | seventy семьдесят |
Числительное | -th | порядковое числительное | fourth четвертый |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с видеофильмами на уроке английского языка
Тема моего,самообразования - обучение иностранному языку посредством компьютерных технологий. Работа с видеофильмами стала объектом моего пристального изучения и применения на уроке....
работа с поэзией на уроках английского языка
Современными методистами и педагогами было доказано, что изучение культурного наследия страны изучаемого языка, знакомство с образом жизни народа и их устоями должно стать неотъемлемой частью ка...
Поэзия – как одна из форм внеклассной работы по английскому языку. Развитие творческой активности учащихся в работе над стихами на уроках английского языка
Нам бы хотелось рассказать о том, как мы развиваем творческую активность ребят, используя стихотворения английских и американских авторов в учебном процессе....
Работа над словообразованием на уроках английского языка в рамках подготовки учащихся к сдаче ОГЭ/ЕГЭ
Данная методическая разработка знакомит с основами английского словообразования и представляет практическую значимость для учащихся и учителей английского языка.Разработка состоит из трех частей...
Универсальная технологическая карта урока при работе с текстами на уроках английского языка
Универсальная технологическая карта урока при работе с текстами на уроках английского языка...
Алгоритм работы по словообразованию на уроках английского языка
Изучение продуктивных моделей словообразования на уроках английского языка...
Организация работы в группе на уроке английского языка (из опыта работы)
Статья об использовании различных приемов групповой формы работы на уроках английского языка...