Реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей по английскому языку для 5-11 классов Южный Урал
методическая разработка по английскому языку (11 класс)

Аносова Екатерина Сергеевна

В современной методике под влиянием ряда факторов как лингвистических, так и социокультурных, понятие "обучение языкам" постепенно вытесняется новым понятием - "обучение языку и культуре", в том числе культуре межличностного общения субъектов, принадлежащих к различным культурам, но интересных друг другу с точки зрения общей эрудиции, жизненного опыта, фоновых знаний.

Межличностное общение представителей различных языков и культур может быть реализовано, если коммуниканты будут интересны друг другу, если они будут устремлены к одной цели - взаимопониманию, взаимообогащению средствами межкультурной коммуникации.

В таком диалоге большое место занимает обмен информацией о своей культуре, традициях, обычаях народа, к которому принадлежит коммуникант, о своей малой Родине. Другими словами, это тот пласт культуры, который в специальной литературе называется краеведением.

Без изучения своей культуры и языка невозможно изучение иностранного языка. Осознание общечеловеческих ценностей неотделимо от развития чувства национальной самобытности. Изучая вместе с языком жизнь других стран, школьники сравнивают полученную информацию с жизнью родной страны. Благодаря такому сравнению они учатся видеть успехи своей страны и ее проблемы, уважать и ценить традиции и обычаи своего народа. Чувство национальной самобытности укрепляется в связи с тем, что школьники готовятся рассказать иностранным гостям о своем селе, семье, о своей стране, своем крае; его истории, об интересных географических маршрутах, о научных достижениях, о произведениях искусства, о традициях и обычаях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл natsionalnyy_komponent.docx33.39 КБ
PDF icon nreo.pdf3 МБ

Предварительный просмотр:

Реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей по английскому языку для 5-9 классов

Южный Урал

Пояснительная записка

В современной методике под влиянием ряда факторов как лингвистических, так и социокультурных, понятие "обучение языкам" постепенно вытесняется новым понятием - "обучение языку и культуре", в том числе культуре межличностного общения субъектов, принадлежащих к различным культурам, но интересных друг другу с точки зрения общей эрудиции, жизненного опыта, фоновых знаний.

Межличностное общение представителей различных языков и культур может быть реализовано, если коммуниканты будут интересны друг другу, если они будут устремлены к одной цели - взаимопониманию, взаимообогащению средствами межкультурной коммуникации.

В таком диалоге большое место занимает обмен информацией о своей культуре, традициях, обычаях народа, к которому принадлежит коммуникант, о своей малой Родине. Другими словами, это тот пласт культуры, который в специальной литературе называется краеведением.

Без изучения своей культуры и языка невозможно изучение иностранного языка. Осознание общечеловеческих ценностей неотделимо от развития чувства национальной самобытности. Изучая вместе с языком жизнь других стран, школьники сравнивают полученную информацию с жизнью родной страны. Благодаря такому сравнению они учатся видеть успехи своей страны и ее проблемы, уважать и ценить традиции и обычаи своего народа. Чувство национальной самобытности укрепляется в связи с тем, что школьники готовятся рассказать иностранным гостям о своем селе, семье, о своей стране, своем крае; его истории, об интересных географических маршрутах, о научных достижениях, о произведениях искусства, о традициях и обычаях.

Практика показывает, что знания о своей стране и своей малой Родине используются в обучении иностранного языка фрагментально или несистематически. Мною замечена тенденция преобладания страноведческого материала изучаемого языка над тематикой о России, в таких УМК как: Афанасьева О.В., Михеева И.В., Баранова К.М. Английский язык (в 2 частях). 5 класс. ООО «ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение»;, М. Кауфман "Happy English", З. Биболетова "Enjoy English", Кузовлев В.П. "English 5-11". Однако с обновлением образования и разработкой новых учебных программ, использование регионального компонента содержания уроков иностранного языка становится приорететным. Это меняет отношение к региональным знаниям и побуждает учителей иностранного языка к поискам возможных путей по интеграции учебного процесса.

Ознакомление с концепцией регионального компонента показало, что если целостный подход и педагогическая практика предполагают изучение природы, культуры, истории по линии - "Мир- Отечество - родной край", то ребенок осваивает мир в обратном порядке: для него опыт знакомства с природой, с хозяйственной деятельностью человека, с памятниками истории и культуры происходит именно там, где он живет. Так возникла проблема в обучении. Переход образовательной политики к потребностям отдельных регионов и их ценностям происходит из освоения ребенком различных сфер жизни, различных ролей, через сознание себя представителем своего села, района, края, страны, человеческой цивилизации в целом. В связи с этим возникает естественная необходимость введения регионального компонента в образование. Следует отметить, что переход к ЕГЭ по иностранному языку также делает востребованными знания по краеведению. Так, на экзамене учащийся должен уметь вести беседу о своем родном селе, его истории, его достопримечательностях, экологии и проблемах молодежи региона.

Учителю необходимо уделять большое внимание согласованию краеведческого материала с программой. Необходимо отбирать материал, который отражает уникальность региона, его неповторимый характер, и в то же время обладает общечеловеческой ценностью, приобщение к которой оказывает положительное влияние на повышение общекультурного уровня учащихся. К региональным особенностям Челябинской области относятся такие, как: наличие развитой промышленности, металлургия, хорошо развитое сельское хозяйство. Надо обучать школьников умению извлекать и применять на уроке иностранного языка информацию, получаемую при изучении географии, истории, литературы, биологии и других предметов. Работа с краеведческим материалом может быть частью, этапом урока, отдельным уроком, иметь более широкие временные рамки (проектный день, проектная неделя).

На протяжении учебного года я постоянно включаю в свои уроки отдельные фрагменты или посвящаю целые уроки теме краеведения. Основу таких занятий составляют знания учащихся о регионе, полученные учащимися в ходе изучения школьных предметов гуманитарного и естественно - научного цикла, а также самостоятельной работы.

Предметное содержание включает только те предметы речи, которые создают наиболее полное и разностороннее представление о регионе. Они могут быть представлены следующим списком.

1. Земля и люди.

Природа. Климат. Население. Города. Районы. Известные люди.

2. История региона.

Основные этапы. Личности. Достопримечательности.

3. Экономика.

Промышленность. Флора и фауна.

4. Социальная сфера.

Экология. Спорт.

5. Культура.

Литература. Музеи. Театры. Школа. Вузы.

Воспитание патриотизма было и остается одной из главных задач учителей английского языка при работе над такими темами, как "Моя школа", "Наша страна", "Известные люди", "Традиции и обычаи", "Спорт", "Музыка", "Театр", "Кино", "Живопись", "Праздники" и др.

По новой программе эти темы выносятся на итоговый экзамен в 9-м и 11-м классах. Как правило, у школьников это вызывает затруднения из-за отсутствия краеведческого материала по отдельным регионам в существующих учебниках по иностранному языку. Например, в конце 11 класса учащиеся должны вести беседу на английском языке, которая может носить личностный характер и демонстрировать свою грамотность в области социокультурных знаний. Анализируя экзаменационный билеты 9 класса, можно сделать вывод, что тенденция к дальнейшему расширению социокультурных знаний учащихся закрепляется в экзаменационных вопросах типа: Чем привлекает туристов Россия? Какими достижениями своей страны гордишься ты? и др.

Возникает потребность в материале по природным и климатическим условиям, экономике, экологии, достопримечательностях Троицка и области, музыкантах и художниках, прославивших нашу область. Целесообразно интегрировать краеведческий материал в основной курс обучения соответствующим темам. Так, после изучения темы "Географическое положение России" можно провести урок, посвященный географическому положению Челябинской области, ее реках, природных ресурсах и климату.

А при изучении темы "Protection of the Environment" обязательно провожу урок "Environmental Problems of Our Region", где использую фотографии, репродукции картин с изображением природы, материалы газет. Вместе с обучающимися составляем карту "Проблемы окружающей среды Троицка", на которой обозначены SOS1 SOS2 и : указывают на экологические проблемы. На этом уроке обучающиеся ищут решение каждой из проблем, тем самым, выполняя работу над общим проектом "What Should We Do?". Я предпочитаю метод проектов, поскольку проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, позволяет создать творческую исследовательскую атмосферу.

Формами обучения могут быть уроки-экскурсии, ролевые игры, заочные путешествия по родным местам, урок - конференция, интегрированный урок. Часто бывает, что учащийся уверенно называет достопримечательности Лондона, Великобритании, а затрудняется назвать интересные места своего родного края, района, города Троицка.

Опыт работы показал, что введение регионального компонента содержания уроков английского языка целесообразно в УМК Афанасьева О.В., Михеева И.В., Баранова К.М. Английский язык . ООО «ДРОФА» по следующей системе: приложение 1.

5 класс

Learning More About London

Faces of London

Where are you from?

6 класс

The British Way of Life

When in Rome, Do as Romans Do

7 класс

Holidays

Ecological Problems

8 класс

Lets Plan a Trip to England

Would you like to go to Britain

What Do You Read?

Russian Writers and Poets

9 класс

Continents and Countries

Britain in the World

10 -11 класс

The Queen and the Parliament

How Different the World Is

What helps you to enjoy yourselves?

Важной особенностью гуманистической педагогики является возрастная и интеллектуальная доступность изучаемого материала для учащихся. Следуя возрастному принципу, мы различаем 3 уровня усвоения краеведческой информации на уроках иностранного языка: что соответствует трем основным возрастным группа школьников: младшему подростковому (1-4 классы), среднему подростковому (5-8 классы) и старшему подростковому или раннеюношескому (9-11 классы).

Таким образом, использование регионального национального компонента в обучении иностранному языку, несомненно, повышает эффективность педагогического процесса, однако требует от учителя учета возрастных особенностей учащихся, уровня их языковой подготовки, разработки программ использования явлений русской культуры при обучении иностранному языку, современных творческих приемов развития личности школьников.

Исходя из всего выше сказанного, мною велась систематическая работа по апробированию, сбору информации, наблюдению, обобщению, использованию краеведческого материала на уроках английского языка.

Сущность педагогической системы в том, что она дает широкие возможности для решения задач современного образования: социализации учащихся и развития у них социально значимых индивидуально-личностных качеств, выявления личностного смысла англоязычного образования и своих образовательных потребностей.

В данной системе представлен план рекомендуемых часов, материалы краеведческого содержания, упражнения для закрепления материала и использования его в итоговых проектах, которые учитель может сам интегрировать в изучаемый программный материал, подбирая наиболее подходящие для этого темы.

Изучение краеведческого материала осуществляется по этапам:

1 этап "Я и семья" (2-4класс)

Задача: развитие у учащихся основ коммуникативной компетенции.

Содержание: начальные сведения о крае, городе, местах, связанных с личным опытом учащихся (компоненты содержания минимизированы). Основным требованием является коммуникативная достаточность и социальная приемлемость к условиям обучения предмету в начальной школе.

2 этап "Я и мой родной город" (5-6 класс)

Задача: расширение эрудиции учащихся, их лингвистического и общего кругозора; формирование умений устной и письменной речи, обеспечивающих основные познавательно-коммуникативные потребности учащихся.

Содержание: сведения о символах Троицка, истории и современности города, достопримечательностях, спортивной и культурной жизни города.

3 этап "Я и мой край" (7-8 класс)

Задача: поддержание интереса к учению, формирование познавательной активности, воспитание потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.

Содержание: сведения о географическом положении края, флоре и фауне, участие области в ВОВ, знаменитых людях Челябинской области

4 этап "Я и культура моего края" (9 класс)

Задача: сформировать у учащихся способность и потребность участвовать в непосредственном диалоге культур, в совершенствовании навыков разговорной речи на английском языке и углублении знаний по краеведению. На этом же этапе осуществляется предпрофильная подготовка учащихся.

Содержание: культурная жизнь области и города; музеи, основы профессии гида-экскурсовода. Ученики должны овладеть умениями логично и связно высказываться о культурных событиях края и города, публично выступать с подготовленным устным сообщением по заданной или самостоятельно выбранной теме.

5 этап "Я и общество" (10-11 классы)

Задача: совершенствовать умения учащихся пользоваться различными приемами обогащения словарного запаса, расширять активный и пассивный словарь и лингвистические знания, ориентировать на профильную подготовку.

Содержание: социальная жизнь края и города; труд и участие в общественной жизни города и области, образование, промышленность. На первый план выступает самостоятельное использование английского языка как средства получения учащимися новой информации, которая бы по-иному представляла известные им факты, расширяла их информированность, вводила в новые сферы их применения.

Учебные пособия, используемые для реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей

учителя учебный год

Предмет

Класс

Учебники и учебные пособия

(автор, название, год издания, издательство)

Английский язык

5-11

Ставрати, Засыпкина, Большенкова: Урал/The Urals: Учебное пособие для 5-11 классов общеобразовательных учреждений – Титул,2007г.

2-4

В родном краю. Иностранный язык : учебно-методическое по-собие для учителя иностранного языка (начальное общее образова-ние) / под ред. С. В. Тетиной. – Челябинск : ГБУ ДПО ЧИППКРО, 2016. – 108 с.

СПЕЦИФИКА ОТРАЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНОГО КУРСА

Образование в рамках национальных, региональных и этнокультурных особенностей осуществляется через:

  • развитие интеллектуальных умений (понимать, анализировать, синтезировать, применять, обобщать, оценивать, рефлексировать (осуществлять самонаблюдение, самоанализ, самооценку)
  • формирование знаний об истории, культуре, реалиях и традициях своего народа и носителей языка
  • осознание вклада края в мировую культуру

Воспитание средствами английского языка предполагает формирование у школьников:

  • понимания важности владения английским языком как средством общения в современном мире
  • толерантного отношения к другой культуре
  • ценностного отношения к себе, другим и миру
  • активной жизненной позиции

Развитие учащихся осуществляется в процессе включения их в проектную, исследовательскую, поисковую, творческую работу, значимую как для самих учащихся, так и для других людей, в том числе говорящих на английском языке. В результате такого участия ученики приобретают умения:

  • приобретать, обрабатывать и создавать нужную информацию
  • переносить знания и навыки из различных областей, учебных ситуаций в реалистичную или реальную ситуацию общения
  • работать в команде и самостоятельно
  • критически оценивать себя, окружающую жизнь в школе и за ее пределами
  • вступать в общение на английском языке

Показателями достижения функциональной грамотности на допороговом уровне в рамках регионального компонента является:

  • умение ориентироваться в информации;
  • умение пользоваться английским языком в рамках изучаемых тем в а) ситуациях, максимально приближенных к реальной жизни учащихся и имеющих социально-личностный смысл, и б) реальных ситуациях общения.

Условием достижения функциональной грамотности на допороговом уровне служит личностно-ориентированный подход к преподаванию языка, который ставит в центр ученика, его интересы, способности и возможности.

Цели отражения национальных, региональных и этнокультурных особенностей компонента:

  • расширить, углубить и конкретизировать содержание федерального компонента по английскому языку
  • способствовать формированию личности, как достойного жителя своего региона

Задачи отражения национальных, региональных и этнокультурных особенностей компонента:

  • создать условия для овладения каждым учащимся способностью понимать и читать несложные аутентичные тексты с целью понимания основного содержания, деталей, извлечения специальной информации о странах изучаемого языка, быте, культуре, истории, значимости, проблемах народов этих стран
  • создать условия для овладения каждым учащимся способностью создавать авторские тексты о своем регионе, быте, культуре, истории, значимости, проблемах народа, живущего на Урале (в городе Магнитогорске)
  • создать условия для овладения каждым учащимся способностью осуществлять общение на английском языке в ситуациях повседневного общения «Я и мое окружение» на минимально достаточном уровне коммуникативной компетенции
  • создать условия для овладения учащимися самостоятельной, групповой, проектной, исследовательской, консультативной, дистантной формами организации освоения и создания содержания образования в области «английский язык»
  • создать условия для формирования личности думающей, активной, коммуникативной, толерантной, умеющей принимать решения, умеющей организовать свой учебный труд, умеющей рефлексировать личности.
  • создать условия для формирования выпускника - умелого хранителя, пользователя и создателя социокультурных ценностей и традиций региона

Методы реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей:

Использование коммуникативной методики преподавания английского языка, которая предполагает, что:

  • учащиеся испытывают умственное напряжение
  • учащиеся вовлечены в процесс учения
  • учащимся предлагается использовать свой личный опыт, высказывать свои мнения, ощущения, чувства
  • в процессе учения учащиеся принимают участие в реалистичных или реальных действиях
  • учащиеся вовлекаются в коллективную работу со сверстниками
  • учащиеся берут ответственность за планирование, реализацию планов и результаты учения, а также выработку учебных навыков
  • учитель в зависимости от цели или этапа учения/обучения выполняет различные роли: организатор, помощник, обладатель информации, оцениватель, аналитик, равноправный член ученической группы, корректор, консультант и т.п.)

Организация детского исследования с целью познания себя, своего окружения, быта, культуры, истории, значимости, проблем народа, живущего на Урале (в городе Троицке).

Организация детского проектирования с целью создания продуктов, значимых для самого ученика, его семьи, его друзей, его школы, его малой родины, других людей, посещающих его родину (в том числе говорящих на английском языке).

Организация переписки (в том числе по электронной почте), общения в чате, Интернет - проектов со сверстниками, приема англоговорящих гостей в классе/школе, межклассных и межшкольных обменов с целью создания условий для реализации умения общаться на английском языке в реальной жизни.

Планирование освоения регионального компонента в конце учебного года, позволяющее ученику сделать индивидуальный выбор содержания в рамках широкой темы, освоенной в течение учебного года.

На освоение содержания регионального компонента отводится 10 часов в каждом классе (10-11кл) при недельной нагрузке 3 часа в неделю.

Освоение регионального компонента предусматривает приоритетное развитие продуктивных видов речевой деятельности говорения и письма – с опорой на навыки аудирования и чтения, приобретаемые учащимися в рамках федерального компонента.

В результате изучения содержания национальных, региональных и этнокультурных особенностей ученик должен

знать/ понимать

  • информацию краеведческого характера на социально-личностном уровне;
  • значения новых лексических единиц;
  • социокультурную информацию, обогащающую социальный опыт школьников: сведения о Челябинской области, ее науке и культуре, исторических и современных реалиях, общественных деятелях.

уметь

  • вести диалог в ситуациях общения по вышеуказанным темам;
  • участвовать в обсуждении проблем;
  • рассказывать о своем окружении;
  • рассуждать в рамках изученной тематики;
  • полно и точно понимать высказывания в рамках изученных тем зрительно и на слух;
  • письменно излагать сведения о себе в форме принятой в стране изучаемого языка или в Челябинской области.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • успешного взаимодействия в различных ситуациях общения с соблюдением этикетных норм межкультурного общения;
  • получения сведений из различных источников (в том числе через Интернет);
  • обогащения своего мировосприятия, осознания места и роли родного и иностранного языков в сокровищнице мировой культуры.
  • разработки и проведения экскурсии по своей местности для иностранных гостей;
  • творческого осмысления полученной краеведческой информации;
  • предложения собственных решений актуальных социальных проблем Челябинской области;
  • сравнительного изучения традиций, обычаев, праздников страны изучаемого языка и Челябинской области;
  • установления и применения межъязыковых и межпредметных связей;
  • перехода от усвоения предлагаемого материала к активному приобретению знаний.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа практика Особенности преподавания английского языка В 10-11 классе на базе углубленного изучения предмета. Пути и методы реализации

Программа практика Особенности преподавания английского языка В 10-11 классе на базе углубленного изучения предмета.Пути и методы реализации...

«Практика и реализация методики применения в части учёта национальных, региональных и этнокультурных особенностей на уроках физической культуры»

Материал содержит содержание применения национальных игр на уроках физической культуры в младшем, среднем и старшем школьном возрасте....

ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО - РЕГИОНАЛЬНЫХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Данная программа реализации НРЭО составлена для линиии учебников Бим И.Л. в основной образовательной школе (5-9 классы)....

Национальные, региональные и этнокультурные особенности в обучении чтению старшеклассников

Для реализации принципа учета НРЭО мною составлены тексты для чтения для старшеклассников. В текстах представлена информация из разных областей науки: истории, географии, физики, астрономии, экономики...