ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО - РЕГИОНАЛЬНЫХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
рабочая программа по немецкому языку
Программа реализациии НРЭО на уроках немецкого языка в10-11 классах образовательной линии УМК Бим И.Л.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nreo1_0-11.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Травниковская средняя общеобразовательная школа»
ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО - РЕГИОНАЛЬНЫХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
( ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ УМК БИМ И.Л.)
Составила учитель немецкого языка
Ткаченко Людмила Брониславовна
с. Травники Чебаркульского муниципального района
Цели и задачи курса:
Изучение в старшей школе иностранного языка в целом и немецкого в частности на базовом уровне направлено на достижение следующих целей и задач:
- дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):
- речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме);умений планировать свое речевое и неречевое поведение;
- языковая компетенция – систематизация ранее изученного материала; овладениеновыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
- социокультурная компетенция – увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое
- и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;
- компенсаторная компетенция – дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычнойинформации;
- учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебныхумений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в другихобластях знания.
- развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию иностранного языка в других областях знаний; способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках; личностному самоопределениюучащихся в отношении их будущей профессии; их социальная адаптация; формирование качеств гражданина и патриота.
Роль учебного предмета в формировании умений и навыков
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в следующих направлениях:
использование учебных умений, связанных со способами организации учебной деятельности, доступных учащимся старшего звена и способствующих самостоятельному изучению немецкого языка и культуры стран изучаемого языка; а также развитие специальных учебных умений, таких как нахождение ключевых слов при работе с текстом, их семантизация на основе языковой догадки, словообразовательный анализ, выборочное использование перевода; умение пользоваться двуязычными словарями; участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.
Формируются и совершенствуются умения:
•работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
•работать с прослушанным/прочитанным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации;
•работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;
•планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участвовать в работе над долгосрочным проектом; взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности;
•самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 204 часа, по 3 часа в неделю в 10 и 11 классах. Данный объем учебной нагрузки соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений РФ, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004. Включен материал регионального компонента, что нашло отражение в учебно-тематическом плане и календарно-тематическом планировании.
ІІ. Содержание курса
Предметное содержание речи
Социально-бытовая сфера. Повседневная жизнь семьи, ее доход, жилищные и бытовые условия проживания в городской квартире или в доме/коттедже в сельской местности. Распределение домашних обязанностей в семье. Общение в семье и в школе, межличностные отношения с друзьями и знакомыми. Здоровье и забота о нем, самочувствие, медицинские услуги
Социально-культурная сфера. Молодежь в современном обществе. Досуг молодежи: посещение кружков, спортивных секций и клубов по интересам. Страна/страны изучаемого языка, их культурные достопримечательности. Путешествие по своей стране и за рубежом, его планирование и организация, места и условия проживания туристов, осмотр достопримечательностей. Природа и экология, научно-технический прогресс.
Учебно-трудовая сфера. Современный мир профессий. Возможности продолжения образования в высшей школе. Проблемы выбора будущей сферы трудовой и профессиональной деятельности, профессии, планы на ближайшее будущее. Языки международного общения и их роль при выборе профессии в современном мире.
Речевые умения
Говорение
Диалогическая речь. Совершенствование умений участвовать в диалогах этикетного характера, диалогах-расспросах, диалогах-побуждениях к действию, диалогах-обменах информацией, а также в диалогах смешанного типа, включающих элементы разных типов диалогов на основе новой тематики, в тематических ситуациях официального и неофициального повседневного общения.
Развитие следующих умений:
• участвовать в беседе/дискуссии на знакомую тему;
• осуществлять запрос информации;
• обращаться за разъяснениями;
• выражать свое отношение к высказыванию партнера, свое мнение по обсуждаемой теме.
Объем диалогов - до 6-7 реплик со стороны каждого учащегося.
Монологическая речь. Совершенствование умений устно выступать с сообщениями в связи с увиденным / прочитанным, по результатам работы над иноязычным проектом.
Развитие следующих умений:
• делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме.
• кратко передавать содержание полученной информации;
• рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая свои намерения/поступки;
• рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы: описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны/стран изучаемого языка.
Объем монологического высказывания 12-15 фраз.
Аудирование
Дальнейшее развитие понимания на слух (с различной степенью полноты и точности) высказываний собеседников в процессе общения, а также содержание аутентичных аудио- и видеотекстов различных жанров и длительности звучания до 3 минут:
- понимания основного содержания несложных звучащих текстов монологического и диалогического характера: теле- и радиопередач в рамках изучаемых тем;
- выборочного понимания необходимой информации в объявлениях и информационной рекламе;
- относительно полного понимания высказываний собеседника в наиболее распространенных стандартных ситуациях повседневного общения.
Развитие следующих умений:
• отделять главную информацию от второстепенной;
• выявлять наиболее значимые факты;
• определять свое отношение к ним, извлекать из аудиотекста необходимую/интересующую информацию.
Чтение
Дальнейшее развитие всех основных видов чтения аутентичных текстов различных стилей: публицистических, научно-популярных, художественных, прагматических, а также текстов из разных областей знания (с учетом межпредметных связей):
- ознакомительного чтения - с целью внимания основного содержания сообщений, репортажей, отрывков из произведений художественной литературы, несложных публикаций научно-познавательного характера;
- изучающего чтения - с целью полного точного понимания информации прагматических текстов (инструкций, рецептов, статистических данных);
- просмотрового/поискового чтения - с целью выборочного понимания необходимой/
интересующей информации из текста статьи, проспекта.
Развитие следующих умений:
• выделять основные факты;
• отделять главную информацию от второстепенной;
• предвосхищать возможные события факты;
• раскрывать причинно-следственные связи между фактами;
• понимать аргументацию;
• извлекать необходимую/интересующую информацию;
• определять свое отношение к прочитанному.
Письменная речь
Развитие умений писать личное письмо, заполнять анкеты, бланки; излагать сведения о себе в форме, принятой в странах, говорящих на немецком языке (автобиография/резюме);
составлять план, тезисы устного/письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста.
Развитие умений: расспрашивать в личном письме о новостях и сообщать их; рассказывать об отдельных фактах/событиях своей жизни, выражая свои суждения и чувства; описывать свои планы на будущее.
Компенсаторные умения
Совершенствование следующих умений: пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при чтении и аудировании; прогнозировать содержание текста по заголовку / началу текста, использовать текстовые опоры различного рода (подзаголовки, таблицы, графики, шрифтовые выделения, комментарии, сноски); игнорировать лексические и смысловые трудности, не влияющие на понимание основного содержания текста, использовать переспрос и словарные замены в процессе устноречевого общения, а также мимику, жесты.
Учебно-познавательные умения
Дальнейшее развитие общеучебных умений, связанных с приемами самостоятельного приобретения знаний: использовать двуязычный и одноязычный (толковый) словари и другую справочную литературу, в том числе лингвострановедческую, ориентироваться в письменном и аудиотексте на немецком языке, обобщать информацию, фиксировать содержание сообщений, выделять нужную/основную информацию из различных источников на немецком языке.
Развитие специальных учебных умений: интерпретировать языковые средства, отражающие особенности иной культуры, использовать выборочный перевод для уточнения понимания текста на немецком языке.
Социокультурные знания и умения
Дальнейшее развитие социокультурных знаний и умений происходит за счет углубления:
• социокультурных знаний о правилах вежливого поведения в стандартных ситуациях социально-бытовой, социально-культурной и учебно-трудовой сфер общения в иноязычной среде (включая этикет поведения при проживании в зарубежной семье, при приглашении в гости, а также этикет поведения в гостях); о языковых средствах, которые могут использоваться в ситуациях официального и неофициального характера;
• межпредметных знаний о культурном наследии страны/стран, говорящих на немецком языке, об условиях жизни разных слоев общества в ней / них, возможностях получения образования и трудоустройства, их ценностных ориентирах; этническом составе и религиозных особенностях стран.
Для дальнейшего развития социокультурных умений использовать:
• необходимые языковые средства для выражения мнений (согласия/несогласия, отказа) в некатегоричной и неагрессивной форме, проявляя уважение к взглядам других;
• необходимые языковые средства, с помощью которых возможно представить родную страну и культуру в иноязычной среде, оказать помощь зарубежным гостям в ситуациях повседневного общения;
• формулы речевого этикета в рамках стандартных ситуаций общения.
Языковые знания и навыки
В старшей школе осуществляется систематизация языковых знаний школьников, полученных в основной школе, продолжается овладение учащимися новыми языковыми знаниями и навыками в соответствии с требованиями базового уровня владения немецким языком.
Орфография
Совершенствование орфографических навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу, входящему в лексико-грамматический минимум базового уровня.
Фонетическая сторона речи
Совершенствование слухо-произносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу, навыков правильного произношения; соблюдение ударения и интонации в немецких словах и фразах; ритмико-интонационных навыков оформления различных типов предложений.
Лексическая сторона речи
Систематизация лексических единиц, изученных в V - IX классах; овладение лексическими средствами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации устного и письменного общения. Лексический минимум выпускников полной средней школы составляет 1400 лексических единиц.
Расширение потенциального словаря за счет овладения интернациональной лексикой, новыми значениями известных слов и слов, образованных на основе продуктивных способов словообразования. Развитие навыков распознавания И употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации в рамках тематики основной и старшей школы, наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры стран, говорящих на немецком языке; навыков использования словарей.
Грамматическая сторона речи
Продуктивное овладение грамматическими явлениями, которые ранее были усвоены рецептивно, и коммуникативно-ориентированная систематизация грамматического материала, изученного в основной школе:
• совершенствование навыков распознавания и употребления в речи изученных в основной школе коммуникативных и структурных типов предложения;
• систематизация знаний о сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях, о типах придаточных предложений и вводящих их союзах и союзных словах, совершенствование навыков их распознавания и употребления;
• овладение способами выражения косвенной речи, в том числе косвенным вопросом с союзом ob;
• продуктивное овладение грамматическими явлениями, которые ранее были усвоены рецептивно (Perfekt, Plusquamperfekt, Futurum Passiv). Систематизация всех временных форм Passiv;
• развитие навыков распознавания и употребления распространенных определений с Partizip I и Partizip II , а также форм Konjunktiv от глаголов haben, sein, werden, können, müssen и сочетания würde + Infinitiv для выражения вежливой просьбы, желания;
• систематизация знаний об управлении наиболее употребительных глаголов; об использовании после глаголов типа beginnen, vorhaben, сочетаний типа den Wunsch haben + смыслового глагола в Infinitiv с zu (Ich habe vor, eine Reise zu machen);
• овладение конструкциями haben/sein zu + Infinitiv для выражения долженствования. возможности; систематизация знаний о разных способах выражения модальности
• систематизация знаний о склонение существительных и прилагательных, об образовании множественного числа существительных;
• развитие навыков распознавания г употребления в речи указательных, относительных. неопределенных местоимений а также прилагательных и наречий, их степеней сравнения;
• систематизация знаний функциональной значимости предлогов и совершенствование
навыков их употребления; о разных средствах связи в тексте для обеспечения его целостности, связности (например, с помощью наречий zuerst, dann, nachher, zuletzt).
Реализация национальных, региональных, этнокультурных особенностей на уроках немецкого языка в 10 классе.
№ урока | Тема урока | Содержание НРЭО | Основные виды учебной деятельности |
13 | Вот уже несколько лет мы учим немецкий язык. Что мы уже знаем? Что умеем? | Я и моя Родина | Сочинение - рассуждение |
18 | Вот уже несколько лет мы учим немецкий язык. Что мы уже знаем? Что умеем? | Моя малая Родина | Оформление странички языкового портфолио, монологическая речь |
36 (9) | Школьный обмен, международные молодёжные проекты. Вы хотите в них участвовать? | Традиции нашей школы | Написание письма |
39 (12) | Школьный обмен, международные молодёжные проекты. Вы хотите в них участвовать? | Что мы можем показать гостям в нашем селе? | Изготовление рекламных проспектов, буклетов |
48 (21) | Школьный обмен, международные молодёжные проекты. Вы хотите в них участвовать? | «Будни и праздники нашей школы | Зашита проектов (коллаж) |
64 (16) | Дружба, любовь… Всегда ли это приносит только счастье? | «Мой лучший друг» | Устное сообщение |
73 (25) | Дружба, любовь… Всегда ли это приносит только счастье? | День семьи, любви и верности на Руси | Просмотр презентации |
84 (6) | Искусство идет от умений. Также музыкальное искусство? | Люди искусства - мои земляки | Эссе, просмотр презентации |
87 (9) | Искусство идет от умений. Также музыкальное искусство? | Музыкальные фестивали Южного Урала | Описание картинки, фотографии |
93 (15) | Искусство идет от умений. Также музыкальное искусство? | Музыкальные предпочтения моих одноклассников | Оформление странички языкового портфолио |
Реализация национальных, региональных, этнокультурных особенностей на уроках немецкого языка в 11 классе.
№ урока | Тема урока | Содержание НРЭО | Основные виды учебной деятельности |
2 | Воспоминания | Как я провёл лето | письмо |
4 | Повседневная жизнь подростков в Германии и России. | «Мой распорядок дня» | монолог |
5 | Повседневная жизнь подростков в Германии и России.. | Школа в России и в Германии | Диалог –расспрос на основе иллюстративного материала |
8 | Повседневная жизнь подростков в Германии и России.. | Твои домашние обязанности | Устная речь |
19 | Повседневная жизнь подростков в Германии и России..Что делает молодежь в свободное время? | Хобби моих одноклассников | Защита проекта |
40 | Театр и кино. Как они обогащают нашу жизнь? | «Мой визит в театр» | Монолог |
45 | Театр и кино. Как они обогащают нашу жизнь? Известные кинорежис серы и киноктеры | «Великий режиссёр С Герасимов - наш земляк» | Защита проекта |
62 | Научно-технический прогресс, его перспективы и последствия. Проблемы современного общества. Проблемы экологии и здоровья. Природные катастрофы Чем они вызваны? | «Экология нашего края» | Устное сообщение |
72 | Научно-технический прогресс, его перспективы и последствия. Проблемы современного общества. Проблемы экологии и здоровья. Проблемы окружающей среды в Европе | «Экологические проблемы моего села» | Фоторепортаж |
91 | Мир будущего Какие требования предъявляет он к нам? Готовы ли мы? | «Куда пойти учиться в Челябинской области?» | Диалог-расспрос |
102 | Мир будущего. | Немцы на Урале | Защита проектов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стратегии работы с текстами на уроках немецкого языка на средней ступени обучения
Данный материал может быть использован на уроке немецкого языка для совершенствования навыков чтения с разными стратегиями понимания....
Игра - как эффективное средство обучения монологической речи на уроках немецкого языка на среднем этапе.
Игра - как эффективное средство обучения монологической речи на уроках немецкого языка на среднем этапе....
«Практика и реализация методики применения в части учёта национальных, региональных и этнокультурных особенностей на уроках физической культуры»
Материал содержит содержание применения национальных игр на уроках физической культуры в младшем, среднем и старшем школьном возрасте....
ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО - РЕГИОНАЛЬНЫХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Данная программа реализации НРЭО составлена для линиии учебников Бим И.Л. в основной образовательной школе (5-9 классы)....
ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО - РЕГИОНАЛЬНЫХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Даннная программа сос тавлена для уроков в начальной школе(2-4класс). Бим И. Л....
Реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей по английскому языку для 5-11 классов Южный Урал
В современной методике под влиянием ряда факторов как лингвистических, так и социокультурных, понятие "обучение языкам" постепенно вытесняется новым понятием - "обучение языку и культур...
Активные методы формирования функциональной грамотности (читательской) на уроках немецкого языка в средней школе.
В ст В статье дается определение функциональной грамотности, рассматриваются её преимущества для современного oбразования, объясняется, по...