Программа развития наставничества
проект по английскому языку (8 класс)
Проект работы наставников с молодыми педагогами .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проект развития наставничества в образовательном учреждении»
Работа с молодыми специалистами является одной из самых важных составляющих деятельности методической работы в школе, в районе. После окончания вуза, педагогу предстоит пройти путь профессионального становления, "вживания" в профессию. В настоящее время существует проблема нехватки учителей в школе, наблюдаются трудности в привлечении молодых специалистов в школу, так как после окончания ВУЗа они трудоустраиваются в другие сферы деятельности. Также существует группа учителей, проработавших несколько лет в образовании и поменявших место работы. Средний возраст учителей, работающих в школе, составляет 52 года. Необходимо не только пополнение педагогических кадров, но и обновление, омоложение. Возникает вопрос: Как привлечь в школу молодых специалистов и как удержать их там? Одним из эффективных способов обновления и сохранения педагогического коллектива, успешной адаптации молодых специалистов в школе является наставничество. Наставничество – это особая среда в образовательной нише, предполагающая опору на реальный опыт, лидерские качества и содействие в развитии доверенной аудитории или круга лиц. Педагог-наставник – это универсальный специалист, который помимо банального или классического обучения (передача знаний) является еще и посредником в практическую или научную жизнь. Он на личном примере и опыте демонстрирует возможности дальнейшего развития, помогает сформировать индивидуальный путь профессионального, научного или иного роста. Великий педагог А.С. Макаренко сказал: «Как бы человек успешно не закончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив,
а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом,
я сам учился у более старых педагогов…"
В Республике Татарстан существует рабочая группа творчески работающих учителей-новаторов, тьюторов со всех районов нашей республики. В составе этой группы с 2015 по 2022 год состояла я, тьютор Заинского муниципального района по английскому языку. В муниципальном районе была сформирована тьюторская команда по всем предметам и постепенно складывается определенный опыт тьюторских практик. В течение года тьюторами-методистами оказывается организационное и информационно-методическое сопровождение тьюторантов. Целью педагога – наставника является создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современной школы, формирования, построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, а также готовность к самообразованию и самосовершенствованию. Наставник должен помочь молодому специалисту адаптироваться в коллективе, определить уровень профессиональной подготовки, выявить затруднения в педагогической практике и помочь преодолеть их, а также создать условия для развития профессиональных навыков молодых педагогов, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания. Молодой специалист должен научиться общению со школьниками и их родителями.
Педагог – наставник планирует работу по следующим направлениям:
- организационные вопросы;
- планирование и организация работы по предмету;
- планирование и организация методической работы;
- работа со школьной документацией;
- работа по саморазвитию;
- контроль за деятельностью молодых специалистов.
После тщательного изучения вопросов работы с молодым специалистом, педагог –наставник составляет план работы.
Содержание деятельности:
1.Диагностика затруднений молодых специалистов и выбор форм оказания помощи на основе анализа их потребностей;
2.Планирование и анализ деятельности;
3. Разработка рекомендаций о содержании, методах и формах организации воспитательно-образовательной деятельности;
4. Помощь молодым специалистам в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы;
5. Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время (олимпиады, конкурсы, предметные недели, фестивали знаний и др.);
6. Организация мониторинга эффективности деятельности учителей – стажеров;
7. Создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодых учителей;
8. Организация встреч с опытными учителями, демонстрация опыта успешной педагогической деятельности;
9. Проведение Смотра успехов молодого специалиста с посещением уроков учителей – стажеров с целью оказания методической помощи если необходимо.
Принципы организации научно-методического сопровождения педагогов:
- научность – использование научно обоснованных и апробированных в педагогической практике технологий и методик;
- системность – организация системы работы со всеми участниками образовательной деятельности;
- комплексность - совместная деятельность в решении задач сопровождения;
- превентивность – оказание помощи в решении возникших проблем к предупреждению возникновения новых проблемных ситуаций;
- открытость – использование ресурсов сетевого сообщества и опыта коллег, мероприятий для педагогических работников образовательного учреждения;
- технологичность - использование современных технологий в работе;
- гуманизация – учет и развитие профессиональных потребностей педагогов, стимулирование учителей к самообразованию, к профессиональному росту;
- вариативность – признание многообразия повышения профессиональной компетентности педагога и реализация этого многообразия в действительности;
Индивидуальное сопровождение молодого специалиста более опытным педагогом позволяет добиться высоких результатов работы. Сопровождая подопечного, он знакомит его с системой работы школы, особенностями ведения школьной документации, помогает правильно планировать рабочее время и многое другое.
Планируемый результат:
1.Умение выявлять проблемы и дефициты в профессиональной деятельности, определять «точки роста»;
2.Умение самостоятельно формировать запрос на образовательную и иную деятельность исходя из выявленных проблем и дефицитов в профессиональной деятельности, а так же намеченных «точек роста»;
3.Умение самостоятельно проектировать и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут.
4.Обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;
5.Использование в работе начинающих педагогов современных педагогических технологий;
Формы для реализации моделей тьюторского сопровождения:
«Оценочный лист результатов индивидуализации» (Приложение 1); «Анкета по изучению запроса на повышение квалификации педагогических работников (Приложение 2); «Дневник тьюторанта» (Приложение 3), «Карта персонального планирования деятельности тьюторанта по участию в мероприятиях», (Приложение 4)
Продолжается работа по организационному и информационно-методическому сопровождению тьюторантов. Ведущая роль по организации сопровождения отводится методическим семинарам, распространению опыта, сетевым сообществам, инновационным площадкам.
Определяются сроки реализации программы: сентябрь 2022-май 2023 года.
Этапы реализации программы: 1) аналитический
2) проектировочный
3) корректирующий
Рассмотрим более подробно этапы реализации программы:
1.Аналитический заключается в предварительной оценке качества подготовки новоиспеченного специалиста, его умению планировать и проводить занятия. В рамках данной миссии педагог-наставник выделяет сильные и слабые моменты, подчеркивает недостатки в работе начинающего специалиста.
- Изучение нормативных документов по ФГОС;
-Проведение диагностики, анализ образовательных запросов. (Приложение 2);
- Анкетирование учителя. «Оценочный лист результатов индивидуализации» (Приложение 1);
2. Проектировочный – это этап рекомендаций по оптимизации деятельности нового специалиста, передаче личного опыта в проведении мероприятий или практической деятельности, работе. Данный этап проявляется в содействии молодому специалисту в реализации возложенных на него обязанностей: планирование занятий, рекомендации по подбору методической и информационной базы, установление контакта с целевой аудиторией и т.д
- Провести тест - опросник на определение уровня владения молодым педагогом информационно- коммуникационной компетентностью. Построить индивидуальный образовательный запрос. План саморазвития, совершенствование профессионального мастерства, оформление индивидуальной траектории развития учителя;
- Подборка информационных ресурсов, создание единой информационной базы (создание сетевого сообщества учителей для обмена информацией, распространением опыта);
- Проведение Фестиваля открытых уроков;
- Посещение уроков . Составить дневник профессионального развития педагога. «Дневник тьюторанта» (Приложение 3), «Карта персонального планирования деятельности тьюторанта по участию в мероприятиях», (Приложение 4);
- Психолого-педагогическое сопровождение;
- Научно-методическое сопровождение;
- Самоанализ и самооценка развития педагогических компетенций (на конец учебного года). Рекомендации учителя- наставника по развитию профессиональных компетенций на конец года;
- Организация практических семинаров по обмену опытом, по составлению рабочих программ. Демонстрация достижений, успешная адаптация молодых специалистов
- Эмоциональный контакт с тьюторантом (оценить свое настроение, используя тест Люшера (цветообозначения)). Следующие технологии решения проблемных ситуаций: «Незаконченное предложение», «Я не знал – теперь я знаю», «Мини – сочинение», «Цепочка пожеланий».
3.Корректирующий. Данный этап призван установить слабые стороны специалиста и помочь в их устранении, решении педагогических и общеобразовательных проблем и прочее. Наставник наблюдает за деятельностью подопечного, определяет уровень его подготовки, изменения в его работе, достижения и отмечает достоинства и недостатки, делится рекомендациями по оптимизации его трудовой активности.
- Определение перспектив деятельности, прогнозирование успешности, обновление
образовательных запросов;
- Внесение дополнений в единую информационную базу;
- Корректировка образовательных траекторий.
Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции
Потенциальные риски:
- Отсутствие прогнозированных конечных результатов проекта;
- Низкий уровень активности педагогов при участии в мероприятиях проекта, а также
различных конкурсах, проектах и т.д;
- Перегруженность педагогов-наставников, недостаточность временного ресурса
Меры преодоления:
- Систематический мониторинг реализации проекта, подбор новых механизмов
реализации;
-Привлечение педагогов к планированию, проведению мероприятий.
- Развитие системы мотивации педагогов;
-Оптимизация направлений деятельности привлеченных к реализации проекта педагогов
Практическая значимость результатов
- Новые формы совершенствования кадровой политики;
- Повышение статуса наставника
- Разнообразные формы формирования и развития индивидуальной траектории
развития педагога: индивидуальная программа развития; стимулирование участия
педагогов в профессиональных конкурсах и проектах
- Апробация новых форм профессионального взаимодействия;
- Повышение профессионального мастерства;
- Эффективная адаптация к изменяющимся условиям;
- Успешная аттестация на квалификационную категорию
2023 год объявлен в России годом Педагога и Наставника. Символом этого года является Пеликан. Почему именно Пеликан? Пеликан - символ милосердия, самопожертвования и родительской любви. Это птица, кормящая своих птенцов, также является символом ежегодного конкурса «Учитель года России», лучшим учителям России вручается хрустальная статуэтка пеликана. Наставники являются маяками, которые освещают путь и помогают двигаться вперед к успеху, преодолевая трудности. В.В. Путин сказал: «Учитель, преподаватель прямо участвует в строительстве будущего страны, и важно повысить общественную значимость учительского труда, чтобы родители больше говорили своим детям о благодарности к учителю, а учителя об уважении и любви к родителям. Давайте помнить об этом всегда».
Использованная литература:
1.Источник: https://disshelp.ru/blog/kakova-rol-pedagoga-nastavnika-v-uchebnom-zavedenii/
© DissHelp.ru - Своевременная помощь студентам и аспирантам
2. Сабинина, Н. Н.. Профилактика профессиональных рисков педагогов в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Сабинина Нина Николаевна; [Место защиты: Институт профессионально-технического образования РАО].- Санкт-Петербург, 2012.- 183 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-13/747 3.Лизинский В.М. Профессионально-личностное выгорание и способы повышения сохранности и способности качественно выполнять свои профессиональные и социальные обязанности. – М.: Изд-во: Центр "Педагогический поиск", 2013. –96с.
4.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА МБОУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8» НА 2013-2018 ГОДЫ
Система работы с «молодыми специалистами» регламентируется следующими документами:- Уставом школы- Планом работы школы– Положением о школе молодого специалиста– Планом работы ш...

Программа по наставничеству студентов-практикантов "Производственная (психологическая) практика"
Цель производственной (психологической) практики: · освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами по работе; &m...

Презентация к выступлению о проекте по теме:"Развитие наставничества "
Данная презентация подготовлена по теме выступления на форуме учителей-наставников "Развитие настаничества". Материал отражает основную цель и задачи проекта, его содержание и этапы ре...
«Создание условий для развития наставничества, поддержки инициатив, проектов, в том числе в сфере волонтерства».
laquo;Создание условий для развития наставничества, поддержки инициатив, проектов, в том числе в сфере волонтерства».Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способносте...

Индивидуальная программа развития педагога и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов
В данной статье рассматриваются проблемы и трудности, с которыми сталкивается начинающий учитель в начале своей профессиональной деятельности и которые могут препятствовать его профессиональной адапта...

Презентация опыта своей организации по развитию наставничества на межрегиональном форуме «Наставник 38»
Презентация опыта своей организации по развитию наставничества на межрегиональном форуме «Наставник 38»...

5.1.2. Результаты участия в развитии наставничества в системе образования
Результаты наставничества педагога...