ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА МБОУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8» НА 2013-2018 ГОДЫ
методическая разработка на тему

Галина Васильевна Кузнецова

Система работы с «молодыми специалистами» регламентируется следующими документами:

- Уставом школы

- Планом работы школы

– Положением о школе молодого специалиста

– Планом работы школы молодого специалиста

Цели программы:

1.Создание условий для самореализации молодого учителя

2.Приобретение учителем  практических навыков, необходимых для педагогической деятельности.

Задачи программы:

1.Формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании

2.Помочь учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс.

3.Создать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективе.

4.Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике.

5.Оказать помощь при подготовке рабочих программ, составлении тематического планирования, в разработке уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programma_raboty_s_molodymi_spetsialistami.doc.zip107.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя  школа №8»

«УТВЕРЖДЕНА»

на заседании Управляющего совета

МБОУ «СОШ №8»

Протокол №1 от 30.08.2013

Председатель Управляющего совета

_____________ Е.Ю.Собко

 с изменениями:

Протокол заседания УС

от___________№________

____________ЕЮ.Собко

          «ПРИНЯТА»

          решением педагогического совета

          МБОУ «СОШ № 8»

          Протокол №1  от _30.08.2013

          Директор школы

            ________ Н.В. Купавцева с изменениями:

Приказ директора школы

от___________№________

_____________Н. В. Купавцева

        

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА  

 МБОУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8»

НА 2013-2018 ГОДЫ

Разработчики программы:

Ветлугина Н.И.,

заместитель директора

Кузнецова Г.В., методист,

                                                                                    учитель русского языка и литературы

Лазарева Л.А.,

руководитель МО учителей начальной школы,

Жалнина О.Н.,психолог школы

г. Нижневартовск 2013

Содержание программы:

Система работы с «молодыми специалистами» регламентируется следующими документами:

- Уставом школы

- Планом работы школы

– Положением о школе молодого специалиста

– Планом работы школы молодого специалиста

Цели программы:

1.Создание условий для самореализации молодого учителя

2.Приобретение учителем  практических навыков, необходимых для педагогической деятельности.

Задачи программы:

1.Формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании

2.Помочь учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс.

3.Создать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективе.

4.Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике.

5.Оказать помощь при подготовке рабочих программ, составлении тематического планирования, в разработке уроков.

Формы работы:      

индивидуальная, коллективная, групповая    

Средства, методы  

Диагностика, посещение наставником уроков молодого учителя, организация их самоанализа; стимулирование всех форм самостоятельности, активности в учебно-воспитательном процессе; формирование навыков самоорганизации, позитивное принятие выбранной профессии.

Методы: репродуктивные, наблюдение, анкетирование, беседа        

- информационные (лекции в «Школе молодого учителя» педагогические чтения и др.),

-творческие: проблемные, инверсионные;    

- педагогическая рефлексия, участие в профессиональных дискуссиях, посещение и анализ открытых уроков, развитие творческого потенциала молодых учителей, мотивация участия в инновационной деятельности

- комплексные (педагогические мастерские, мастер-классы, проблемно-деловые, рефлексивно-деловые игры)

Реализация Программы предполагает следующие этапы

Последовательность

 этапов

Содержание этапов

Сроки реализации

1 этап

Диагностический (выявление состояния проблемы Организация Школы молодого специалиста начинается с разработки, рассмотрения и утверждения «Положения о Школе молодого специалиста»), Программы работы с молодыми учителями

2013-2014

2 этап

  Апробация комплексно-целевой программы самостоятельный творческий поиск  молодых специалистов

2014-2018

3 этап

Оценочно-рефлексивный.  Проведение диагностики и самодиагностики педагогической деятельности молодых специалистов.Обмен опытом  (продукт деятельности)

2019

 (1 год работы)

Тема «Знания и умения учителя - залог творчества и успеха учащихся»

 Направления деятельности

Краткий обзор рассматриваемых

вопросов

Сроки проведения мероприятий

Знакомство с учителем. Презентация программы «Школы молодого специалиста».

  1. Организационные мероприятия:
  • собеседование с молодым специалистом;
  • знакомство с традициями школы;
  • выбор и назначение наставников.
  1. Диагностика умений и навыков молодого учителя.
  2. Общая характеристика основных проблем начинающего педагога.
  3. Разработка и утверждение плана работы с молодыми специалистами.

август

Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации.

  1. Изучение «Закона об образовании», документов Министерства образования, локальных актов школы, включающих в себя положения о заполнении, ведении и проверке классных журналов, тетрадей и дневников учащихся; положение о предметном кружке, факультативах, курсах по выбору; положение о дежурном классе и дежурном учителе, документы.
  2. Знакомство с УМК, предметными программами.
  3. Коррекция календарных и поурочных планов молодых специалистов.

сентябрь

Посвещение в учителя

Традиционное посвящение в учителя проводится на торжественном собрании, посвященном Дню учителя

октябрь

Современный урок. Требования к организации.

  1. Методические требования к уроку.
  2. Семинар-практикум «Типы и формы уроков, факторы, влияющие на качество преподавания».
  3. Подробный анализ типов и структуры уроков в соответствии с классификацией по основной дидактической задаче. 
  4. Соответствие методов обучения формам организации уроков.
  5. Примерная схема тематического плана урока.
  6. Санитарно-гигиенические требования к обучению школьников.

Практикум «Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации разных видов урока»

ноябрь

Контроль знаний, умений, навыков учащихся. Виды контроля.

  1. Оценивание знаний учащихся: теория, психология, практика.
  2. Нормы оценивания учебной деятельности.
  3. Виды контроля и их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала.
  4. Организация мониторинговых исследований: образцы составления обобщающих таблиц, отслеживающих результаты учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя, способы определения рейтинга учебных достижений учащихся и выявления степени обученности учащихся, бланк анализа проведённых контрольных работ и мониторинговых исследований
  5. Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников.

Практикум «Организация дифференцированного подхода к учащимся»

Декабрь

Эмоциональная устойчивость учителя. Функция общения на уроке.

  1. Дискуссия на тему: «Трудная ситуация на уроке и ваш выход из неё». Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций  
  2. Анализ различных стилей педагогического общения. Преимущества демократического стиля общения.
  3. Изучение методических разработок: «Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости учащихся»; «Анализ внеклассного мероприятия», «Методика проведения родительского собрания», «Тематика родительских собраний»

Психологические тренинги «Учусь строить отношения», «Анализ педагогических ситуаций»

февраль

Самообразование учителя – лучшее обучение.

  1. Выбор методической темы. Планирование  работы над методической темой на год: схема плана работы над методической темой (программа саморазвития)
  2. Микроисследование организации работы с начинающими педагогами в школе и уровни компетенции молодого специалиста

апрель

Бенефис молодого учителя.

  1. Творческий отчёт молодых педагогов.
  2. Творческий отчет учителя-наставника.

Круглый стол «Педагогическая культура учителя – основа гуманизации учебно-воспитательного процесса»

май

Выявление педагогических проблем молодых учителей, выработка необходимых рекомендаций.

Участие молодых специалистов в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях и т. д.

В течение года

 (2 год работы)

Тема «Самостоятельный творческий поиск»

Направление деятельности

Краткий обзор рассматриваемых вопросов

Сроки проведения мероприятий

Реализация программы «Школы молодого специалиста»

Корректировка и утверждение плана работы с молодыми специалистами

Август

Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации

Анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года в условиях перехода к новым ФГОС

Сентябрь

Классное руководство. Составление характеристики класса с учётом возрастных особенностей учащихся.

  1. Моделирование воспитательной системы класса (диагностическое исследование целей класса, проектирование целей, деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса).
  2. Ознакомление с планами работы лучших классных руководителей школы.
  3. Структура плана воспитательной работы классного руководителя.
  4. Основы составления психолого-педагогической характеристики класса и учащегося.
  5. Классный час как урок взаимопонимани

Октябрь

Современные образовательные технологии

Семинар «Инновационные образовательные технологии, их использование в учебном процессе».

Круглый стол «Учебно-исследовательская деятельность учащихся как модель педагогической технологии»

Практикум «Организация исследовательской работы учащихся, оформление работ, подготовка к выступлению и защите реферата»

Ноябрь –Декабрь

Основы целеполагания урока. Самоанализ урока.

  1. Методика целеполагания. Основы самоанализа урока. Программа самонаблюдения и самооценивания урока.
  2. Самоанализ по качеству цели и задач урока.
  3. Образцы самоанализа урока. Сравнительный анализ и самоанализа урока. Памятка для проведения самоанализа урока.
  4. Посещения уроков молодых учителей администрацией и учителями-наставниками с целью оказания методической помощи.

Январь – Февраль

Анализ  урока.

  1. Памятки для проведения анализа урока. Советы молодому учителю по подготовке урока
  2. Совместный анализ урока учителем и завучем – эффективный способ внутришкольного повышения квалификации

Март

Методическая выставка достижений молодого учителя.

Динамика роста профессионализма молодого учителя:

  •  открытые уроки;
  •  выступления-презентации на педсовете по теме самообразования;
  •  методическая выставка (систематизация наработок за 2 года профессиональной деятельности);
  •  конкурс профессионального мастерства «Открытие»;
  •  представление молодого учителя наставником.

Круглый стол «Компетенции и компетентность»

Апрель–Май

Выявление педагогических проблем молодых учителей, выработка необходимых рекомендаций.

Участие молодых специалистов в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях и т. д.

В течение года

 (3 год работы)

Тема «Выбор индивидуального маршрута»

Направление деятельности

Краткий обзор рассматриваемых вопросов

Сроки проведения мероприятий

Реализация программы «Школы молодого специалиста»

Корректировка и утверждение плана работы с молодыми специалистами

Август

Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации

Анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года.

Сентябрь

Аттестация. Требования к квалификации педагогических работников.

  1. Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников.
  2. Портфолио аттестуемого

Октябрь – ноябрь

Нестандартные формы урока.

Использование информационных технологий.

  1. Система нестандартных уроков, нестандартные уроки в планах методической работы, карты экспертной оценки проведения нестандартных уроков.
  2. Информационные технологии в учебной деятельности. Создание программного продукта.

Декабрь

Внеклассная работа по предмету. Вовлечение молодых специалистов в научно-исследовательскую деятельность. Методика работы с одарёнными детьми.

  1. Разнообразие методов и форм внеклассной работы по предмету.
  2. Система работы с одаренными детьми.
  3. Определение «одарённые дети», «высоко мотивированные дети». Качества педагогов, необходимые для работы с одарёнными детьми. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся.
  4. Научно-исследовательская деятельность молодых педагогов.

Февраль – март

Предпрофильное обучение. Профориентация.

  1. Программа предпрофильного обучения.
  2. Модель выпускника школы. Социальный заказ общества.
  3. Организация работы учителя по достижению уровня умений и навыков, заложенных в модели выпускника  школы.

Апрель

Успешность педагогической деятельности. Управленческие умения учителя и пути дальнейшего развития.

Подведение итогов работы «Школы молодого специалиста»:

  • Портфолио молодого учителя. Тесты-матрицы «Влияние стимулов на деятельность учителя», «Портрет учителя глазами коллег и учащихся», «Модель значимых качеств учителя», «Формальные критерии успешности учителя».
  • Анализ карьерных перспектив молодого учителя.

Практикум «Анализ учителем особенностей индивидуального стиля своей деятельности»

Конференция «Учиться самому, чтобы успешнее учить других».

Май

Выявление педагогических проблем молодых учителей, выработка необходимых рекомендаций.

Участие молодых специалистов в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях и т. д.

Индикативные показатели Программы:

  1. Умение планировать учебную деятельность,  как собственную, так и ученическую, на основе творческого поиска через самообразование.
  2. Овладение методикой проведения нетрадиционных уроков.
  3. Умение работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу.
  4. Умение проектировать воспитательную систему
  5. Умение индивидуально работать с детьми.
  6. Овладение системой контроля и оценки знаний учащихся.
  7. Становление молодого учителя как учителя-профессионала.
  8. Повышение методической, интеллектуальной культуры учителя.

Планируемые результаты реализации Программы:

  1. Адаптация и подготовка к профессиональной деятельности молодого специалиста.
  2. Совершенствование системы научно-методической работы учреждения образования.
  3. Повышение качества образования.
  4. Повышение уровня аналитической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса.

Обмен опытом. Мастер-классы молодых учителей «Я делаю так»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования учителя математики на 2013-2018 уч. годы

Проблема, методическая тема, над которой я работаю, технологии и целевые установки, поставленные задачи. План реализации....

Рабочая программа по Информатике средней школы для 10-11 классов

Программа преподавания предмета «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне составлена на основе авторской программы Л.Л.Босовой, адаптирована к условиям школы, т. е. на объем 10...

Программа по профориентации средняя школа 21-25 - копия

Программа по профориентации средняя школа 21-25 - копия...

Программа развития МАОУ "Средняя школа № 8"

Программа развития МАОУ "Средняя школа № 8"...

Программа развития МАОУ "Средняя школа № 8 "

Программа развития МАОУ  "Средняя школа № 8 "...