Применение групповой работы на уроках английского языка
статья по английскому языку
Групповая работа на уроке – форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога [Данный вид работы поможет улучшить психологический комфор на уроках, повысить качество образования на уроках английского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад по теме:
«Применение методов
группового обучения
на уроке английского языка »
Кузнецова М.С.
МБОУ «СОШ № 1 им. Героя Советского
Союза А.И. Выборнова»
2022 год
Применение методов группового обучения на уроках английского языка.
Педагог, стремящийся сделать процесс обучения максимально познавательным и увлекательным, постоянно находится в процессе поиска. Как избежать монотонности, рутины? Что можно сделать, чтобы обучающиеся с разным потенциалом приобрели как можно больше знаний, умений и навыков? Как решить проблему нехватки времени? И, наконец, как внушить обучающемуся понимание того, что не только учитель, но, прежде всего он сам несет ответственность за свою учебу, а значит, и за ее результаты?
Думаю, каждый учитель был бы рад найти ответы на эти вопросы. В последние годы групповое обучение стало одной из эффективных и популярных технологий.
За последние годы идеи группового обучения приобрели заслуженную популярность у учителей иностранных языков. Возникает вопрос: чем привлекательна технология группового обучения и почему к ней вернулась популярность именно в последние годы?
Мы призваны готовить детей к жизни в мире взрослых, где в наше время большую роль приобретает умение сотрудничать и вместе решать поставленные задачи. Стремительное развитие экономики возможно прежде всего благодаря высоким технологиям и сверхскоростному процессу накопления, анализа и передачи информации, и нормой профессиональной деятельности становится взаимодействие нескольких команд, решающих комплексные задачи, которые не под силу выполнить в одиночку.
Именно на принципе сотрудничества и строится групповое обучение. Обучающиеся, работая в группе, пытаются совместно выполнить поставленную задачу. При этом задание строится таким образом, чтобы обучающийся не смог выполнить его без помощи остальных участников группы.
Социальное взаимодействие обучающихся приводит к заметному улучшению психологического климата в группе: ученики получают качественно новые социальные роли по сравнению с традиционным обучением, они уже не соперники, а члены одной команды. Меняется и роль учителя, который превращается из единственно возможного источника информации и контроля в советника и консультанта, направляющего работу группы в правильное русло.
Многие учителя, сталкиваясь с возможностью использования элементов группового обучения, опасаются, что они неизбежно будут обращать больше внимания на сам процесс работы в ущерб содержанию, таким образом, тратить больше времени на выполнение того или иного задания по сравнению с традиционным уроком. Однако результаты работы доказывают обратное. Любое задание в контексте группового обучения строится таким образом, чтобы каждый участник группы активно работал в течение определенного времени. Например, используя работу в группах на уроке английского языка с целью развития навыков устной речи, мы предоставляем возможность каждому ученику говорить в течение 10—15 минут на одном уроке, в то время как при традиционном обучении потребуется 3-4 часа на то, чтобы опросить каждого из 10 учеников. Возникает вопрос: что будут делать остальные ученики, пока учитель будет работать с одним? Ответ очевиден. Таким образом, одним из преимуществ данной технологии является интенсификация учебного процесса, что в большинстве случаев приводит к повышению успеваемости.
Еще одним преимуществом группового обучения является возможность осуществлять разноуровневый подход к преподаванию иностранного языка. Учителя, использующие работу в группе, без особого труда могут обеспечить учеников с разным потенциалом и способностями разноуровневыми заданиями. При этом ученик, считавшийся самым “слабым”, почувствует себя способным выполнить данное ему задание, что в конечном итоге повысит его мотивацию к изучению данного предмета. Таким образом, с уверенностью можно сказать, что технология группового обучения вобрала в себя достаточно много преимуществ, что позволяет использовать ее наряду с традиционными методами преподавания.
Групповое обучение основывается на четырех основных принципах: социальное взаимодействие, позитивная взаимозависимость, личная отчетность и равная доля участия каждого
Принцип позитивной взаимозависимости заключается в том, что успешное выполнение работы всей группой зависит от результатов работы каждого из участников этой группы. В большей или меньшей степени такой ситуации можно достигнуть в случае, если:
задание построено таким образом, что каждый из участников группы получает для работы лишь часть материала (структура типа “пила”);
за каждым из участников группы заранее закреплена определенная роль;
вся группа должна представить единый продукт своей деятельности;
успех группы зависит от достижения определенной цели всеми участниками группы;
участники группы ощущают себя частью единого целого - группы, для чего каждая группа перед началом работы может разработать эмблему или любой другой объединяющий опознавательный знак (девиз, флаг и т.д.);
участники группы располагаются за одним столом.
Теперь несколько слов о принципе личной отчетности. Как уже отмечалось, очень важно обратить внимание всех участников группы на то, что успех зависит не только от слаженной работы всей группы в целом, но и от личного вклада каждого ученика. И, очень важно, чтобы работа в группах была спланирована таким образом, чтобы обеспечить участие каждого в равной степени.
Теперь обратимся к проблеме формирования групп. Очень часто учителя приступают к формированию групп, не объяснив учащимся, почему они переходят от традиционной формы проведения урока к групповым формам обучения. Однако ученики должны знать, с какой целью они будут работать в группах, каковы преимущества работы совместно с другими учениками в рамках именно этого предмета, сколько времени будет затрачено на работу в группах; также учитель должен разъяснить ученикам, что они могут оказаться в группе не со своими друзьями, но это не означает, что между членами группы не должно быть взаимоуважения и взаимопомощи. Такие вопросы ученики могут обсудить в группах и лишь затем с учителем: это настроит их на работу в будущем.
Многие специалисты в области группового обучения считают разнородность групп определяющей характеристикой этой методики. Разнородные группы обычно формируются по принципу: один “сильный”, два “средних” и один “слабый” ученик, при этом желательно в группу поместить как девочек, так и мальчиков, а в случае если в группе есть ученики разных национальностей, разнообразить состав группы и по этому признаку. Можно выделить следующие достоинства данного типа группы:
-учитель сам формирует группы, обеспечивая баланс в каждой группе;
-обеспечивается максимальное воздействие между учениками с разными способностями;
-“слабые” ученики попадают под опеку “сильных” и при правильном построении задания приобретают максимум знаний и опыта;
-в каждой группе есть сильный ученик, который может стать помощником учителю во многих случаях при работе в группах.
Существуют также другие подтипы разнородных групп для выполнения соответствующих заданий; например, при обсуждении какой-либо темы с целью спровоцировать дискуссию формируются тематические группы, в состав которых входят ученики с разными точками зрения. В этом случае ученики выстраиваются в так называемую “оценочную шеренгу”: в начале шеренги окажутся ученики, которые согласны с утверждением, в конце шеренги - ученики, которые категорически не согласны с утверждением. Далее необходимо “сложить” шеренгу вдвое так, чтобы ученики с противоположными точками зрения оказались друг напротив друга. Теперь группы готовы к работе: в каждой из них есть ученики с разными точками зрения. Рассмотрим еще один подтип разнородных групп - базовые группы.
Базовая группа - это группа, формируемая учителем на длительный срок (например, на полугодие), участие в ней чередуется с участием в других типах групп. Формирование таких групп должно проходить в соответствии с некоторыми принципами:
-группы формируются учителем в начале учебного года/четверти;
-группы должны быть преимущественно разнородными;
-учитель должен принимать во внимание психологическую совместимость учеников, поскольку им предстоит работать в одной группе в течение длительного времени; в то же время необходимо по возможности избегать наличия в одной группе учеников, которые своим чрезмерным общением друг с другом могут помешать эффективной работе.
Конечно, если вы работаете с классом в течение уже достаточно долгого времени, вам будет достаточно сформировать базовые группы. Однако, если вы еще недостаточно хорошо знаете учеников, будет уместным проведение анкетирования, в результате которого вы сможете наилучшим образом разделить класс на такие группы. Перед проведением анкетирования ученикам следует рассказать о его цели и призвать их быть откровенными при ответе на вопросы. Также необходимо объяснить, что вы постараетесь максимально учитывать ответы учеников, но это не означает, что ученик окажется в группе со своими друзьями. Анкета может состоять из разного количества вопросов в зависимости от той информации, которую хотел бы получить учитель, и может выглядеть следующим образом:
Имя, фамилия.
Кого из учеников класса ты бы пригласил на вечеринку близких друзей? (Ответ на этот вопрос обычно выявляет близких друзей, которые склонны к активному общению даже во время урока; соответственно, желательно поместить этих учеников в разные группы.)
Представь себе, что ты оказался на необитаемом острове; кто бы стал тебе незаменимым спутником в этой ситуации?
Тебе необходимо вовремя доставить по определенному адресу важные документы, но ты не имеешь возможности сделать это сейчас; кого бы ты попросил это сделать, в полной уверенности, что этот человек сделает все так, как ты его попросил?
Кого бы ты взял в команду по ориентированию на местности с надеждой, что этот человек поможет твоей команде выиграть? (Ответы на вопросы 2—5 обычно выявляют тех учеников, с которыми опрашиваемый готов сотрудничать и доверяет.)
Кого бы ты не хотел видеть участником своей группы ни при каких обстоятельствах?
Прежде чем задавать последний вопрос, учитель должен заверить учеников в неразглашении тайны; ответ на данный вопрос позволяет выявить проблемные ситуации, и учитель должен по возможности избегать помещения в одну группу таких учеников.
Опыт проведения такого рода анкетирования в начале учебного года показывает, что в большинстве случаев формирование групп проходит успешно.
Во многих странах известна и с успехом практикуется структура, получившая название “пила”, или “американская мозаика” (jigsaw). Такая структура используется в основном на этапе введения нового дополнительного материала. Учитель готовит необходимые материалы в печатном виде, при этом поделив их на четыре более или менее равные части (по количеству учеников в группе). Каждый из участников группы получает часть заготовленного материала и в течение определенного времени его прорабатывает. По истечении времени учащиеся из разных групп, работавшие с одинаковым материалом, формируют пары или новые группы и обсуждают прочитанное, выделяют наиболее важные моменты и готовятся представить материал остальным ученикам своей группы. По возвращении в свою группу они представляют свою часть материала, выступая, таким образом, в роли учителя. К концу работы в группе каждый ученик получит информацию по всему материалу. Данная структура является классическим примером использования “структурного подхода” к групповому обучению, поскольку отвечает всем его требованиям: обеспечивает взаимодействие учеников в пределах группы и класса, их взаимозависимость, личную отчетность каждого и равное участие.
Большинство структур используется на этапе закрепления материала. Здесь учителю предстоит выбрать из множества структур те, которые будут наиболее уместны в преподавании того или иного предмета и обеспечат выполнение учащимися поставленной задачи.
Приведем пример одной популярной структуры, которая может быть с успехом использована как на этапе закрепления материала, так и на этапе текущего контроля. Эта структура получила название “круглый стол” (“roundtable”). Каждый участник группы получает “рабочий листок” - лист бумаги под определенным номером, на котором сверху помещен вопрос, а также пять граф (четыре в случае, если группа состоит из трех человек) для ответов. Набор рабочих листков для каждой группы одинаковый. В течение определенного периода времени ученик в письменном виде отвечает на поставленный вопрос в отведённой для этого графе. По истечении времени листок передается по кругу следующему ученику, который также отвечает на помещенный там вопрос. Таким образом, когда рабочий листок вернется к своему владельцу, на нем уже будут даны четыре (три) ответа на вопрос. Ученик внимательно изучает все ответы на вопрос и, в случае необходимости, вносит изменения или дополнения в свой первоначальный ответ в последнюю графу. На следующем этапе ученики из разных групп с одинаковыми номерами на рабочих листках формируют новые группы, обсуждают полученные ответы и в случае необходимости вносят коррективы в формулировку своего ответа. Если учитель использует данную структуру на этапе текущего контроля, он может оценить как первоначальный ответ ученика, данный им в первой графе, так и его работу в группе.
Оценивая работу учащихся в рамках группового обучения, необходимо заметить, что учитель должен проводить четкую границу между оценкой уровня знаний учащегося, с одной стороны, и оценкой его работы в составе группы, с другой стороны. Выставляя ученику ту или иную оценку в журнал, мы оцениваем уровень знаний, продемонстрированный им к определенному моменту независимо от его товарищей по группе. Это означает, что работа в группе должна быть оценена другим способом, но как? Существует несколько вариантов подобной оценки, но особое внимание необходимо уделять системе поощрения, а также заполнению так называемых таблиц достижений групп. Поощрять учеников можно по-разному: это и грамоты, и сертификаты, отмечающие хорошую работу в группе, и похвала, как в устной, так и в письменной форме, значки, жетоны, а также любые другие поощрения, которые учитель сочтет уместными в той или иной ситуации. Не надо бояться поощрять учеников, опасаясь того, что они привыкнут продуктивно работать лишь затем, чтобы получить приз: если работа в группах организована правильно, ученики будут получать удовлетворение от самого процесса группового обучения и от ощущения своих сил и способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/19/picture-221321-1424326854.jpg)
Кейс метод и метод дебатов на урокаханглийского языка
Кейс метод и метод дебатов на уроках английского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/24/picture-330876-1424784039.jpg)
Овладение навыками применения групповой работы с целью повышения познавательного интереса учащихся
Овладение навыками применения групповой работы с целью повышения познавательного интереса учащихся...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/07/picture-1088899-1544172768.jpg)
Интеграция вопросов сохранения и укрепления здоровья на урокаханглийского языка
«Здоровье- это не все, все без здоровья -это ничто». С этими словами известного древнегреческого философа Сократа трудно не согласиться. Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/09/picture-237182-1365506941.jpg)
Применение групповой работы при подготовке к государственной итоговой аттестации по теме «Решение текстовых задач»
Рекомендации по организации групповой работы учителям математики при обобщении материала по теме «Решение текстовых задач» при подготовке к ГИАОжидаемый результат: активное использование г...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/13/picture-295705-1379094864.jpg)
Развитие творческих способностей учащихся, как одно из условий личносто-ориентированного подхода к обучению на урокаханглийского языка
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/24/picture-1222094-1582542089.jpg)
Доклад на тему: «Организация групповой работы по русскому языку на уроках обобщения и систематизации знаний»
Доклад на ШМО гумманитарного цикла....
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/18/picture-1216508-1639781325.jpg)
«Активизация познавательной активности учащихся посредством применения стратегий критического мышления, групповой работы на уроках английского языка»
На сегодняшний день наиболее актуальной образовательной технологией является критическое мышление. Использование ее в групповой работе позволяет оживить процесс обучения, сделать его у...