Интеграция вопросов сохранения и укрепления здоровья на урокаханглийского языка
статья по английскому языку на тему

Баева Марина Анатольевна
«Здоровье- это не все, все без здоровья -это ничто». С этими словами известного древнегреческого философа Сократа трудно не согласиться. Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье. И нет ничего более важного для нации, чем здоровье подрастающего поколения. Причем, здоровье – это не только отсутствие болезни, но и физическая, социальная, психолого-педагогическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой. Исходя из концепции нашей школы-школы «здоровья, добра и радости» одной из приоритетных задач стало сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников. В связи с этим помимо решения общепедагогических задач мы должны соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению здоровья. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Под здоровьесберегающими технологиями - будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье. Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Интеграция вопросов сохранения и укрепления здоровья на уроках

английского языка.

Учитель английского языка МАОУ СОШ №1

Баева Марина Анатольевна

г. Когалым, ХМАО-Югра, 2018 год

 

«Здоровье- это не все, все без здоровья -это ничто».

    С этими словами известного древнегреческого  философа Сократа  трудно не согласиться.

Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье. И нет ничего более важного для нации, чем здоровье подрастающего поколения. Причем, здоровье – это не только отсутствие болезни, но и физическая, социальная, психолого-педагогическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой.

   Исходя из концепции нашей школы-школы «здоровья, добра и радости» одной из приоритетных задач  стало сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников. В связи с этим  помимо решения общепедагогических задач мы должны соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению здоровья. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Под здоровьесберегающими технологиями - будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье. Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает.
  С первых уроков дети учатся общаться на английском языке. При этом должны усвоить массу новых лексических единиц, грамматические формы, приобрести произносительные навыки. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Поскольку гуманизация предполагает стремление сохранить здоровье ученика и учителя, развивать духовное начало, формировать установки на общечеловеческие ценности, то именно интеграция вопросов о сохранении здоровья в содержание уроков иностранного языка  предоставляет реальную возможность сохранить здоровье и психику ребёнка, формирующегося в условиях роста информационного потока, стрессов, экологического дисбаланса.  

    Мы уделяем значительное внимание следующим критериям:

1. Физическое здоровье:

Учащиеся знают упражнения для отдыха глаз, упражнения для осанки, упражнения на концентрацию внимания, умеют расслабляться.

2. Психическое здоровье:

эмоциональная удовлетворенность школьника на уроках иностранного языка.

3. Духовно – нравственное здоровье:

уровень социализации: ответственность, организованность, доброжелательность, открытость.

   Какая же проводится работа по сохранению здоровья учащихся на уроках английского языка?

Современный урок английского языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения, сил.  Быстрая утомляемость на уроках иностранного языка вызвана спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений.

  Чтобы достигнуть высокой эффективности урока следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, необходимо предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость. При планировании урока необходимо включать зарядки – релаксации, отводя на них 3-5 минут.

   Цель релаксации – снять напряжение, дать учащимся небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

   Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Следует помнить, что при проведении релаксации не нужно ставить перед учениками цель запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ученика на какое-то время от умственного напряжения.

  I. Оздоровительные двигательные минутки.

 Ее проводим с первых уроков, когда по команде учителя или одного из учеников все учащиеся встают и выполняют простые движения. Упражнения не требуют большой подготовки

- Упражнения могут сопровождаются музыкой

-  Упражнения можно выполнять всем классом, в группе

  Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. После физкультминутки ребята становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

 Мы провели опрос среди учащихся о проведении физкультминуток. Приняли участие ребята из 8-го, 9-го, 10-го классов. Учащимся был задан вопрос: “Физкультминутки на уроках мешают или помогают?”

Ответы были такие:

- помогают преодолевать сонливость и однообразность урока

- 65%;

- повышают работоспособность

- 30%;

- создают хорошее настроение

- 50%;

  Главным в проведении оздоровительных минуток является заинтересованность учащихся в сохранении собственного здоровья. Минутки будут способствовать и сохранению психического здоровья учащихся. Во время проведения любого мероприятия необходимо проводить различного рода физкультминутки.

2. Зарядка для глаз

  Вот несколько команд на улучшение качества зрения, которые отлично тренируют глазную мышцу, предотвращает ее спазмы.

 3. Одной из форм релаксации является игра. Она используется для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Игровой прием вызывает интерес у учащихся, они концентрируют внимание на самой игре, а не на языковом материале. В игре ребенок раскрывается, т.е. проявляет самостоятельность, решительность, сообразительность, получает признание сверстников, глубже понимает окружающий мир, значение слов, проявляет все свои лучшие качества. Применяются игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие. Например, игра в поговорки и пословицы, которые расширяют кругозор и обогащают словарный запас учащихся. Изучая тему «Здоровый образ жизни», можно взять пословицы и поговорки о здоровье и полезной еде в более старших классах, и говоря о сохранении здоровья поиграть с малышами в игру «полезная и вредная еда».  Например, игра – пантомима :
- при изучении алфавита: изобразить букву (нарисовать букву в воздухе головой или в паре с партнером).
- ученик (ученики) у доски выполняет (выполняют) это задание, а другие учащиеся отгадывают эту букву алфавита.
4. Выполнение команд также помогает разнообразить виды деятельности на уроке.

Самые простые команды можно давать несколько раз на протяжении урока, если учащиеся устали.

При выборе команды используется лексика, которая уже изучена, что способствует ее повторению и закреплению.

“Японская школа”:

Учащиеся стоят возле парт. В начале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.

После выполнения наклонов, по команде учителя, ученик, стоящий за первой партой, должен повернуться к стоящему за ним ученику, сделать поклон и пожать руку, следующий ученик повторяет то же самое, пока не выполнят все ученики класса. Наклон должен быть сделан как можно ниже. Задание выполняется в быстром темпе, чётко и слаженно, без шума.

“Близнецы”:

Учащиеся встают и выходят из-за парт. Они кладут друг другу руки на плечи и закрывают глаза. По сигналу учителя они выполняют следующие команды:

- присесть;

- встать;

- встать на цыпочки;

- наклониться влево;

- наклониться вправо;

- прогнуться назад;

- постоять на правой ноге, согнув левую в колене;

- постоять на левой ноге, согнув правую в колене;

ребята должны выполнять команду слаженно и очень тихо.

        5. Так как сама неплохо пою стараюсь использовать музыку и песни в процесс обучения. Песня является хорошим видом релаксации,  предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Она снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. В психолого-педагогической литературе доказано, что с помощью песен лучше усваивается лексика и расширяется словарный запас.

 Целесообразно для отдыха выбирать песни задорные, веселые, шуточные. Песня – хороший вид релаксации, предоставляет учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических и грамматических навыков. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. Разновидностью музыкальной разрядки является исполнение учащимися только припева песни.

      Таким образом, особая роль релаксации на уроке английского языка определяется тем что она позволяет без труда переключаться с одного вида речевой деятельности на другой. Для снятия напряжения во время урока необходимо, чтобы всегда весь урок проходил непринужденно, чтобы тон учителя был бодрым и дружелюбным, а для учащихся создавалась бы располагающая к занятиям обстановка.

    6.Необычным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию учащихся и способствующим снятию напряжения, является смех. Для этого я рассказываю шутливые истории ( на английском языке) или показываю забавные картинки и предлагаю учащимся сказать, что они видят.

    7. В1994 году в начале перехода к концепции школы «Здоровья,добра и радости» трудно было с подбором материалов. Тогда на помощь нам пришли канадские книги  «Ты и твое здоровье», «Здоровье для жизни», «Наука о здоровье». Эти книги дают информацию для формирования здорового образа жизни с самого раннего возраста,  дети изучают и на практике применяют знания по следующим тематикам:

«Как то, что вы едите влияет на ваше состояние»;

«Климат и его влияние на здоровье человека»;

«Спорт и здоровый образ жизни»;

«Здоровое питание и влияние его на здоровье»;

«Экстремальные виды спорта»;

«Генетически-модифицированные продукты и их влияние на здоровье людей»;

«Профилактика болезней»;

«Природная среда как фактор здоровья населения»;

«Основы безопасности жизнедеятельности»;

«Что кушать?»;

«Проблемы выживания в современном мире»;

«Проблемы молодежи».

«Стресс в жизни подростка» после изучения темы учащиеся создают советы по снятию стресса.

     Здоровьесберегающий урок должен быть построен с учетом потребностей детей в саморазвитии, в подражании, в приобретении опыта . Для повышения здоровья учащихся огромное значение имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки детей учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ.
   Развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учащихся способствуют:

1. Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки, рациональное распределение ее по времени.

2. Смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания.

3. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание и поиск ошибок; разноуровневые задания.

4. Строгое соблюдение объема всех видов тестов, проведение контрольных работ строго по календарно-тематическому планированию.

5. Физкультминутки, игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков), зрительная гимнастика и, конечно, эмоциональная разгрузка.

6. Смена позы учащихся, наблюдение за их осанкой, соответствие позы виду учебной деятельности.


Большую помощь учителю в решении данной проблемы могут оказать современные учебные пособия. В учебниках нового поколения, особенно для учащихся старших классов, есть много тем, связанных с охраной здоровья, которые являются очень хорошим средством развития навыков изучения языка. Они помогают учащимся узнать много интересного и полезного для того, чтобы быть здоровыми, как вести здоровый образ жизни, содержится информация о вредных и полезных для здоровья привычках, о том, как в других странах мира люди сохраняют свою форму, чем отличаются русские в своих привычках в отношении здоровья от других народов, о питании, диете и т. д. Огромную помощь оказывают интернет ресурсы.

    Состояние подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества, государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.
   Главная задача школы – образование. Её надо решать вместе с другой важной задачей – оздоровлением. Поэтому дело учителей – не вредить здоровью, а укреплять его. В. А. Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85 % всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя».
  Таким образом, вопросы о здоровье в содержание уроков английского языка в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели, решить задачи обучения, учит детей жить без стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье. Применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках способствует самоопределению, самореализации ученика на основе его внутренней мотивации, вводит ребёнка в образовательное поле без потерь для здоровья, с повышенной мотивацией. Подобный подход к обучению не даёт дополнительной нагрузки на нервную систему и способствует творческому развитию личности. Есть очень хорошая презентация ''Have a good day''.

Библиографический список

1. Журнал «Иностранные языки в школе» № 2, 2007 год, № 8, 2006 год.

2. Приложение к журналу «Иностранный язык в школе» Методическая мозаика № 5, 2005 год, стр. 15 – 19.

3. Materials Development in Language Teaching [Text] / ed. B. Tomilinson. -- Cambridge : Cambridge University Press, 2002.

4. Evans, V. Spotlight [Text] : [УМК] / V. Evans, J. Dooley, N. Bykovа, M. Pospelova. -- Просвещение -- Express Publishing, 2007.

5. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.

6. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3.-С.52-87.

7. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. - М.: Вако, 2007.

8. Львова ИМ. Физкультминутки//«Начальная школа», 2005. - № 10. С. 86

9. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика.-2005.-№6.-С.37-44.

10. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.-№2.-С.19-22.

11. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок/ А.И. Севрук, Е.А. Юнина// Школьные технологии.-2004.-№2.-С.200-207.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровый образ жизни, как система индивидуального поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья.

.   «Лучшего средства от хвори нет — делай зарядку до старости лет», — гласит древняя индийская пословица....

Воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, на уроках русского языка.

Материалы для выступления на заседании  ШМО по использованию здоровьесберегающих технологий...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

Из опыта работы школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни.

В данной публикации представлен опыт работы школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни. ...

Приёмы, используемые учителем английского языка на уроке, для сохранения и укрепления здоровья обучающихся

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Исходя из актуальности проблемы я и заинтересовалась темой "Здоровьесбережени...

Консультация для педагогов: «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОО по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей»

От активного участия воспитателя, его взаимопонимания и взаимодействия с инструктором по физической культуре зависит конечный результат , достижение целей....

Консультация для воспитателей на тему: «Взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей».

Соершенствовать знания педагогов о постоянном взаимодействии инструктора по физической культуре и педагогов ДОУ по физическому воспитанию, сохранению и укреплению здороья детей....