Доклад на тему: «Организация групповой работы по русскому языку на уроках обобщения и систематизации знаний»
статья
Доклад на ШМО гумманитарного цикла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_gruppovaya_rabota_na_urokah_obobshcheniya.docx | 16.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на ШМО на тему: «Организация групповой работы по русскому языку на уроках обобщения и систематизации знаний»
Подготовила Баталова Дарья Александровна, учитель русского языка и литературы МАОУ Повадинской СОШ ГО Домодедово
Уроки обобщения знаний, умений и навыков занимают значимое место во всей системе уроков, ведь они являются заключительными, подводящими итоги и систематизирующими весь изученный ранее материал. Часто учителя русского языка на данном этапе используют метод фронтального опроса, что не всегда является эффективным, т.к. часто работают только самые активные учащиеся, в то время как неуспевающие или слабоуспевающие учащиеся, не успевая за темпами урока, остаются пассивными и не участвуют в работе. Однако есть и более плодотворные методы и формы работы, и среди них особенно выделяется групповая форма.
О преимуществах групповой работы известно многое, мы перечислим лишь некоторые из них, самые значимые для дальнейшего нашего доклада:
1. Активизируется учебно-познавательная деятельность у всех учащихся, в том числе и у слабоуспевающих;
2. Качество знаний повышается за счет многократного повторения материала, обучения детьми друг друга и желания продемонстрировать группу, в которой участвуют ученики, с лучшей стороны;
3. Активно формируются регулятивные универсальные учебные действия, предполагающие планирование работы в группе, самоконтроль и взаимоконтроль в ходе подготовки материала или поиска ответов на вопросы, оценка и самооценка и т.д.
4. Получают особое развитие коммуникативные способности учащихся, которые вынуждены работать не самостоятельно, а именно в группе, формируются качества, способствующие эффективному общению и сотрудничеству такие как: умение прислушиваться к другому человеку, внимательность, ответственность, доброжелательность и др.
Итак, достоинства групповой работы неоспоримы, и потому перейдем непосредственно к самой теме доклада, посвященной организации групповой работы на уроках обобщения и систематизации знаний. Рассмотрим мы ее на примере темы «Имя существительное», проходимой в третьей четверти 5 класса. Тема эта достаточно обширная, она включает в себя несколько подтем, а именно:
1. Имя существительное как часть речи (категориальное значение и вопросы начальной формы);
2. Неизменяемые морфологические признаки имени существительного:
а) одушевленные и неодушевленные имена существительные;
б) имена собственные и нарицательные;
в) род имен существительных;
г) склонение имен существительных;
3. Изменяемые морфологические признаки:
а) падеж имен существительных;
б) число имен существительных;
4. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе;
5. Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных;
6. Синтаксическая роль имен существительных.
Класс необходимо будет поделить на несколько групп и распределить подтемы, но с тем условием, что каждая группа должна будет по своем теме придумать небольшое упражнение, устное или письменное, таким образом задействована в повторении будет не только одна группа, но весь класс. А чтобы работе способствовал дух здоровой конкуренции и соперничества, можно будет предложить в конце урока выбрать группу, подготовившую самый интересный и качественный материал.
К примеру, группа, которая возьмется за третью и четвертую подтемы, должна будет сначала рассказать о том, что такое падеж и число имен существительных, каковы особенности падежных окончаний, а затем предложить остальному классу небольшое задание, к примеру, по определению падежа и числа, а затем – на постановку слова, данного в начальной форме, в определенные падеж или число. Чтобы задания эти оказались на слишком простыми, нужно, чтобы в этих заданиях были слова pluralia tantum и singularia tantum, которые не могут меняться по числам, а также слова на -ия, -ие, -ий, окончания которых будут отличаться от окончаний других слов. После выступления группа имеет право задать любому учащемуся вопрос по рассказанному материалу.
В таком случае учащиеся будут выступать не только в роли учеников, но и в роли учителя, дающего материал и проверяющего качество его усвоения.
В конце урока, на этапе рефлексии, можно будет предложить каждой группе оценить собственную работу и работу других групп, а по итогам выставить те оценки, которые самим учащимся покажутся справедливыми. И затем коллегиальным решением выбрать лучшую группу.
Таким образом, мы видим даже на примере одного урока все преимущества групповой работы, описанные выше. Регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД получают на таких уроках мощное развитие, а кроме того, повышается мотивация к учебе, ведь новые формы работы всегда заинтересовывают учеников и активизируют их деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.
В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...
Урок математики в 6 классе по теме:"Координатная плоскость" (урок обобщения и систематизации знаний и умений, в форме игры)
Урок предназначен для учащихся 6 класса, по типу: обобщение и систематизация знаний. Класс в котором данный урок, изучает математику по УМК "Сферы", Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс "Е.А. Бу...
Тема: Урок – повторение «Действия над обыкновенными дробями» Цель: -обобщение и систематизация знаний по теме: «Обыкновенная дробь. Действия над обыкновенными дробями». Задачи: Обучающие: обобщение и систематизация знаний; развитие познавательных способн
Урок – повторение по теме: «Действия над обыкновенными дробями», 5 класс....
Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре в 10 классе. Тема " Обобщение по теме "Логарифмы""
Разработка урока обобщения и систематизации знаний по алгебре 10 класс по теме "Логарифмы". Есть конспект урока и презентация. На уроке используется дифференцированный подход к учащимся, работа по гру...
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА (по ФГОС-2) Урок- практикум Класс: 7 В Тема:«Морфемика.Правило правописания морфем»Тип урока:обобщение и систематизация знаний
Данный урок заключительный в системе уроков по изучению темы «Разделы русской орфографии» в 7 классе. Цели урока были определены в соответствии с требованиями программы, содержанием изучен...
Разработка урока по русскому языку в 5 классе.Тема урока: "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика. Орфография. Культура речи"
Цели:Обучающая: обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.Развивающая:...